Владимир ЛЬВОВСКИЙ,
Анна МОРОЗОВА
Реализация деятельностного подхода
при повышении квалификации учителя
развивающего обучения
Профессиональная позиция учителя на
уроке при переходе к системе
Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова меняется
кардинальным образом. Из транслятора знаний и
умений он превращается в организатора
совместной деятельности учащихся по поиску и
обнаружению способов действий, а также оснований
этих способов. Трудности, с которыми
сталкивается учитель, осваивающий
образовательную систему Эльконина – Давыдова,
объясняются тем, что в предшествующем опыте у
него практически нет образцов такой
профессиональной деятельности и накопленные им
большая или меньшая педагогическая интуиция,
педагогические знания и умения перестают
работать. Закономерно возникает вопрос о том, как
готовить учителей, которые могли бы работать в
русле деятельностной педагогики.
В этом году была разработана новая
четырехлетняя программа курсов подготовки и
повышения квалификации учителей развивающего
обучения, набран 1 курс. Особенностью новой
программы стал отказ от жесткой привязки года
обучения к соответствующему классу. Раньше 1-й
год обучения был посвящен главным образом
разбору содержания и методике обучения в первом
классе начальной школы; 2-й год – второму классу и
т.д. (естественно, что общая
психолого-педагогическая подготовка
продолжалась все четыре года). Однако наш
многолетний опыт общения с учителями,
осваивающими образовательную систему Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова, показывает: пошагово
осваивая содержание учебных предметов
(математики, русского языка, литературы,
окружающего мира) учителя не схватывают главного
– изменения способов организации
педагогической деятельности. По новой программе
четырехлетняя переподготовка сохраняется, но
каждый год обучения (курс) посвящен теперь не
соответствующему классу начальной школы, а
определенной проблеме. Например, занятия на
первом курсе концентрировались вокруг
разворачивания логики содержания учебных
предметов через постановку и решение учебных
задач. На последующих курсах фокусировка будет
меняться: организация совместной деятельности
(учебное сотрудничество, специфика групповой
работы, разновозрастные уроки); развитие учебной
самостоятельности; диагностика и коррекция в
развивающем обучении (специфика результата в
системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) и др.
Традиционно на курсах повышения
квалификации много внимания уделяется лекциям и
семинарам, направленным на изучение
особенностей предметного содержания,
педагогических приемов и техник и пр., т.е.
стержнем обучения становится набор определенных
знаний, которые передаются. На наш взгляд, в
современных условиях, когда созданы полные
учебно-методические комплекты по всем основным
предметам, изданы сотни книг и брошюр по
развивающему обучению, уже нет необходимости
«вычитывать» весь учебный материал,
прорабатывать с учителями каждую страницу
учебника. Важной особенностью новой программы
стал перенос центра внимания при обучении с
поиска правильных ответов на развитие умения
решать проблемы. В реальной ситуации урока
развивающего обучения не существует правильных
ответов – учебная группа получает тот результат,
которого они смогли добиться, применяя
определенные способы решения. Учителю
развивающего обучения необходимы определенная
проницательность, умение ставить цели, искать
пути движения к цели, предвидеть возможные
последствия своих решений и действий,
способность к диагностике разворотов, возникших
на уроке, умения понять детскую логику. Эти
задачи помогут решить проблему включения
активных методов обучения на семинарах, в том
числе при проведении стажировок. Кроме ведущих
специалистов системы и авторов
учебно-методических комплектов, с учителями
будут работать методисты, имеющие большой опыт
работы в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова,
что обеспечит индивидуальный подход на каждом
этапе обучения, позволит организовать
эффективную работу в малых группах.
Эффективность обучения на курсах во
многом зависит от того, сохраняется ли связь
слушателей с преподавателями. Важным изменением
стало и сочетание в новой программе очного
обучения на семинарах в Москве с дистантными
(заочными) формами. Полный курс четырехлетней
переподготовки включает четыре летних семинара
и 12 модулей, предлагаемых на самостоятельную
проработку в межсессионный период. Заочные
задания направлены на работу с различными
источниками информации (книги, сайты), выполнение
индивидуальных проектов уроков и др. Заочные
задания позволяют организовать семинарскую
работу в самой школе или в нескольких школах,
объединенных в площадку.
Кроме заочных заданий учителя имеют
возможность принять участие в тематических
семинарах, конференциях, стажировках, проводимых
в межсессионный период.
Открытый институт Развивающего
обучения не первый год практикует заочные курсы
повышения квалификации, но только в этом году
слушателям заочного отделения после выполнения
всех заданий будет предоставлена возможность
перейти на второй курс очно-заочного отделения
(очная сессия для 2 курса будет проводиться в г.
Москве с 5 по 17 июня 2005 г.). Для зачисления на
заочные курсы необходимо до 15 декабря 2005 г. прислать
заявку, после чего вам будет выслан комплект
документов с Договором на обучение и счетом для
оплаты.
Справки по телефону: (095) 413-6005; по
электронной почте: lvovsky@mail.ru
|