Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №40/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена СУРНАЧЕВА,
учитель начальных классов школы № 6,
г. Ачинск

рассказывают этикетки

 

 

 

Занятие по экологии

2-й класс

Тема. "В мире этикеток".

Цели. Учить детей читать рекомендации на этикетках; осознавать степень воздействия на людей в целях защиты окружающей среды текстов этикеток; прививать экологическую культуру.

Оборудование. Различные виды упаковок, карточки с понятиями и этикетками.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Ребята, сегодня на занятии мы обратим внимание на, казалось бы, обычные вещи. Сегодня мы побываем в мире этикеток!

III. Знакомство с новым материалом

У. Что таит в себе слово "этикетка"?

Выслушиваются предположения детей.

– Этикетка* – ярлычок с фабричным, торговым клеймом или надписью.

Покупая какую-либо вещь, мы замечаем на ней бумажную или тканевую карточку с рисунками. Для незнающих это все равно, что читать китайские иероглифы. Сегодня мы с вами научимся читать некоторые из этих рисунков.

На доске:

– Что может обозначать этот знак? Почему вы так решили? Где можно встретить такую этикетку?

Выслушиваются ответы детей.

– Правильно, эта этикетка предупреждает нас о том, что вещество, находящееся в упаковке с таким знаком, легковоспламеняющееся.

На упаковке с каким товаром мы встретим такую этикетку?

Д. Различные аэрозоли, дезодоранты, освежители воздуха.

У. Какие меры предосторожности надо применять, чтобы не произошла беда?

Д. Не пользоваться горючими веществами вблизи огня. Не кидать использованные баллончики в костер. Не брызгать жидкостью в глаза.

У. Посмотрите на этикетку еще раз. Постарайтесь запомнить, о чем она предупреждает.

На доске:

– А что обозначает эта этикетка?

Д. Перед нами ядовитое вещество.

У. Почему вы так решили?

Дети отвечают.

– На какой упаковке можно встретить такой знак? Как хранить вещество с таким предупреждением?

Д. Упаковка должна быть плотно закрыта. Без разрешения родителей ее брать нельзя.

У. Не все этикетки так легко читаются. Вот некоторые из них.

На доске:

 

– Часто они встречаются на ярлыках для купленной вещи. Что могут обозначать эти энаки?

Выслушиваются предположения детей. Если они затрудняются ответить, то учитель знакомит их с новыми знаками.

1. Изделие можно подвергать отбеливанию.
2. Изделие можно сушить в машине.
3. Допускается химчистка изделия во всех растворах.
4. Изделие можно стирать при температуре более 60°.
5. Изделие можно гладить.

– Вспомните, что обозначает эта этикетка?

Учитель показывает карточку.

Д. Изделие можно отбеливать.

У. Тогда о чем говорит эта этикетка?

Д. Нельзя отбеливать.

У. Что обозначает такая этикетка?

Д. Гладить нельзя.

У. Внимательно рассмотрите все этикетки на доске и скажите, на какие группы можно их разделить. Назовите основание деления.

Д. Этикетки что-то разрешают или запрещают.

На доске:

IV. Практическая работа

Учитель раздает детям карточки с изображением этикеток.

У. Используя полученные знания, расскажите друг другу о том, что можно делать с вашей вещью. Свое объяснение начните словами:

"Этикетка на моей вещи предупреждает о том, что..."

"Я могу свою вещь.., потому что..."

Дети работают в парах, проверяют друг друга.

– Ребята, кто из вас считает, что он усвоил значение данных этикеток?

Вы обратили внимание, что на рекомендациях есть и другие этикетки. О них мы поговорим позже.

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

Ученик 1.

Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.

У. Люди стали задумываться о будущем и стали на различных упаковках делать экологические этикетки. Может, так мы научимся беречь природу?

На доске:

– Что может обозначать эта этикетка?

Дети отвечают.

– Это знак, призывающий не сорить и не загрязнять окружающую среду.

Ученик 2.

Мы пыхтим и морщимся,
Что мы вам, уборщицы?
Газон никак не подмету,
Соблюдайте чистоту.

У. Картину с замусоренными газонами мы наблюдаем очень часто. Почему надо бросать мусор в мусорный бак или корзину?

Д. Не все может сгнить и превратиться в удобрение. Например, пластик, капрон.

У. Бросая на газон мусор, мы наносим вред растениям, загораживаем необходимый для них свет, в почву попадают ядовитые краски.
Во многих странах мира мусор сортируется: бумажные упаковки – в один пакет, стеклянные – в другой.
– Что ж, мусор мы убрали. А что с ним делать дальше?

Д. Мусор можно сжечь, закопать.

У. Давайте сожжем весь мусор. Что в этом хорошего?

Д. Не будет мусора.

У. Хорошо, да не очень. Почему?

Д. Происходит загрязнение воздуха.

У. Решена проблема?

Д. Нет.

У. Давайте мусор закопаем. Что хорошего?

Д. Мусора не видно.

У. Хорошо, да не очень. Почему?

Д. Не всякий мусор поддается гниению.

У. Решена проблема?

Д. Нет.

У. Что же делать?

Д. Мусор можно переработать.

У. Правильно. Существует вторичная переработка упаковок. Раскройте понятие "вторичная переработка".

Д. Из материала что-то выпускают второй раз.

У. Что в ней хорошего?

Д. Экономия ресурсов, сохранение лесов.

У. Хорошо, да опять не очень. Почему?

Дети ищут ответ.

– Качество становится хуже. Например, бумаги.

По ходу беседы на доске появляется таблица.

– И вот у нас возникла новая проблема – упаковки. Какая же она должна быть и почему? Эта проблема нашего следующего занятия.

На доске:

– Такие эмблемы маркировки продукции говорят о том, что упаковка сделана из вторичного сырья. Где вы их могли видеть?

Д. На пакетах.

У. Мусор можно, как вы сказали, сжечь, закопать или отправить на вторичную переработку, что частично решает проблему. А вот в Японии (учитель показывает на глобусе или карте) люди нашли применение даже гниющей куче мусора. Эту идею им подсказала сама природа. В природе существуют такие птички – сорные куры. Они откладывают свои яйца в кучу мусора. Отсюда и их название. Куча при гниении выделяет тепло, и яйца защищены от холода и в какой-то мере от любителей яиц. Японцы это заметили и подумали, если мусор может обогревать яйца сорных кур, то почему он не может обогревать жилище людей? И после разработки специальной технологии, мусор стал служить человеку.
– Всем вам хорошо известны вот такие баллончики. Их можно увидеть на маминой или папиной полочке в ванной комнате или в туалете. Эти баллончики называются аэрозоли*. Что в них хорошего? Что плохого?

Дети отвечают.

По ходу ответов на доске появляется таблица.

Аэрозоли

1. Легкость в применении.
2. Устранение неприятных запахов.

1. Содержание вредного вещества – фреона*.

На доске:

– Чем же опасно это вещество?

Выслушиваются ответы детей.

– Наша планета Земля находится под защитным экраном – озоновым слоем*. Если бы его не было, то наша планета прекратила бы свое существование. Лучи Солнца сожгли бы ее. А так часть лучей отражается, часть рассеивается, и только небольшая часть солнечных лучей достигает поверхности Земли. Но этой небольшой части нам хватает для того, чтобы наша планета называлась "живой", или "планетой"!
А теперь взгляните, что происходит при распылении аэрозолей, содержащих вредное вещество фреон.

На доске:

– Какую разницу вы наблюдаете? Что случилось?

Д. Озоновый слой разрушился.

У. Фреон способствует разрушению озонового слоя. В результате его распыления появляются озоновые дыры, через которые огромная масса солнечного тепла и энергии обрушивается на Землю. Это приводит к тому, что погибают растения и животные.
К сожалению, эти страшные дыры уже существуют. Задача нынешнего и будущего поколений – не допустить появления новых озоновых дыр и увеличения уже существующих.
Какая картинка из этих двух вам нравится больше и почему?
Придумайте названия картинкам.

Д. Жизнь – смерть.

У. Сейчас стали выпускать аэрозоли, не содержащие ядовитое вещество фреон. Об этом говорит этикетка на баллончике.

На доске:

VI. Практическая работа

Учитель раздает детям упаковку для различных веществ и препаратов.

У. Возьмите свою упаковку. Внимательно рассмотрите ее со всех сторон и расскажите о ней своим товарищам.

Дети работают в группах по четыре человека, сами оценивают работу друг друга. Несколько учеников рассказывают всему классу об этикетках на своих упаковках.

– Любой товар проходит контроль. Если товар качественный и соответствует определенным правилам, его отмечают особым знаком.

На доске:

– Российский знак качества товара.

У кого на упаковке есть этот знак? Хорошо, значит, товар у всех качественный, не приносящий вред вашему здоровью.

VII. Итог занятия

Ученик 3.

Говорим при всем народе:
Чтоб продлить природе век,
Должен помогать природе
Друг природы – человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек.

У. Что нового, интересного вы узнали на занятии? Чем хотели бы поделиться со своими друзьями, о чем рассказать или чему научить?

Выслушиваются ответы детей.