Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2005

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

Алексей ВОРОНЦОВ

Окончание. См. № 35, 41, 43/2004

Особенности организации образовательного процесса при переходе с одной ступени образования на другую, или Нужна ли нам возрастная школа?

Этой статьей мы заканчиваем цикл публикаций Алексея ВОРОНЦОВА, в которых обсуждается актуальная во все времена проблема преемственности и даются конкретные рекомендации по преодолению негативных явлений при переходе учащихся на новый этап обучения.

2. Письменная дискуссия как средство работы со своей и чужой точками зрения

В начальной школе на протяжении более трех лет совместные действия учащихся строились преимущественно через устную дискуссию с одноклассниками и учителем. Диалог помогает ребенку сформировать свою точку зрения, отличить ее от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели. Конец четвертого класса и весь переходный этап (5–6 классы) должны стать пространством, на котором может произойти следующий шаг в развитии учебного сотрудничества – переход к письменным формам ведения дискуссии.

Основные функции письменной дискуссии можно сформулировать следующим образом:

– чтение и понимание письменно изложенной точки зрения других людей может стать переходной учебной формой между устной дискуссией, характерной для начального этапа образования, и мысленным диалогом с авторами научных и научно-популярных текстов, из которых ученики основной школы получают необходимые сведения из разных областей знаний;
– письменное оформление мысли способствует развитию речи младших подростков, их умения формулировать свое мнение так, чтобы оно было понято другими;
– письменная речь является средством развития мышления школьника, помогая ему фиксировать наиболее важные моменты (противоречия, обнаружение новой проблемы, гипотезы о неизвестном, способы их проверки, выводы) в потоке устных дискуссий, быстро развертывающихся на уроке;
– организация письменной дискуссии на уроке предоставляет возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые по разным причинам (неуверенность, застенчивость, медленный темп деятельности, предпочтение роли слушателя) не участвуют в устных обсуждениях;
– организация письменной дискуссии предоставляет дополнительные возможности организации внимания детей на уроке.

Итак, можно констатировать, что письменная дискуссия является переходной формой между устной дискуссией, характерной для обучения в младших классах, и развитыми формами самообучения, опирающегося на различные тексты. На переходном этапе образования ученики должны учиться письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором текста. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы с текстами, в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или иной области знаний.

3. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся в основной школе

Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности школьников. Для того чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, ему необходим опыт в следующих действиях:

– устанавливать типологию заданий, определять, для проверки какого умения или знания дано то или иное задание;
– составлять проверочные задания разного типа и уровня сложности (в том числе задания с "ловушками");
– определять сложность заданий, распределять задания по степени сложности;
– находить или создавать образцы для проверки работы;
– сопоставлять работу с образцом;
– вырабатывать критерии оценки учебной работы;
– согласовывать свои критерии с критериями других участников контрольно-оценочной деятельности, в том числе и учителя;
– оценивать свою работу по этим критериям;
– сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника);
– давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах;
– отбирать задания для устранения допущенных ошибок;
– определять границы своего знания (понимать, где работает или не работает освоенный способ действия);
– формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).

Все эти умения формируются в процессе специальных тренировочных и коррекционных упражнений, которые можно проводить на уроке по любому предмету. В качестве одного из приемов формирования оценочно-контролирующей деятельности учитель может использовать определение самим учащимся сроков представления результатов освоения той или другой учебной темы (то есть ученик сам докладывает учителю о своей готовности к написанию проверочной работы по той или другой теме).

Предметом контроля и оценки в учебных предметах со стороны учащихся в это время могут быть:

– собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления;
– операциональный состав действий при решении поставленных задач;
– личные достижения в изучении учебного и внеучебного материала;
– прогностическая оценка своих возможностей;
– самостоятельный выбор учебного материала (заданий) для выполнения.

На данном этапе обучения необходимо стремиться к тому, чтобы контрольно-оценочные действия учителя производились исключительно по запросу учащихся, в том числе в момент предъявления учащимися своих результатов (достижений) в учении.

Если в начальной школе со стороны педагогического коллектива не уделялось должного внимания формированию основ контрольно-оценочной самостоятельности, то основная работа по ее формированию с использованием наработок начальной школы выпадает на долю переходного этапа (5–6 классы). Для классов, в которых в начальной школе использовалась безотметочная система оценивания, необходима специальная работа по обучению учащихся способам перевода оценочных шкал учащихся к общепринятой пятибалльной системе оценивания (если в основной школе планируется переход к традиционной системе оценивания).

4. Работа с "картой знаний" в учебном предмете как средство построения образовательной траектории учащихся

Для того чтобы обеспечить преемственность между контролем и оценкой учебных действий в начальной школе, с одной стороны, и умением школьников строить собственные индивидуальные образовательные траектории на этапе основной школы (7–9 классы), в переходный этап обучения (5–6 классы) необходимо уделить особое внимание индивидуальной работе учащихся над созданием в учебных курсах "карты знаний", работе с ней и последующему ее анализу. "Карта знаний" по предмету может помочь учащимся целенаправленно выбирать тот учебный материал, который им необходим для решения учебно-практических задач, а также может позволить школьникам восстанавливать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете и делать предположения о возможном дальнейшем поиске материала для изучения.

В переходный этап образования "карта знаний" может стать средством планирования, удержания предметной логики в течение учебного года и рефлексии индивидуального пути движения учащегося в учебном предмете. В отличие от начальной школы, где работа по планированию и изучению материала разворачивается только как коллективное действие, на данном этапе обучения подобная работа уже частично становится индивидуальным действием.

Основное условие достижения эффекта от работы с "картой" – ее системность и последовательность обращений к ней в течение всего учебного года. Полученный на переходном этапе образования навык работы с "картой знаний" будет необходим учащимся и на последующих этапах образования, где предполагается разворачивание индивидуальных образовательных траекторий внутри каждого учебного предмета, а в старшей школе – для обучения в профильных классах по индивидуальным планам.

Представленные выше способы условий организации образовательного процесса на переходном этапе позволят:

– осуществить плавный, мягкий и нетравматичный переход школьников с начальной ступени образования на основную;
– воспитать у младших подростков стремление и отчасти способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;
– в значительной мере индивидуализировать контрольно-оценочные действия учащихся;
– создать предпосылки для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение; умение работать с различными точками зрения).

На наш взгляд, оптимальный вариант – если обсуждаемый период образования останется под "присмотром" начальной школы. Это создаст наилучшие условия для решения важнейшей проблемы преемственности. В настоящее время силами объединенного авторского коллектива разработчиков системы Эльконина – Давыдова ведется работа по содержательной координации учебных предметов в 5–6 классах1, поиску и разработке единых для всех предметов адекватных форм организации образовательного процесса на этапе перехода детей из начальной школы в основную.

Итак, рассмотрев некоторые психолого-физиологические особенности детей переходных возрастов, способы и формы организации образовательного процесса на этих переходах, можно говорить о том, что в управлении школьного образования необходимы серьезные изменения:

  • выделение в учебном плане в отдельный раздел переходных этапов в обучении школьников (1, 5–6, 10 классы);

  • изменение содержания учебных программ на указанных этапах с ориентацией на рефлексию (осмысление) известных детям средств и способов обучения на более тесную координацию учебных дисциплин;

  • вследствие поиска новых форм и способов организации образовательного процесса – реальные изменения в построении школьного расписания (от постоянно действующего к динамичному, плавающему и т.п.), в процедурах внутришкольного контроля;

  • поиск новых форм организации методической работы учителей начальной и основной школ объединенным творческим коллективом педагогов начальной школы и учителей 5–6 классов основной школы.

И последнее. Проблема организации, руководства и контроля деятельности всех участников образовательного процесса на переходном этапе от начальной школы к основной может быть успешно решена только путем создания единой команды педагогов, разрабатывающих и создающих педагогические условия для достижения поставленных целей.

Рекомендуемая литература для учителя

1. Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Красноярск, 1997. 31 с.

2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. М.: Русская энциклопедия, 1998. 360 с.

3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. М.: Издатель Рассказов А.И., 2004. 303 с.

4. Воронцов А.Б., Цукерман Г.А. Рекомендации по организации перехода ребенка от одной ступени к другой: из начальной школы в основную. Материалы для слушателей курсов. М., 2001. 48 с.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.

6. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.: Сентябрь, 2001. 240 с.

7. Островерх О.С., Романова Л.М. и др. Формирование индивидуальных учебных действий у первоклассников, или Как научить младших школьников работать с черновиком. Красноярск: ИПиПР, 2004.

8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с.

9. Cлободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.

10. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1994. 269 с.

11. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 71–76.

12. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва–Рига, 2000. 222 с.

13. Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2000. № 2. С. 45–67.


1 В соответствии с распоряжением министра образования РФ № 726-13 от 9 июня 2003 г. и результатами конкурса «Учебники нового поколения», проводимого Национальным фондом подготовки кадров, для 5 класса основной школы был создан целостный учебно-методический комплект (УМК) по пяти учебным предметам: русский язык (авторский коллектив: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, И.Г. Маркидонова), математика (авторский коллектив: С.Ф. Горбов, В.М. Заславский, Н.Л. Табачникова, А.В. Морозова), литература (авторы Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская), природоведение (авторский коллектив: А.Б. Воронцов, Е.В. Высоцкая, В.А. Львовский, Е.В. Чудинова), изобразительное искусство (авторы Ю.А. Полуянов, Т.А. Матис).