Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2005

МАСТЕРСКИЕ

Надежда ВЫГОРЕНКО,
учитель гимназии № 22,
г. Белгород

От обряда – к театру

Тема. «От обряда – к театру».

Цели. Создать условия для организации исследовательской деятельности учащихся по пониманию и усвоению понятий: «обряд», «театр»; содействовать развитию интеллектуальной культуры учащихся.

Оборудование. Учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова); чучело Масленицы; жаворонки (поделки детей); портреты Ф.М. Достоевского, царя Алексея Михайловича Романова; куклы к сказке «Репка», кукла Петрушка; блины.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Тема сегодняшнего урока: «От обряда – к театру». В ходе урока мы должны будем узнать, что такое обряд и когда появился первый театр.

III. Знакомство с новым материалом

У. В древности человек жил одной жизнью с природой. Все его внимание было направлено на объяснение таинственной связи окружающих его явлений. Свет и тьма, небо и земля, солнце, гроза, ветер, огонь, вода представлялись ему живыми существами, с человеческими чувствами и мыслями. Таинственное, чудесное в природе объяснялось наличием сверхъестественных сил. К этим неведомым силам обращали молитвы, им приносили жертвы.

На доске:

тьма
свет	небо
вода	    человек	земля
огонь	     солнце
ветер	гроза
Бог – счастье, удача

– Наделяя эти силы человеческими чертами, древние славяне олицетворяли их.
Так появились бог огня, бог земли, бог леса, бог воды и др.
Слово бог – исконно славянское. Основное значение этого слова – счастье, удача.
Человек верил, что от богов, приносящих удачу и счастье, зависит его собственная судьба. Отсюда стремление умилостивить их молитвами и жертвоприношениями, а также совершением установленных традицией действий – обрядов.
Попытайтесь объяснить значение слова обряд.

Выслушиваются предположения учащихся.

– Обратимся к Толковому словарю в учебнике на странице 155.

Дети читают:

«Обряд – определенная последовательность действий, сопровождающих важные моменты жизни (рождение, крестины, свадьбы) и сезонного труда специальными обрядовыми песнями».

– Послушаем ребят, подготовивших дома рассказ о богах, в которых верили славяне.

Слушая рассказы, ученики рассматривают иллюстрацию с изображением богов на с. 84 учебника.

Ученик 1. Славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей. Верховным божеством считали бога неба, который, по их разумению, был в супружеском союзе с матерью-землей.
У славян отец Небо получил имя Сварог – верховный владыка вселенной, родоначальник прочих светлых богов, прабог.
Сварог выводил из-за туч ясное солнце, возжигал светильник солнца, погашенный демонами тьмы. С восходом солнца, с возжжением его светильника соединялась мысль о его возрождении, поэтому Сварог есть божество, дающее жизнь Солнцу – рождающее Даждьбога.

Ученик 2. Даждьбог есть Солнце, сын Неба. Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что Солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

Ученик 3. Другой сын Сварога-Неба был огонь – молния Сварожич – бог огня.
Древние славяне считали, что огонь в домашнем очаге можно поддерживать только приношением ему разных сгораемых материалов: пожирая их, он живет, но тотчас же погасает (умирает)–как только они превратятся в пепел.

Ученик 4. А вот черные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун. Он бьет дубиной, и гремит гром, стрелы-молнии рассекают тучи, землю поливает дождь. Страшен в гневе Перун – он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун», – говорили тому, кому желали зла.

У. Чтобы боги были добрее к людям, древние славяне устраивали в их честь праздники.
Главному богу – Солнцу было посвящено сразу несколько торжеств.
Масленица – праздник прощания с зимой и встречи весны.
Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали его в женскую одежду. Вокруг чучела водили хороводы. Выглядело это приблизительно так.

Подготовленные ученики водят хоровод вокруг чучела, изготовленного дома, и поют:

Едет Масленица дорогая,
Наша гостюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных.
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.

У. А потом сжигали чучело на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае.
До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Ученики, которые водили хоровод, угощают всех блинами.

– Начиналась весна. Первого марта дети бегали по селу с жаворонками, испеченными из теста, и пели веснянки.

Дети дарят гостям жаворонков, сделанных на уроке труда.
Весь класс под трещотку исполняет веснянку «Ой, кулики!»:

Ой, кулики-жаворонушки,
Прилетайте к нам у оконушки!
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков,
Запирай зиму, отворяй весну,
Тепло летице!

– А какие еще праздники вы знаете?

Выслушиваются ответы детей.

– Постепенно на Руси появились первые артисты – скоморохи (потешники). Прочитайте о них текст на странице 86. Найдите ответы на вопросы, записанные на доске.

На доске:

  • Кто такие скоморохи?

  • Какие современные слова могут заменить слово «скоморох»?

  • Какие артисты были среди потешников?

Дети читают текст и отвечают на вопросы.

– Рассмотрите рисунок на с. 86.

Звучит грамзапись игры на гуслях.

– Гусли – старинный инструмент. Первое упоминание о русских гуслях относится к VI веку. Название их происходит от древнеславянского слова «гуслы» – гудеть, а так как гудела струна, то она и получила название «гусли».
Гусли – гудящие струны, их 12–13. В древнем Киеве гусли были любимым музыкальным инструментом, под них пели и плясали.

Учитель надевает на руку куклу «Петрушка».

– Ребята, кто это?

Д. Петрушка.

Ученик читает стихотворение на с. 87 учебника.

Ученик.

Из-за ширм Петрушка выскочил и ну:
– Эй, коси-малина, вспомню старину! –
Весело Петрушка пляшет и поет.
– Молодец, каналья, – говорит народ.

У. От обрядов и скоморохов мы переходим к кукольному театру. Прочитаем о нем в учебнике.

Дети читают текст на с. 87.

– Выскажите свои предположения.

На доске портрет Ф.М. Достоевского и высказывание: «Скажите, почему так смешон Петрушка, почему вам непременно весело, смотря на него, всем весело, и детям, и старикам?»

– Постарайтесь ответить на вопрос писателя Федора Михайловича Достоевского.

Выслушиваются ответы детей.

– А теперь посмотрим кукольный спектакль по русской народной сказке «Репка», который покажут ваши одноклассники.

Дети разыгрывают сказку.

– А где сейчас можно увидеть кукольные спектакли?

Д. В театре.

У. А теперь послушаем рассказ о театре.

Ученик. Знаете ли вы, как театр на Русь пришел? В середине ХVII века русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о «театральных действах». На Руси театра еще не было, только бродячие скоморохи и кукольники ходили по городам и давали свои представления.
Царь Алексей Михайлович (показ фото) заинтересовался новым зрелищем и решил устроить театр в Москве.
Постановку первого спектакля поручили школьному учителю из Немецкой слободы, пастору Грегори. В селе Преображенском было построено для театра специальное здание – «комедийная хоромина».
Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года. Представление пьесы «Эсфирь» длилось целых 10 часов, в нем участвовало более 60 актеров.

IV. Итог урока

У. Разговор о театре сегодня мы только начали. Вам еще многое предстоит узнать. А сейчас вернемся к вопросам, прозвучавшим в начале урока, и ответим на них.

  • Что такое обряд?

  • Когда появился первый театр в нашей стране?

Дети отвечают.

– Что вы запомнили о создании первого театра?

Д. Его создали по велению царя Алексея Михайловича.
– Первый спектакль длился более 10 часов и в нем играло более 60 актеров.

У. Молодцы.

V. Домашнее задание

У. Дома вы прочитаете материал на с. 84–88. Кто заинтересовался историей возникновения театра, может найти дополнительные сведения о крупнейших театрах страны или рассказать о каком-то из наших городских театров.