Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Вера ИЛЮХИНА

Каждая мама мечтает о доброй и умной учительнице

Cколько волнений и приятных надежд связывает каждая семья с началом учебы своего малыша! Родителям, как и учителю, хочется, чтобы их ребенок учился хорошо, с желанием шел в школу. А детям? Да спросите в первый же день у ребятишек, кто из них собирается учиться хорошо – поднимется лес рук. Так было и в мой первый учебный день. Так было и во все последующие годы. Каждый из учеников искренне хочет этого. И каждая мама, которая приводит своего малыша в первый класс, искренне надеется на чудо, верит в то, что уж теперь-то ни дня не упустит, начнет каждодневные занятия вместе со своим ребенком и постарается с помощью учителя достичь многих высот в образовании своего малыша. И, как ни странно, ни одна из них не задумывается над тем, как много уже (или мало) они сделали (или не сделали вовсе) для этого.

Конечно, каждая мама мечтает о доброй и умной учительнице. Мечтает о том, чтобы школа приносила детям радость. А радости без успехов, конечно, не бывает. И так много нужно приложить сил, прежде чем увидишь эту радость! Трудно чем-либо измерить отдачу учителя, да и возможно ли вообще? Ну скажите – кто может подсчитать, сколько энергии, душевных сил, человечности, любви к детям, в которой сочетаются сердечная ласка, премудрая строгость и требовательность, отдает учитель детям, находясь вместе с ними?

На одной из лекций я услышала, что по эмоциональной нагрузке труд учителя сравнивается с трудом начальника производственного цеха. Не берусь оспаривать это. Знаю одно – нужны любовь, безмерная любовь к детям, искреннее желание все делать для того, чтобы она стала обоюдной, потому что только тогда могут восстанавливаться душевные силы, когда видишь, что твой труд приносит положительные плоды, когда осознаешь, что каждая встреча с детьми – это радость, когда общение вызывает у детей подлинный интерес, когда в конце урока слышишь: «Спасибо вам», – когда выводится в тетради каждое слово не для отметки, а для тебя – чтобы тебе доставить радость, когда выучивается урок и для тебя тоже – чтобы не обидеть, не огорчить. Наверное, много позже поймет каждый из наших учеников, как важны ему в жизни эти полученные в детстве знания. А сегодня? Нет, не об этом думает сегодня малыш. В большинстве своем он готовит уроки по одной из двух причин: либо ему интересно, либо потому, что это задание дал любимый учитель, а у хорошего учителя ученику никогда не приходит в голову не выполнить задание.

Статья опубликована при поддержке фабрики "VIVAT MEBEL". Оптом и в розницу мебельная фурнитура и комплектующие - кухни, прихожие, гостиные, детские, спальни. Мебель от производителя, гарантия качества, доступные цены. Узнать подробную информацию о фабрике мебели, посмотреть каталог и контакты Вы сможете на сайте: http://mebeloptom.com.

Пусть каждый читающий вспомнит свои школьные годы. Разве не было среди ваших учителей таких, на уроки которых вы никогда не позволяли себе прийти неподготовленными, или, напротив, такого, при вспоминании о котором возникало какое-то нежелание готовить его предмет? Это счастье для тех детей, кто вспомнит первых учителей, к которым они шли с желанием, на таких уроках ребята не только обретали знания, но и росли духовно.

Как важно не оказаться в школе случайным людям!

К огромному сожалению, есть такие педагоги, которые случайно проживают всю свою жизнь рядом с детьми, а ведь работать в школе учитель должен по зову сердца, по призванию. Учителю, как, может быть, никому другому, необходимо обладать не только педагогическим даром, но и даром природным, воплотившим в себя работоспособность, тонкое чутье индивидуальности каждого ребенка. Учитель должен владеть методиками и быть профессионалом своего дела. Это должен быть человек большой души, любящий детей, способный без наигранности, ибо этого дети не прощают, стать им настоящим другом. Детям необходимо верить в учителя безгранично – только тогда школа станет для них школой радости, а учение не будет сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, а станет содействовать развитию ребенка, его духовному обогащению. Вот такая большая ответственность ложится на плечи учителя. И как важно сохранить эти добрые стремления, поддержать начинания, зародить его веру в себя, в то, что он многое сможет, если будет стараться!

Эти мысли и чувства, как и многое другое, были вложены в меня за долгие годы общения с моей мамой, которая безгранично любила свою работу учителя и стремилась как можно больше передать мне из того заветного клада, который она накопила за 44 года своей педагогической деятельности.

Да, 44 года она отдала детям из младших классов. Именно она была и моей первой учительницей. Только вот на то, чтобы воспользоваться тем кладом, который я от нее получила, тоже ушли многие годы. Но, вне всякого сомнения, огромную пользу принесло мне общение с ней – и как с человеком, и как с опытным учителем. Так, много раз в жизни возникали ситуации, когда мне было необходимо вновь и вновь перелистать страницы памяти, книги дорогих мне педагогов, чтобы принять правильное решение. В житейской мудрости педагогический опыт – большой помощник учителю, только начинающему свой профессиональный путь, и им всегда нужно пользоваться.

...И я опять вспомнила свой первый учительский день в школе...

Заканчивается мой первый в жизни урок. Всегда буду помнить то состояние счастья, в котором я пребывала. Я – учитель! Передо мной четырнадцать пар пытливых глаз – все такие разные и по возрасту, и по внешности. А я одна для всех!

Давно-давно, в тот первый сентябрьский день, когда моя мама взяла меня, первоклассницу, в свой класс, услышала я на своем первом уроке притчу о двух маленьких человечках. Этой притчей, в которую верю и сегодня, я и закончила свой первый урок с моими первоклашками. С тех пор в каждом классе слышат ее мои ученики. Я рассказываю ее и на встречах с учителями…

Ну а сама притча – вот она – такая детская и такая глубокая. Расскажу ее и вам.

В сердце каждого ребенка при его рождении поселяются два маленьких гномика, один из которых добрый и хороший, а другой – злой и плохой.

Растет малыш и совершает добрые дела вместе с хорошим гномиком. Сегодня сказал «спасибо», убрал свою постель, почистил зубы, помыл за собой посуду, выучил урок; завтра – помог старикам, навестил учителя, посадил дерево...

А плохие поступки совершаются вместе с плохим гномиком. Сегодня он через плечо бросил «здрасьте» учителю, не помыл за собой посуду, не подготовил урок, а завтра не уступил места пожилому человеку в транспорте, обидел друга, сломал дерево, нагрубил маме...

Так вот, когда человек помогает ближнему, внимателен и заботлив к окружающим, когда он стремится относиться к другим так, как он хотел бы, чтобы относились к нему, когда дарит радость людям своим словом, поступком, помогает старым и больным, хочет трудиться и обогащать свой разум – здоров и счастлив хороший гномик, он распрямляется в душе, и от этого становятся добрыми и приветливыми глаза самого человека. И тогда приятно находиться рядом с ним, он радует своим присутствием окружающих.

Когда же человек бывает груб, обижает друзей, не приходит на помощь, может солгать, уклониться от какой-то работы – весел и доволен плохой гномик и очень страдает добрый. «Люби себя, оберегай себя, будь эгоистом», – призывает плохой гномик. Плохо рядом с таким человеком, грустно и одиноко. Холодные и колючие у него глаза.

Какого же гномика ты хочешь взрастить в своей душе? Многое зависит от тебя. Не совершай необдуманных поступков. Всегда подумай, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе. Ты и только ты – контролер своей души! А спрашивать с себя всегда нужно за каждый прожитый день. Перед самым сном, закрыв глаза, пробегись по прошедшему дню – какому гномику ты помог больше – и постарайся завтра не повторять совершённых ошибок.

От того, какому гномику мы стараемся помочь больше, и зависит, какими людьми мы вырастаем: добрыми, отзывчивыми, требовательными к себе, исполнительными, нужными окружающим или злыми, эгоистами, слабовольными и ленивыми, чуждыми людям, живущим вокруг.

Так тихо слушали притчу мои первые ученики. И я вновь, как ученица, пережила ее вместе с ними, подумав, что буду очень стараться, чтобы в моей душе всегда находилось место доброте...

Приглашаем вас на встречу с заслуженным учителем России
Верой Алексеевной ИЛЮХИНОЙ в Московском городском Доме учителя.
Встреча состоится 19 апреля 2005 года на семинаре «Письмо с Секретом».