ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
|
Людмила Ивановна
ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник Института общего
среднего образования
Министерства образования Российской Федерации
Русский язык
Контрольные работы
Предлагаемые контрольные работы по русскому
языку (диктанты, проверочное списывание,
грамматические задания, работа над предложением
и текстом) позволят учителю узнать, насколько
прочно, осознанно усвоен учащимися материал по
пройденным темам на конец III четверти.
1-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить умение
записывать текст под диктовку с использованием
правил написания большой буквы в начале
предложения, именах людей, кличках животных, а
также слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу.
При диктовке проговариваются орфограммы,
незнакомые учащимся.
Объем работы: 15–22 слова.
Идет дождик
Тихо кругом. Под водой спят кувшинки. Только
рыбы видят их красоту. Ива опустила
веточки. Она грустит. Грустит и пес Чапа.
Слова для справок: видят, веточки.
Встреча
Я забрел в чащу леса. Кусты и старые пни
закрывали тропку. Зашуршала листва. Я испугался.
А там был ежик. Вот так встреча!
Слово для справки: тропку.
Стадо
По дороге пыль столбом. Это стадо идет. Сережа и
дед Иван гонят коров к деревне. Звонко
лают Шарик и Барбос.
Слово для справки: столбом, гонят.
Игра
Весь день идет снег. Юра и Андрей вышли во двор.
Мальчики будут строить башню. Юра катит ком.
Андрей ставит стены.
Слова для справок: во двор.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – списывать текст с доски без
пропуска и замены букв.
Два брата
Слава и Яша играют в школу. Старший брат учит
Яшу читать и писать. Он дал ему букварь и альбом.
В парке
Вот и зима. Ребята идут в парк. У Маши санки. Леня
взял лыжи. Вот и парк. За ними бежит пес Булька.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение из
отдельных букв, слов составлять предложения;
готовить ответы на вопросы из слов для справок;
проверять написанное.
1. Подготовить ответ на вопрос.
– Как цвел шиповник?
– Какими были розы?
Куст цвел яркими цветами. Это был шиповник.
Хороши душистые розы! Маша стала рвать розы. У
Маши заноза.
2. Кто где живет?
Лиса ... ... ... в воде.
Сова ... ... ... в норе.
Рыбы ... ... ... в дупле. |
2-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить сформированность
навыка правописания звонких и глухих согласных в
конце слова, безударных гласных в словах типа река
– реки, вода – воды, удвоенных
согласных в простейших словах, разделительного
мягкого знака.
Объем работы: 30 –35 слов.
Русские просторы
Мы живем в России. Хороши русские просторы! Их
украшают поля, леса, луга, озера.
Дед Илья любит бывать в лесу. Лес дарит деду
грибы, ягоды, травы, орехи. Лес – чудо земли. Рощи
да леса – всему краю краса!
Слова для справок: просторы, украшают,
орехи.
Птичьи домики
Из жарких стран летят птицы домой. Они
устраивают себе жилье. Самое большое гнездо у
орла. Он делает его из толстых сучьев. Самый
красивый домик у пеночки. Она вьет его на
веточках берез. Любит пеночка украшать домик
яркой бумагой.
Следы
Дедушка Емельян знал тайны леса. Он находил
следы лисы, зайца и показывал внуку Никите.
Раз Никита и ребята шли домой через лес и
заблудились. Никита увидел след собаки. Следы
привели к жилью.
Слова для справок: Емельян, находил, увидел.
Стенная газета
Наш класс стал выпускать стенную газету. Ольга
и Илья писали стихи и заметки.
У нас был конкурс на лучший рисунок. Хороши были
рисунки о нашем крае! Их нарисовали Инна
Воробьева и Петя Субботин.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – записать текст без пропуска
и замены букв, проверить написанное, исправить
самостоятельно ошибки.
Ворона
У дома рос большой дуб. Там ворона Каркуша свила
гнездо. Собака Шпилька часто лаяла на ворону.
Ворона молча смотрела на собаку, а потом сама
стала ворчать на собаку. Это удивляло
Шпильку. Она пряталась под крыльцо.
Где же масло?
Наша семья зимой в выходные дни была на даче.
Ночью форточка была открыта. На окне лежала пачка
масла. Утром мама взяла пачку. Она была пуста.
Были видны дырочки. Через них птички склевали
масло.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение подбирать,
записывать предложение в логической
последовательности, чтобы получился текст;
проверить умение дописывать текст двумя-тремя
предложениями.
1. К данным словам подбери синонимы (слова,
близкие по значению).
Волшебник – смельчак
Глушь – чаща
Храбрец – чуткий
Нередко – чумазый
Грязный – часто
Изумительный – чародей
Жалеть – щадить
С одним-двумя словами составь предложение.
2. Изложение.
Искупался
На крутом берегу ласточки свили гнезда.
Ходил по берегу кот Василий. Хотел он из гнезд
птичек или яиц достать. Стал он ползти к гнездам.
Ласточки всей стаей начали его клевать. Кот
сорвался и упал в воду. Долго он зализывал ранку
на лапке.
Вопросы:
- Где наделали гнезд ласточки?
- Что вздумал сделать кот?
- Как встретили его птицы?
- Чем все окончилось?
Слова для справок: ходил, хотел, ползти,
начали, клевать, сорвался.
3. Допиши текст.
Рядом со школой был пустырь. Рос на нем
бурьян. Наступила теплая весна. Пришли юннаты... |
3-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить сформированность
навыков правописания безударных гласных в корне
слова, в приставках, разделительного твердого
знака, мягкого знака на конце имен
существительных после шипящих.
Объем работы: 50–70 слов.
Город муравьев
Тишь. Стройные сосны и мохнатые ели закрывали
небо. Муравьиные трассы четко просматривались
среди травы и мха. Они скрывались под ветвями
деревьев. Луч солнца редко проходил сюда.
Чувствовалось, что муравьи заняты делом. Один
тащил от елки сочную иголку, другой – гибкую
веточку. Он медленно двигался со своим грузом. На
помощь прибежала группа муравьев. Муравьиная
жизнь кипела. Муравейник был двух метров высотой.
Слово для справки: просматривались.
Доверие
Около изгороди я сделал кормушку. В сугробе на
площадку сыпал семечки подсолнуха, крошки сыра и
хлеба. Стали прилетать синицы и поползни. Они
привыкли ко мне и садились на ладони, брали корм
из рук. Первые семечки поползни съедали, а затем
стали делать запасы. Возьмут в клюв два семечка с
ладони и летят к сосне. Семечки закладывают в
щель, забивают их клювом и закрывают кусочком
коры.
Примечание: предупредить о постановке
запятой.
Михайловское
На высоком холме стоит старинная усадьба.
Лестница ведет к длинному дому. Там густой парк.
Это село Михайловское.
По аллеям парка любил гулять Александр Сергеевич
Пушкин.
В маленьком домике под тесовой крышей жила Арина
Родионовна. Это любимая няня поэта.
В Михайловское съезжаются люди. Им дорог уголок,
где жил великий русский поэт. В школе у нас был
конкурс на лучшее чтение стихотворения. Наш
класс занял первое место.
Примечание: предупредить о постановке
запятых.
Раннее утро
Раннее утро. В теплые прекрасные дни не хочется
сидеть дома. Мы выезжаем из города.
Солнечный луч играет на капельках росы. В поле
зеленеет молодая рожь. Мы входим в лесную глушь.
Звенят радостные песни птиц. В лесу глубокая
тишь. Только жужжат жуки и шелестят вершины
деревьев. Старую ель окружают пушистые сосны.
Белеет в траве ландыш. По тропинке бежит еж. Он
торопится.
Слова для справок: не хочется, торопится.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить сформированность
навыка орфографической зоркости.
Последние цветы
Опять морозная ночь. Утром на поле я увидел
группу уцелевших голубоватых колокольчиков. На
одном из них сидел шмель. Я положил его под
горячий луч солнца. Он ожил, оправился и полетел.
За ночь оцепенела и стрекоза, но под горячим
лучом оправилась и полетела. Кузнечики
посыпались из-под ног. Ромашки поникли, опустили
головки. Холодно. Это были последние цветы осени.
(По М.Пришвину)
Трясогузка
Каждый день мы ждали любимую нашу вестницу
весны трясогузку. Она прилетела ночью и села на
дуб.
Молодая наша собачка Сват наблюдала за ней.
Трясогузка пробегала перед самым носом собаки и
делала вид, что не замечает ее. Собака бросалась
на изящную птичку, но та отлетала на несколько
шагов. Эта игра продолжалась час и больше.
Забавно было на них смотреть.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение логически
правильно излагать текст, добавлять к плану
недостающие части, заканчивать текст по
заданному началу, составлять к нему план.
1. Изложение.
На льду
Река была покрыта блестящим льдом, точно
зеркалом. На лед выбежал мальчишка и лихо
прокатился на ногах. За смельчаком стали бежать и
другие.
Но вот один мальчик упал. На него упали остальные.
Лед не выдержал. Он треснул. Мальчики очутились
по горло в воде. Они громко кричали.
По берегу бегали люди. Появились доски, веревки.
По льду с веревкой в зубах ползли рабочие.
Мальчики ухватились за веревку. Ребята были
спасены.
ПЛАН
1. Хорошо кататься по льду!
2.
3.
Слова для справок:
I часть: зеркалом.
II часть: на него.
III часть: спасены.
2. Свободный диктант.
Весенняя песня
После долгого ненастья выдались яркие дни.
Кругом чистое небо и сверкающий снег. Мы стоим на
остановке, ждем трамвай. Далеко тянется аллея
берез.
Вдруг раздалась самая настоящая весенняя песня.
Разве зимой поют весенние песни? Стоит середина
января!
Это пела большая синица. В редкие солнечные дни
или в зимнюю оттепель синица может так петь. Люди
улыбались. Настроение было хорошее.
3. Прочитай текст, продолжи его, составь к
нему план.
Следы
На полянке Егорушка увидел большие звериные
следы. Он объехал поляну на лыжах. Какой-то зверь
скрывался в лесной чаще. Мальчик пошел по следам
и въехал в ельник. Кругом тишь... |
4-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить умение писать
безударные падежные окончания имен
прилагательных, предлоги с местоимениями,
безударные гласные в корне слова.
Летний зной
Я всегда любил жару. Наступал знойный полдень.
Природа засыпала. Засыпал и широкий пруд. Водяные
растения глубоко корнями ушли в илистое дно.
Рыбе жарко. Она лениво выплывала на чистое
пространство. Вот она быстро схватила добычу и
поспешила под зеленые навесы из трав.
Я с другом сидел под широким развесистым дубом.
Но и он в летний зной опустил свои могучие ветки.
Липы, осины, березы росли рядышком. Они
составляли одну зеленую массу. С нами был пес
Джек. От зноя он спрятался в кусты.
Слово для справки: развесистый.
Любопытные
Сижу я на длинном бревнышке и ем хлеб. А
пингвины подошли ко мне и в рот заглядывают. Они
очень любопытны.
Утром я вышел, умылся. А там целая толпа пингвинов
собралась. Что их заинтересовало? Вода из
умывальника капала. Капли стучали по твердому
камню. Звон капели притягивал их. Они слушали
громкий звон.
Раз я в палатке разжег примус. Примус громко
шипел. Я согрел себе чай и вышел из теплой
палатки. Пингвины закричали, загалдели. Они
хотели слушать таинственные звуки. Я включил
примус.
Слова для справок: разжег, примус, вышел.
На лугу
Наступило раннее утро. Зеленый луг блестит под
ярким солнцем. По всей окрестности разливался
душистый запах цветов и трав. Вот подняли головки
голубые колокольчики. Вился цепкий горошек.
Сладким медком пах розовый клевер. Белели
крупные ромашки с золотой серединкой. Ползали по
былинкам жучки с пестрыми спинками. Порхали над
цветами легкие бабочки с красивыми крылышками. А
в густой траве сидел большой зеленый кузнечик.
Над широким лугом лился звонкий голос птиц. У
меня было хорошее настроение.
Снежные узоры на окнах
За ночь сильно похолодало. Наступило морозное
утро. На стеклах появились узоры. Лучи солнечного
света играли на стекле всеми цветами радуги.
Вот длинная ветвь пальмы. Красив снежный узор и в
блеске солнца, и в синеве зимнего вечера.
Откуда появились снежные узоры? Кто и чем их
рисует? Они нарисованы прозрачным паром. Он
всегда есть в воздухе.
На холодном стекле окна оседают теплые пары воды.
Они застывают. К ним прилипают другие капельки.
Постепенно вырастает на окне сад изо льда.
Сверкает сад на зимнем солнце.
(По М.Гумилевской)
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить сформированность
орфографической зоркости и навык самопроверки у
учащихся.
Неизвестный цветок
Однажды упало из ветра одно семечко. Оно
приютилось в ямке между камнем и глиной. Семечко
напиталось росой и выпустило из себя тонкие
волоски-корешки.
Так начал жить на свете маленький цветок. Он
поднимал листья против ветра, и ветер утихал.
Цветок всю ночь сторожил росу и собирал по каплям
на свои листья.
Днем цветок сторожил ветер, а ночью – росу. Он
трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть.
Лишь один раз цветок радовался, когда первый луч
утреннего солнца касался его листьев.
(По А. Платонову)
* * *
Целый день бродила Эльза по полям и болотам. К
вечеру она добралась до темного леса. Эльза легла
на мягкий мох и уснула. Она проснулась ранним
утром. Поблизости журчал ручей. Она умылась.
В глубь темного леса шла девочка. Сюда не
проникал солнечный луч. Высокие стволы деревьев
стояли близко друг к другу.
К концу дня Эльза подошла к морю. На берегу она
заметила одиннадцать белых лебединых перьев. Она
подобрала их. На каждом блестела капелька –
может быть, росы, а может быть, слезы. Кто знает?
(По Х.К. Андерсену)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение писать
логически последовательно текст, составлять
текст из словосочетаний, продолжить начало
текста.
1. Изложение.
По узенькой тропке шли два путника. Они
искали красоту. Один человек был с горячим
сердцем, а другой – с холодным.
Подошли путники к серому камню. У человека с
горячим сердцем радостно вспыхнули глаза. Он
увидел в сером камне чудный цветок. Другой
заметил только трещину.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и
резал камень. Его сосед сидел на берегу и смотрел
на море.
Вот из камня показался цветок изумительной
красоты. Человек освободил из камня красоту! Горы
поднялись выше, волны морские затихли. Человек с
холодным сердцем не увидел красоты.
(По В.Сухомлинскому)
ПЛАН
1. Путники ищут красоту.
2. Путники и серый камень.
3. Красота покорила горы и морскую стихию.
Слова для справок: увидел, освободил,
поднялись.
2. Составь рассказ по данному началу.
Весна идет!
Голубой снег, весеннее солнце, звонкие ручьи,
теплые лучи, черные проталины, первые цветы.
3. Используй отдельные слова и выражения.
Составь текст на эту тему.
Первые листочки
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса,
А рядом с новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистная,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен.
(Н. Некрасов) |
|
|
|