Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №41/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

Лектор: Н.Ф. ТИХОМИРОВА

Тема курса:

"Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром"

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашиму здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.
Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.
Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.
Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

33

Лекция 1. Чрезвычайные ситуации — что это?

35

Лекция 2. Лекция 2. Разнообразный мир ветров

37

Лекция 3. Гроза, молния, метель, гололед
Контрольная работа № 1. (Срок сдачи до 15 ноября 2004 г.)

39

Лекция 4. Наводнения

41

Лекция 5. Землетрясение
Контрольная работа № 2.
(Срок сдачи до 15 декабря 2004 г.)

43

Лекция 6. Извержения вулканов, цунами

45

Лекция 7. Оползни, снежные лавины, обвалы, сели

47

Лекция 8. Лесные пожары

Итоговая работа. (Срок сдачи до 28 февраля 2005 г.)

Лекция 5. Землетрясения

Процессы горообразования. Где чаще всего происходит землетрясение. Как чаще всего происходят землетрясения. Как себя вести во время и после землетрясения.

Вся земля сотрясалась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города...
Все оковы небес разомкнуться смогли.
Свел разгул сотрясенья суставы земли,
Сжал он бедную землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски...

Низами

Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, сооружений, поврежденных и уничтоженных от этого стихийного бедствия.

Каждый год на Земле случается несколько сотен землетрясений, способных вызвать разрушения, из них 10–20 оказываются очень сильными.

В мифологии разных народов наблюдаются интересные сходства в представлениях о причинах возникновения землетрясений. Связывают эти явления с движениями гигантских животных, живущих в глубине земли. У древних индусов это был слон, у жителей Суматры – огромный вол, у японцев – сом.

Многие народы верили, что Земля лежит на трех китах или черепахах и от того, что эти животные иногда движутся, происходят землетрясения. Причины землетрясений до конца не выяснены. В ХVIII веке ученые сделали выводы о том, что сотрясаются главным образом молодые участки земной коры в результате смещения горных пород по разлому. Чем больше по площади "оживший" разлом, тем больше сила подземного толчка.

Расположение центров землетрясений говорит об их тесной связи с процессами горообразования.

Очаг землетрясения – это место в земных недрах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие (сейсмические) волны.

Эпицентр землетрясения – место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.

Сейсмическая область – территория, где уже были или ожидаются очаги землетрясений.

В России чаще всего землетрясения возникают в районе Тихого океана, на Курило-Камчатской дуге. Но, наверное, нет в нашей стране места, где бы когда-то не произошло сильное землетрясение. Так, например, в 1230, 1446 и 1556 гг. подземную стихию почувствовали жители Владимира, в 1446, 1802 и 1977 гг. – Москвы, в 1230 и 1556 гг. – Нижнего Новгорода.

В летописях 1446 г. встречается такое описание: "Тая потрясёся град Москва, Кремль и весь пасад, и храми поколебашася".

Основными параметрами, характеризующими землетрясение, являются интенсивность и глубина очага. В нашей стране и ряде европейских стран для оценки интенсивности подземных бурь в последние десятилетия используется 12-балльная международная сейсмическая шкала MSK-1964.

Условно землетрясения этой шкалой подразделяются на слабые (1–3 балла), умеренные (4), довольно сильные (5), сильные (6), очень сильные (7), разрушительные (8), опустошительные (9), уничтожающие (10), катастрофические (12). Для каждого балла MSK-64 установлены свои признаки определения силы землетрясения.

Возьмем для примера три фрагмента.

4 балла. Умеренное землетрясение

Сотрясения ощущаются внутри здания многими людьми, под открытым небом – немногими. Спящие могут проснуться. Колебания схожи с сотрясением, создаваемым проезжающим тяжело нагруженным грузовиком. Дребезжат окна, двери, посуда, скрипят полы и стены, дрожит мебель. Висячие предметы слегка раскачиваются. Жидкость в открытых сосудах слегка колеблется.
В стоящих на месте автомашинах заметен толчок.

7 баллов. Очень сильное землетрясение

Люди пугаются, выбегают из помещений, многие с трудом удерживаются на ногах. Отмечаются колебания в движущихся автомобилях. Звонят большие колокола.
В стенах каменных зданий появляются трещины, отдельные строения разрушаются. Возможны оползни, небольшие горные обвалы, трещины на дорогах.
На поверхности воды образуются волны, вода становится мутной из-за поднявшегося ила, изменяется уровень воды в колодцах.

11 баллов. Катастрофа

Разрушаются кирпичные здания, мосты, плотины, железнодорожные пути. Шоссейные дороги приходят в негодность. Ломаются деревья. Животные мечутся и кричат. Происходят многочисленные горные обвалы. Изменяется уровень грунтовых вод.
Землетрясения не распределяются по земной поверхности равномерно, они сосредоточены в определенных узких зонах. Самые большие разрушения и жертвы происходят в эпицентрах землетрясения.
Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают изменения в расположении грунта, обвалы, оползни, цунами, пожары. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи людей. По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибли 150 млн. человек.

Так, например, в 1976 г. во время землетрясения погибли более полумиллиона человек.

Вот некоторые печальные цифры.

526 г. – Сирия. Погибли 250 тыс. человек.
1201 г. – восточное побережье Средиземного моря – более 1,1 млн. человек.
1290 г. – Китай. Погибли 100 тыс. человек.
1556 г. – Китай. Погибли 800 тыс. человек.
1703 г. – Япония. Погибли 200 тыс. человек.
1737 г. – Индия. Погибли 300 тыс. человек.
1923 г. – Япония. Полностью разрушены города Токио и Йокогама. Было разрушено более 700 тыс. зданий, погибли около 8 тыс. судов, убиты и пропали без вести 142 807 человек.
1960 г. – в Чили в результате землетрясения изменился облик земной поверхности: появились новые реки, горы, озера, а прежние мгновенно исчезли. Начали действовать 14 вулканов, погибли более 110 тыс. человек.
1995 г. – Россия. Полностью разрушен г. Нефтеюганск. Из 3 тыс. его жителей погибли и были ранены свыше 2 тыс. человек.

Самое крупное землетрясение ХХ века произошло 7 декабря 1988 г. в 11 ч 41 мин. в Армении. Оно охватило территорию с населением свыше 700 тыс. человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стерт с лица земли. Под развалинами городов погибли десятки тысяч человек.

В высокосейсмических областях нашей страны организованы прогностические полигоны с регулярными наблюдениями за опасными признаками и предвестниками землетрясений. Жители этих областей могут надеяться на заблаговременное предупреждение о грозящем бедствии. Часто ученым помогает сама природа.

Среди признаков близкого землетрясения можно назвать:

1) резкие изменения уровня воды в водоемах или ее помутнение;
2) запах газа в районах, где раньше этого не было;
3) беспокойство птиц и домашних животных;
4) вспышки в виде рассеянного света зарниц;
5) необычная напряженная тишина за несколько часов до события;
6) мгла в воздухе или гроза;
7) искрение близко расположенных (но не касающихся) электропроводов;
8) голубоватое свечение внутренней поверхности домов;
9) нарушение в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов;
10) слабые толчки земной поверхности.

Во всех подобных случаях полезно держать связь с сейсмологами.

Интересно, что жители Японии в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды. Прочитав рассказ И.Литинецкого "Золотые рыбки и землетрясения", дети узнают об этом подробнее. (Рассказ можно найти в книге "Естествознание", 2-й класс, авт. Н.Я. Дмитриевой и И.П. Товпинец.)

Правила безопасного поведения во время землетрясения

Знание и соблюдение требований безопасности населением в период землетрясений приводит к сокращению различного рода жертв и потерь. Младших школьников также надо ознакомить с правилами поведения во время такой чрезвычайной ситуации. Желательно не просто рассказать им об этом стихийном бедствии, с детьми надо рассмотреть маршрут эвакуации в экстренной ситуации, составить памятку "Мои действия во время землетрясения". Если вы живете в сейсмической области, то такие памятки должны быть у каждого ученика. Возвращаться к правилам поведения во время ЧС надо несколько раз в год. Самое главное правило поведения, которое должны усвоить дети: "Не паникуй!" Материал для составления такой памятки приводится ниже.

Угроза землетрясения

1. Отключите газ, воду, электроэнергию, погасите огонь в печах, закройте окна, балконы.

2. Оповестите соседей об опасности, возьмите с собой необходимые вещи, документы, деньги, воду, продукты и, закрыв квартиру на ключ, выйдите на улицу; детей держите за руку или на руках.

3. Выберите место вдали от зданий и линий электропередач и находитесь там, слушая информацию по переносному радиоприемнику. Если вы находитесь в машине, остановитесь, не загораживая дороги, избегая мостов, тоннелей и многоэтажных зданий. Не возвращайтесь домой до объявления об отступлении угрозы землетрясения.

Внезапное землетрясение

1. При первом толчке постарайтесь немедленно покинуть здание в течение 15–20 минут, спустившись по лестнице или через окна первого этажа (лифтом пользоваться опасно). Спускаясь вниз, на ходу стучите в двери соседних квартир, громко оповещая соседей о необходимости покинуть здание. Если вы остались в квартире, встаньте в дверной проем или в углу комнату (у капитальной стены), подальше от окон, светильников, шкафов, навесных полок и зеркал. Берегитесь обрушения на вас кусков штукатурки, стекол, кирпичей. Спрячьтесь под стол или кровать, отвернитесь от окна и прикройте обеими руками голову, не выходите на балкон.

2. Как только стихнут толчки, немедленно покиньте здание по лестнице, прижимаясь спиной к стене. Попытайтесь выключить газ, воду, электричество, захватите с собой дежурную аптечку, необходимые вещи, закройте дверь на ключ. Не допускайте своими действиями возникновения паники.

3. При наличии в соседних квартирах детей и престарелых взломайте двери и помогите им выбраться на улицу, окажите первую помощь раненым. Вызовите по телефону-автомату "Скорую помощь". (Это правило относится только ко взрослым.)

4. Если землетрясение застало вас в машине, немедленно остановитесь (желательно на открытом месте) и не выходите из машины до окончания толчков. В общественном транспорте оставайтесь на своих местах, попросив открыть двери, после толчков спокойно, без давки покиньте салон.

Действия после землетрясения

1. Взрослые помогают разбирать завалы и извлекать пострадавших из-под зданий.
2. Сообщите о происшедшем в штаб МЧС.
3. Соблюдайте спокойствие и порядок. Взрослые пресекают распространение слухов, случаи грабежа, мародерства и другие нарушения законности.
4. Слушайте сообщения по местному радио.
5. При разрушении вашего дома следуйте на сборный пункт для получения помощи. Идите по середине улицы, обходя здания и линии электропередач.
6. Перед тем как войти в здание, убедитесь, что оно не угрожает обвалом.
7. В разрушенном помещении из-за опасности взрыва не пользуйтесь спичками, свечами, зажигалками.
8. Будьте осторожны рядом с поврежденными электропроводами.
9. Вернувшись в квартиру, не включайте газ, электричество и воду, пока их исправность не проверит коммунально-техническая служба.
10. Не пейте воду из поврежденных колодцев.

Ученикам младших классов следует объяснить, что оказывать медицинскую помощь и вытаскивать людей из завалов должны специалисты. Когда происходит крупная авария, стихийное бедствие, то на место происшествия выезжают (или вылетают) спасатели МЧС и медики. Для того чтобы спасти жизни как можно большего количества людей, в первые часы и дни привлекают на помощь даже зарубежных коллег специальных служб. МЧС России часто оказывает помощь людям других государств.

Так, например, 26 декабря 2003 г. сильное землетрясение практически полностью разрушило иранский город Бам. 27 декабря в район землетрясения вылетели спасатели и кинологи МЧС России, а также врачи ВЦМК "Защита". Всего с 27 до 30 декабря медиками России оказана помощь 424 жителям города, в том числе 22 детям, прооперированы 108 человек. Из-под завалов спасателями извлечено 109 тел погибших. 31 декабря из России вылетел самолет, который доставил в Иран теплую одежду, одеяла, палатки, печи, станции очистки воды и электрогенераторы.

Даже если ваш район считается сейсмически безопасным, нет гарантии, что ваши ученики не окажутся в зоне ЧС, путешествуя с родителями во время каникул.

Для закрепления знаний по данной теме детям можно предложить решение тестов, кроссвордов, практических задач.

Кроссворд "Землетрясение"

По горизонтали:

4. 11 баллов по шкале MSK-64.
6. Подземные толчки и колебания земной поверхности.
8. Техническое средство, используемое для эвакуации пострадавших с места трагедии.
9. Республика, в которой произошло сильнейшее землетрясение XX века.
10. Единица измерения интенсивности землетрясения.

По вертикали:

1. Место в земных недрах, где зарождается землетрясение.
2. Техническое устройство в подъезде, которым нельзя пользоваться во время землетрясения.
3. Место на поверхности земли, наиболее близкое к центру землетрясения.
5. Тяжелое последствие землетрясения для зданий и сооружений.
7. Город, стертый с лица земли во время землетрясения 1988 г.

Ответы

По горизонтали: 4. Катастрофа. 6. Землетрясение. 8. Вертолет. 9. Армения. 10. Балл.

По вертикали: 1. Очаг. 2. Лифт. 3. Эпицентр. 5. Разрушение. 7. Спитак.

Вопросы для самопроверки

1. Покажите на карте сейсмические районы России.
2. Назовите параметры, характеризующие землетрясение.
3. Какие признаки, предвещающие землетрясение, вы можете назвать?
4. Какие правила поведения во время землетрясения вам известны?
5. Что вам известно о международной сейсмической шкале MSK-64?

Рекомендуемая литература

1. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. Альбом-задачник. 2-й класс. М.: Вента-Граф, 1998.

2. Бочкарева Н.Ф., Колбасов Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 7-й класс. Калуга: Адэль, 1996.

3. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: "Зеркало", Издательский дом "Техника – молодежи", 1996.

4. Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П. Естествознание. М.: Просвещение, 1994.

5. Катастрофы и человек. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. М.: АСТ-ЛТД, 1997.

6. Хроника чрезвычайных происшествий за IV квартал 2003 года // "ОБЖ". 2004. № 2.

7. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности. М.: Просвещение, 1994.

8. Энциклопедия для детей. Геология. М.: Аванта +, 1998.