Елена РОГАЛЕВА,
Татьяна СОЛОВЬЕВА,
г. Псков
Уроки по родной истории
Уважаемые читатели!
Предлагаем вашему вниманию методические
конструкты уроков по родной истории, построенные
согласно требованиям и принципам технологии
формирования интеллектуальных структур у
младших школьников. Они предназначены для
учителей, ведущих пропедевтический курс родной
истории в начальной школе, входящий в
образовательную область "Окружающий мир",
студентов педагогических институтов, а также
родителей, желающих помочь своему ребёнку
разобраться в разнообразных исторических
явлениях.
Жанр пособий, в которых опубликованы
данные конструкты уроков, мы определили как
"Методические этюды"*. И это не
случайно. С одной стороны, как музыкальные этюды
предназначаются для развития технического
мастерства исполнителя, так и данные этюды
помогут начинающим учителям совершенствовать
свои педагогические умения за счёт отработки
организации отдельных элементов структуры урока
в начальной школе.
С другой стороны, как этюды художника являются
основой предварительной разработки какого-либо
произведения, так и эта книга послужит опытным
учителям "этюдами" для построения
"картины урока" по пропедевтическому курсу
истории для младших школьников.
Основу нашего пособия составляют конспекты
уроков, построенные на обязательном минимуме
содержания образования, предусмотренного
госстандартом в образовательной области
"Окружающий мир", что позволяет учителю
начальных классов пользоваться данными
материалами независимо от того, по какой
программе и по какому учебнику истории он
работает. Вы имеете возможность выбрать из
представленного материала те темы, которые
являются обязательными для изучения по вашему
учебнику, и исключить второстепенные. Считаем,
что это пособие явится для Вас эффективной
методической поддержкой при ознакомлении
младших школьников с краеведческой составляющей
учебного предмета "Окружающий мир".
Предлагаемые конструкты уроков позволяют
учителю организовать процесс обучения на
основании таких принципов, как:
принцип интенсивной самостоятельной
деятельности учащихся, реализуемый за счет каскада
логически взаимосвязанных развивающих
заданий;
принцип гарантированного успеха в
учении, реализуемый за счет "скрытой
подсказки" в тексте самих заданий;
принцип опосредованной
педагогической коррекции, реализуемый через
систематическое повторение разнообразных
типов развивающих заданий, позволяющее каждому
ребенку прийти в свое время к открытию "для
себя" новых способов мыслительной
деятельности;
принцип эмоциональной насыщенности
содержания уроков, который достигается за счет
использования серии специальных приемов
и средств обучения, позволяющих детям испытать на
уроке чувства радости, раздражения, гнева и
гордости, удивления и недоумения;
принцип методической
"смехотерапии", реализуемый за счет
содержания некоторых заданий.
Список условных обозначений
|
КАК ЖИЛИ НАШИ ПРЕДКИ СЛАВЯНЕ
Образовательно-развивающие задачи. Раскрыть
происхождение восточных славян; дать
характеристику личностных качеств древних
славян, познакомить с внешним видом, бытом людей;
развивать логическое мышление младших
школьников.
Оборудование. Карточки с вопросами кто?
как? откуда? где? какие?; карточки с
заданиями; набор деталей для моделирования
схематичного портрета славянина.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Ребята, с
сегодняшнего урока мы начинаем изучение
большого и сложного раздела курса истории.
Для того чтобы
лучше понять смысл названия раздела, необходимо
выяснить значение входящего в это название
ключевого слова.
С этой целью давайте выполним ряд заданий.
Задание. Найдите
корень в следующих словах и сделайте
предположение о лексическом значении этих слов.
предки
современники
потомки
В слове предки
корень пред, он означает предшествовать
чему-либо, быть перед чем-либо. Предки – это
люди, которые жили перед нами. В слове современники
корень врем, так называют людей, которые
живут с нами в одно время, например, в
настоящее время. В слове потомки корень
потом, так называют людей, которые будут жить
после нас.
Задание. На линии
времени обозначьте год, в котором живем мы и наши
современники. Обозначьте фигурными скобками
части схемы, соответствующие времени жизни наших
предков и потомков. Подпишите их.
В результате у
детей получается следующая схема:
Задание.
Внимательно прочитайте три высказывания,
записанные на доске, и найдите среди них ложные.
Объясните свою позицию.
Наши предки живут в далеком будущем.
Наши потомки жили в далеком прошлом.
Наши предки жили в далеком прошлом.
(Курсивом выделен правильный ответ.)
Действительно,
истинным является только последнее
высказывание. Это и есть название раздела курса
истории, к изучению которого мы сегодня
приступаем: "Наши предки в далеком прошлом".
Давайте запишем
на доске тему:
Сформулируйте
вопросы по данной теме, используя следующие
вопросительные слова, написанные на карточках и
помещенные на доске:
Кто были наши
предки? Откуда они пришли? Как их
называли? Где они жили? Какие они были?
Поиск ответов на
эти вопросы и будет целью нашего сегодняшнего
урока.
III. Изучение нового материала
Мы ответим на
некоторые вопросы после выполнения ряда заданий.
Задание.
Внимательно прочитайте текст.
Наши предки жили по берегам таких рек,
как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина.
По одной из исторических версий, пришли они на
эту землю с предгорий Гималаев (из Индии).
Доказательством этому является похожее звучание
слов мать, брат, сестра, нос, двое как у нас,
так и в Индии.
Среди других народов наши предки славились силой,
выносливостью и смелостью. Их слава была
столь велика, что прославленных предков
наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны
как союзников. Славно сражались они в пешем
строю мечом и копьем, одетые в простые рубахи, а
то и полуголые.
Что вы можете сказать о выделенных
в тексте словах?
Это однокоренные
слова, у них общее значение и общий корень слав.
Обращаем внимание
учителя на то, что этимология слова славяне
не совпадает по значению со словами "слава",
"славный".
Задание. Вы
узнаете, как называли наших предков, если
дополните схему, используя корень данных
однокоренных слов.
Славяне.
Итак, мы нашли
ответ на вопрос, кто были наши предки.
На какие еще
вопросы вы нашли ответы, прочитав данный текст?
Откуда? Где?
Рассмотрите карту-схему, где
изображены реки: Ока, Днепр, Западная Двина.
Задание.
Прочитайте текст и объясните, почему славяне
селились по берегам рек.
В те давние времена наша Родина была
совсем не такой, как теперь. Территорию
европейской части страны почти сплошь покрывали
леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные
города, тогда можно было увидеть лишь болота.
Только по широким полноводным рекам можно было
проплыть через лесные чащи.
На какой следующий вопрос вы
хотите получить ответ?
Какие?
Задание. Опираясь
на описание, смоделируйте типичный вид
славянина.
Славяне, по описанию, были
круглолицыми, с русыми волосами, с большими
голубыми глазами. Роста они были высокого, широки
в плечах.
Учащиеся
составляют модель славянина из следующего
набора деталей, представленных на доске:
Давайте продолжим искать ответ на
вопрос, какими были славяне, выполняя следующие
задания.
Задание. Задавая
учителю вопросы, на которые можно ответить
"да" или "нет", догадайтесь, как нашим
предкам удавалось неожиданно появляться в тылу
врага, расположенном на берегу реки.
Славяне умели
устраивать засады и пробираться в тыл врага под
водой, держа во рту трубки из выдолбленного
внутри камыша.
Итак, назовите качество, которым
обладали славяне?
Сообразительность.
Запишите слово в
тетради.
О следующем
типичном качестве славян вы узнаете, посмотрев
мини-сценку.
Отец (уходя
на работу, выставляет на стол продукты): Надо
оставить немножко гречневой крупы, меда,
простокваши, сухарей.
Сын: Зачем, отец, ты оставляешь все это, мы
ведь уходим на сенокос надолго?
Предположите, что ответил отец
сыну.
Версии учащихся.
Задание. Сравните
ваши предположения с тем, что на самом деле
ответил древний славянин своему сыну.
Отец: Авось,
какой-нибудь путник зайдет, погреется,
покормится да нас добрым словом помянет.
Итак, каким же
качеством славились наши предки?
Гостеприимством.
Запишите слово в
тетрадях.
К сожалению, не всегда о наших предках-славянах
пишут правду. Встречаются и просто грубые
вымыслы.
Задание.
Прочитайте предложения, в которых содержится
грубый вымысел о наших предках-славянах.
Замените выделенные слова антонимами, используя
слова для справок.
Древние славяне славились своей скупостью.
В военных сражениях они, как правило,
проявляли трусость.
Их поражения часто объяснялись глупостью
воинов.
От других народов славян отличали
физическая слабость и нетерпеливость.
Но больше всего славяне любили рабство.
Слова для справок: свобода, смелость,
победа, сообразительность, сила, терпеливость,
щедрость.
Запишите в
тетрадь выявленные вами качества славян.
Доказательство того, что славяне ненавидели
рабство и были очень свободолюбивыми, вы
получите, выполнив следующее задание.
Задание.
Дополните предложения.
- В мирное время древние славяне жили без вождей,
так как не терпели над собой ...
никакого насилия.
действовал
самостоятельно.
отпускали домой.
Запишите в список
такое качество славян, как свободолюбие.
О следующем качестве, характерном для славян и
славянок, вы узнаете, если выполните задание.
Задание.
Дополните следующие предложения, предварительно
проанализировав высказывания, данные в скобках.
Когда умирал муж,
жена обычно лишала себя жизни, не желая
оставаться одна.
Когда мужчина
попадал в плен, он никогда не предавал своих
союзников.
Задание. Выберите
в следующем перечне качество, которое не
соответствует представленным в предыдущем
задании ситуациям.
- Верность, преданность, заботливость,
постоянство, надежность.
Заботливость.
Славяне любили
плясать, петь песни и водить хороводы.
Учитель
предлагает детям встать в хоровод и раздает им
карточки с заданиями изобразить виды
деятельности славян:
женщину, которая: шьет; лепит посуду;
готовит пищу; доит корову; кормит
птиц; мужчину, который: ловит рыбу; рубит
дрова; охотится с помощью лука; пашет
землю.
Один учащийся
изображает, а остальные называют эти занятия. В
заключение дети вместе с учителем, взявшись за
руки, "водят" хоровод. Слова песни записаны
на доске:
Солнце, солнце,
Выблесни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтоб до небес дорос,
Матушка-рожь,
Чтоб встала стеной сплошь!
Задание.
Прочитайте текст, рассмотрите в тетрадях рисунки
славян и дорисуйте недостающую деталь в их
одежде.
Одежда славян немного напоминала
современную. Женщины носили длинные рубашки.
Мужчины были одеты в просторные, подпоясанные
кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого
холста – материи, полученной из толстых льняных
ниток. В холода надевали на голову шапки из
войлока (сваленной шерсти) или меха. На ногах
носили лапти, сплетенные из лыка, или туфли,
сшитые из целого куска мягкой кожи.
Учащиеся
рассматривают следующий рисунок, сравнивают его
с описанием одежды славян в тексте и
дорисовывают недостающую деталь – пояс у
мужчины:
IV. Подведение итогов урока
От какого слова
происходит название славяне?
Откуда пришли и
где обосновались древние славяне?
Почему за
рубежами славянского мира древних славян
называли народом богатырей?
Назовите самое
главное, на ваш взгляд, качество древних славян.
Перечислите
основные занятия древних славян.
Домашнее
задание
ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
Образовательно-развивающие задачи.
Сформировать у учащихся комплексное
представление о первых русских князьях;
развивать логическое мышление младших
школьников.
Оборудование. Плакаты со схемами-рисунками;
карточки с именами правителей Киевской Руси.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение ранее изученного
Выберите
правильный вариант ответа.
С чем было
связано возникновение городов?
Соотнесите слова
из левого и правого столбиков.
Какими способами
можно было прийти к власти в древнем Киеве?
Князья могли торговать сами, охраняя с оружием
свои товары, могли наниматься на службу в города
или просто захватывали власть.
III. Изучение нового материала
Сегодня мы узнаем
еще один способ прихода к власти. Для этого
выполним следующее задание.
Задание.
Прочитайте предложение и укажите, опираясь на
схему, что в нем является причиной, а что –
следствием из нее.
Ребята, что было
раньше: приглашение Рюрика на княжение или ссоры
между славянскими племенами?
Ссоры между
славянскими племенами были раньше.
Действительно, за
ссорами славянских племен последовало
приглашение Рюрика на княжение в Новгород.
В тетрадях
учащихся появляется следующая запись:
Назовите еще один способ прихода к
власти.
Можно было
получить приглашение.
Рюрик приплыл по
Балтийскому морю на славянские земли вместе со
своей дружиной варягов-русов.
Задание.
Прочитайте два суждения и впишите между ними
нужное слово-связку. Используйте слова для
справок.
Слова для справок: так как, поэтому, словно,
причем.
С предыдущего
урока вы знаете, что жители Киева, страдавшие от
частых набегов хазар, тоже пригласили для защиты
города на княжение варягов. Этими варягами были
дружинники Рюрика – Аскольд и Дир.
Вскоре Киев, расположенный в теплых южных землях,
стал богаче и сильнее Новгорода.
Аскольд и Дир княжили до тех пор, пока Олег –
родственник Рюрика – не захватил власть в Киеве.
Каким образом это произошло, вы узнаете, если
выполните следующее задание.
Задание.
Восстановите деформированный текст,
пронумеровав по порядку его предложения.
Место,
где похоронили убитых, и сегодня называется
Аскольдовой могилой.
Потом
Олег, увидев, как удобно расположен Киев, как он
красив, богат и надежен, перенес в него столицу из
Новгорода.
Олег
силой захватил власть в Киеве, казнив Аскольда и
Дира.
"Да
будет Киев матерью городам русским", – сказал
Олег.
Итак, каким
образом Олег стал князем в городе Киеве?
Ответы детей.
Вскоре князь Олег,
русич по происхождению, распространил свою
власть и на другие города, образовав государство
Киевская Русь.
Как вы считаете,
почему государство стало называться Киевская
Русь?
Мнения детей.
Обратитесь еще раз к тексту и
подчеркните то предложение, которое помогло вам
ответить на этот вопрос.
Ответы детей.
Придя к власти,
князь Олег принялся за благоустройство страны,
повелев строить новые города, но для этого
требовалось много золота…
В то далекое время война считалась благородным
делом. И Олег решил совершить военный поход в
Византию, в Царьград, к грекам.
Он собрал огромную дружину, построил много
кораблей.
Давайте решим
задачу:
Учитель
демонстрирует следующую схему:
Задание.
Догадайтесь, каким способом Олегу удалось по
суше провести корабли к стенам города.
Мнения детей.
Действительно, он
велел своим воинам поставить корабли на колеса и
поднять паруса. Подул попутный ветер, паруса
надулись, и корабли пошли к городу по суше, как по
морю.
Греки испугались и послали сказать Олегу: "Не
губи города, а возьми денег, сколько хочешь".
Выполнив
следующее задание, мы узнаем, как поступил Олег в
ответ на это предложение.
Задание. Опираясь
на данное высказывание, определите истинность
или ложность двух следующих суждений.
Объясните, как вы
рассуждали.
Ответы учащихся.
Мы узнаем,
правильно ли мы рассуждали, прочитав первую
фразу торгового договора между Византией и
Киевской Русью и выделив корень в подчеркнутом
слове.
Итак, как же
поступил князь Олег с Царьградом?
Мнения детей.
Действительно,
мудрый Олег не разрушил Царьград, а добыл много
золота и подписал первый в истории Киевской Руси
торговый договор.
После победного возвращения Олега на Русь народ
прозвал его Вещим, т.е. мудрым.
Итак, причиной военного похода Олега на Византию
явилось желание добыть много золота. Эта мысль
может быть выражена с помощью следующей схемы:
Учитель
комментирует данную схему.
А кто правил Киевской Русью после
смерти Олега, вы узнаете, прочитав следующий
текст:
После смерти Олега на Киевский престол
вступил возмужавший к тому времени сын Рюрика –
Игорь. У Игоря была жена Ольга, красавица и
умница, – щеки румяные, глаза синие, коса русая.
До замужества она жила в деревне Выбуты, на
берегу реки Великой, в 12-ти километрах от Пскова.
И вот однажды проезжал мимо тех мест молодой и
красивый князь Игорь. Увидел Игорь у реки
красавицу Ольгу и попросил перевезти его на
другой берег. Долго беседовали они, но что
сказали друг другу – неизвестно. Да только не
забывал уже никогда юный князь той встречи. Он
прислал за девушкой-псковитянкой сватов. И стала
Ольга киевской княгиней.
Игорь часто объезжал свои земли по разным делам.
Однажды он собирал ежегодную дань с племени
древлян, и на обратном пути ему показалось, что
дани взято мало: он вернулся за остальной частью
дани. Древляне, узнав об этом, сказали: "Если
повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока
не убьют его".
Опираясь на данную пословицу,
сделайте предположение, чем закончился для Игоря
поход к древлянам за данью.
Мнения детей.
Действительно, из
этого похода Игорь живым уже не вернулся…Стала
Ольга править Киевской Русью одна, затаив обиду
на древлян за смерть мужа. Она собрала дружину и
пошла войной на столицу древлян. Древляне решили
откупиться, заплатив дань, но Ольга отказалась от
дорогих мехов и сожгла город.
Задание.
Догадайтесь, каким способом Ольга сожгла столицу
древлян, если известно, что она потребовала с
каждого двора по три голубя и по три воробья, а
птицы всегда возвращаются в свои гнезда.
Мнения детей.
Оказывается,
Ольга приказала своим воинам привязать к каждой
птице трут и серу, ночью зажечь их и отпустить.
Отомстив древлянам, Ольга начала наводить
порядок в Киевской Руси, приказывала строить
новые крепости, дороги.
Сначала Ольга (как и все на Руси в то время) была
язычницей, но однажды, съездив в Царьград,
столицу Византии, она крестилась, то есть приняла
другую веру.
У Ольги с Игорем был сын Святослав. Князя
Святослава считают в русской истории знаменитым,
честным и благородным полководцем. Несмотря на
военные законы своего времени, он не нападал
неожиданно, исподтишка, а всегда вызывал врага на
честный поединок следующими словами, вошедшими в
историю: "Иду на Вы!"
IV. Подведение итогов
Давайте подведем
итоги нашего сегодняшнего урока.
Перед вами имена
первых русских князей, расположите их в нужной
последовательность.
При каких
обстоятельствах Рюрик стал князем?
Кем приходится
князь Игорь Рюрику? Кем приходится Святослав
княгине Ольге и князю Игорю? А кем доводится
Рюрику Святослав?
Кто основал
Киевскую Русь?
Почему
государство Киевская Русь получило такое
название?
Кто подписал
первый мирный торговый договор Киевской Руси с
Византией?
Почему предание
нарекло Ольгу Хитрою?
Домашнее
задание.
ДРЕВНИЙ КИЕВ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОРОДОВ
Тема. "Древний Киев. Происхождение
городов".
Образовательно-развивающие задачи. Определить
причину, обусловившую возникновение городов на
Руси; выяснить, где и каким образом строились
города в Древней Руси; дать первоначальное
представление об истории образования древнего
Киева; развивать воссоздающее воображение,
произвольную и непроизвольную память,
логическое мышление младших школьников.
Оборудование. Модель сарафана из бумаги;
детали к модели ворот на створках доски; набор
деталей для моделирования строительства
древнего города (земляной вал, ограда-частокол,
ров с водой, подъемный мост); карта территории, на
которой проживали славяне.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II.Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы постараемся узнать о том,
как на Руси появились города.
III. Изучение нового материала
Нам известно, что славяне жили по
берегам рек. Вспомните и объясните, почему?
Реки были той
единственной дорогой, используя которую славяне
могли обмениваться товарами как между собой, так
и с другими народами.
Задание.
Рассмотрите схему. (Схема взята из конспекта
урока "Как жили наши предки славяне".)
Прочитайте названия рек, протекающих на
территории между Балтийским и Черным морями.
Учащиеся
выполняют задание.
Жители побережья
Балтийского моря, которых на Руси называли
варягами, стремились торговать с жителями
побережья южных морей, которых славяне называли
греками.
Слова варяги и
греки записаны на доске.
Задание.
Внимательно слушая следующий текст, проследите с
помощью указки путь "из варяг в греки",
который проделывали купцы.
Один ученик
показывает маршрут на карте-схеме,
представленной на доске.
Проведите лодки (ладьи) из Черного
моря к Балтийскому и прокомментируйте этот путь.
Из схемы видно, что длиннейший торговый путь
проходил через славянские земли. Такое
расположение было очень выгодным для славян, так
как часто встречные варяжские и греческие
торговые суда останавливались у берега
какой-нибудь славянской реки, чтобы обменяться
различными товарами как между собой, так и с
местными жителями.
Задание.
Представьте себя купцами, плывущими с богатым
товаром по реке. Вашему взору открывается четыре
картины:
Низкий берег реки, к которой близко
подходит лес.
Высокий берег реки, поросший лесом.
Большая поляна на высоком берегу реки.
Низкий болотистый берег.
Какое место вам кажется наиболее
надежным для ведения торговли с местными
жителями? Обоснуйте свой выбор.
По пути следования иноземных купцов на
славянской территории возникали многочисленные
места складирования товаров и обмена ими. Товары
нужно было огораживать, охраняя их от врагов. Так
торговая площадь становилась главным местом,
вокруг которого разрастался город. Подобным
образом на славянской территории возникали
многочисленные города: Новгород, Смоленск, Киев и
другие.
Задание.
Догадались ли вы, как образовалось слово
"город"? Докажите, выбрав из списка
однокоренные слова к данному слову.
Город, горка, городить, гореть,
огородить, изгородь, городище, горница,
городской, горевать, пригород, горький,
горожанин.
(Город,
городить, огородить, изгородь, городище,
городской, пригород, горожанин.)
Задание.
Постройте в нужном месте на берегу реки город,
используя предложенный вам набор деталей
(условных обозначений).
Прочитайте
следующий текст и сопоставьте его со схемой на
доске:
Для защиты от многочисленных врагов
славяне стали строить крепости. Обычно они
выбирали место на крутом берегу реки. Свое
поселение славяне окружали высоким земляным
валом, на котором возводили прочную ограду из
заостренных дубовых бревен. Со стороны, не
защищенной рекой, выкапывали глубокий ров,
который заполняли водой. Через него перекидывали
мост. В случае опасности мост легко и быстро
поднимали. Не просто врагу было взять такую
крепость.
Задание.
Прочитайте следующее высказывание:
Определите, что
происходило раньше: открытие ворот или начало
торговли в городе?
Мнения детей.
Задание.
Предложите свою версию происхождения слова
"ворота", опираясь на их роль в защите
города.
Учитель
открывает створки доски, изображающие ворота.
Мнения детей.
Ваши версии,
ребята, очень интересны. На самом деле слово
ворота образовалось от той же основы, что и слово
воръ, которое в то время означало "ограду",
"забор".
То ли это сказка, то ли это быль, но до нас дошла
история о том, что на крутых горах над рекой
Днепром жили-были три брата-славянина: Кий, Щек и
Хорив. И была у них сестра Лыбедь–Лебедушка. И
построили братья на холмах Днепровских город, и
нарекли его в честь старшего брата Кия. Какое
название получил этот город, вы узнаете, если
выполните следующее задание
Задание.
Проанализируйте первую запись и по аналогии
закончите вторую.
Киев город.
Далее мы с вами
узнаем, что в действительности такие
города-крепости, как Киев, предназначенные для
спокойной торговли, основывались не только
славянами, но и купцами-варягами.
Задание. Прежде
чем приступить к чтению следующего текста,
изучите схему, являющуюся его своеобразным
"скелетом".
В городах для охраны товаров на складах
создавались военные дружины, в состав которых
входили самые сильные мужчины (витязи) разных
народностей, чаще всего варяги. Во главе таких
дружин стояли обычно варяжские предводители –
князья. Они или сами торговали, охраняя с оружием
свои товары, или нанимались на службу в города
для охраны товарных складов. Наконец, бывало, что
князья захватывали силой власть в городах и
становились их правителями.
Давайте вновь
обратимся к схеме и, опираясь на нее, расскажем о
князьях и их военных дружинах.
Ответы учащихся.
А теперь вернемся
в город Киев. В нем через некоторое время стали
княжить варяги…
Какой вопрос у
вас возникает?
Почему?
Задание. Ответ на
свой вопрос вы получите, восстановив
деформированный текст. Для этого надо
пронумеровать предложения в нужной
последовательности.
Поэтому
киевляне и пригласили княжить в свой город
варягов с сильной дружиной.
Недалеко
от Киева жили племена воинственных хазар.
Жители
Киева отказывались платить дань. Тогда хазары
нападали на Киев, грабили его и уводили в рабство
женщин и детей.
Хазары
требовали от киевлян платить дань: по одной
беличьей шкурке с каждого дыма, то есть с … .
(Недалеко от Киева жили племена воинственных
хазар. Хазары требовали от киевлян платить дань:
по одной беличьей шкурке с каждого дыма, то есть с
дома. Жители Киева отказывались платить дань.
Тогда хазары нападали на Киев, грабили его и
уводили в рабство женщин и детей. Поэтому
киевляне и пригласили княжить в свой город
варягов с сильной дружиной.)
Со временем Киев
вырос и разделился на два района: Верхний и
Нижний город. Князья с дружиной жили не в Нижнем
городе, а на высоком берегу Днепра. А торговцы и
ремесленники селились не в Верхнем городе, а в
той его части, что раскинулась по долине реки.
Задание.
Определите, кто жил в Верхнем, а кто в Нижнем
Киеве.
Отразите ответ
задачи на схеме сплошными линиями.
Образец
выполнения детьми данного задания:
На доске вы видите
модель сарафана жительницы Киева.
Подогните подол сарафана на модели.
Догадайтесь,
какой город – Верхний или Нижний – киевляне
называли Подолом? Объясните свою точку зрения.
Задание.
Прочитайте текст.
Киев тогда делился на две части, или
района. Нижним Киевом называлась та часть,
которая раскинулась по долине реки. Верхний
город тянулся по высокому берегу Днепра. На
Подоле жили торговцы и ремесленники. Одни из них
занимались кузнечным делом, другие лепили горшки
из глины, третьи плотничали, четвертые мастерили
золотую и серебряную посуду, разные украшения.
Что нового вы
узнали, прочитав данный текст?
Вскоре Киев стал
главным городом, столицей большого государства
– Русь.
IV. Подведение итогов урока.
Наш урок подходит
к концу. Подведем его итоги.
Где возникали
города?
С какой целью они
стали строиться?
Кто были первые
князья?
Как произошло
название города Киева?
Как был заселен
Киев?
Домашнее
задание
Продолжение следует
Рекомендуемая литература.
* 1. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И.
Методические этюды по формированию целостной
картины окружающего мира: Учебно-методическое
пособие. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2002. Вып. I. 160 с.
2. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Путеводитель
по родной истории: "Записная книжка"
школьника. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2002. Ч. I. 72 с.
3. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Методические
этюды по формированию целостной картины
окружающего мира: Учебно-методическое пособие.
Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2003. Вып. II. 184 с.
4. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Путеводитель
по родной истории: "Записная книжка"
школьника. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2003. Ч. II. 88 с.
От редакции:
Авторы статьи с радостью ответят на все ваши
вопросы, разрешат сомнения и примут пожелания по
адресу: 180000, г. Псков, Советская, 21, Госпединститут
им. С.М. Кирова, факультет начального образования,
Рогалёвой Е.И. E-mail: rogaleva@com.psc.ru
.
Продолжение следует
|