Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Тамара КРУГЛОВА

Перспективы развития начальной школы

Говоря о перспективах развития начальной школы, мы должны прежде всего обратиться к материалам Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.

Концепция модернизации предполагает повышение качества общего образования, что потребует изменения целей образования содержания и образовательных технологий.

В рамках реализации этой концепции разработан федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, который должен прийти на смену ныне действующим стандартам.

Особое внимание в стандартах начального общего образования уделяется формированию общих учебных умений, навыков и способов деятельности при освоении учебного содержания.

В работе по реализации содержания данного блока учителям следует оказать методическую поддержку со стороны как авторов учебников, так и методистов, а также доработать те или иные комплекты учебников.

Здесь учителя часто задают следующие вопросы:

– Правомочно ли регламентирование выбора целостного комплекта учебников?
– Какой комплект рекомендуете вы?
– Учебник какого автора лучший в той или иной предметной линии? И т.д.

Говоря о повышении качества образования, необходимо прежде всего выстроить систему оценивания его качества.

Отметка, оценка. Подмену одного термина другим можно встретить и в педагогической литературе.

Родители наших детей хотят иметь объективные сведения о качестве полученного образования.

Напрямую с повышением качества образования связано качество дошкольной подготовки ребенка, а также обеспечение успешной адаптации младшего школьника при переходе со ступени начального образования на основную.

И опять учителя задают вопросы:

– Кто будет оплачивать работу по дошкольной подготовке детей?
– Достоверны ли публикации о возможном увеличении сроков обучения в начальной школе?

И здесь мы выходим на модный нынче термин «здоровьесберегающие технологии».

– Что это такое?
– Какая продолжительность урока оптимальная: 45 минут или 35 минут? И т.д.

Много нерешенных проблем в начальной школе. Не все из них могут решить образовательные учреждения и методические службы. Часть проблем должны решаться органами государственной власти в сфере образования как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Мы ждем этих решений.

Встреча с заведующей учебно-методической лаборатории педагогики начального образования МИОО Тамарой Александровной КРУГЛОВОЙ состоится на лекции «Перспективы развития современной начальной школы» 19 апреля 2005 года в Московском городском Доме учителя