Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №44/2004

СТРАНИЧКА ЗАВУЧА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Вера Алексеевна ИЛЮХИНА,
заслуженный учитель Российской Федерации,
кандидат педагогических наук, директор одной из московских школ

Административная проверка знаний, умений и навыков

Сегодня мы поговорим о проверке административных контрольных работ.
Подходит к концу II четверть. Через одну-две недели в начальной школе пройдут контрольные работы. Для того чтобы завучи могли наглядно увидеть картину успеваемости учащихся по основным учебным предметам во всех параллелях классов и подвести итоги работы каждого учителя и начальной школы в целом, ведущая рубрики «Страничка завуча начальной школы» В.А. ИЛЮХИНА предлагает сделать это следующим образом.
Накануне проведения контрольной работы каждый учитель получает бланк, разработанный завучем, содержащий текст контрольной работы и таблицу ее анализа (Приложение 1, 2). После проведения работы учитель заполняет бланк: № школы, класс, дату проведения контрольной работы, итоги проверки и т.д. – и сдает его завучу. Важно отметить, что на конец года у каждого учителя имеются подобные бланки по каждой проведенной административной контрольной работе по всем предметам. Это дает педагогу возможность в течение всего учебного года отслеживать, что дети усваивают, а что у них вызывает затруднение, над каким программным материалом необходимо продолжить работу. Такая информация позволит учителю скорректировать поурочное планирование, исходя из особенностей конкретного класса. Заполненные бланки учитель может подшить в свою папку для аттестации.
Завуч, получив информацию по всем классам, составляет сводную таблицу и подводит итоги по каждому предмету (Приложение 3, 4) и по всей начальной школе в целом.
Обобщив полученные данные, завуч сделает выводы о работе учителя. Хорошо, если класс по всем предметам учится стабильно, а если показатели успеваемости снизились, то это первый сигнал к тому, чтобы вместе с учителем найти причины неуспеваемости (посещаемость, пропуск занятий по болезни и пр.); завучу станет ясно, на какие темы учителю необходимо выделить больше времени в следующей четверти, чтобы дети усвоили тот или иной материал.
На основе сведений, которые подает учитель на конец каждой четверти (Приложение 5), оформляется «Итоговая сводная ведомость успеваемости в начальной школе» (Приложение 6).
Этот документ дает реальную картину по всем параллелям классов и основным учебным предметам и позволяет завучу проконтролировать уровень и качество успеваемости учащихся начальной школы.
В следующем выпуске рубрики будет представлена тематика совещаний при завуче на каждый месяц учебного года.

Приложение 1.

Заполняется учителем

2004–2005 учебный год. Школа №

Итоговая контрольная работа по русскому языку за I полугодие во 2-м классе

Класс ________ Учитель_______________________ Дата проведения____________

ДИКТАНТ

Зима в лесу

Я с сестрой иду по лесу. Старые пни похожи на маленькие столы. Зима накинула на них белые платочки. На пенек села сорока. С высокой ели упала снежная шапка. Сорока испугалась и улетела.

Слова для справок: похожи, на них.

Вариант 1

Вариант 2

1. Выпиши гласные, которые обозначают мягкость согласного звука: а, о, у, ы, и, е, ё, я, ю, э

2. Спиши предложение, поставь над словами знаки ударения. Подчеркни главные члены. Подчеркни безударные гласные, которые надо проверять:

Хрустит под ногами снежок.

1. Выпиши гласные, которые не обозначают мягкость согласного звука: а, о, у, ы, и, е, ё, я, ю, э

2. Спиши предложение, поставь над словами знаки ударения. Подчеркни главные члены. Подчеркни безударные гласные, которые надо проверять:

Уснуло озеро в лесу.

Анализ работы

Контролируемый элемент

Человек

%

1. Количество учащихся, выполнявших работу

2. Выполнили всю работу без ошибок

3. Написали текст диктанта без ошибок

4. Допустили в диктанте 1–2 ошибки

5. Допустили 6 и более ошибок

6. Допустили ошибки на

– пропуск, замену, искажения
– написание предлогов со словами
– написание проверяемых безударных гласных
– прочие ошибки (перенос словарных слов)

7. Выполнили задание без ошибок

8. Допустили ошибки при

– указании главных членов предложения
– при постановке ударения
– при подчеркивании проверяемых безударных гласных
– при выписывании гласных букв, обозначающих мягкость или твердость согласного звука

Написали диктант на «5»
Написали на «4»
Написали на «3»
Написали на «2»

% качества знаний

Выполнили задание на «5»
Выполнили задание на «4»
Выполнили задание на «3»
Выполнили задание на «2»

% качества знаний

   

Выводы по итогам ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________

Зам директора по УВР

(Подпись)

(Ф.И.О.)

Приложение 2.

Заполняется учителем

2004–2005 учебный год. Школа №

Итоговая контрольная работа по математике за I полугодие в 4-м классе

Класс ________ Учитель_______________________ Дата проведения____________

Вариант 1

Вариант 2

1. Выполни действия:

2871 + 8079
50138 – 9145

278 x 5
20675 : 5

2. На пошив 9 одинаковых халатов пошло 36 м атласа. Сколько атласа потребуется, чтобы сшить 27 таких халатов?

3. Два художника расписывали подносы. Один работал 6 дней, расписывая ежедневно по 10 подносов. Другой художник такую же работу выполнил всего за 4 дня. Сколько подносов расписывал второй художник каждый день?

4. Запиши какой-нибудь год, относящийся к XII веку.

3. Вырази время в указанных единицах: 7 ч 30 мин = ... мин.

6*. Периметр прямоугольника равен 24 см. Какую длину стороны имеет квадрат с тем же периметром?

7*. 3апиши наименьшее семизначное число, все цифры которого различны.

1. Выполни действия:

4039 + 976
10524 – 5617

308 x 4
16290 : 3

2. За 6 одинаковых стульев заплатили 420 рублей. Сколько стоят 3 таких стула?

3. Рабочие должны отремонтировать 320 м шоссе. В первый день они отремонтировали четвертую часть шоссе, а во второй день – треть оставшейся части шоссе. Сколько километров шоссе отремонтировали рабочие во второй день?

4. Запиши какой-нибудь год, относящийся к XXI веку.

5. Вырази время в указанных единицах: 3 мин 20 с = ... с

6*. Площадь квадрата равна 16 дм. Догадайся, какую длину имеет сторона этого квадрата.

7*. Запиши наибольшее семизначное число, все цифры которого различны.

Анализ работы

Контролируемый элемент

Человек

%

Количество учащихся в классе

Число учащихся, писавших работу

Выполнили всю работу без ошибок

Написали на «5»
Написали на «4»
Написали на «3»
Написали на «2»

Качество знаний

Допустили ошибки в № 1:

– при умножении
– при делении
– при сложении
– при вычитании

Допустили ошибки в ходе решения задачи № 2

– в вычислениях

Допустили ошибки в ходе решения задачи № 3

– в вычислениях
– Выполнили верно задание № 4
– Выполнили верно задание № 5

Выполнили верно логическое задание № 6*

Выполнили верно логическое задание № 7*

 

 

Выводы по итогам ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________

Зам директора по УВР

(Подпись)

(Ф.И.О.)

Приложение 3.

Заполняется учителем

2004–2005 учебный год. Школа №

Итоговая контрольная работа по русскому языку за I полугодие во 2-м классе

Класс ________ Учитель_______________________ Дата проведения____________

ДИКТАНТ

Зима в лесу

Я с сестрой иду по лесу. Старые пни похожи на маленькие столы. Зима накинула на них белые платочки. На пенек села сорока. С высокой ели упала снежная шапка. Сорока испугалась и улетела.

Слова для справок: похожи, на них.

Вариант 1

Вариант 2

1. Выпиши гласные, которые обозначают мягкость согласного звука: а, о, у, ы, и, е, е, я, ю, э

2. Спиши предложение, поставь над словами знаки ударения. Подчеркни главные члены. Подчеркни безударные гласные, которые надо проверять:

Хрустит под ногами снежок.

1. Выпиши гласные, которые не обозначают мягкость согласного звука: а, о, у, ы, и, е, е, я, ю, э

2. Спиши предложение, поставь над словами знаки ударения. Подчеркни главные члены. Подчеркни безударные гласные, которые надо проверять:

Уснуло озеро в лесу.

Анализ работы

Контролируемый элемент

2 «А»

2 «Б»

2 «B»

2 «Г»

Итого

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

1. Количество учащихся, выполнявших работу

2. Выполнили всю работу без ошибок

3. Написали текст диктанта без ошибок

4. Допустили в диктанте 1-2 ошибки

5. Допустили 6 и более ошибок

6. Допустили ошибки на пропуск, замену, искаж.

– написание предлогов со словами
– написание проверяемых безударных гласных
– прочие ошибки

7. Выполнили задание без ошибок

8. Допустили ошибки при указании гл. чл. пр.

– при постановке ударения
– при подчеркивании проверяемых безуд. гл.
– при выписывании гласных букв, обознач. мягкость или твердость согласного звука

Написали диктант на «5»
Написали на «4»
Написали на «3»
Написали на «2»

% качества знаний

Выполнили задание на «5»
Выполнили задание на «4»
Выполнили задание на «3»
Выполнили задание на «2»

% качества знаний

                   

Выводы по итогам ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________

Зам директора по УВР

(Подпись)

(Ф.И.О.)

Приложение 4.

Заполняется учителем

2004–2005 учебный год. Школа №

Итоговая контрольная работа по математике за I полугодие в 4-м классе

Класс ________ Учитель_______________________ Дата проведения____________

ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕННОГО БЛАНКА

Вариант 1

Вариант 2

1. Выполни действия:

2871 + 8079
50138 – 9145

278 x 5
20675 : 5

2. На пошив 9 одинаковых халатов пошло 36 м атласа. Сколько атласа потребуется, чтобы сшить 27 таких халатов?

3. Два художника расписывали подносы. Один работал 6 дней, расписывая ежедневно по 10 подносов. Другой художник такую же работу выполнил всего за 4 дня. Сколько подносов расписывал второй художник каждый день?

4. Запиши какой-нибудь год, относящийся к XII веку.

3. Вырази время в указанных единицах: 7 ч 30 мин = ... мин.

6*. Периметр прямоугольника равен 24 см. Какую длину стороны имеет квадрат с тем же периметром?

7*. 3апиши наименьшее семизначное число, все цифры которого различны.

1. Выполни действия:

4039 + 976
10524 – 5617

308 x 4
16290 : 3

2. За 6 одинаковых стульев заплатили 420 рублей. Сколько стоят 3 таких стула?

3. Рабочие должны отремонтировать 320 м шоссе. В первый день они отремонтировали четвертую часть шоссе, а во второй день – треть оставшейся части шоссе. Сколько километров шоссе отремонтировали рабочие во второй день?

4. Запиши какой-нибудь год, относящийся к XXI веку.

5. Вырази время в указанных единицах: 3 мин 20 с = ... с

6*. Площадь квадрата равна 16 дм. Догадайся, какую длину имеет сторона этого квадрата.

7*. Запиши наибольшее семизначное число, все цифры которого различны.

Анализ работы

Контролируемый элемент

4 «А»

4 «Б»

4 «B»

Итого

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

Количество учащихся в классе

29

100

29

100

11

100

69

100

Число учащихся, писавших работу

24

83

24

83

8

73

56

81

Выполнили всю работу без ошибок

9

38

8

33

17

25

Написали на «5»

9

38

8

33

17

25

Написали на «4»

10

42

13

54

4

50

27

39

Написали на «3»

4

16

3

13

1

13

8

12

Написали на «2»

1

4

3

37

4

6

Качество знаний

79

 

88

4

50

72

Допустили ошибки в № 1:

 

 

 

 

 

 

 

 

– при умножении

1

3

1

1

– при делении

1

4

1

4

5

63

10

7

– при сложении

1

13

1

1

– при вычитании

1

4

5

63

6

9

Допустили ошибки в ходе решения задачи № 2

1

4

3

38

4

6

– в вычислениях

3

12

1

4

4

6

Допустили ошибки в ходе решения задачи № 3

1

4

1

4

4

50

5

7

– в вычислениях

2

8

2

3

– Выполнили верно задание № 4

23

96

20

83

5

63

48

70

– Выполнили верно задание № 5

22

92

24

100

6

75

52

75

Выполнили верно логическое задание № 6*

19

79

24

100

4

50

47

68

Выполнили верно логическое задание № 7*

15

62

17

71

32

46

Выводы по итогам Анализ контрольной работы показал 72% качество знаний.

(Снижен за счет 4 «В» – КРО.)
Учитель 4 «А» (ФИО) – 88%
Учитель 4 «Б» (ФИО) – 79%
Учитель 4 «В» (ФИО) – 50%
Типичные ошибки в работе отсутствуют.
С логическим заданием № 6 справились 68%, № 7 – 46% учащихся.
Показатель усвоения пройденного материала приближен к хорошему.

Зам директора по УВР

(Подпись)

(Ф.И.О.)

Приложение 5.

ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕННОГО БЛАНКА

Класс

2 «А»

Программа

Гим

Уч-ся на начало четверти

25

Уч-ся на конец четверти

23

Отличников

1

Хорошистов (без отличников)

10

Уч-ся с одной «4»

Уч-ся с одной «3»

4

% кач. по русскому язык

65

% кач. по математике

56

Общий % качества

47

Не успев.

Не аттест.

Выбыл в другой класс

1

Прибыл из другого класса

1

Заполняется учителем

ИТОГОВАЯ СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ

в начальной школе за 2004–2005 учебный год. II четверть

Приложение 6.

Заполняется завучем

Класс

1«А»

1«Б»

2«А»

2«Б»

3«А»

3«Б»

4«А»

4«Б»

Итого
по гимназ.

Итого
обще
образоват.

Итого
по всей
школе

Программа

Уч-ся на начало
четверти

Уч-ся на конец
четверти

Отличников

Хорошистов

(без отличников)

Уч-ся с одной «4»

Уч-ся с одной «3»

% кач.
по русскому язык

% кач.
по математике

Общий % качества

Не успев.

Не аттест.

Выбыл
в другой класс

Прибыл
из другого класса

Прибыли в школу

Выбыли из школы

Гим

 

Гим

 

Гим

 

Гим