Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2005

МАСТЕРСКИЕ

Лидия ГРЕБЕНЩИКОВА,
учитель начальных
классов МОУ,
Вятская средняя школа,
Республика Марий Эл

Театральные маски

Тема. «Театральные маски».

Цели. Познакомить с театральными масками, их значением, характером; развивать знания о театрально-зрелищном искусстве; воспитывать чувство прекрасного, культуру поведения.

Оборудование. Различные виды масок; маски козы и кошки; схема пропорций лица человека; «словарь настроений»; иллюстрации с изображениями масок; видеомагнитофон; телевизор; видеозапись с фрагментами карнавалов, аудиозапись песни Пьеро; магнитофон; зеркала для всех учеников.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Вспомните, что такое театр?

Выслушиваются ответы детей.

– Театр начинается с игры. Достаточно надеть маску, изменить голос, походку и начинается театр. Посмотрим, как это может выглядеть.

Дети надевают маски и изображают кошку, козу.

– Ребятам помогли сыграть свои роли маски. Именно о них пойдет речь на уроке.

III. Знакомство с новым материалом

У. Ребята! Где вы видели маски? Что такое, по-вашему, маска?

Выслушиваются ответы детей.

– Маска – это неотъемлемый атрибут карнавальных шествий. Посмотрите, какими они могут быть.

Учитель показывает видеозапись с фрагментами карнавалов в Бразилии, Венеции.

– В словаре говорится, что маска – это:

1) накладка с каким-либо изображением: человеческое лицо, голова мифологического существа;

2) повязка с вырезом для глаз;

3) слепок с лица умершего (слепок-копия).

«Маски» – от латинского «личина», в глубокой древности применялись в обрядах, связанных с трудовой деятельностью людей. Например, перед началом посева или, наоборот, сбора урожая люди исполняли ритуальные танцы, надевая при этом маски. А также в праздники урожая, в праздники поклонения животным, считая этих животных покровителями (животные-тотемы), использовали ритуальные маски с чертами животных – например у африканских народов (показ маски африканских народов).
Маски использовались в ритуалах погребения (захоронения), также в различных церемониях, например отпугивания колдунов, посвящения в вожди.
Итак, маски бывают карнавальные, ритуальные, комические, трагические.

На доску вывешиваются карточки с названиями масок.

– В Европе трагические и комические маски применялись давно, еще в античном театре, зародившемся в Древней Греции.Ребята, скажите, из чего можно делать маски?

Д. Из глины, дерева, бумаги.

У. Маски в Древней Греции делали из глины, надевали как шлем. У некоторых народов маску просто держали в руках. Были известны маски из золота. Сегодня маски делают из бумаги (в технике папье-маше), резины, ткани, из чулка.

Учитель демонстрирует маски из различных материалов.

– Посмотрите внимательно на все представленные маски. Какие средства использовали художники для того, чтобы маски могли передать состояние героя, показать его характер и возраст?

Д. Все это получилось благодаря определенному цвету и форме.

У. Правильно. Желтый цвет говорил о болезни, темный – о силе и здоровье, багровый – о раздражительности. Поговорим подробнее о формах. Возьмите в руки зеркало. Изобразите веселое настроение. Что происходит с лицом?

Д. Губы растягиваются, глаза сужаются.

У. Это комическая маска.

На доску помещается комическая маска.

– Выразите удивление. Что происходит с лицом?

Д. Глаза округляются, рот в виде «о», брови поднимаются.

Демонстрируются маски.

У. Опустите уголки губ и изобразите грусть. Это трагическая маска. Символами комедии (смеха) и трагедии (печали) до сих пор служат античные маски. А как, ребята, по-вашему, можно определить возраст?

Выслушиваются ответы детей.

– На некоторых масках возраст можно определить по морщинам.

Учитель показывает иллюстрации таких масок.

– В Древней Руси маски были принадлежностью скоморохов, позже клоунов.
Ребята, каким должен быть настоящий зритель?

Д. Он должен уметь смотреть и слушать спектакль.

У. Мало смотреть – нужно видеть, мало слушать – надо услышать и быть благодарными зрителями. Послушайте внимательно исполнение песни и ответьте на вопросы, записанные на доске.

На доске:

Из какой сказки песня? Какой герой ее исполняет? Какое настроение вызывает данное исполнение?

Звучит песня Пьеро из сказки «Золотой ключик».
После прослушивания дети отвечают на поставленные вопросы.
– Перед вами «словарь настроений».

На доске:

Светлое, праздничное, бодрое, печальное, грустное, мечтательное, тоскливое, капризное, радостное.

– Какое настроение соответствует данному исполнению?

Д. Печальное, грустное.

У. А какая маска подойдет к данному исполнению?

Д. Грустная.

IV. Практическая работа

У. Сейчас вы станете художниками и создадите свою маску, используя такие средства изображения, как цвет, форму. Выбирайте по характеру любую маску: комическую или трагическую, добрую или злую.

Учитель поэтапно показывает ход работы.

– Рисуем контур лица, вырезаем дырочки для глаз и рта, раскрашиваем маску красками или украшаем аппликацией. Не забудьте о пропорциях лица.

Учитель обращает внимание на таблицу с пропорциями.

Дети работают самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

V. Итог урока

Выставляются и анализируются работы учащихся. Выбираются лучшие.