Галина ЖАБСКАЯ,
учитель МОУ-лицея № 10,
г. Белгород
Поход Оха и Аха по окрестностям
Урок математики
1-й класс
Тема. "Взаимообратные
задачи. Поход Оха и Аха по окрестностям".
Цели. Ввести понятие задачи,
обратной данной; закреплять термины, связанные с
понятием "задача", запись задач, чтение и
составление схем; закреплять навыки счета в
пределах 9.
Оборудование.
Учебник "Математика 1 класс, часть 2" (авт.
Л.Г. Петерсон); иллюстрации гномов Ох и Ах;
рисунки с кочками для круговых примеров; таблицы:
"Составные части задачи", "Схема решения
задачи"; костюмы для детей, играющих роли
гномов Оха и Аха.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель.
Жили-были Ох и Ах.
Ох был грустный, недовольный,
Ах веселый и проворный.
Ох учиться не хотел,
Ах читать, считать умел.
У Аха в доме был порядок,
На огороде много грядок.
На них росли лук и чеснок,
Петрушка, свекла и горох.
У Оха в доме много пыли,
В углах по две-три паутины.
А что растет на огороде?
Сорняк у Оха в большой моде.
За что ни взялся бы наш Ах,
Работа спорится в руках.
За что ни взялся бы наш Ох,
Услышишь только "ох" и вздох.
Однажды
Ах пришел к Оху и застал его в грустном
настроении.
Ох учился составлять и решать задачи.
По ходу урока два ученика играют роли
Оха и Аха.
Ох. Ох-ох! Я никогда не смогу... Я не
научусь решать задачи.
Ах. А ты верь в себя, у тебя все
получится. Эх! Подавай-ка их сюда! Давай
отправимся в путешествие. На свежем воздухе
работа идет успешнее.
II. Решение некорректно составленных
задач
У. Из каких частей состоит текст
задачи?
Дети. Из условия и вопроса.
У. Как их различать?
Д. Условие задачи – то, что
известно; вопрос задачи – то, что надо найти.
Учитель вывешивает таблицу
"Составные части задачи".
У. Я прочитаю вам тексты
нескольких задач. Послушайте их и скажите: что
неправильно в этих задачах?
Задача 1
Ha полянке играли 6 зайчиков и 3 белочки.
Сколько зайчиков играло на полянке?
Д. Неверно поставлен вопрос
задачи. Число зайчиков задано в условии.
Задача 2
Белочка подарила 4 ореха дятлу. Сколько
орехов у нее осталось?
Д. Сказать нельзя, мало данных.
У. Что нужно сделать, чтобы
ответить на этот вопрос?
Д. Надо сказать, сколько орехов
было у белочки вначале.
У. Составьте правильно задачу
про белочку и дятла и решите ее.
Д. У белочки было 5 орехов, 4 ореха
она подарила дятлу. Сколько орехов у нее
осталось?
– В задаче не известна часть, решаем задачу
действием вычитания 5 – 4. У белки остался
один орех.
Задача 3
На ветке сидели 5 слонов, один улетел.
Сколько осталось?
Д. Задача с несуществующими
данными. Нужно заменить слово "слонов"
словом "воробьев".
Задача 4
Карлсон съел на завтрак 6 булочек, 5
мороженых, 2 ананаса, 4 шоколадки и 4 груши. Сколько
фруктов съел Карлсон на завтрак?
Д. 2 + 3 = 5 фруктов.
У. Какие данные лишние в этой
задаче? Почему?
Д. Число булочек, мороженых и
шоколадок. Это не фрукты, а в вопросе
спрашивается: "Сколько фруктов съел
Карлсон?"
У. Из каких частей состоит текст
задачи?
Д. Из условия и вопроса.
III. Решение задач на нахождение части и
целого
У. Теперь я предлагаю вам
правильно составленные задачи. Их надо решить.
Задача 1
На полянке резвились 6 медвежат и 2
лисенка. Сколько всего зверей на полянке?
Д. 6 + 2, ищем целое, 8 зверей.
Задача 2
На полянке играли 6 зверят, из них двое
медвежат, а остальные лисята. Сколько лисят на
полянке?
Можно ли эту задачу решить так: 6 + 2?
Д. Нет, так как ищем часть всех
зверей. Решаем 6 – 2 = 4 (лисенка).
Задача 3
Еж нес 6 яблок. 2 яблока он потерял.
Какой вопрос надо поставить, чтобы получилась
задача?
Д. Сколько яблок осталось у ежа?
У. Как решить эту задачу?
Д. Ищем часть: 6 – 2 = 4 яблока.
У. Придумайте задачи по
выражениям 6 + 2 и
6 – 2. Подберите для каждой из них схему.
На доске:
Д. Задача к первой схеме:
"Белка насушила 6 грибов: 2 подосиновика, а
остальные подберезовики. Сколько подберезовиков
насушила белка?"
Задача ко второй схеме: "Карлсон съел 6 банок
малинового варенья и 2 банки клубничного. Сколько
всего варенья съел Карлсон?"
У. Каким действием мы решаем
задачу, в которой неизвестно целое?
Д. Сложением 6 + 2 = 8.
У. Каким действием мы решаем
задачу, в которой неизвестна часть?
Д. Вычитанием.
IV. "Открытие" детьми нового
знания
У. Гномы справились с задачами и
решили выпить чашечку чая. Они зашли в кафе, и тут
Ах обратил внимание на соседний столик, который
накрывал официант.
– Оx, посмотри, – говорит Ах, – на столе было 2
чашки, туда поставили еще 3 чашки. Какой вопрос
поставишь к этой задаче?
– Ох! – протянул гном Ох. – Это трудно!
У. Дети, выручайте Оха.
Дети.
Сколько всего чашек поставили на стол?
Ох. А я еще придумал! Сколько гостей
можно напоить чаем?
Ах. Здорово! Я за тебя очень рад!
Давай пить чай.
Учитель. По какой схеме мы решаем
задачу?
Учитель обращает внимание детей на
таблицу "Схема решения задачи".
Пока гномы отдыхают, "оденьте"
схему и решите задачу № 1 (урок 25).
Дети решают задачу в учебнике.
– Проверьте свое решение. На доске
записаны схема, решение и ответ задачи. Их
выполнил Ох. Вы согласны с ним?
На доске:
Задача 1
2 + 3 = 5 (ч.)
Ответ: 5 чашек.
|
При проведении самоконтроля
учитель выставляет схему к этой задаче, затем он
закрывает знак вопроса карточкой "5", а число
2 – карточкой "?".
– Составьте задачу по следующей
схеме.
На доске:
Д. На столе было
несколько чашек. После того как поставили 3 чашки,
их стало 5. Сколько чашек было на столе вначале?
У. Что вы заметили?
Д. В этих задачах есть
одинаковые данные, действия с предметами.
У. Как вы думаете, задачи будут
иметь одинаковое решение?
Д. Нет.
У. Почему? Давайте проверим ваше
предположение.
Д. Нам не известна часть, чтобы
найти часть, нужно из целого вычесть известную
часть:
5 – 3 = 2.
Аналогично рассматривается случай,
когда неизвестным становится число чашек,
которые поставили на стол.
На доске:
Д. На столе было 3 чашки.
После того как поставили несколько чашек, их
стало 5. Сколько чашек поставили на стол?
У. Что в задаче неизвестно?
Д. Часть.
У. Каким действием решаем
задачу?
Д. Вычитанием.
У. Составьте решение задачи.
Д. 5 – 3 = 2 (ч.).
У. Рассмотрите все три схемы с
решениями задач, записанные на доске.
– Кто заметил связь между этими задачами? Чем
похожи, чем отличаются задачи?
Д. В задачах говорится об одних и
тех же предметах, но известное и неизвестное в
них меняется местами.
У. Такие задачи называются
взаимообратные, и вы их только что сами научились
составлять. Вы сами открыли новое знание. Я очень
рада за вас. Вы умницы, молодцы!
V. Физкультминутка "Веселый –
грустный гном"
У. Настроение у гнома Ох часто
меняется. Говорят, что лицо – это зеркало нашего
настроения. Давайте представим, что мы гномы.
Будем выбирать себе настроение и выражать его на
лице мимикой. Закройте лицо руками.
Послушайте, о каком настроении говорится.
Откройте лицо и покажите, как вы выражаете это
настроение.
Ох и Ах называют настроение, дети
показывают.
– Гном – веселый; гном – грустный;
гном – больной; гном – сердитый; гном – ликует;
гном – тоскует; гном – негодует; гном – мечтает;
гному пришла идея; гном доволен собой.
Дети, с каким выражением лица мы отправимся
дальше?
Дети изображают хорошее настроение.
– Я вижу, вы не боитесь трудностей,
на ваших лицах – уверенность в себе и хорошее
настроение. Мне это приятно.
VI. Первичное закрепление нового
знания
У. Рассмотрите рисунок к задаче
№ 2(а) (урок 25). Кого вы видите?
Д. На картинке 6 девочек и 2
мальчика в костюмах танцуют в хороводе.
У. Составьте по картинкам
задачи, схемы и выражения.
Дети устно составляют задачи,
заполняют схемы, пишут выражения.
Задача 1
Хоровод водили 6 девочек и 2 мальчика.
Сколько всего детей было в хороводе?
У. Что обозначим целым
отрезком?
Д. Всех детей.
У. На какие части разделим
отрезок?
Д. Первая часть – девочки,
вторая часть – мальчики.
У. Сколько было девочек?
Д. Шесть.
У. Сколько было мальчиков?
Д. Два.
У. Что в задаче неизвестно?
Д. Сколько всего детей, то есть
целое.
У. Как найти целое?
Д. Нужно части сложить.
Задача 2
На праздник пришли 8 детей – из них 6
девочек, а остальные мальчики. Сколько мальчиков
пришло на праздник?
У. Что обозначим целым
отрезком?
Д. Всех детей.
У. На какие части разделим
отрезок?
Д. Первая часть – девочки,
вторая – мальчики.
У. Что в задаче известно?
Д. Девочек было 6, всего 8 детей.
У. Что в задаче неизвестно?
Д. Сколько было мальчиков. Не
известна часть всех детей.
У. Как найти часть?
Д. Из целого вычесть известную
часть.
Задача 3
На празднике веселились 8 детей. 2
мальчика держали шары, а девочки танцевали.
Сколько девочек танцевало?
У. На какие части
разделим отрезок?
Д. Первая часть – девочки,
вторая – мальчики.
У. Что в задаче известно?
Д. Мальчиков 2, всего 8 детей.
У. Что в задаче неизвестно?
Д. Сколько было девочек.
Неизвестна часть всех детей.
У. Как найти часть?
Д. Из целого вычесть известную
часть.
У. Что интересного вы заметили в
задачах?
Д. Они взаимнообратные, так как в
задачах говорится об одних и тех же предметах, но
известное и неизвестное в них меняется местами.
VII. Самостоятельная работа
У. Рассмотрите иллюстрации к
заданию № 2(б) и составьте взаимообразные
задачи и выражения к ним.
На картинке гном с четырьмя шарами,
рядом гном, у которого 3 шара и 1 шар лопнул.
– Дети, сравните свое решение с
решением, которое выполнил гном Ох. Вы согласны с
ним?
На доске:
Осуществляется обсуждение
решений.
VIII. Закрепление ранее изученного
материала
У. Ах и Ох перерешали все задачи,
и Ах предложил своему соседу пойти в поход.
– Ох-ох-ох! – только и ответил Ох. – Я не смогу,
я упаду, я пропаду.
– Удача отвагу любит! – ответил Ах, и
отправились они в путь.
На пути наших героев встретилось болото.
– Ох! – вздохнул Ох.
– Ах! – воскликнул Ах, увидев лягушонка. –
Решим круговые примеры и выберемся из болота.
Кто знает, как можно переправиться через болото?
Д. По кочкам.
У. Нашим героям круговые примеры
подскажут, как можно переправиться через болото.
Помогите гномам проложить дорожку через болото.
На доске:
У. Выбравшись из болота,
Ох и Ах пошли в горы, где они нашли
камни-самоцветы. Но Хозяйка медной горы не отдает
их, пока гномы не составят выражения по рисунку.
– Сколько всего фигур?
Д. Семь.
У. Составьте равенства с ответом
7, указывая признак разбиения.
Д. По цвету: 6 синих + 1 красный.
– По форме: 2 треугольника + 5 кругов.
– По размеру: 3 больших + 4 маленьких.
У. Гномы благодарят вас за
помощь.
Путешествие гномов подошло к концу, и они решили
отдохнуть. Мы вместе с ними поиграем в игру
"День-ночь".
Учитель произносит: "Ночь". Дети
закрывают глаза и кладут голову на локти,
внимательно слушают. Учитель называет
последовательность из нескольких действий с
числами: 9 – 9 + 8 – 7 + 6 – 5 + 4 – 3 – 1 + 4. После этого
учитель говорит: "День" – дети открывают
глаза, поднимают голову и показывают карточки с
получившимся ответом.
IХ. Итог урока
У. Что нового вы открыли на
уроке? Что вызвало трудности?
Дети отвечают.
– Чьей работой вы могли бы
восхититься? (Ах, Саша, как ты хорошо решал задачу,
примеры и т.д.)
Что помогло нам и гномам преодолеть трудности и
достичь успеха?
Д. Вера в свои силы, хорошее
настроение, взаимопомощь.
У. Какие слова говорил Ах гному
по имени Ох?
Д. "Верь в себя и у тебя все
получится. Удача отвагу любит".
|