Татьяна ЕРШОВА,
учитель начальных классов школы № 11,
г. Волгодонск
День защитника Отечества
Внеклассное занятие по русскому языку
ХОД ИГРЫ
Класс делится на три команды. Каждая
команда занимает место за соединенными по четыре
штуки партами, получает бумагу и ручки.
Учитель. Сегодняшняя игра будет
посвящена Дню защитника Отечества.
Конкурс 1
У. Подберите слова, близкие по
значению, например: товарищ – друг, приятель.
1) Родина (Отечество, Отчизна);
2) неприятель (враг);
3) бой (битва, сражение);
4) трусливый (робкий);
5) находчивый (сообразительный);
6) радостный (веселый);
7) храбрый (мужественный).
Конкурс 2
У. Подберите слова,
противоположные по значению, например: радость
– печаль.
1) враг (друг);
2) горе (счастье);
3) война (мир);
4) слабый (сильный);
5) ближний (дальний);
6) веселый (печальный);
7) правда (ложь).
Конкурс 3
У. Образуйте фамилии от данных
слов.
1) родина (Родная);
2) бой (Боевая);
3) солдат (Солдатова);
4) стрелец (Стрельцова);
5) воин (Воинов);
6) боец (Бойцов);
7) мир (Мирная).
Историческая справка
У. А знаете ли вы, кто такой Суворов?
Подготовленный ученик рассказывает
о Суворове.
Ученик
1. Александр Васильевич Суворов был потомком
древнего дворянского рода. И хотя он родился и
рос очень слабым ребенком, мальчик мечтал о
военной карьере и, чтобы добиться своего,
поступил на военную службу. Солдаты и офицеры
любили Александра Васильевича и были готовы
выполнить любой его приказ. Суворов обладал
талантом полководца, в любой обстановке находил
единственно возможное решение, которое в
конечном счете приводило к победе.
Суворов славился среди солдат и своими
привычками: был нетребователен в быту и каждое
утро обливался холодной водой, спал на походной
кровати под солдатским одеялом и ел ту же пищу,
что и его солдаты. Говорили, что больше всего он
любил гречневую кашу.
От солдат и офицеров Суворов требовал
самостоятельности, находчивости и
оперативности. Он говорил: «Тяжело в учении –
легко в бою». Эти слова стали поговоркой.
Особенно он проявил себя во время
Русско-турецкой войны, где пригодились его
основы боя – глазомер, быстрота, натиск.
Заслуги Суворова не оставались незамеченными. Он
получал в награду земли, ордена, почетные звания.
Суворов воспитал целую плеяду русских
полководцев, среди которых были такие выдающиеся
военачальники, как Михаил Кутузов и Петр
Багратион.
В годы Великой Отечественной войны
правительство учредило орден имени великого
полководца Александра Васильевича Суворова.
Его вручали военачальникам, которые выигрывали
крупные сражения.
У. Ребята, а кого называли дедушкой
Российского флота?
Подготовленный ученик рассказывает
об Ушакове.
Ученик 2.
Федор Федорович Ушаков сыграл такую же большую
роль в становлении русского флота, какую Суворов
сыграл в сухопутных войсках.
Мальчиком Ушаков всегда мечтал о море. В 30 лет он
был назначен командиром фрегата. В одном из
сражений в ходе Русско-турецкой войны принял на
себя командование авангардным отрядом русского
флота и, успешно маневрируя, сумел подавить
береговые батареи огнем корабельной артиллерии.
Это был один из первых случаев подобного рода в
мировой истории. Затем его назначили командующим
Черноморским флотом. В этой должности он
одержал важнейшие победы над турками. Турецкие
адмиралы почтительно называли его, русского
флотоводца, «Ушак-паша». Паша – титул высших
сановников и генералов в турецкой армии.
Ушаков разработал и основы тактики морского
маневренного боя. Для каждого корабля он
тщательно рассчитывал маршрут передвижения и
объекты обстрела. Он впервые применил
минирование кораблей врага.
Ушаков проявил себя и как крупнейший строитель
русского флота. Разработанная им система
обучения матросов и офицеров впервые в мировой
истории включила в себя развитие навыков
прицельной стрельбы и приемы ведения различных
видов сухопутного боя.
Его система изучалась и применялась флотами
всего мира.
Заслуги Федора Федоровича Ушакова не забыты
потомками. Во время Великой Отечественной войны
были учреждены орден и медаль Ушакова, которыми
награждали наиболее отличившихся флотоводцев,
офицеров и матросов.
Конкурс 4
У. Перед вами на доске написаны
слова с пропущенной буквой, обозначающей звонкий
или глухой парный согласный звук, безударный
гласный, проверяемый или не проверяемый
ударением. Вы должны быстро и правильно вставить
эти буквы.
На доске:
Команда 1
полет
пароход
земля
защищаем
салют
страна
звезда
столица
народ |
Команда 2
след
поход
герой
охраняем
самолет
здоровье
водолаз
мировой
пехотинец |
Команда 3
солдат
парад
победа
ползёт
враг
доброта
вершина
пограничник
появились |
Конкурс 5
У. Найдите, какое слово «лишнее».
Докажите это.
На доске:
летучий, лето, лётчик,
прилетели моряк, мореплаватель, матрос,
морская связист, вяз, связь, связал |
Конкурс 6
У. Напишите слова, которые у вас
«возникают» в голове, когда вы слышите
словосочетание «защитник Отечества».
Учитель дает узкий лист бумаги на
каждый ряд. Первый ученик записывает свое слово,
закрывает лист «гармошкой» и передает
следующему, второй записывает свое слово и т.д.
Выигрывает та команда, у которой будет больше
слов (повторы не считаются).
Если детям непонятно задание, привести пример: Зима
– снег, мороз, стужа, вьюга, сосульки, снежная
баба.
Конкурс 7
У. На доске записаны слова,
характеризующие человека. Выберите черты,
подходящие защитнику Отечества. Расположите эти
слова в сетке кроссворда и прочитайте выделенное
слово.
На доске:
Трусость, патриотизм,
решительность, слабость, бдительность, смелость,
находчивость, безответственность, храбрость. |
Дети заполняют кроссворд. В
выделенных клетках должно получиться слово
«победа».
Заключительная часть: подведение
итогов, награждение.
|