Надежда ВЫГОРЕНКО,
учитель гимназии № 22,
г. Белгород
От обряда – к театру
Тема. «От обряда – к театру».
Цели. Создать условия для
организации исследовательской деятельности
учащихся по пониманию и усвоению понятий:
«обряд», «театр»; содействовать развитию
интеллектуальной культуры учащихся.
Оборудование. Учебник «Окружающий
мир. 4 класс» (авт. Н.Ф. Виноградова,
Г.С. Калинова); чучело Масленицы; жаворонки
(поделки детей); портреты Ф.М. Достоевского,
царя Алексея Михайловича Романова; куклы к
сказке «Репка», кукла Петрушка; блины.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Тема сегодняшнего урока:
«От обряда – к театру». В ходе урока мы должны
будем узнать, что такое обряд и когда появился
первый театр.
III. Знакомство с новым материалом
У. В древности человек жил одной
жизнью с природой. Все его внимание было
направлено на объяснение таинственной связи
окружающих его явлений. Свет и тьма, небо и земля,
солнце, гроза, ветер, огонь, вода представлялись
ему живыми существами, с человеческими чувствами
и мыслями. Таинственное, чудесное в природе
объяснялось наличием сверхъестественных сил. К
этим неведомым силам обращали молитвы, им
приносили жертвы.
На доске:
– Наделяя эти силы
человеческими чертами, древние славяне
олицетворяли их.
Так появились бог огня, бог земли, бог леса, бог
воды и др.
Слово бог – исконно славянское. Основное
значение этого слова – счастье, удача.
Человек верил, что от богов, приносящих удачу и
счастье, зависит его собственная судьба. Отсюда
стремление умилостивить их молитвами и
жертвоприношениями, а также совершением
установленных традицией действий – обрядов.
Попытайтесь объяснить значение слова обряд.
Выслушиваются предположения
учащихся.
– Обратимся к Толковому словарю в
учебнике на странице 155.
Дети читают:
«Обряд – определенная
последовательность действий, сопровождающих
важные моменты жизни (рождение, крестины,
свадьбы) и сезонного труда специальными
обрядовыми песнями».
– Послушаем ребят, подготовивших
дома рассказ о богах, в которых верили славяне.
Слушая рассказы, ученики
рассматривают иллюстрацию с изображением богов
на с. 84 учебника.
Ученик 1. Славяне верили в богов.
Они считали богов похожими на людей. Верховным
божеством считали бога неба, который, по их
разумению, был в супружеском союзе с
матерью-землей.
У славян отец Небо получил имя Сварог –
верховный владыка вселенной, родоначальник
прочих светлых богов, прабог.
Сварог выводил из-за туч ясное солнце, возжигал
светильник солнца, погашенный демонами тьмы. С
восходом солнца, с возжжением его светильника
соединялась мысль о его возрождении, поэтому
Сварог есть божество, дающее жизнь Солнцу –
рождающее Даждьбога.
Ученик 2. Даждьбог есть Солнце,
сын Неба. Каждый день выезжает из золотого дворца
на огненных конях бог Солнца. Солнце греет и
кормит человека. Но бывает так, что Солнце
сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки,
горят травы и посевы, голод губит людей и
животных.
Ученик 3. Другой сын Сварога-Неба
был огонь – молния Сварожич – бог огня.
Древние славяне считали, что огонь в домашнем
очаге можно поддерживать только приношением ему
разных сгораемых материалов: пожирая их, он
живет, но тотчас же погасает (умирает)–как только
они превратятся в пепел.
Ученик 4. А вот черные тучи
закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун. Он
бьет дубиной, и гремит гром, стрелы-молнии
рассекают тучи, землю поливает дождь. Страшен в
гневе Перун – он посылает на землю бури и ливни,
выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает
скот и людей. «Убей тебя Перун», – говорили тому,
кому желали зла.
У. Чтобы боги были добрее к
людям, древние славяне устраивали в их честь
праздники.
Главному богу – Солнцу было посвящено сразу
несколько торжеств.
Масленица – праздник прощания с зимой и
встречи весны.
Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело,
наряжали его в женскую одежду. Вокруг чучела
водили хороводы. Выглядело это приблизительно
так.
Подготовленные ученики водят
хоровод вокруг чучела, изготовленного дома, и
поют:
Едет Масленица дорогая,
Наша гостюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных.
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
У. А потом сжигали чучело на
костре. Встречая весну, славяне молили бога об
урожае.
До наших дней дошел обычай печь на масленицу
блины – символ Солнца.
Ученики, которые водили хоровод,
угощают всех блинами.
– Начиналась весна. Первого марта
дети бегали по селу с жаворонками, испеченными из
теста, и пели веснянки.
Дети дарят гостям жаворонков,
сделанных на уроке труда.
Весь класс под трещотку исполняет веснянку «Ой,
кулики!»:
Ой, кулики-жаворонушки,
Прилетайте к нам у оконушки!
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков,
Запирай зиму, отворяй весну,
Тепло летице!
– А какие еще праздники вы знаете?
Выслушиваются ответы детей.
– Постепенно на Руси появились
первые артисты – скоморохи (потешники).
Прочитайте о них текст на странице 86. Найдите
ответы на вопросы, записанные на доске.
На доске:
Дети читают текст и отвечают
на вопросы.
– Рассмотрите рисунок на с. 86.
Звучит грамзапись игры на гуслях.
– Гусли – старинный инструмент.
Первое упоминание о русских гуслях относится к VI
веку. Название их происходит от
древнеславянского слова «гуслы» – гудеть, а так
как гудела струна, то она и получила название
«гусли».
Гусли – гудящие струны, их 12–13. В древнем Киеве
гусли были любимым музыкальным инструментом, под
них пели и плясали.
Учитель надевает на руку куклу
«Петрушка».
– Ребята, кто это?
Д. Петрушка.
Ученик читает стихотворение на с. 87
учебника.
Ученик.
Из-за ширм Петрушка выскочил и ну:
– Эй, коси-малина, вспомню старину! –
Весело Петрушка пляшет и поет.
– Молодец, каналья, – говорит народ.
У. От обрядов и скоморохов мы
переходим к кукольному театру. Прочитаем о нем в
учебнике.
Дети читают текст на с. 87.
– Выскажите свои предположения.
На доске портрет Ф.М. Достоевского
и высказывание: «Скажите, почему так смешон
Петрушка, почему вам непременно весело, смотря на
него, всем весело, и детям, и старикам?»
– Постарайтесь ответить на вопрос
писателя Федора Михайловича Достоевского.
Выслушиваются ответы детей.
– А теперь посмотрим кукольный
спектакль по русской народной сказке «Репка»,
который покажут ваши одноклассники.
Дети разыгрывают сказку.
– А где сейчас можно увидеть
кукольные спектакли?
Д. В театре.
У. А теперь послушаем рассказ о
театре.
Ученик. Знаете ли вы, как театр на
Русь пришел? В середине ХVII века русские послы,
возвращаясь из-за границы, рассказывали о
«театральных действах». На Руси театра еще не
было, только бродячие скоморохи и кукольники
ходили по городам и давали свои представления.
Царь Алексей Михайлович (показ фото)
заинтересовался новым зрелищем и решил устроить
театр в Москве.
Постановку первого спектакля поручили школьному
учителю из Немецкой слободы, пастору Грегори. В
селе Преображенском было построено для театра
специальное здание – «комедийная хоромина».
Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года.
Представление пьесы «Эсфирь» длилось целых
10 часов, в нем участвовало более 60 актеров.
IV. Итог урока
У. Разговор о театре сегодня мы
только начали. Вам еще многое предстоит узнать. А
сейчас вернемся к вопросам, прозвучавшим в
начале урока, и ответим на них.
Дети отвечают.
– Что вы запомнили о создании
первого театра?
Д. Его создали по велению царя
Алексея Михайловича.
– Первый спектакль длился более 10 часов и в
нем играло более 60 актеров.
У. Молодцы.
V. Домашнее задание
У. Дома вы прочитаете материал
на с. 84–88. Кто заинтересовался историей
возникновения театра, может найти
дополнительные сведения о крупнейших театрах
страны или рассказать о каком-то из наших
городских театров.
|