Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №46/2004

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

Владимир ЛЬВОВСКИЙ,
Анна МОРОЗОВА

Реализация деятельностного подхода
при повышении квалификации учителя
развивающего обучения

Профессиональная позиция учителя на уроке при переходе к системе Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова меняется кардинальным образом. Из транслятора знаний и умений он превращается в организатора совместной деятельности учащихся по поиску и обнаружению способов действий, а также оснований этих способов. Трудности, с которыми сталкивается учитель, осваивающий образовательную систему Эльконина – Давыдова, объясняются тем, что в предшествующем опыте у него практически нет образцов такой профессиональной деятельности и накопленные им большая или меньшая педагогическая интуиция, педагогические знания и умения перестают работать. Закономерно возникает вопрос о том, как готовить учителей, которые могли бы работать в русле деятельностной педагогики.

В этом году была разработана новая четырехлетняя программа курсов подготовки и повышения квалификации учителей развивающего обучения, набран 1 курс. Особенностью новой программы стал отказ от жесткой привязки года обучения к соответствующему классу. Раньше 1-й год обучения был посвящен главным образом разбору содержания и методике обучения в первом классе начальной школы; 2-й год – второму классу и т.д. (естественно, что общая психолого-педагогическая подготовка продолжалась все четыре года). Однако наш многолетний опыт общения с учителями, осваивающими образовательную систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, показывает: пошагово осваивая содержание учебных предметов (математики, русского языка, литературы, окружающего мира) учителя не схватывают главного – изменения способов организации педагогической деятельности. По новой программе четырехлетняя переподготовка сохраняется, но каждый год обучения (курс) посвящен теперь не соответствующему классу начальной школы, а определенной проблеме. Например, занятия на первом курсе концентрировались вокруг разворачивания логики содержания учебных предметов через постановку и решение учебных задач. На последующих курсах фокусировка будет меняться: организация совместной деятельности (учебное сотрудничество, специфика групповой работы, разновозрастные уроки); развитие учебной самостоятельности; диагностика и коррекция в развивающем обучении (специфика результата в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) и др.

Традиционно на курсах повышения квалификации много внимания уделяется лекциям и семинарам, направленным на изучение особенностей предметного содержания, педагогических приемов и техник и пр., т.е. стержнем обучения становится набор определенных знаний, которые передаются. На наш взгляд, в современных условиях, когда созданы полные учебно-методические комплекты по всем основным предметам, изданы сотни книг и брошюр по развивающему обучению, уже нет необходимости «вычитывать» весь учебный материал, прорабатывать с учителями каждую страницу учебника. Важной особенностью новой программы стал перенос центра внимания при обучении с поиска правильных ответов на развитие умения решать проблемы. В реальной ситуации урока развивающего обучения не существует правильных ответов – учебная группа получает тот результат, которого они смогли добиться, применяя определенные способы решения. Учителю развивающего обучения необходимы определенная проницательность, умение ставить цели, искать пути движения к цели, предвидеть возможные последствия своих решений и действий, способность к диагностике разворотов, возникших на уроке, умения понять детскую логику. Эти задачи помогут решить проблему включения активных методов обучения на семинарах, в том числе при проведении стажировок. Кроме ведущих специалистов системы и авторов учебно-методических комплектов, с учителями будут работать методисты, имеющие большой опыт работы в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, что обеспечит индивидуальный подход на каждом этапе обучения, позволит организовать эффективную работу в малых группах.

Эффективность обучения на курсах во многом зависит от того, сохраняется ли связь слушателей с преподавателями. Важным изменением стало и сочетание в новой программе очного обучения на семинарах в Москве с дистантными (заочными) формами. Полный курс четырехлетней переподготовки включает четыре летних семинара и 12 модулей, предлагаемых на самостоятельную проработку в межсессионный период. Заочные задания направлены на работу с различными источниками информации (книги, сайты), выполнение индивидуальных проектов уроков и др. Заочные задания позволяют организовать семинарскую работу в самой школе или в нескольких школах, объединенных в площадку.

Кроме заочных заданий учителя имеют возможность принять участие в тематических семинарах, конференциях, стажировках, проводимых в межсессионный период.

Открытый институт Развивающего обучения не первый год практикует заочные курсы повышения квалификации, но только в этом году слушателям заочного отделения после выполнения всех заданий будет предоставлена возможность перейти на второй курс очно-заочного отделения (очная сессия для 2 курса будет проводиться в г. Москве с 5 по 17 июня 2005 г.). Для зачисления на заочные курсы необходимо до 15 декабря 2005 г. прислать заявку, после чего вам будет выслан комплект документов с Договором на обучение и счетом для оплаты.

Справки по телефону: (095) 413-6005; по электронной почте: lvovsky@mail.ru