Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

Лектор: Н.Ф. ТИХОМИРОВА

Тема курса:

"Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром"

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашиму здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.
Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.
Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.
Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

33

Лекция 1. Чрезвычайные ситуации — что это?

35

Лекция 2. Лекция 2. Разнообразный мир ветров

37

Лекция 3. Гроза, молния, метель, гололед
Контрольная работа № 1. (Срок сдачи до 15 ноября 2004 г.)

39

Лекция 4. Наводнения

41

Лекция 5. Землетрясение
Контрольная работа № 2.
(Срок сдачи до 15 декабря 2004 г.)

43

Лекция 6. Извержения вулканов, цунами

45

Лекция 7. Оползни, снежные лавины, обвалы, сели

47

Лекция 8. Лесные пожары

Итоговая работа. (Срок сдачи до 28 февраля 2005 г.)

Лекция 6. Извержения вулканов, цунами

Где и когда происходили крупнейшие извержения вулканов, а на берега обрушивались гигантские волны высотой с многоэтажное здание?

Многое ли мы знаем о вулканах? Безусловно, о них написано много книг. А теперь о вулканах младшие школьники могут узнать даже из своих учебников.

Так, например, изучая тему "Какими бывают горы" по учебнику О.Т. Поглазовой "Окружающий мир" 2-й класс", дети узнают о том, что самые опасные горы – огнедышащие вулканы.

В учебнике Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова "Мы и окружающий мир" 2-й класс" о вулканах говорится дважды. Первое упоминание – при изучении темы "Человек и океаны". Здесь говорится об "Огненном кольце "Тихого океана". Рассказывая о внутренних силах земли, авторы учебника вновь говорят о вулканах и образовании вулканических островов.

Что такое вулкан и что такое вулканическое извержение?

Внешне каждый вулкан – это возвышение, необязательно высокое. Возвышение связано каналом с магматическим очагом на глубине. Магма – это расправленная масса, состоящая в основном из силикатов. Магма, подчиняясь определенным физическим законам, может подниматься вместе с парами воды и газами из глубины наверх. Преодолевая на своем пути преграды, магма изливается на поверхность. Магму, излившуюся на поверхность, называют лавой. Выброс из жерла вулкана паров, газов, магмы, горных пород и есть извержение вулкана.

Более 200 млн. землян живут в опасной близости от действующих вулканов. Конечно, они подвергаются определенной опасности, но степень риска не превышает возможность попадания под машину городского жителя. Подсчитано, что за последние 500 лет в мире в результате вулканических извержений погибли около 200 тыс. человек.

На земле около 600 действующих вулканов. Самые высокие из них находятся в Эквадоре (Котопахи – 5896 м и Сангай – 5410 м) и в Мексике (Попокатепетль – 5452 м). В России находится четвертый в мире по высоте вулкан – это Ключевская Сопка высотой 4750 м.

Самым катастрофическим можно считать в общем-то невысокий – 800 м – индонезийский вулкан Кракатау. Ночью с 26 на 27 августа 1883 года после трех страшных взрывов на небольшом безлюдном островке небо закрыл пепел и вылилось 18 куб. километров лавы. Огромная волна (около 35 м) буквально смыла сотни прибрежных поселков и городов Явы и Суматры. В этой трагедии погибли 36 тыс. человек.

Какова же история вулканических катастроф?

Считается, что самым крупным извержением вулкана (в обозримом прошлом человечества) было извержение вулкана Санторин, происшедшее 3,5 тыс. лет назад, на о. Стронгли в архипелаге островов Эгейского моря. Оно привело к гибели минойской цивилизации. На месте вулкана образовалась воронка диаметром 11 км и глубиной 900 м.

Наиболее известным является извержение вулкана Везувий в августе 79 года. Над Неаполитанским заливом раздался взрыв, который под слоем пепла, лавой и кипящей грязью похоронил три города: Помпеи, Геркуланум и Стабию. Извержение Везувия более чем на тысячу лет укрыло от дневного света лавой и пеплом эти города. В тот день погибло около 10 тыс. человек.

Однако распространенное мнение о том, что погибли все жители, не совсем верно. Большая часть населения все же успела уйти из городов. В основном люди умирали под обломками рухнувших зданий, от удушья, от падения вулканических бомб. Многие погибли во время паники, в результате давки. После этого Везувий "просыпался" еще более 50 раз.

Самое большое извержение вулкана Тамбола Сумбава (Индонезия) произошло 5–7 апреля 1815 г., когда погибли около 100 тыс. человек. Взрыв вулкана в том году оказал влияние на климат всей планеты.

Весной 1902 года на острове Мартиника стал пробуждаться вулкан Мон-Пеле, не дававший о себе знать с 1851 года. Его вершина начала обильно куриться. Из кратера с силой вырывались густые клубы черного дыма и были слышны глухие подземные раскаты.

Природные предвестники катастрофы забеспокоились. Змеи уползли из расщелин, и приблизились к городу; перелетные птицы далеко облетали вулкан. В море во время штиля появлялись глубинные волны, внезапная теплая вода.

Густой пепел посыпался на город Сан-Пьер. Город окутался сумраком. Рокот становился оглушительным, и к нему начали примешиваться звуки взрывов. Затем вулкан как будто немного успокоился. Пошли проливные дожди. В ночь с 7 на 8 мая извержение опять усилилось. Около 3 часов ночи послышался взрыв, из кратера взлетела раскаленная туча и понеслась по склонам к городу. За несколько секунд огненная масса достигла города и поглотила Сан-Пьер. Тугая волна сжатого воздуха, который лавина толкала перед собой, сбросила в море все спасавшееся на его берегу население – около 30 тыс. человек. Вода в гавани кипела. В огромном облаке пара суда опрокидывались и тонули.

Самый активный вулкан на планете называется Килауэа (Гавайские острова, США). Он непрерывно извергался с 1983 года, выбрасывая в секунду 5 куб. метров лавы.

В ноябре 1985 года в Колумбии извержение вулкана Руиса вызвало таяние "ледяной шапки" снега на его вершине. Образовавшиеся селевые потоки стерли с лица земли г. Амеро и несколько селений. Погибли 22 тыс. человек.

На территории России к областям с активным вулканизмом относятся Кавказ, камчатка и Курильские острова. Города и поселки в этих местах, как правило, стоят на безопасном расстоянии от лавовых потоков.

Кавказский Эльбрус, хотя он и покрыт со всех сторон ледниками и снегом, считается действующим вулканом. Вблизи его восточной вершины есть выходы вулканических газов, которые показывают на происходящие процессы внутри недр.

Камчатка и Курилы – сейсмически нестабильный район, входящий в "огненное кольцо" Тихого океана. Из 120 вулканов, находящихся здесь, около 39 действующих – от недр здесь можно ждать и сильных извержений, и землетрясений.

В 1955 году произошло извержение сопки Безымянной. В ноябре вулкан пробудился и стал выбрасывать пары и пепел. 17 ноября в поселке Ключи (24 км от сопки) было так темно, что весь день не выключали электричество.

30 марта 1956 года вулкан Безымянный взорвался. Из кратера до высоты 24 км взметнулась туча пепла. В следующие 15 минут была извергнута еще большая по размерам туча на высоту до 43 км. В 24 км от кратера деревья были вырваны из земли, в 30 км – возникали пожары, грязевые потоки простирались на 90 км. Возникшая волна ощущалась на расстоянии до 20 км от кратера.

После извержения форма вулкана совершенно изменилась, а его вершина стала ниже на 500 м. На месте его вершины образовалась воронка шириной до 2 км и глубиной до 1 км.

В 1994 году при извержении вулкана Ключевская Сопка пепловое облако затрудняло полеты самолетов на высоте 20 000 метров.

Опасны почти все проявления вулканической деятельности. Лавовые и грязевые потоки (лахары) могут полностью разрушить поселения, лежащие на их пути.

Так, например, извержение трещины Лаки в Исландии поставило на грань уничтожения целую страну. Вдоль всей трещины длиной 25 км в 1783 г. начал извергаться лавовый поток. Лава изливалась по обе стороны от нее, покрывая обширные пространства. Так продолжалось почти полгода. После этого извержения весь остров был засыпан слоем пепла и тефры (вулканический обломочный материал, образующийся при извержении). Скот и рыба в озерах погибали, среди населения начался голод.

Опасность грозит людям, оказавшимся вблизи или между языками магмы. Не менее страшен и пепел, проникающий буквально всюду. Источники воды бывают завалены лавой и пеплом, крыши домов обрушиваются.

Вулкан опасен не только во время извержения. Кратер еще долго может таить под внешне крепкой корой кипящую серу. Опасны и кислотные или щелочные газы, которые напоминают туман.

Долина смерти на Камчатке (в Долине гейзеров) накапливает углекислый газ, который тяжелее воздуха, и животные часто гибнут, оказавшись в этой низине.

Ученые-вулканологи следят за состоянием недр в районах действующих вулканов и часто могут предсказать начало извержений.

Обычное решение при угрозе катастрофы – эвакуация близлежащих населенных пунктов. Но иногда со стихией можно бороться.

Зная об извержении, можно изменить путь лавовых потоков с помощью специальных желобов и лотков. Они позволяют пустить поток в обход жилищ, удержать его в нужном русле.

В 1983 году на склоне знаменитой Этны удалось взрывами создать направленное русло для лавы, что спасло от угрозы ближайшие селения.

Иногда помогает охлаждение лавового потока водой – такой способ использовали жители Исландии при борьбе с вулканом, "проснувшимся" 23 января 1973 года. Около 200 мужчин, оставшихся после эвакуации, направили пожарные струи на ползущую к порту лаву. Остывая от воды, лава каменела. Удалось спасти большую часть города Вейстманнаэйяра, порт, и при этом никто не пострадал. Правда, борьба с вулканом затянулась почти на полгода.

Но это скорее исключение, чем правило: воды требовалось огромное количество, а островок небольшой.

Каковы признаки предстоящего извержения?

– Усиление сейсмической активности (от едва заметных колебаний лавы до настоящего землетрясения).
– "Ворчание", доносящееся из кратера вулкана и из-под земли.
– Запах серы, исходящий из протекающих рядом с вулканом рек и ручьев.
– Выпадение кислотных дождей.
– Пемзовая пыль в воздухе.
– Вырывающиеся время от времени из кратера газы и пепел.

При первых "симптомах" начинающегося извержения нужно внимательно слушать сообщения Министерства по чрезвычайным ситуациям и выполнять все их указания.

Желательно срочно покинуть район бедствия.

Что делать, если извержение застигло вас на улице?

1. Бегите к дороге, старайтесь предохранять голову.

2. Если вы едете на машине, будьте готовы к тому, что колеса увязнут в слое пепла. Не старайтесь спасти машину, оставьте ее и выбирайтесь пешком.

3. Если вдали появится шар из раскаленной пыли и газов, спасайтесь, укрывшись в подземном убежище, которые строятся в сейсмоопасных зонах, или ныряйте в воду, пока раскаленный шар не промчится дальше.

Какие меры надо предпринять, если эвакуация не нужна?

1. Не поддаваться панике, оставаться дома, закрыв двери и окна.
2. Выходя на улицу помните, что нельзя надевать синтетические вещи, так как они могут загореться, при этом ваша одежда должна быть максимально удобной. Рот и нос необходимо защитить влажной тряпкой.
3. Не укрывайтесь в подвале, чтобы не оказаться погребенными под слоем грязи.
4. Запаситесь водой.
5. Следите, чтобы падающие камни не вызвали пожар. При первой возможности очищайте крыши от пепла, возникающий пожар тушите.
6. Следите за сообщениями МЧС по радио.

Конечно, лишь малая часть жителей России живет на территориях, где возможны извержения вулканов. Но современные школьники хорошо представляют это явление природы благодаря большому количеству научно-популярных фильмов и программ. Зрелище двигающейся огненной лавы очень красиво. Оно притягивает взгляд, удивляет и поражает. Младшим школьникам следует объяснить, что эта красота очень опасна для жизни человека, надо помочь детям составить целостное представление об "огненных горах".

Учителю в этом может помочь огромное количество справочной и энциклопедической литературы— например, статья "Вулканы и магма", том "География" "Энциклопедии для детей". Или рассказы "Вулканические загадки" из книги Г.В. Трафимовой "Тайны близкие и далекие" и "Как образовалась наша планета" из книги Г.В. Трафимовой "Секреты и диковинки окружающего мира".

Знакомя учеников начальных классов с землетрясениями и извержениями вулканов, нельзя не упомянуть такое явление природы, как цунами.

Цунами – огромные морские волны, возникающие в результате прибрежных или морских землетрясений. В переводе с японского цунами – волна в заливе.

В России эти огромные волны (у берега они могут достигать высоты 50 м) возможны на Сахалине, Курилах и Камчатке.

Оценивают цунами по шестибалльной шкале, где 1 балл – волна отмечается только специальными приборами (мореографами), а 6 баллов – катастрофическое явление, когда выброшены на берег суда, повреждены волноломы, разрушены здания, перевернуты железнодорожные составы, побережье опустошено, а суша затоплена далеко от берега.

Разрушительна и воздушная волна, идущая перед водяным валом. Она сносит крыши и дома, срывает двери и окна, а на людей действует как взрывная волна.

Среди крупнейших известны цунами:

1755 г. Лиссабон. Высота волны 15 м. 70 тыс. погибших.

1872 г. Бенгальский залив. Высота волны 20 м. 20 тыс. погибших.

1883 г. Кракатау. Высота волны 35–40 м. Погибли 36 тыс. человек.

1896 г. Санрику, Япония. Высота волны 15–30 м. Погибли 27 тыс. человек.

1904 г. Английский грузовой пароход "Эвенгер" был выброшен цунами на один из островов в Мексиканском заливе. Пароход простоял на суше 12 лет. В июле 1916 года новая волна перенесла "Эвенгер" обратно в море. После небольшого ремонта пароход продолжил плавание.

1908 г. Сицилия. Высота волны 10 м. Погибших в цунами и землетрясении 80 тыс. человек.

1937 г. Санрику, Япония. Высота волны 8 м. Погибло около 9 тыс. человек.

1944 г. Роналкай, Япония. Высота волны10 м. Погибших около тысячи.

1946 г. Гавайи. Высота волны 10 м, скорость в океане – 700 км/ч. Погибло 156 человек.

1960 г. Чили. Три группы волн. Наибольшая скорость – 700 км/ч. Более 200 человек погибли.

1979 г. Колумбия. Высота волны 5 м. Погибли 125 человек.

1994 г. Филиппины. Высота волны 15 м. Погибли более 60 человек.

Показав все эти точки, где произошли стихийные бедствия, на карте мира, учитель может перейти к территории России, которую также постигала печальная участь "встречи" с цунами.

Первое в России "моретрясение" было зарегистрировано на Камчатке в 1737 году. По словам очевидца, "последовали волны ужасного и несравненного трясения, потом взвилась вода на берег в вышине сажен 30, которая, нимало не стояв, сбежала в море. От сего наводнения тамошние жители совсем разорились, а многие бедственно скончали свой живот".

Цунами подвергают опасности восточное побережье полуострова Камчатка и Курильские острова. Сильное цунами обрушилось осенью 1952 года на этот район. Волны в некоторых местах поднялись до 18 метров и двигались со скоростью 500 км/ч.

В г. Северо-Курильске утонуло несколько тысяч человек.

Каковы признаки надвигающегося цунами?

– Внезапное отступление воды от берега на сотни метров и даже километры.
– Бегство животных (собак, кошек, крыс, мышей) на склоны гор и возвышенности.
– Трещины в припае льда (зимой), волны и выбросы воды у кромки льда.

Если вы увидели эти признаки, значит, через 10–20 минут начнется цунами. Надо срочно спасаться, так как скорость волны в прибрежных водах – 50–100 км/ч.

Если времени уйти не осталось, надо принимать меры самозащиты.

В помещении

1. Закройте двери и окна, поднимитесь на верхние этажи.
2. Отключите газ и электричество.
3. Комната должна быть с противоположной от океана стороны.
4. Встаньте в углу, образованном капитальными стенами.
5. Уберите от себя предметы, которые могут упасть, разбиться и поранить вас.

На улице

1. Не оставайтесь на открытом пространстве. Постарайтесь спрятаться за каким-то надежным и прочным укрытием.
2. Снимите обувь и верхнюю одежду.

Оказавшись в воде

1. Сбросьте обувь и верхнюю одежду.
2. Наберите в легкие воздуха, сгруппируйтесь, закройте голову руками.
3. Постарайтесь зацепиться за плавающие предметы, пережидая волну.

Переждав цунами в безопасном месте, возвращаться можно только после сигнала службы гражданской обороны.

Входить в здание можно только убедившись в его целостности. Нельзя пользоваться газом и электричеством до осмотра специалистов. Нельзя пользоваться продуктами, попавшими в воду.

Чтобы проверить, как дети запомнили материал, учитель может предложить им ответить на вопросы текста или игру "Составь понятие".

Игра "Составь понятие"

На доске – карточки, на которых написаны понятия и их объяснения. Надо соотнести названия понятий с их толкованием, например:

Вопросы для самопроверки

1. Какую угрозу представляют извержения вулканов для природы и человека?

2. Какие меры безопасности следует соблюдать при извержении вулканов?

3. Какие районы России подвержены извержениям вулканов и цунами? Покажите их на карте.

4. Какие вы знаете признаки надвигающегося цунами?

5. Какие меры самозащиты при цунами вы знаете?

Рекомендуемая по теме литература

1. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. Изд-во "Зеркало"; Издательский дом "Техника – молодежи", 1996.

2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир. 2 класс. Корпорация "Федоров" Изд-во "Учебная литература". Самара, 2002.

3. Катастрофы и человек. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. / Под ред. Воробьева Ю.П. М.: АСТ-ЛТД, 1997.

4. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 2 класс. Ассоциация ХХI век. АО "Московские учебники", 2002.

5. Ситников В.П. Справочник школьника. Основы безопасности жизнедеятельности. Филологическое общество "Слово" АСТ. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1999.

6. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 7–8 класс. М.: Просвещение, 1999.

7. Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие. Корпорация "Федоров" АО "Московские учебники", 2002.

8. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира. /Под ред. Дмитриевой Н.Я. Издательский дом "Федоров" АО "Московские учебники", 2002.

9. Энциклопедия для детей. Геология. М.: Аванта+, 1998.

10. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. М.: Аванта+, 2001.