Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №39/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

Лектор: Н.Ф. ТИХОМИРОВА

Тема курса:

"Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром"

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашиму здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.
Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.
Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.
Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

33

Лекция 1. Чрезвычайные ситуации — что это?

35

Лекция 2. Лекция 2. Разнообразный мир ветров

37

Лекция 3. Гроза, молния, метель, гололед
Контрольная работа № 1. (Срок сдачи до 15 ноября 2004 г.)

39

Лекция 4. Наводнения

41

Лекция 5. Землетрясение
Контрольная работа № 2.
(Срок сдачи до 15 декабря 2004 г.)

43

Лекция 6. Извержения вулканов, цунами

45

Лекция 7. Оползни, снежные лавины, обвалы, сели

47

Лекция 8. Лесные пожары

Итоговая работа. (Срок сдачи до 28 февраля 2005 г.)

Лекция 4. Наводнения

Дается историческая справка о крупнейших наводнениях мира. Рассказывается о том, как себя вести, если вы попали в зону этого бедствия.

Так же как и землетрясения, наводнения относятся к стихийным бедствиям. В некоторых местностях наводнения происходят чаще, чем в других. В основном это населенные пункты, расположенные на берегах водоемов.

Человек с давних пор селился у воды. Это было удобно и жизненно необходимо. Реки и озера давали пищу, снабжали водой, приводили человека к морям. Веками длилась дружба человека с рекой и морем. Но иногда происходили наводнения, которые затапливали большие участки территории, приводили к жертвам.

Наводнения – грозные и опасные природные явления, которые иногда происходят в таких грандиозных размерах и на таких больших пространствах, что принимают характер общенациональных бедствий. Наводнения оставляют без жилья тысячи и даже сотни тысяч людей. О некоторых опустошающих наводнениях складывались легенды и сказания. Большие разливы люди называли потопами.

Наиболее известна история о Всемирном потопе, которая изложена в Библии. О том, такой ли был потоп, как там рассказывается, дискуссии ведутся на протяжении веков.

Известный австралийский геолог Э.Зюсс пришел к выводу: под Всемирным потопом нужно подразумевать случившееся в низовьях Евфрата опустошительное наводнение, захватившее Месопотамскую низменность. Главная причина бедствия – цунами. Исследователи, работавшие после Зюсса, уточнили эту версию: вероятнее всего, грандиозная катастрофа произошла в результате сильнейших ливней и ветра, дующего навстречу течению рек. В то время жители Месопотамии считали, что их страна – это и есть весь мир, поэтому стали называть потоп Всемирным.

Со слов Платона человечество узнало о существовании и внезапной гибели в морских волнах могущественной Атлантиды в Средиземноморье (точнее в Эгейском море). Атлантида была процветающим государством с очень высокой для того времени культурой. Люди имели свою письменность, законы, деньги, строили многоэтажные дома, имели огромный морской флот, создавали замечательные изделия из глины, золота, олова, меди. И эта удивительная цивилизация внезапно погибла.

Произошло это из-за извержения вулкана Санторин, сопровождавшегося взрывом и мгновенным опусканием вниз значительных участков суши. При этом произошло сильное землетрясение, возникли гигантские морские волны-цунами, выпал пепел. Атлантида частично провалилась в море, частично была смыта гигантскими волнами, частично засыпана толстым слоем пепла.

"Всемирный потоп" и гибель Атлантиды – наиболее крупные проявления силы морской стихии, воздействующие на сушу, которые породили легенды, дожили до наших дней.

Можно выделить несколько видов классификаций наводнений.

  • Природные

1) во время половодья
2) во время паводка
3) вызванные цунами
4) ливневые
5) естественные колебания уровня озер
6) вызванные бурями, циклонами.

  • Вызванные антропогенными факторами

1) разрушение дамб
2) разрушение плотин и других гидротехнических сооружений

  • Кроме этого, наводнения можно разделить на:

1) кратковременные (от одних до нескольких суток, но могут быть и в течение всего лишь нескольких часов);
2) долговременные (1–2 недели и более).

Гидрологи все наводнения разделили на 4 типа.

  • Низкие – наблюдаются на равнинных реках и бывают раз в 5–10 лет. Они практически не нарушают ритм жизни при некоторой подготовке к ним.

  • Высокие – заливают довольно большие участки речных долин и иногда существенно нарушают привычный быт, даже требуют эвакуации и случаются раз в 20–25 лет.

  • Выдающиеся наводнения (раз в 50–100 лет) затапливают не менее 50% сельскохозяйственных площадей и требуют массовой эвакуации населения. Начинается затопление городов и населенных пунктов.

  • Катастрофические – случаются раз в 100–200 лет: затапливается несколько речных систем, полностью меняется уклад жизни. Говорят, примерно так выглядел Всемирный потоп.

Одно из первых наводнений, которое было официально зарегистрировано, произошло на реке Темза (в Англии) в 48 году нашей эры. Вызванный ливнями разлив реки привел к гибели 10 тыс. человек.

Абсолютный рекорд по величине последствий наводнений принадлежит китайским рекам Хуанхе и Янцзы.

На реке Хуанхе катастрофические наводнения зарегистрированы в 1642, 1782, 1791 гг. В 1887 году вода в реке поднялась от 3 м до 20 м и затопила тысячи населенных пунктов. Погибло около 1 млн. человек, пострадало свыше 7 млн. человек. В 1933 году река затопила 3 тыс. селений, пострадало около 4 млн. человек. В 1950 году остались без крова миллионы людей, погибли 500 тыс. человек.

В 1974 году ливни и обильные снегопады в западных районах Белоруссии вызвали продолжительное наводнение. Только в Брестской области в воде оказались 500 населенных пунктов.

Итальянская река Арно в среднем течении протекает у города Флоренция. Утром 4 ноября 1966 года вода в реке поднялась выше всех когда-либо достигавшихся ею отметок, залила улицы Флоренции и текла по ним, словно по перекатам, волоча вместо валунов припаркованные автомобили. Глубина ее на некоторых улицах достигала 6 м. За два дня в бассейне реки выпала полугодовая норма осадков – 600 мм, затопленными оказались 750 населенных пунктов.

7 октября 1737 года в устье реки Хугли (Индия), впадающей в Бенгальский залив, во время прохождения циклона образовалась нагонная волна высотой 12 м. Она затопила низменные районы берега. В водах Бенгальского залива погибли 300 тыс. человек.

31 января 1953 года из-за ураганного ветра с Атлантики в Северное море его уровень поднялся у берегов Голландии почти на 4 м. Из-за разрушения дамб и разлива воды пришлось эвакуировать около 100 тыс. человек. Несмотря на это, только в юго-западной части Голландии погибли 1500 человек.

В 1995 году в Северной Корее наводнение нанесло стране материальный ущерб в размере 20 млрд. долларов. Была уничтожена большая часть сельскохозяйственных посевов, что поставило население страны на грань голодной смерти.

В Соединенных Штатах Америки 40% территории обводняет река Миссисипи, текущая в основном по низменной равнине. В 1973 году при самом крупном паводке она затопила территорию в 50 тыс. км2 (сравните площадь Швейцарии – 44 тыс. км2).

Если учитель начальных классов рассказывает детям о печальных результатах наводнений, желательно использовать карты мира и России. Отмечая условными значками места наводнений, можно очень наглядно показать, что от этого стихийного бедствия страдает огромное количество стран и территорий нашего государства.

Что можно сказать о чрезвычайных ситуациях в нашей стране?

На территории России циклоны Северной Атлантики воздействуют на Баренцево и Белое моря. Беломорские штормы сопровождаются значительными изменениями уровня моря. Сохранились сведения о необычайном его повышении в 1635 году в районе Соловецких островов, когда были затоплены все нижние этажи монастырских строений. В Архангельском областном архиве имеются сведения о большом штормовом нагоне в Мезенской губе 20 сентября 1808 года. В этот день сильный северо-западный ветер поднял уровень моря у города Мезени на 4 м выше среднего. Городу и прилегающим к нему территориям был нанесен огромный ущерб.

В ночь с 12 на 13 марта 1914 года на Азовском море разразился сильный ураган. Высокая волна обрушилась на побережье, подхватила людей, унесла их в море. Погибли около 1500 человек.

В 1989 году в Хабаровском и Приморском краях прошли сильные ливневые дожди. Уровень воды в реках поднялся на 8 м. Было затоплено более 140 населенных пунктов, погибли и пропали без вести 11 человек.

15 мая 2001 года в результате образования ледяного затора протяженностью 80 км ниже по течению от города Ленска произошел подъем воды в реке Лена до 1740 см. 98% площади города были подтоплены, 90% населения эвакуировали.

Для ликвидации последствий паводка были привлечены 558 специалистов МЧС и 148 единиц техники.

12 сентября 2001 года в результате прохождения циклона на Сахалинскую область выпало большое количество осадков, в реках поднялся уровень воды. На островах Кунашир и Шикотан были частично подтоплены 20 домов, размыто 500 м дорожного полотна, нарушено электроснабжение.

6 октября 2002 года из-за сильных дождей в Новороссийске Краснодарского края было подтоплено 12 жилых домов. В поселке Геленджикского района Краснодарского края было подтоплено 250 жилых домов.

11 ноября 2002 года в Горячеключевском районе Краснодарского края из-за ливневых дождей оказались подтоплены 10 домов; в станице Саратовской – 198.

25 октября 2003 года в республике Адыгея из-за ливневых дождей поднялся уровень воды в реке Белая. В Майкопе и четырех населенных пунктах района были подтоплены 28 домов.

Самое крупное в мире наводнение пресной воды произошло около 18 тыс. лет назад в Алтайских горах в Сибири, когда разрушилась ледниковая запруда озера длиной 120 км. Основной поток по некоторым оценкам имел глубину 490 м и перемещался со скоростью 160 км/ч.

Как видим, наводнения представляют собой грозную и коварную стихию. По данным ЮНЕСКО, за последнее столетие от них погибли 9 млн. человек. Колоссален и причиняемый ими материальный ущерб. Естественно стремление людей уберечься от подобного бедствия. Для этого надо знать причины возникновения наводнений и правила поведения во время таких чрезвычайных ситуаций.

Как уже говорилось ранее, наводнения могут возникать от разливов рек, ливней, заторов льда, ветровых нагонов морских волн в устья рек, прорывов плотин или валов.

Одно время считали, что наводнения на Неве происходят от того, что в ее устье приходит вода из Финского залива, которую нагоняют сильные западные и юго-западные ветры. Но были случаи, когда Нева выходила их берегов в тихую погоду. Позже выяснилось, что причина – циклоны, часто проходящие над Балтикой осенью. Циклоны нарушают устойчивость водных масс Балтийского моря и вызывают возникновение длинных волн. Приближаясь к берегу, волны достигают высоты 2–2,5 м и затопляют город.

С момента основания Санкт-Петербурга (1703 г.) в устье Невы было зарегистрировано около 300 наводнений. Вот как об этом явлении сказал очевидец:

...Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь.
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась...

Во время половодий и паводков реки выходят из берегов и затапливают долину рек.

Половодье – высокий и длинный подъем уровня воды в реке, повторяется в одно и то же время года. На равнинных реках обычно бывает весной во время снеготаянья. На реках, берущих начало в высоких горах, половодье случается летом и связано с таянием снега и льда.

Паводок – значительный, но кратковременный подъем уровня воды в реке.
Он может наблюдаться в любое время года в результате обильных дождей или быстрого таяния снега и льда. Такое часто бывает в Свердловской, Кировской, Читинской областях, Приморском и Хабаровском краях.
Рассказывая младшим школьникам о половодье и паводке, можно опираться на известные детям литературные и художественные произведения. Например, на отрывок Некрасова "Дед Мазай и зайцы", картины "Весна", "Большая вода".
В нашей стране затоплениям подвергаются свыше 400 км2 суши. Обычно заранее известно о половодье. Сложнее прогнозировать паводок. Еще сложнее – подъем уровня в реках из-за нагонов воды с моря или водохранилища, и уж тем более – наводнение из-за прорыва плотин или цунами.
Однако большинство наводнений удается предсказать и тем самым уменьшить потери, причиненные ими. Защита от наводнений может быть активной или пассивной.

Активная защита – сооружение дамб, плотин, отводных каналов, водохранилищ.

Пассивная защита – оповещение и эвакуация людей, использование мест, которые наверняка не будут затоплены.

Очень важно заранее знать, когда начнется подъем воды в реках определенного района и какой силы можно ожидать наводнения. Сегодня наука может ответить на эти вопросы.
Гидрологи учитывают запасы снега, выпавшего в зимний период. Если они превышают среднюю величину, значит, можно ожидать выхода рек из русел. Тогда даются предупреждения о принятии мер защиты.
Сложнее обстоит дело с наводнениями от сильных дождей и ливней. Здесь метеорологи следят за движением атмосферных вихрей, составляют карты погоды, используя наблюдения со спутников. В случаях наступления угрожающего положения даются своевременные предупреждения.
Постепенно изучая характер водной стихии, люди совершенствуют способы защиты и принимают меры к тому, чтобы предотвратить или ослабить ее вредные действия.
Что делать при прогнозе наводнения?
Обычно прогноз содержит информацию об ожидаемом времени и границах затопления, и одновременно рекомендации жителям или порядок эвакуации.

Если ваш дом попадает в объявленный регион затопления, нужно:

– отключить газ, воду и электричество;
– погасить огонь в печах;
– перенести на верхние этажи и чердаки ценные вещи;
– закрыть окна и двери, при необходимости – забить окна и двери первых этажей досками или фанерой.

Если получено предупреждение об эвакуации:

– подготовить теплую удобную одежду, сапоги, одеяла, деньги и ценности;
– собрать трехдневный запас питания;
– подготовить аптечку первой помощи и лекарства, которыми вы обычно пользуетесь;
– завернуть в непромокаемый пакет паспорт и другие документы;
– взять с собой туалетные принадлежности и постельное белье.

Будет объявлено, куда и как следует направляться из опасной зоны. В конечном пункте эвакуации необходимо зарегистрироваться.

В первую очередь эвакуируются дети, детские учреждения и больницы.

Половодье обычно стоит дней семь. Внезапные наводнения бывают и более длительными.

Что делать, если вода резко поднимается? Нужно как можно быстрее занять безопасное место и запастись любыми предметами, которые могут помочь для самоэвакуации. Кроме лодок, плотов и надувных матрасов подойдут бочки, бревна, щиты, двери, обломки деревянных заборов, автомобильные камеры.

До прибытия спасателей или спада воды надо оставаться на верхних этажах и крышах, на деревьях или других возвышениях. Чтобы спасатели могли быстрее найти потерпевших, нужно в светлое время суток вывешивать на высокое место белое или цветное полотно, а в темноте подавать световые сигналы.

Когда подошли спасатели, переходить в лодку надо по одному, не создавая паники.

Самостоятельно выбираться из затопленного района можно лишь в безвыходных ситуациях: когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь, когда вода все поднимается и нет надежды на спасателей.

После того как вода сошла, надо осторожно входить в здания, предварительно убедившись, что конструкции не пострадали. Пользоваться газом, электричеством, водопроводом и канализацией можно только после разрешения специалистов. Нельзя есть продукты питания, подмоченные паводковыми водами. Нельзя пить воду без санитарной проверки. Затопленные колодцы необходимо сначала осушить, а затем откачивать воду до тех пор, пока она не станет пригодной для питья (это решают работники СЭС).

Информацию о надвигающемся стихийном бедствии сообщают по радио, телевидению, компьютерной сети, факсам. Кроме этого население оповещают через громкоговорители машин милиции и скорой помощи. Важно, чтобы люди знали, что делать в такой чрезвычайной ситуации. Поэтому учеников начальных классов целесообразно познакомить с правилами поведения во время наводнений.

Чтобы проверка знаний детей по данной теме не была скучной и однообразной, учитель может предложить ученикам разгадать ребусы и кроссворды, ответить на вопросы теста, сыграть в "Поле чудес", рассказать о событиях, пользуясь рисунками в пособиях.

Иллюстрации для работы можно взять в "Рабочей тетради по курсу ОБЖ" Е.И. Верховского на с. 34 или в альбоме-задачнике "Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным", 3 кл. (1–4), на с. 16 и 17.

"Поле чудес" по теме "Наводнения"

Правила игры взяты из телевизионной игры. Для проведения игры в классе выбирают 9 игроков, а остальные дети будут зрителями.

Вопрос I тура.

Высокий и длительный подъем уровня воды в реке, повторяющийся в одно и то же время года. (Половодье)

Вопрос II тура.

Значительный, но кратковременный подъем уровня воды в реке. (Паводок)

Вопрос III тура.

Одна из причин наводнения. (Ливень)

Игра со зрителями

1. Государство, утонувшее в Эгейском море в результате наводнения. (Атлантида)

2. Специалист по оказанию помощи во время чрезвычайных ситуаций. (Спасатель)

Вопрос финала:

– Одна из необходимых вещей, которую надо взять с собой при опасности наводнения. (Аптечка)

Ребусы

(Дождь)

(Дождь)

(Река)

(Река)

(Потоп)

(Потоп)

(Паводок)

(Паводок)

(Спасатель)

(Спасатель)

Вопросы для самопроверки

1. При каких условиях возникают наводнения?
2. Какие возможны последствия наводнений?
3. Каким образом можно избежать наводнения?
4. Какие вы можете дать рекомендации детям по действиям при угрозе наводнения?
5. Какие районы России наиболее подвержены наводнениям? Покажите их на карте.

Рекомендуемая литература

1. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Альбом-задачник. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным. 3-й класс. М.: Вентана-Граф, 1998.

2. Бочкарева Н.Ф., Колбасов Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 7-й класс. Калуга: изд-во "Адэль", 1996.

3. Верховский Е.И. Рабочая тетрадь по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности. 1–4-й класс". М.: Просвещение, 1998.

4. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало; Издательский дом "Техника – молодежи", 1996.

5. Катастрофы и человек. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / Под ред. Ю.П. Воробьева. М.: АСТ-РТД, 1997.

6. Логинова Л. 365 уроков безопасности. М.: Айрис-Пресс Рольф, 2000.

7. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М.: Творческий центр "Сфера", 2002.

8. Маршинин А. Использование блочно-модульного метода на уроках ОБЖ // Журн. "ОБЖ". 2004. № 4.

9. Образцова И. Многоводье. М.: АиФ, 2004. № 12.

10. Хроника чрезвычайных происшествий за 2001 год // Журн. "ОБЖ". 2002. № 3.

11. Хроника чрезвычайных происшествий за III–IV квартал 2002 года // Журн. "ОБЖ". 2003. № 2.

12. Хроника чрезвычайных происшествий за IV квартал 2003 года // Журн. "ОБЖ". 2004. № 2.