Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №47/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

Лектор: Н.Ф. ТИХОМИРОВА

Тема курса:

"Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром"

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашиму здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.
Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.
Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.
Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

33

Лекция 1. Чрезвычайные ситуации — что это?

35

Лекция 2. Лекция 2. Разнообразный мир ветров

37

Лекция 3. Гроза, молния, метель, гололед
Контрольная работа № 1. (Срок сдачи до 15 ноября 2004 г.)

39

Лекция 4. Наводнения

41

Лекция 5. Землетрясение
Контрольная работа № 2.
(Срок сдачи до 15 декабря 2004 г.)

43

Лекция 6. Извержения вулканов, цунами

45

Лекция 7. Оползни, снежные лавины, обвалы, сели

47

Лекция 8. Лесные пожары

Итоговая работа. (Срок сдачи до 28 февраля 2005 г.)

* Для выполнения итоговой работы предлагаем вам провести открытый урок по ознакомлению с окружающим миром. Для этого вам необходимо выбрать тему, в ходе знакомства с которой вам пригодились материалы и идеи, изложенные в лекциях курсов повышения квалификации.
Вы должны прислать нам подробный конспект урока (с указанием класса и автора учебника, по которому вы работали), заверенный подписью директора и печатью вашего учебного заведения.
Срок сдачи итоговой работы — до 28 февраля 2005 года.

Лекция 8. Лесные пожары

Если все вышеописанные стихийные бедствия возникают независимо от желаний и поступков людей, то лесные пожары в большинстве своем начинаются из-за небрежности человека. Какие бывают пожары в природе, как себя вести во время пожара, как с ним бороться и, самое главное, как не допустить этой беды?

Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека.

Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – человек.

Самые типичные случаи возникновения лесного пожара:

– брошена горящая спичка, окурок;
– охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;
– механизатор оставил в лесу промасленный обтирочный материал, заправлял технику без соблюдения правил техники безопасности (ТБ), курил рядом с заправляемой машиной и т.д.;
– люди разводили костер в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев, в старых горельниках;
– люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;
– осколок стекла, брошенного на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи как зажигательная линза;
– хозяйственные работы в лесу (корчевка взрывами, сжигание мусора, строительство дорог) велись людьми с нарушениями правил ТБ.

Наукой о лесных пожарах – лесной пирологией – в России год за годом аккумулируется огромное количество научного материала.

Среди катастрофических пожаров последних лет можно назвать стихийное бедствие 1972 г. Лесные и торфяные пожары за короткое время охватили центральные области России. Было уничтожено 650 тыс. га леса, 4900 штабелей торфа.

В 1976 г. в Хабаровском крае огонь уничтожил на огромной площади не только лес, но и 11 поселков полностью, 19 других населенных пунктов – частично.

В 1987 г. общая площадь лесных пожаров в Читинской области составила 93 750 га.

В 1989 г. практически выгорели леса Сахалина. Масштабы потерь леса на острове официально были признаны экологической катастрофой.

В Российской Федерации в 1989 г. только в лесах Гослесфонда РФ зарегистрировано 20 тыс. пожаров, а на его активно охраняемой территории – более 28 тыс. пожаров.

В 1990 г. в Иркутской области выгорело около 300 тыс. га лесов.

В 1994 г. только в Хабаровском крае за сезон зарегистрировано 1 224 пожара.

В июне 1995 г. на грани экологической катастрофы оказались жители севера Сахалинской области, где бушевавшие пожары уничтожили 80 тыс. га леса.

С 1991 по 1995 г. в России в огне пожаров сгорели 38 387 человек.

В 1996 г. в Бурятии возникло 29 лесных пожаров на площади 4 тыс. га, сгорело более 100 жилых домов и дачных домиков. Погибло 5 человек.

В начале июля 1997 г. на Алтае в огне погибли 11 участников ликвидации лесного пожара.

1 сентября 2002 г. в деревне Ширяево Шатурского района Московской области из-за сильного ветра огонь с горящей травы перекинулся на жилые строения. Сгорело 12 домов.

Какие бывают пожары

Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.

В 1990 г. первый пожар был обнаружен в январе на юге страны, а последний удалось потушить в конце ноября в Новосибирской области (всего за этот год произошло около 32 тыс. лесных пожаров).

В России наибольшее распространение пожары получили в Читинской, Иркутской, Свердловской областях, Красноярском крае, республиках Саха, Хакасия, Бурятия и Тыва. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются зоной бедствия.

Лесные пожары по охвату площади подразделяются на зоны отдельных, массовых и сплошных пожаров и огненные штормы.

Зона отдельных пожаров характеризуется возникновением незначительного количества пожаров, рассредоточенных по площади.

Зона массовых пожаров представляет собой совокупность отдельных пожаров, возникающих одновременно.

Зона сплошных пожаров характеризуется быстрым развитием и распространением пожаров, наличием высокой температуры, задымленности и загазованности, опасной для жизни. Проезд через эту зону невозможен или сопряжен с проведением специальных противопожарных мероприятий.

Огненный шторм – это особо интенсивный пожар в зоне сплошных пожаров, в центре которого возникает восходящая вверх конвекционная колонка в виде огненного вихревого столба. К ней устремлены от периферии площади пожара сильные ветровые потоки. Потушить огненный шторм практически невозможно.

Лесные пожары бывают трех видов:

1) низовой (90% всех случаев) характеризуется горением лесной подстилки, надпочвенного покрова, кустов и подлеска без захвата крон деревьев. Скорость движения низового пожара составляет от 0,3 до 1 м/мин при слабом пожаре, до 16 м/мин (1 км/ч) – при сильном пожаре. Высота пламени при этом составляет 1–2 м;

2) верховой пожар развивается, как правило, из низового, возможен при сильном ветре, характеризуется горением крон деревьев. Возникает главным образом в хвойном или смешанном лесу. Распространяется "скачками" или сплошной стеной огня со скоростью от 5–8 до 25 км/ч. Ветер и потоки горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают лес на десятки метров вокруг, создавая новые очаги пламени;

3) подземный (торфяной) пожар возникает в лесах с торфяными почвами, является продолжением низового или верхового пожара. Распространяется по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идет медленно, почти без доступа воздуха, со скоростью нескольких метров в сутки с выделением большого количества дыма. В очагах почвенных пожаров возникают завалы из подгоревших, упавших деревьев, а также полости выгоревшего торфа, в которые могут провалиться люди и техника. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.

Верховые и низовые пожары подразделяются на беглые и устойчивые. При беглом пожаре огонь передвигается с большой скоростью. При беглом верховом пожаре пламя распространяется главным образом с кроны на крону, оставляя иногда целые участки не тронутого огнем леса. При устойчивом верховом пожаре огнем охвачены не только кроны, но и стволы деревьев. Пламя охватывает весь лес – от почвенного покрова до вершин деревьев. При устойчивом низовом пожаре отмечается медленное горение не только травы, опавших листьев, хвои, но и пней, валежника, нижней части стволов.

По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.

Слабые пожары – скорость 1 м/мин и высота пламени не более 1,5 м.
Средние пожары – скорость до 3 м/мин и высота пламени не более 1,5 м.
Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин и высота пламени более 1,5 м.

Лесные и торфяные пожары приносят огромный ущерб народному хозяйству и представляют угрозу для людей, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, расположенных в лесу: гибнет молодая поросль, выгорают семена трав, корни многолетних растений.

Для уменьшения риска возникновения пожаров огромное значение имеет соблюдение установленных правил пожарной безопасности. В период уборки урожая нельзя зажигать стерню на лугах и полях; разводить костры ближе 200 м от края поля, на участках поврежденного леса, под кронами деревьев, в хвойных молодняках, на лесосеках, торфяниках. Запрещается бросать в лесу горящие спички, окурки, оставлять промасленные или пропитанные бензином или керосином обтирочные материалы.

Если вы решили разжечь костер, то надо знать, как правильно это сделать. С некоторым набором правил учеников начальной школы знакомят в курсе "Окружающий мир".

В учебнике О.Т. Поглазовой "Окружающий мир" для 4-го класса при изучении темы "Лесные богатства" рассказывается о главной беде леса – пожаре.

В учебнике А.А. Плешакова и Е.А. Крючковой "Мир вокруг нас" для 4-го класса при изучении темы "Леса России" детям дана памятка "Как разводить костер".

В альбоме-задачнике "Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным" для 3-го класса детям дается краткая информация о лесных пожарах. А в альбоме-тетради для 4-го класса есть специальная вкладка для создания книжки-малышки "Учимся правильно разжигать костер".

Если этих пособий у вас под рукой не оказалось, а дети интересуются тем, как правильно развести костер, возможно, вы найдете в библиотеке энциклопедию для детей "Личная безопасность". В статье "Гори, костер, гори..." вы найдете много советов о разведении костров, узнаете об устройстве костров. Для тех, кому предложенная литература недоступна, постараемся кратко изложить материал в виде памятки "Как разводить костер".

1. Дети не должны разводить костер одни, без взрослых.
2. Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.
3. Нельзя разводить костер под деревьями.
4. Перед разжиганием костра надо приготовить топливо.
5. Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дерн и разводить костер в образовавшейся ямке.
6. Нельзя разжигать костер зажигалкой.
7. Обязательно наблюдайте за горящим костром!
8. Уходя, надо погасить костер: залить водой или засыпать песком, а снятый дерн положить на место.

Что делать, если вы попали в зону пожара?

1. Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток или забросать его землей. Сообщите о происшедшем в ближайший населенный пункт или лесничество.

2. Если пожар сильный, ваша задача – как можно быстрее покинуть опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнем. От низового пожара человек может довольно быстро уйти. Идти нужно в наветренную сторону (навстречу ветру) перпендикулярно кромке пожара по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек.

3. При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой – полотенцем, подолом рубашки.

4. Относительно безопасными местами являются вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

5. Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают мгновенно.

Когда лесной пожар подходит к населенному пункту, государственные службы информируют население о том, как защитить себя и имущество. Если остановить огонь не удается, людей эвакуируют. Личные вещи можно спасти, поместив их в каменных строениях без горючих конструкций или просто в яме, засыпанной землей.

Когда эвакуация невозможна, пожар пережидают в загерметизированных каменных зданиях, убежищах гражданской обороны, погребах и т.д.

Иногда переждать пожар можно на открытых участках – стадионах, площадях и др.

Кто и как спасает лес от пожара

В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара и свою фамилию.

Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.

Если под рукой имеется лопата, вдоль кромки огня копают ямки, грунт бросают в нижнюю часть пламени. Сбив пламя, остановив пожар, на его кромку снова насыпают грунт сплошной полосой 6–8 см и шириной 0,5 м, на пути движения устраивают земляные полосы и широкие канавы.

Тушение лесных низовых пожаров ведется водой, химическими огнетушителями, с помощью строительства заградительных полос.

Верховые пожары тушат с помощью создания заградительных полос, пуском встречного огня.

Участники тушения торфяных пожаров должны знать расположение источников воды, а также зон, свободных от задымления, куда при опасности надо выводить людей.

К тушению лесных пожаров активно привлекается местное население. Перед началом работ все проходят подробный инструктаж, знакомятся с правилами ТБ.

Детей к тушению пожара не допускают.

Законодательство РФ предусматривает, что каждый владелец или пользователь лесных угодий должен сам организовать тушение пожара, возникшего на его территории. Поэтому при возникновении пожара важно знать, в чьем хозяйстве он возник.

Самым крупным владельцем леса в России является Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз). Это государственная организация, у которой есть собственные авиабазы, пожарно-химические станции, дозорно-сторожевая служба и т.п. Однако леса могут принадлежать и другим организациям – заповедникам, сельскохозяйственным предприятиям и даже Министерству обороны.

Охрана лесов от пожаров осуществляется наземными методами и с помощью авиации. В системе наземной службы действует более 2 тыс. пожарно-химических станций и около 200 механизированных отрядов, оснащенных необходимыми средствами пожаротушения. С воздуха леса от пожара охраняет более 930 самолетов и вертолетов, численность парашютно-десантной службы составляет около 7 тыс. человек.

Если из-за ограниченной видимости и задымленности невозможно использовать авиацию, то для определения места и границ пожаров используют космические спутники. С этой целью в городе Пушкино Московской области создан Центр слежения за оперативной обстановкой в лесах Европейской России. Такой же центр создается в Иркутске, где будет организован контроль за лесными угодьями в азиатской части страны.

Россия занимает первое место в мире по количеству лесов; она владеет почти четвертью мировых запасов древесины. Безусловно, чтобы ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану, требуется прикладывать большие усилия, нужна помощь всего населения.

Поэтому даже с маленькими детьми надо говорить о пользе леса и необходимости его защиты.

После того как вы познакомили учеников с тем, какие в лесу бывают пожары и что надо делать, чтобы их избежать, школьникам можно предложить решить кроссворд или ответить на вопросы текста. Эти задания помогут вам быстро проверить усвоение пройденной темы.

Кроссворд

По горизонтали:

2. Наука о лесных пожарах.
3. Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнем.
4. Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи как зажигательная линза.

По вертикали:

1. Место, где ранее уже разводился и тушился костер.
2. Стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.
5. Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары.

Ответы

По горизонтали: 2. Пирология. 3. Ожог. 4. Стекло.

По вертикали: 1. Кострище. 2. Пожар. 5. Лето.

Тест

1. Как называется наука о лесных пожарах?

а) экология;
б) пирология;
в) геология.

2. При каком пожаре горят лесная подстилка, травы, кусты?

а) при низовом;
б) при верховом;
в) при торфяном.

3. При каком пожаре горят кроны деревьев?

а) при низовом;
б) при верховом;
в) при подземном.

4. Где нельзя разводить костер?

а) на старом кострище;
б) в вырытой ямке;
в) под деревьями.

5. Как тушат только что начавшийся пожар?

а) сбивая пламя веником из зеленых веток;
б) накрывая пламя собственной одеждой;
в) задувая пламя.

Ответы: 1 – б, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5 – а.

Также можно использовать вопросы и задания из «Рабочей тетради» по курсу ОБЖ Е.И. Верховского.

Вопросы для самопроверки

1. Какие меры профилактики лесных и торфяных пожаров вы знаете?

2. Расскажите о правилах разведения костра.

3. Опишите ваши действия в случае обнаружения пожара.

4. Назовите виды лесных пожаров, расскажите о способах их тушения.

5. Как выйти из зоны лесного пожара?

Рекомендуемая по теме литература

1. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным. 3 класс. Альбом-задачник. М.: Вентана-Граф, 1998.

2. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным. 4 класс. часть 2. Альбом-задачник. М.: Вента-Граф, 1998.

3. Бочкарева Н.Ф., Колбасов Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Калуга: Изд-во "Адэль", 1996.

4. Верховский Е.И. Рабочая тетрадь по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности. 1–4 класс". М.: Просвещение, 1998.

5. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. Изд-во "Зеркало", Издательский дом "Техника – молодежи", 1996.

6. Михайлов Л.А., Михеев Г.Д., Емельянчик В.К., Щегалев И.А., Соломин В.П. Основы безопасности жизнедеятельности человека. Методическое пособие для учителя. СПб.: Специальная литература, 1998.

7. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас. 4 класс. Часть 1. М.: Просвещение, АО "Московские учебники", 2004.

8. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 4 класс. Части 3, 4. М.: Ассоциация ХХI век АО "Московские учебники", 2003.

9. Ситников В.П. Справочник школьника. Основы безопасности жизнедеятельности. Филологическое общество "Слово" АСТ. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1999.

10. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 7–8 класс. М.: Просвещение, 1999.

11. Хроника происшествий за III–IV кварталы 2002 года// Журнал ОБЖ. 2003. №2.

12. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. М.: Аванта+, 2001.

Итоговая работа

Для выполнения итоговой работы предлагаем вам провести открытый урок по ознакомлению с окружающим миром. Для этого вам необходимо выбрать тему, в ходе знакомства с которой, вам пригодились материалы и идеи, изложенные в лекциях курсов повышения квалификации.
Вы должны прислать нам подробный конспект урока (с указанием класса и автора учебника, по которому вы работали), заверенный подписью директора и печатью вашего учебного заведения.

Срок сдачи итоговой работы — до 28 февраля 2005 года.