Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2005

МАСТЕРСКИЕ

Оксана КОБЛОВА,
учитель ИЗО ЦО № 293,
сотрудник ЦНХО,
г. Москва

Художник и зрелище

Урок 1

Делаем спектакль

Цели урока. Дать начальные представления о театре как одном из видов зрелищного искусства; познакомить с ролью художника-декоратора в театре; дать понятие о декорации как неотъемлемой части спектакля; развивать навыки работы в макете, учить вести работу в смешанной технике, работая с различными материалами, учиться пространственно мыслить.

Оборудование. Учебник «Искусство вокруг нас. 3 класс» (авт. Н.А. Горяева и др.); репродукции работ знаменитых художников театра: М.А. Врубеля к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», Ф.Ф. Федоровского «Палаты царя Берендея» к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», К.А. Коровина к опере «Князь Игорь»; бумага, гуашь, кисти, цветная бумага, картон, ножницы, клей, цветные фломастеры, фольга.

ХОД УРОКА

I. Вводная беседа

Учитель. Если мы с вами, ребята, развернем программу любого спектакля и внимательно прочтем ее, то среди многочисленных имен коллектива соавторов, мы отметим для себя слово «художник». Кто он, этот человек, в чем заключается его работа в театре, как его труд вливается в общий процесс рождения спектакля?
Театр нередко называют «волшебным миром». Купив билеты на спектакль, мы испытываем особое волнение, предчувствуя встречу с чем-то необычным, таинственным, встречу с праздником. И чтобы эти ожидания сбылись, особая задача возлагается на театрального художника. Его руками создается то, без чего театр не может существовать – декорации, костюмы, искусный подбор предметов, все, без чего не может состояться любой праздник, тем более театральный.
Что же для этого необходимо? Художник должен познакомиться с пьесой, вместе с режиссером обсудить время действия, сплетение сюжетных линий, различные особенности произведения и только потом приступить к созданию эскизов и макетов декораций, продумывая общий стиль спектакля, его характер. Это нелегкая задача, ведь сцена должна помогать актерам видеть своим настроением, определенными эмоциями, которые помогают раскрыть общий смысл спектакля.

II. Работа с репродукциями

У. Давайте все вместе внимательно рассмотрим репродукции декораций И.Я. Билибина «Град столица» и «Палаты Додона» к опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». А вот декорация, выполненная И.Я. Билибиным к опере А.Н. Верстовского «Аскольдова могила».

Учитель показывает детям названные репродукции декораций.

Палаты Дадона. Эскиз декорации к первому действию оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1909 г.

Палаты Дадона.
Эскиз декорации к первому действию оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1909 г.

Аскольдова могила. Эскиз декорации к опере А.Н. Верстовского «Аскольдова могила»

Аскольдова могила. Эскиз декорации к опере А.Н. Верстовского «Аскольдова могила»

– Как хорошо чувствуется общий настрой спектакля: вдали на нагорной стороне реки – живописные холмы, мы видим древнерусский город с красивыми башнями и проездными воротами, крутой берег омывает прохладная синяя река. Ближе к нам расположена рыбацкая хижина, а на переднем плане, по краям, расположены могучие дубы, создавая определенную таинственность и тревожность.

Итак, дорогие ребята, вам предстоит на этом уроке самим побывать в роли художника-декоратора и выполнить к задуманному вами спектаклю декорации.

III. Творческая работа

У. Сегодня на уроке вам надо выполнить небольшой макет декораций к своему спектаклю. Работа будет выполняться по этапам.

Этап 1. На листе бумаги необходимо изобразить заднюю часть сцены, то есть предметы интерьера, пейзаж, а может быть, подводный мир (в зависимости от спектакля), на фоне которого и будут происходить события.

Этап 2. Когда фон будет готов, лист можно отложить и, пока он будет сохнуть, вырезать из цветной бумаги или картона дополнительные части декораций, которые необходимы для создания наибольшей выразительности образа всей постановки (замки, дворцы, деревья и т.д.), помогающие зрителям войти в атмосферу действия, а актерам – в их роли.

Вырезать детали можно, сложив бумагу пополам (рис. 1).

Этап 3. Пока шла работа над созданием частей декорации, фон высох. Теперь нужно совместить фон и части, которые вырезали. Для этого надо:

– сложить фон пополам;
– поместить крупные части декорации на фон и приклеить их только боковыми концами так, чтобы центральная часть выступала вперед, составляя пространство между фоном и частью декорации (рис. 2);
– остальные детали можно приклеить как на фон, так и на вспомогательные полоски, создающие плановость в декорации, их может быть и две, и три, – столько, сколько нужно. Крепятся они также под углом, как и основные части (рис. 3). Полоски могут быть вырезаны в виде травы, волн моря, небольших холмов и т.д., в зависимости от спектакля (рис. 4).

Этап 4. Когда все необходимые части собраны, для создания определенной атмосферы радости, веселья или, наоборот, грусти, тревоги, с помощью гуаши и кисточки, а также цветной бумаги можно добавить что-либо или обобщить.
Детям необходимо напомнить, что на этом уроке речь идет только о работе художника-декоратора и герои в нашем «театре на столе» пока преждевременны.
Дети выполняют работу, полученные макеты декораций рассматриваются, выбираются наиболее удачные.
Это задание можно выполнить в течение двух уроков (на первом – приготовить фон и вырезать части декорации, а на втором – соединить работу воедино), а можно сделать и за один урок, используя вместо фона цветной картон.
Во время выполнения работы может звучать музыка или фрагмент какой-либо сказки по усмотрению учителя.

Урок 2

Образ театрального героя

Цели урока. Учить эмоционально воспринимать своеобразие театрального искусства; раскрыть роль художника-гримера и художника по костюмам; формировать понятие о костюме как неотъемлемой части спектакля; продолжить развивать навыки работы в макете, учить вести работу в смешанной технике, работая с различными материалами, учить пространственно мыслить.

Оборудование. Учебник «Искусство вокруг нас. 3 класс» (авт. Н.А. Горяева и др.); репродукции с работ знаменитых художников театра; примеры детских работ; музыкальные фрагменты: Э.Григ «Шествие гномов», марш из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», вальс из сюиты № 2 И.Стравинского; бумага, гуашь, кисти, цветная бумага, картон, ножницы, клей, цветные фломастеры.

ХОД УРОКА

I. Вводная беседа

Учитель. На этом уроке мы поговорим о создании художником образов героев, участвующих в спектакле. Чтобы актер смог с большей уверенностью играть на сцене, он должен как бы вжиться в роль, войти в образ. И в этом ему помогает грим и костюм.
Костюмы героев очень важны не только для актеров, но и для создания художественного образа всего спектакля, ведь он неразрывно связан с характерами персонажей. Костюм информирует зрителя о времени и месте действия спектакля, сообщает важные сведения о характере и внутреннем состоянии человека.
Прежде чем создавать костюм, художник внимательно изучает роль актера и только потом начинает работу над эскизами.

II. Работа с репродукциями

У. Давайте посмотрим на эскизы театральных художников, выполненных к различным спектаклям.

Учитель показывает репродукции: И.Я. Билибин «Варяг Икмор», Надежда (к опере А.Н. Верстовского «Аскольдова могила»), И.Я. Билибин «Воевода Полкан», рабыня из свиты Шемаханской царицы (к опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»); К.А. Коровин Эскиз костюма половца Олвуда, эскиз костюма князя Игоря (к опере А.П. Бородина «Князь Игорь»); В.Е. Татлин эскиз костюма боярина (к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя»).

– Рассматривая эскизы костюмов, мы с вамивидим не только тщательно прорисованные детали одежды, но и изображение людей, выражение лица, над которым впоследствии будет работать художник-гример.

Уже в эскизах мы с вами чувствуем, как будут двигаться, играть актеры, какой у них характер. Обычно продумывается одежда не только главных героев, но и костюмы всех участников театрального действия, которые составляют единое целое.

Художник обычно сам выбирает ткань, при этом учитывает особенности как кроя, так и шитья. Затем уже по эскизам костюм изготавливают мастера пошивочного цеха. По заказу художника изготавливаются обувь, украшения, всевозможные дополнения к костюму.

Таким образом, вы видите, что создание определенного сценического образа героя требует немало сил, времени, таланта многих людей.

III. Творческая работа

У. Сегодня на уроке вам надо изобразить одного или нескольких героев к спектаклю и расположить их на макете сцены с декорациями, выполненном на прошлом уроке. Работа будет выполняться по этапам.

Этап 1. Продумать костюм, грим героев к своему спектаклю.

Этап 2. Нарисовать героя соразмерно декорациям и выполнить в цвете.

Этап 3. Вырезать и разместить героя на созданной сцене с декорациями, выполненной на прошлом уроке.

Этап 4. Укрепить изображение героя с помощью клея на полоске или установить самостоятельно (рис. 5).

Рис. 5

Рис. 5

Дети выполняют задание, учитель рассматривает полученные работы, выбирает наиболее удачные.

Урок 3

Театральный занавес

Цели урока. Учить эмоционально воспринимать своеобразие театрального искусства; дать представление об устройстве зрительного зала; формировать понятие о театральном занавесе как неотъемлемой части спектакля; развивать навыки работы с художественными материалами.

Оборудование. Учебник «Искусство вокруг нас. 3 класс» (авт. Н.А. Горяева и др.); репродукции с примерами интересно оформленного театрального занавеса (например, занавеса МХАТа с символическим изображением чайки на нем); детские работы; грамзаписи увертюры «Руслан и Людмила» М.Глинки и «Эгмонт» Л.Бетховена (вступительная тема); бумага, гуашь, кисти, пастель, восковые мелки, цветные фломастеры.

ХОД УРОКА

I. Вводная беседа

Учитель. Мы много с вами потрудились, чтобы состоялось представление. Вспомните, с чего начинается любой из спектаклей?
Дан звонок, и люди медленно заполняют места в зрительном зале театра.

Учитель показывает иллюстрации с изображением зрительного зала театра.

– Давайте посмотрим внимательно в зал: внизу, посредине, – ряды стульев и кресел. Эти места называются партером, что в переводе с французского языка означает «на земле». Его заполняют зрители, находясь на первом этаже. По бокам партера, внизу, расположены ложи, что переводится как «помещения». В каждой такой ложе, то есть в отгороженном местечке, помещается четыре или, если ложа большая, шесть кресел. Нижний ряд лож называется бенуаром, он обычно находится на одной высоте со сценой. Сюда зрители проходят со второго этажа. Вот заполнены ряды бельэтажа, которые находятся выше бенуара, а места еще выше называются балконом, и там тоже уже расположилась публика в ожидании представления.
Итак, все заняли свои места, и взоры зрителей обращены к сцене, которая закрыта занавесом, подготавливающим нас к предстоящему действию.
Занавес может быть как поднимающимся, так и раздвигающимся. Ему отводится немаловажная роль в спектакле. Зачастую созданный художником специально для данной пьесы или только одного действия, он создает атмосферу предстоящего зрелища, ненавязчиво, а только символически пытается рассказать о нем. Поэтому художник в своей работе руководствуется прежде всего общим замыслом спектакля.
Каждый решает эту задачу по-своему: можно оформить чисто декоративно, используя цвет, выражая общий настрой представления, а можно использовать линейный рисунок. А для кого-то важно изобразить на занавесе наиболее характерных героев. При этом надо помнить, что занавес – это прежде всего вступление, увертюра к спектаклю, его символ.
Поэтому важно, чтобы он был цельным, выразительным.

II. Творческая работа

У. Сегодня вам предстоит нарисовать эскиз занавеса, используя при этом те художественные материалы, которые наиболее подходят для создания образа нашего спектакля.
Продумайте композиционное решение занавеса для сцены к своему спектаклю и выполните работу в цвете.

Дети работают самостоятельно. Выполненные эскизы занавеса анализируются, выбираются лучшие.

Урок 4

Театральная афиша

Цели. Учить эмоционально воспринимать своеобразие театрального искусства; продолжить знакомство с работой художника в театре; формировать понятие о театральной афише как неотъемлемой части спектакля; развивать образное мышление, воображение при создании эскиза афиши.

Оборудование. Учебник «Искусство вокруг нас 3 класс» (авт. Н.А. Горяева и др.); примеры различных шрифтов (можно продемонстрировать их с обложек различных книг); театральные афиши местных театров (желательно детских спектаклей); примеры детских работ; увертюры к различным музыкальным произведениям; бумага, гуашь, кисти, пастель, восковые мелки, цветные фломастеры.

ХОД УРОКА

I. Вводная беседа

Учитель. Итак, подведем небольшой итог нашей работы: для того чтобы наше театральное представление состоялось, сделано немало.
Наша сцена готова, декорации на месте, все расставлено по местам, актеры готовы – загримированы, одеты в костюмы и ожидают своего выхода. Осветители на месте, краски электрического освещения готовы влиться в общую ткань художественного оформления. Дирижер и музыканты готовы донести до слушателей идею произведения и раскрыть его замысел всеми доступными для оркестра средствами. Но кого нет? Конечно же, зрителя! Ведь сотни людей трудились именно для зрителя, и его необходимо позвать, сообщив о предстоящем спектакле. И, как вы уже догадались, на помощь придет, конечно же, художник. Он, зная содержание спектакля и кому он адресован (взрослым или детям), создает театральную афишу, которую мы можем встретить как возле театра, так и в различных уголках города.
Афиша может быть яркая, броская, с изображением главных героев, а может быть только шрифтовая, информационная – в зависимости от замысла художника. Главное – рассказать о спектакле, дать общее целостное представление о нем, сообщить название, привлечь и заинтересовать зрителя.
Вот что говорил известный график и живописец Пименов: «Я очень люблю рисовать афиши. Они являются началом спектакля еще на улице города, приглашением в театр. А так как театр всегда в какой-то мере праздник, то, следовательно, приглашением к празднику».
Давайте представим себе, что мы с вами подготовили спектакль для маленьких зрителей. Какая должна быть афиша? Безусловно, нарядная, яркая, помогающая понять содержание спектакля. Что будет главным на афише? Название спектакля. Оно должно быть выделено крупным шрифтом и хорошо читаться. Буквы на афише играют немаловажную роль. Они, как и изображение на плакате, являются образным, красноречивым средством выражения и могут быть тонкими и стройными или круглыми и толстыми. Разместить название на листе мы можем в соответствии с нашим замыслом. Более мелким шрифтом указывается название театра и время, в которое состоится спектакль. Обратите внимание на образцы театральных афиш, которые висят на доске. У каждой из них свое образное решение, соответствующее спектаклю, о котором она сообщает. Изображение главных героев или ключевых предметов помогает зрителю понять, какой спектакль ему предлагается посмотреть.

II. Творческая работа

У. Сегодня вы будете выполнять эскиз афиши к своему спектаклю. Продумайте композиционное решение театральной афиши и выполните работу в цвете.

Дети выполняют задание. Готовые работы анализируются.

Играем спектакль

Данный блок уроков изобразительного искусства посвящен театру и работе художника в театре. В его рамках можно с детьми в урочное время самостоятельно выполнить объемные полумаски и разыграть небольшой фрагмент из спектакля.

Предлагаемый способ выполнения части костюма в виде надевающейся на голову полумаски поможет ребенку быстро перевоплотиться и войти в роль.

Особенно это удобно, когда дети играют роли животных.

Для этого необходимо:

1. Сложить пополам лист бумаги формата А3 и заготовить форму для полумаски, надеваемой на голову ребенка. Для этого надо срезать углы в верхней части бумаги и выполнить небольшой полукруглый разрез, с помощью которого можно будет надеть маску на голову (в дальнейшем разрез можно подогнать по голове конкретного ребенка, то есть для кого-то сделать его поглубже или наоборот) (рис. 6).

2. Примерить получившуюся заготовку (нижняя часть огибает затылок ребенка, а верхняя фиксируется на лбу (рис. 7).

3. Получившуюся основу необходимо завершить по замыслу учащегося, например, сделать полумаску для роли ежа. Для этого надо добавить вырезанные отдельно части носа и ушек (рис. 8). Вырезанные части приклеиваем к основе с двух сторон (рис. 9). Вырезать всю верхнюю часть в виде иголок (рис. 10). Добавить в зависимости от характера глаза, усы и т.д.

Полумаску можно выполнить сразу из цветной бумаги, а можно из белой с последующей росписью гуашью.

По такому же принципу выполняются маски волка, оленя, лисы, любого животного. Необходимо только добавлять те или иные детали, раскрывающие характер играемого персонажа.