Алексей ВОРОНЦОВ
Окончание. См. № 35, 41, 43/2004
Особенности организации
образовательного процесса при переходе с одной
ступени образования на другую, или Нужна ли нам
возрастная школа?
Этой статьей мы заканчиваем цикл публикаций
Алексея ВОРОНЦОВА, в которых обсуждается
актуальная во все времена проблема
преемственности и даются конкретные
рекомендации по преодолению негативных явлений
при переходе учащихся на новый этап обучения.
2. Письменная дискуссия как
средство работы со своей и чужой точками зрения
В начальной школе на протяжении более
трех лет совместные действия учащихся строились
преимущественно через устную дискуссию с
одноклассниками и учителем. Диалог помогает
ребенку сформировать свою точку зрения, отличить
ее от других точек зрения, а также
скоординировать разные точки зрения для
достижения общей цели. Конец четвертого класса и
весь переходный этап (5–6 классы) должны стать
пространством, на котором может произойти
следующий шаг в развитии учебного
сотрудничества – переход к письменным формам
ведения дискуссии.
Основные функции письменной дискуссии
можно сформулировать следующим образом:
– чтение и понимание письменно
изложенной точки зрения других людей может стать
переходной учебной формой между устной
дискуссией, характерной для начального этапа
образования, и мысленным диалогом с авторами
научных и научно-популярных текстов, из которых
ученики основной школы получают необходимые
сведения из разных областей знаний;
– письменное оформление мысли способствует развитию
речи младших подростков, их умения
формулировать свое мнение так, чтобы оно было
понято другими;
– письменная речь является средством развития
мышления школьника, помогая ему фиксировать
наиболее важные моменты (противоречия,
обнаружение новой проблемы, гипотезы о
неизвестном, способы их проверки, выводы) в
потоке устных дискуссий, быстро
развертывающихся на уроке;
– организация письменной дискуссии на уроке
предоставляет возможность высказаться всем
желающим, даже тем детям, которые по разным
причинам (неуверенность, застенчивость,
медленный темп деятельности, предпочтение роли
слушателя) не участвуют в устных обсуждениях;
– организация письменной дискуссии
предоставляет дополнительные возможности организации
внимания детей на уроке.
Итак, можно констатировать, что
письменная дискуссия является переходной формой
между устной дискуссией, характерной для
обучения в младших классах, и развитыми формами
самообучения, опирающегося на различные тексты.
На переходном этапе образования ученики должны
учиться письменно излагать свое мнение, понимать
точки зрения своих одноклассников, выраженные
письменно, задавать вопросы на понимание,
вступать в спор с автором текста. Эти
коммуникативные умения могут послужить основой
для серьезной работы с текстами, в которых
содержатся разные точки зрения, существующие в
той или иной области знаний.
3. Развитие контрольно-оценочной
самостоятельности школьников как необходимое
условие для построения индивидуальных
образовательных траекторий учащихся в основной
школе
Индивидуализация учебных действий
контроля и оценки является необходимым условием
для становления полноценной учебной
деятельности школьников. Для того чтобы каждый
ученик научился самостоятельно контролировать и
оценивать себя и других, ему необходим опыт в
следующих действиях:
– устанавливать типологию заданий,
определять, для проверки какого умения или
знания дано то или иное задание;
– составлять проверочные задания разного типа и
уровня сложности (в том числе задания с
"ловушками");
– определять сложность заданий, распределять
задания по степени сложности;
– находить или создавать образцы для
проверки работы;
– сопоставлять работу с образцом;
– вырабатывать критерии оценки учебной работы;
– согласовывать свои критерии с критериями
других участников контрольно-оценочной
деятельности, в том числе и учителя;
– оценивать свою работу по этим критериям;
– сопоставлять свою оценку с оценкой другого
человека (учителя, одноклассника);
– давать характеристику ошибок и выдвигать
гипотезы об их причинах;
– отбирать задания для устранения допущенных
ошибок;
– определять границы своего знания (понимать,
где работает или не работает освоенный способ
действия);
– формулировать предположения о том, как искать
недостающий способ действия (недостающее
знание).
Все эти умения формируются в процессе
специальных тренировочных и коррекционных
упражнений, которые можно проводить на уроке по
любому предмету. В качестве одного из приемов
формирования оценочно-контролирующей
деятельности учитель может использовать
определение самим учащимся сроков представления
результатов освоения той или другой учебной темы
(то есть ученик сам докладывает учителю о своей
готовности к написанию проверочной работы по той
или другой теме).
Предметом контроля и оценки в учебных
предметах со стороны учащихся в это время могут
быть:
– собственное продвижение в учебном
материале с фиксацией своих трудностей и
возможных способов их преодоления;
– операциональный состав действий при решении
поставленных задач;
– личные достижения в изучении учебного и
внеучебного материала;
– прогностическая оценка своих возможностей;
– самостоятельный выбор учебного материала
(заданий) для выполнения.
На данном этапе обучения необходимо
стремиться к тому, чтобы контрольно-оценочные
действия учителя производились исключительно по
запросу учащихся, в том числе в момент
предъявления учащимися своих результатов
(достижений) в учении.
Если в начальной школе со стороны
педагогического коллектива не уделялось
должного внимания формированию основ
контрольно-оценочной самостоятельности, то
основная работа по ее формированию с
использованием наработок начальной школы
выпадает на долю переходного этапа (5–6 классы).
Для классов, в которых в начальной школе
использовалась безотметочная система
оценивания, необходима специальная работа по
обучению учащихся способам перевода оценочных
шкал учащихся к общепринятой пятибалльной
системе оценивания (если в основной школе
планируется переход к традиционной системе
оценивания).
4. Работа с "картой знаний" в
учебном предмете как средство построения
образовательной траектории учащихся
Для того чтобы обеспечить
преемственность между контролем и оценкой
учебных действий в начальной школе, с одной
стороны, и умением школьников строить
собственные индивидуальные образовательные
траектории на этапе основной школы (7–9 классы), в
переходный этап обучения (5–6 классы) необходимо
уделить особое внимание индивидуальной работе
учащихся над созданием в учебных курсах "карты
знаний", работе с ней и последующему ее
анализу. "Карта знаний" по предмету может
помочь учащимся целенаправленно выбирать тот
учебный материал, который им необходим для
решения учебно-практических задач, а также может
позволить школьникам восстанавливать свой
индивидуальный путь движения в учебном предмете
и делать предположения о возможном дальнейшем
поиске материала для изучения.
В переходный этап образования
"карта знаний" может стать средством
планирования, удержания предметной логики в
течение учебного года и рефлексии
индивидуального пути движения учащегося в
учебном предмете. В отличие от начальной школы,
где работа по планированию и изучению материала
разворачивается только как коллективное
действие, на данном этапе обучения подобная
работа уже частично становится индивидуальным
действием.
Основное условие достижения эффекта
от работы с "картой" – ее системность и
последовательность обращений к ней в течение
всего учебного года. Полученный на переходном
этапе образования навык работы с "картой
знаний" будет необходим учащимся и на
последующих этапах образования, где
предполагается разворачивание индивидуальных
образовательных траекторий внутри каждого
учебного предмета, а в старшей школе – для
обучения в профильных классах по индивидуальным
планам.
Представленные выше способы условий
организации образовательного процесса на
переходном этапе позволят:
– осуществить плавный, мягкий и
нетравматичный переход школьников с начальной
ступени образования на основную;
– воспитать у младших подростков стремление и
отчасти способность самостоятельно расширять
границы собственных знаний и умений;
– в значительной мере индивидуализировать
контрольно-оценочные действия учащихся;
– создать предпосылки для индивидуализации
учебной деятельности (умение работать с текстом,
письменно выражать свое мнение; умение работать
с различными точками зрения).
На наш взгляд, оптимальный
вариант – если обсуждаемый период образования
останется под "присмотром" начальной школы.
Это создаст наилучшие условия для решения
важнейшей проблемы преемственности. В настоящее
время силами объединенного авторского
коллектива разработчиков системы Эльконина –
Давыдова ведется работа по содержательной
координации учебных предметов в 5–6 классах1, поиску и разработке единых для
всех предметов адекватных форм организации
образовательного процесса на этапе перехода
детей из начальной школы в основную.
Итак, рассмотрев некоторые
психолого-физиологические особенности детей
переходных возрастов, способы и формы
организации образовательного процесса на этих
переходах, можно говорить о том, что в управлении
школьного образования необходимы серьезные
изменения:
выделение в учебном плане в отдельный
раздел переходных этапов в обучении школьников
(1, 5–6, 10 классы);
изменение содержания учебных
программ на указанных этапах с ориентацией на
рефлексию (осмысление) известных детям средств и
способов обучения на более тесную координацию
учебных дисциплин;
вследствие поиска новых форм и
способов организации образовательного процесса
– реальные изменения в построении школьного
расписания (от постоянно действующего к
динамичному, плавающему и т.п.), в процедурах
внутришкольного контроля;
поиск новых форм организации
методической работы учителей начальной и
основной школ объединенным творческим
коллективом педагогов начальной школы и
учителей 5–6 классов основной школы.
И последнее. Проблема организации,
руководства и контроля деятельности всех
участников образовательного процесса на
переходном этапе от начальной школы к основной
может быть успешно решена только путем создания
единой команды педагогов,
разрабатывающих и создающих педагогические
условия для достижения поставленных целей.
Рекомендуемая литература для учителя
1. Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н.
Рекомендации к построению перехода от
дошкольного возраста к младшему школьному
возрасту. Красноярск, 1997. 31 с.
2. Воронцов А.Б. Практика
развивающего обучения. М.: Русская энциклопедия,
1998. 360 с.
3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная
деятельность: введение в систему
Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. М.: Издатель
Рассказов А.И., 2004. 303 с.
4. Воронцов А.Б., Цукерман Г.А. Рекомендации
по организации перехода ребенка от одной ступени
к другой: из начальной школы в основную.
Материалы для слушателей курсов. М., 2001. 48 с.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего
обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
6. Образовательный процесс в начальной,
основной и старшей школе: Рекомендации по
организации опытно-экспериментальной работы. М.:
Сентябрь, 2001. 240 с.
7. Островерх О.С., Романова Л.М. и др.
Формирование индивидуальных учебных действий у
первоклассников, или Как научить младших
школьников работать с черновиком. Красноярск:
ИПиПР, 2004.
8. Поливанова К.Н. Психология
возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с.
9. Cлободчиков В.И., Цукерман Г.А.
Интегральная периодизация общего психического
развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
10. Цукерман Г.А. Виды общения в
обучении. Томск: Пеленг, 1994. 269 с.
11. Цукерман Г.А. Что развивает и
чего не развивает учебная деятельность младших
школьников? // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 71–76.
12. Цукерман Г.А. Как младшие
школьники учатся учиться? Москва–Рига, 2000. 222 с.
13. Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного
возраста // Психологическая наука и образование.
2000. № 2. С. 45–67.
1 В соответствии
с распоряжением министра образования РФ № 726-13 от
9 июня 2003 г. и результатами конкурса «Учебники
нового поколения», проводимого Национальным
фондом подготовки кадров, для 5 класса основной
школы был создан целостный учебно-методический
комплект (УМК) по пяти учебным предметам: русский
язык (авторский коллектив: В.В. Репкин, Е.В.
Восторгова, Т.В. Некрасова, И.Г. Маркидонова),
математика (авторский коллектив: С.Ф. Горбов,
В.М. Заславский, Н.Л. Табачникова, А.В. Морозова),
литература (авторы Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская),
природоведение (авторский коллектив: А.Б.
Воронцов, Е.В. Высоцкая, В.А. Львовский, Е.В.
Чудинова), изобразительное искусство (авторы Ю.А.
Полуянов, Т.А. Матис).
|