Ольга КОСТЫЛЕВА,
Инна ЛУКИНА,
учителя начальных классов
Заборовской средней школы Псковской области.
Что бы делал ученик, если не было бы
книг
Стихи Сергея Владимировича Михалкова знакомы
всем, ведь первая его книга вышла еще в 1936 году. С
тех пор герои его произведений встречаются детям
и взрослым не только на страницах книг, но и на
телеэкране, на сцене театров.
Младшие школьники любят стихи Михалкова, легко
их запоминают. Это учитывают авторы всех
учебников и книг по чтению. Они обязательно
включают "михалковские" страницы в свои
пособия.
Педагоги также с удовольствием знакомят с новыми
стихами своих учеников. И не только с теми,
которые даны в учебнике. Как это может быть
организовано? Например, так, как это предлагают
Ольга КОСТЫЛЕВА и Инна ЛУКИНА, учителя начальных
классов Заборовской средней школы Псковской
области.
Урок 1
Тема. "Держава Детства"*.
Цели. Познакомить детей с
творчеством С.В. Михалкова; совершенствовать
навык чтения; расширять и активизировать
словарный запас детей; развивать память,
воображение; воспитывать любовь к книге, к
чтению, уважение к труду автора.
Оборудование. Учебник "Родная
речь", кн. 1, ч. 1 (составители
М.В. Голованова и др.); иллюстрация к
стихотворению "Дядя Степа"; книги
С.В. Михалкова; схема-опора; толковый словарь
русского языка; грампластинка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
Учитель читает отрывок из
стихотворения С.В. Михалкова "Как бы жили мы
без книг".
Учитель. Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Ребята,
а кто дарит нам такое многообразие детских книг?
Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут
повести, рассказы, романы?
Дети. Таких людей называют
писателями.
У. Кто пишет стихотворения о
природе, о детях, обо всем, что нас окружает?
Д. Это поэты.
У. Правильно. А теперь
попробуйте закончить предложения.
На доске:
Сказки пишут ...
Басни сочиняют ...
Переводят с других языков ...
Театральные пьесы пишут ...
Статьи в газеты и журналы пишут ...
|
Д. Сказочники.
– Баснописцы.
– Переводчики.
– Драматурги.
– Журналисты.
У. Подумайте,
а может ли один человек делать все, что мы
перечислили?
Д. Это очень трудно. Таких людей
нет, или их очень мало.
III. Сообщение темы
У. Сегодня мы начнем знакомиться
с творчеством человека, герои книг которого вам
давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и
баснописец, переводчик и драматург. Десятки
ваших любимых мультфильмов сняты по его
сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.
Учитель демонстрирует портрет
Михалкова.
– Вглядитесь в это лицо. Этот
человек с добрыми глазами дарит нам так много
радости своими стихотворениями, сказками,
баснями.
IV. Знакомство с биографией
С.В. Михалкова
У. А что вы знаете о его жизни?
Сядьте удобно и внимательно слушайте.
Схема-опора поможет вам лучше запомнить
сообщение.
По ходу рассказа на доске появляются
опорные рисунки.
На доске:
Москва
12.03.1913 г. |
шкатулка
10 лет |
|
1936 г. |
|
Родился Сергей Владимирович Михалков 12
марта 1913 года в Москве. В семье Владимира
Александровича и Ольги Михайловны Михалковых
было трое детей. Семья жила скромно.
Писать стихи Сережа начал рано. Вот как он
рассказывает об этом в своей автобиографии
"Сам о себе": "Мне было немногим больше
десяти лет, когда беспризорники, проникшие в нашу
квартиру, похитили шкатулку с моими
"сокровищами", среди которых вместе с
перочинным ножом и рогаткой хранилась общая
тетрадь с начисто переписанными моими первыми
стихотворениями".
Первоначальное образование Сережа получил в
семье. Он много читал. Чтение настолько увлекало
его, что он читал при свете карманного фонаря,
накрывшись с головой одеялом. В обычную школу
Сережа пошел с четвертого класса.
По вечерам он выпускал свой домашний
журнал, где был одновременно и редактором, и
художником, и автором. Читателями были все
домашние и ближайшие родственники.
Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для
детей. До этого он перепробовал много профессий,
но не переставал писать. И вот в 1936 году вышла его
первая книжка стихов, где были и "Дядя
Степа", и "Упрямый Фома", и другие
стихотворения. Сергей Михалков пишет басни,
пьесы, сказки. Его сказка "Праздник
непослушания" переведена на несколько
иностранных языков.
Прочитайте, что Сергей Михалков говорит о книгах.
На доске:
«В мировой детской
литературе есть сегодня хорошие книги, созданные
на десятках разных языков. Есть книги-учителя,
строгие и взыскательные. Есть книги-приятели.
Есть книги-волшебники. Есть книги-солдаты. И
каждая новая хорошая детская книга – это
праздник для тысяч юных граждан планеты
"Земля"».
С.В. Михалков |
V. Работа с выставкой книг
У. Да, хорошая книга – это
праздник, это радость для детей и взрослых.
Сегодня у нас на выставке книги Михалкова.
Посмотрите, сколько их.
Д. Книги стоят неправильно. Не
видно названий. Надо их перевернуть.
У. Чтобы повернуть книги и
увидеть их обложки, вам необходимо будет
вспомнить некоторые стихотворения Сергея
Владимировича. Я буду читать отрывки, а вы
заканчивайте их.
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью...
Д. Каланча.
У. Говорят: под новый год
Что ни пожелается -
Все всегда произойдет,
Все всегда...
Д. Сбывается.
У. В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил упрямый...
Д. Фома.
У. На прививку! Первый класс! -
Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня...
Д. Дрожат
коленки.
У. Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята -
Их по счету...
Д. Ровно пять.
У. Плачет глупая девчонка,
Слезы виснут на носу -
Парикмахер под гребенку
Режет рыжую...
Д. Косу.
У. Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи, счастливые...
Д. Друзья.
После каждого правильно
законченного отрывка учитель переворачивает
одну книжку. Отрывки зачитываются до тех пор,
пока все книги не будут перевернуты.
У. Все эти стихотворения и
многие другие вы можете прочитать в этих книгах.
VI. Физкультминутка
Дети поют песенку "Веселые
путешественники" под грамзапись, повторяя
движения за учителем.
VII.
Первичное восприятие текста. Словарная работа
У. Вы знаете много стихотворений
Михалкова. Сегодня мы познакомимся еще с одним.
Оно называется "Мой секрет". Откройте
учебники на с. 176. Следите по учебнику.
Учитель читает стихотворение,
показывая образец выразительного чтения.
– Встретились ли в стихотворении
слова, смысл которых вам не понятен?
Д. Это слово "держава".
У. Кто из вас может объяснить
значение этого слова?
Д. Мы не знаем, нужно посмотреть
в словаре.
У. В толковом словаре значение
этого слова объясняется так: держава – это
государство. Поместим это новое слово в копилку
слов.
А теперь ответьте на вопросы.
О какой стране рассказывает автор?
Как он называет эту страну?
Подтвердите свой ответ строками текста.
Какой секрет знает автор? Как ему
удается попасть в державу Детства?
Выслушиваются ответы детей.
VIII. Работа над выразительностью
чтения
У. Сегодня я предлагаю вам
работать в парах. Первый раз вы читаете
стихотворение сами, а потом читаете его соседу по
парте. Окончив работу, поднимите руку.
Дети
работают с текстом самостоятельно, затем учитель
вызывает двух-трех учеников прочесть
стихотворение вслух, оценивает их работу,
привлекая к этому весь класс.
IХ. Итог урока
У. Со стихотворениями какого
писателя мы начали знакомиться?
Используя опору, вспомните то, что вы узнали о
жизни Михалкова.
Как вы думаете, почему стихотворения и сказки
Сергея Михалкова так нравятся детям?
Выслушиваются ответы детей.
Х. Домашнее задание
У. Дома повторите странички
биографии Михалкова, прочитайте текст в учебнике
на с. 174-175, научитесь выразительно читать
стихотворение "Мой секрет".
Дополнительное задание (по желанию). Найдите в
сборнике стихотворение "Как бы жили мы без
книг", научитесь читать его выразительно.
Принесите на следующий урок рисунок,
нарисованный к вашему любимому стихотворению,
написанному Михалковым. Урок окончен.
Урок 2
Тема. "О тех, кто лает".
Цели. Продолжить знакомство с
творчеством С.В. Михалкова; совершенствовать
навык чтения детей; расширять, активизировать
словарный запас; развивать память, мышление,
воображение; воспитывать любовь к животным,
чувство ответственности за своего питомца.
Оборудование.
Учебник "Родная речь" (см. урок 1);
памятка-опора; плакат "Держава Детства";
изображение собаки; иллюстрации к стихотворению
С. В. Михалкова "Трезор"; технологические
карты; заготовки из цветной бумаги; толковый
словарь русского языка, "волшебная палочка".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель. Вчера мы начали
знакомство с творчеством Михалкова. Сейчас
вспомним то, о чем говорили на прошлом уроке.
Поможет нам в этом "волшебная палочка".
Передавая ее друг другу, расскажите то, что вы
узнали о жизни этого замечательного поэта. При
необходимости пользуйтесь опорой. Старайтесь,
чтобы рассказ был связным, избегайте повторений.
Дети отвечают.
Учитель вызывает ученика,
подготовившего выразительное чтение
стихотворения "Как бы жили мы без книг",
проверяется выразительное чтение стихотворения
"Мой секрет".
– К этому уроку вы нарисовали
иллюстрации к любимым стихотворениям Михалкова.
Попробуйте по рисункам отгадать название
стихотворения.
Проверяется работа с рисунками
детей.
– Еще раз посмотрите на портрет
Сергея Михалкова. Расскажите о нем, писателе и
человеке, с помощью слов-подсказок, записанных на
доске.
На доске:
Знаток (чего)
Любит (кого, что).
Злой, добрый, серьезный, скучный,
лукавый, мудрый. |
Д. Сергей Михалков мудрый, добрый
человек. Он пишет веселые стихи, хорошо знает
детей, понимает, что им нравится и что они любят.
III. Сообщение темы
У. Правильно. Сергей
Владимирович Михалков очень хорошо знает и
понимает детей. Сегодня мы начнем путешествие по
стране, которую сам писатель назвал "Державой
Детства".
Учитель вешает на доску плакат
"Держава Детства".
– На каждом уроке мы будем
прикреплять к этому плакату знаки, и постепенно
составим карту страны Детства.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока и выбрать
знак, вы должны отгадать загадку.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
Д. Эта загадка про собаку.
У. Сегодня мы будем читать
стихотворения Михалкова, написанные о собаках.
Учитель прикрепляет знак на карту
страны Детства.
IV. Речевая
разминка
У. Начнем наш урок с разминки. На
доске записано стихотворение, которое мы прочтем
хором. Слушайте соседа.
Дети читают хором.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли ворча.
У. Последние две строчки мы
произнесем как чистоговорку. Работаем в парах.
После тренировки проговорите эти строки соседу.
Учитель вызывает нескольких
учеников. Они проговаривают строки вслух.
V. Физкультминутка. Дыхательная
гимнастика
У. Сейчас мы попробуем
изобразить этих щенков. Выйдите из-за парт.
Покажите, какие щенки маленькие.
Присядьте, колени обхватите руками.
Щенки медленно растут. Встаньте, поднимите руки
вверх.
Покажите, как щенки подпрыгивают. Прыжки на
месте.
Покажите, как щенки бегают. Бег на месте.
Сейчас щенки будут лаять. Наберите воздух в
грудь, резко выдохните и скажите "Гав".
VI. Вводная беседа
У. Итак, сегодня мы читаем
стихотворения о собаках. Сядьте удобно и
послушайте отрывок из стихотворения "О тех,
кто лает".
Подготовленный
ученик читает отрывок из стихотворения.
На свете множество собак
И на цепи, и просто так:
Собак служебных – пограничных,
Дворовых "шариков" обычных...
Известны всем собачьи свойства:
И ум, и чуткость, и геройство,
Любовь, и верность, и коварство,
И отвратительное барство,
И с полуслова послушанье -
И это все от воспитанья!
Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в нее бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.
А верный пес – хороший друг -
Зависит от хороших рук!
– Собака – верный друг и
помощник человека. Подумайте, вспомните, в каких
делах собака помогает человеку.
По ответам учеников учитель
заполняет схему.
Д. Собаки работают в милиции.
– Работают в цирке.
– Спасают людей в горах.
– Работают проводниками слепых.
– Собаки охраняют вещи, объекты.
– Служат на границе.
У. Да, собаки умеют многое и во
многом помогают людям. Но сначала это маленькие
щенки, которые нуждаются в помощи и защите.
VII. Работа
по развитию речи
У. Знакомьтесь: это Трезор.
Однажды этого маленького щенка оставили дома
одного. Вот что из этого получилось.
Учитель демонстрирует серию
картинок.
Рис. 1. Щенок треплет обувь.
Рис. 2. Щенок залез на стол.
Рис. 3. Щенок играет с куклой.
Рис. 4. Щенок бегает за котом.
– Давайте составим рассказ по этим
картинкам.
Дети устно составляют рассказ по
серии картинок.
– Скажите, кто виноват в том, что
натворил щенок?
Д. Это хозяева виноваты. Нельзя
оставлять щенка одного. С ним надо гулять, тогда
он не будет портить вещи.
У. А вот какое стихотворение об
этом щенке написал Сергей Михалков.
Подготовленный ученик читает
стихотворение "Трезор".
На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его.
Мы оставили Трезора
Без присмотра,
Без надзора.
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог.
Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.
Под кровать загнал кота -
Кот остался без хвоста.
Отыскал на кухне угол -
С головой забрался в уголь,
Вылез черный – не узнать.
Влез в кувшин -
Перевернулся,
Чуть совсем не захлебнулся
И улегся на кровать
Спать...
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим одного!
У. Какой вывод сделали хозяева
щенка?
Д. Хозяева решили не оставлять
щенка одного.
VIII.
Технологическая пауза
У. Сегодня наш урок посвящен
щенкам, поэтому сейчас мы сделаем украшение к
закладке в форме головы щенка.
У вас на партах лежат цветные
квадратные заготовки и технологические карты.
Карта
– Рассмотрите технологическую карту.
Используя инструкцию, сложите голову щенка.
Дома нарисуйте на ней глаза и нос,
приклейте заготовку на картонную закладку.
IХ. Словарная работа
У. У вас получились
замечательные щенки. Сейчас мы познакомимся еще
с одним из стихотворения Михалкова "Мой
щенок". Но вначале попробуйте объяснить
значение слова "жбан". В стихотворении есть
такие слова: "... с медом жбан перевернул". Как
вы это понимаете?
Д. Это такое ведро, где храниться
мед. Но лучше посмотреть значение этого слова в
толковом словаре.
У. В толковом словаре это слово
объясняется так: жбан – это сосуд в виде
кувшина с крышкой.
Опустим это новое слово в копилку слов.
Х. Первичное восприятие текста
У. Вот и настало время
познакомиться с новым стихотворением Михалкова.
Откройте учебники на с. 177. Найдите
стихотворение "Мой щенок". Следите по
учебнику.
Учитель читает стихотворение вслух,
показывая образец выразительного чтения.
– Кто главный герой этого
стихотворения? Какой он? Составьте словесный
портрет.
Как ведет себя щенок? Опишите его характер.
Что почувствовала девочка, когда щенок пропал?
Подтвердите свой ответ строками стихотворения.
Куда пропал щенок?
Какие
чувства испытывала девочка, когда щенок
вернулся? Вспомните стихотворение "Трезор".
Сравните этих двух щенков.
Дети отвечают на вопросы учителя.
ХI. Работа над выразительностью
чтения
У. Сейчас мы будем учиться
читать это стихотворение с выражением. На доску я
прикреплю таблички. Они помогут вам при чтении.
Учитель читает стихотворение по
частям. После обсуждения каждой части на доску
прикрепляются таблички.
На доске:
Отчаяние, тревога.
Быстро, недовольно.
Возмущение.
Осуждение.
Тревога.
Сочувствие.
Отчаяние.
Нетерпение.
Испуг, недоумение.
Изумление.
Сочувствие.
Забота.
|
– А теперь попробуйте сами
прочитать это стихотворение, передавая голосом
чувства героев. Старайтесь не мешать соседу по
парте во время чтения.
Дети работают самостоятельно.
Учитель
предлагает нескольким ученикам прочесть
стихотворение вслух. После обсуждения учитель
оценивает работу, дает рекомендации.
ХII. Итог урока
У. Что нового вы узнали о Сергее
Михалкове, прочитав его стихотворения о щенках?
Д. Он очень любит животных, умеет
весело рассказать о них. В своих стихах говорит о
том, как нужно обращаться с животными.
ХIII. Домашнее задание
У. Сегодня домашнее задание
состоит из трех частей.
1. Обязательная часть.
Научиться читать стихотворение "Мой
щенок" с выражением, попробовать пересказать
его от имени щенка, найти открытки, иллюстрации с
изображением собак.
2. Творческая часть.
Если у вас дома есть собака, то
нарисуйте ее, расскажите о ней (как зовут, как
выглядит, о ее повадках, приведите интересный
случай из ее жизни). Из ваших рисунков и рассказов
мы составим журнал и назовем его так же, как
называется сборник стихов Сергея Владимировича
Михалкова. Журнал будет называться "О тех, кто
лает".
3. По желанию.
В
сборниках стихотворений С. В. Михалкова найдите и
прочитайте стихотворения о собаках: "Пес и
пекарь", "В дозоре", "Случай на
зимовке", "Беглянка", "Миллионер".
Урок 3
Тема. "Чему учат в школе".
Цели. Продолжить знакомство с
творчеством С.В. Михалкова; совершенствовать
навык чтения; расширять и активизировать
словарный запас детей.
Развивать воображение, память.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Оборудование. Учебник "Родная
речь" (см. урок 1); ручка-перо; бочонки для
игры "Лото"; рисунки детей; грампластинка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель. На прошлом уроке мы начали
путешествие по стране Детства вместе со
стихотворениями Михалкова. Посмотрите на доску:
какие замечательные рисунки вы нарисовали!
Настоящая выставка собак.
Учитель вызывает нескольких
учеников к доске, выслушиваются выразительное
чтение стихотворений, пересказ от имени щенка,
рассказ о своей собаке.
III. Сообщение темы
У. Тема нашего урока спрятана в
загадке.
На горе стоит дом.
Кто в него войдет, тот ум приобретет.
Что это?
Д. Это
загадка про школу.
У. Как вы думаете, какие
стихотворения Сергея Владимировича Михалкова мы
будем читать сегодня на уроке? О чем они?
Д. Мы будем читать стихи о школе.
У. Правильно. Сегодня мы
познакомимся со стихотворениями, написанными о
школе. А еще мы прочтем стихотворения, которые
Михалков перевел с других языков.
Выберите знак сегодняшнего урока. Мы прикрепим
его на карту.
На карту прикрепляется значок.
IV. Вводная беседа
У. Когда Михалков был маленьким,
он, как и вы, ходил в школу. Вот как он говорит об
этом в стихотворении "Школа".
Подготовленный ученик читает
отрывок стихотворения "Школа".
То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.
Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его, как мог,
Держа мелок в руке.
У. Михалков очень хорошо помнит
это время. Наверное, поэтому его стихотворения
так правдивы и понятны.
V. Воспитательная беседа
У. Расскажите, легко ли вы утром
просыпаетесь? Встаете ли вы сразу или позволяете
себе понежиться, полениться? Как вы думаете,
правильно ли это: позволять себе медлить?
Послушайте стихотворение "Преграды",
которое Сергей Михалков перевел с болгарского
языка.
Подготовленный ученик читает
стихотворение "Преграды".
В класс Марийка опоздала.
Кто же в этом виноват?
Ну, во-первых, одеяло
Встать с кровати не пускало!
Вот одна из трех преград!
Ну и зеркало немного
Задержало на пути -
Надо ж было на дорогу
Мне косички заплести!
В-третьих, кружку молока
Ведь не выпьешь в два глотка?!
А часы тебя не ждут -
Все идут, идут, идут...
У. Скажите,
кто виноват в том, что девочка опоздала в школу?
Д. Она сама виновата. Надо
вставать сразу. Делать все нужно быстро.
У. А как вы думаете, почему
Марийке так трудно проснуться утром?
Д. Она поздно легла, вот и не
выспалась.
У. Во сколько нужно ложиться
спать, чтобы проснуться отдохнувшим?
Д. Спать надо ложиться в девять
часов вечера.
У. Послушайте, как ложился спать
мальчик из стихотворения Михалкова, которое
называется "Не спать".
Подготовленный ученик читает
стихотворение "Не спать".
У. Подумайте, сможет ли этот
мальчик выспаться? Что вы ему посоветуете?
Д. Если родители сказали, что
надо спать, то не надо тянуть время, надо сразу
ложиться в постель.
У. Молодцы. Не забывайте и сами
об этом.
VI. Подготовка к изучению нового
материала
У. А сейчас я предлагаю вам
познакомиться с гостями из прошлого. К нам в
гости пришли вещи, которыми люди пользовались
раньше, когда еще не было всем привычных нам
шариковых ручек. Как же люди писали раньше?
Сначала они царапали острыми палочками по
бересте, писали углем. А когда придумали чернила,
стали писать гусиными перьями. Позднее перья
стали делать из железа. Вот как они выглядели.
Учитель
демонстрирует перьевую ручку.
– Посмотрите внимательно. Острие
макали в чернила и писали по бумаге. Как вы
думаете, легко ли было писать?
Д. Это очень трудно и неудобно.
У. Сейчас мы прочтем
стихотворение Михалкова "Чистописание".
VII. Первичное восприятие текста
У. Откройте учебники на с. 180.
Найдите стихотворение, следите по учебнику.
Учитель читает стихотворение,
показывая образец выразительного чтения.
– Почему это стихотворение
называется "Чистописание"?
Знакома ли вам ситуация, описанная в
стихотворении?
Какова главная мысль?
Какая черта характера необходима, чтобы
научиться что-либо делать правильно?
Дети отвечают.
– Что хотел сказать нам Михалков,
когда писал это стихотворение?
Д. Если хочешь чему-нибудь
научиться, нужно иметь терпение.
У. Вы правильно поняли это
стихотворение. Чтобы чему-нибудь научиться, надо
много работать, быть терпеливым. Об этом народ
сложил много пословиц. Две из них записаны на
доске. Восстановите их и прочтите.
На доске:
терпенья ученья. Без нет
все труд перетрут. Терпенье |
Д. Без терпенья нет ученья. Терпенье
и труд все перетрут.
У. Вот и сейчас мы будем
трудиться. Мы будем учиться читать с выражением
стихотворение "Чистописание".
VIII. Работа над выразительностью
чтения
У. Сегодня я предлагаю вам новое
упражнение. Я буду читать стихотворение по
частям, а вы повторяйте за мной, стараясь голосом
передать чувства героя. Какие чувства нам нужно
будет передать голосом? На доске записаны
слова-помощники. Они помогут вам.
На доске:
Нетерпение, огорчение,
радость, недовольство, злость, удивление,
разочарование, усталость, скука. |
Дети читают за учителем,
стараясь сохранить заданную учителем интонацию,
затем учитель вызывает нескольких учеников.
После чтения и обсуждения учитель оценивает их
работу.
VIII. Физкультминутка
У. Вы хорошо поработали и теперь
мы немного отдохнем. Исполним первый куплет
песни "Чему учат в школе".
Дети исполняют куплет под
грамзапись, повторяя движения за учителем.
IХ. Обобщающая беседа
У. Да,
грамотно, без ошибок писать, конечно, трудно.
Послушайте, как это делал мальчик Ежи из
стихотворения "Словечки-калечки", которое
Михалков перевел с польского языка.
Подготовленный ученик читает
стихотворение.
Грустный, сонный, невеселый
Ежи наш пришел из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
"Апельсин", "Сосна", "Колечко".
Подошли они все трое
И сказали: "Что такое?
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!"
"Я, – воскликнул "Апельсин", -
никакой не "Опельсин"!" -
"Я, – расплакалось "Колечко", -
Никакая не "Калечка"!"
"Я, – разгневалась "Сосна", -
Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я "Сасна"!"
"Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годиться!
Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!
Если ты еще хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас -
Мы с тобой поступим круто.
Нашей честью дорожа,
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в Ежа!
Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!"
Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту,
Взялся за работу.
У. Почему слова обиделись на
мальчика?
Д. Нужно писать слова без ошибок,
тогда все будет в порядке.
У. Сейчас мы читали о том, как
трудно научиться правильно и аккуратно писать.
Как вы думаете, что легче: писать или говорить?
Д. Говорить легче. Это умеют все.
У. Послушайте стихотворение
Михалкова о мальчике Саше, которое называется
"Сашина каша".
Подготовленный ученик читает
стихотворение.
Живет на свете Саша
Во рту у Саши каша -
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши -
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
чисто,
ясно, -
Как люди говорят, -
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко -
И сам тому не рад!
Он скажет:
"До свидания!"
А слышится:
"До здания!"
Он спросит:
"Где галоши?"
А слышно:
"Это лошадь?"
Когда он вслух читает,
Поймешь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налета
Прочесть,
спросить,
сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать...
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
У. Как
вы понимаете слова: "...во рту у Саши каша..."?
Про кого так говорят?
Д. Так говорят о тех, кто говорит
непонятно. Если торопишься, то получаются
непонятные слова, или некрасивые буквы.
У. Так что же хотел сказать нам
Сергей Владимирович?
Д. Если ты что-то делаешь, не
торопись, а то получится очень плохо. Нельзя
спешить.
– Когда торопишься, говорят:
"Поспешишь – людей насмешишь".
Х. Итог урока
У. Наш урок подходит к концу. О
чем мы сегодня говорили? Какие советы дал нам
Михалков?
Д. Чтобы не опаздывать в школу,
нужно раньше ложиться спать и утром вставать
сразу, не лениться.
– Чтобы научиться аккуратно писать, надо
долго тренироваться.
– Писать нужно без ошибок.
– Говорить надо понятно, не глотая слова.
У. Прочтите пословицу,
написанную на доске. Объясните ее смысл.
Д. Что вымучит, то и выучит.
– Вымучит – означает помучается.
Чтобы что-то научиться делать, надо много
трудиться.
ХI. Домашнее задание
У. Дома
вы научитесь выразительно читать стихотворение
"Чистописание", найдете пословицы о
терпении, трудолюбии. Выберите две-три
понравившиеся вам пословицы и аккуратно
напишите их на альбомном листе.
Дополнительное домашнее задание.
В сборнике стихов Михалкова найдите
стихотворение "Азбука", которое он перевел с
польского языка. Научитесь выразительно его
читать или выучите наизусть. Нарисуйте буквы, о
которых написано это стихотворение.
Урок 4
Тема. "О хорошем и не очень".
Цели. Продолжить знакомство с
творчеством С.В. Михалкова; совершенствовать
навык чтения; расширять и активизировать
словарный запас детей; развивать мышление,
воображение, память; воспитывать уважение к
взрослым, чувство ответственности за свои
поступки, чувство уважения к чужому труду,
ответственность за сохранность вещей.
Оборудование. Учебник "Родная
речь"; распечатки стихотворения "Одна
рифма".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель. Посмотрите на эти
необычные буквы. Их нарисовали ваши товарищи,
которые приготовили дополнительное домашнее
задание. Что же случилось с этими буквами? Мы
узнаем об этом, прослушав стихотворение
"Азбука", которое Михалков перевел с
польского языка.
Учитель вызывает учеников,
приготовивших выразительное чтение
стихотворения "Азбука". После ответа детей
учитель оценивает работу учеников.
– Да,
с этими буквами случилось несчастье. Азбука
упала, буквы рассыпались. А вот страничка из
тетради ученика Незнайкина. Наверное, она тоже
упала с печки?
Учитель демонстрирует страницу
тетради, на которой буквы написаны неаккуратно.
Дети. Нет, просто он пишет
неаккуратно, непонятно, некрасиво. Он не
старается.
У. Вспомните название
стихотворения, прочитанное на прошлом уроке,
которое нужно прочитать Незнайкину.
Д. Ему нужно прочитать
стихотворение "Чистописание".
У. Дома вы подготовили
выразительное чтение этого стихотворения.
Прочтем его вслух.
Учитель вызывает нескольких
учеников для чтения стихотворения, оценивает их
работу.
– Дома вы должны были найти
пословицы о трудолюбии, терпении и красиво
написать их на альбомных листах. Посмотрите,
сколько пословиц вы нашли. На внеклассном
занятии мы составим из них сборник пословиц. А
сейчас я предлагаю вам еще одну. Эта пословица
записана на доске. Прочтем ее хором.
На доске:
Говорит, как плохая плетея
кружева плетет: что сплетет – ничего не
разберет. |
У. К какому
стихотворению Михалкова эта пословица подходит
по смыслу?
Д. Она подходит к стихотворению
"Сашина каша".
У. Вспомните советы, которые дал
нам на прошлом уроке Михалков.
Дети перечисляют советы.
III.
Сообщение темы
У. Сегодня мы продолжаем
путешествие по стране Детства. Эмблема нашего
урока выглядит так.
Учитель прикрепляет эмблему
урока на карту страны Детства.
У. Расшифруйте тему нашего
урока.
На доске:
Д. О хорошем и не очень.
У. Сегодня мы будем знакомиться
со стихотворениями, написанными о детях, которые
ведут себя по-разному: и хорошо, и не очень.
IV. Вступительная беседа
У. А начнем мы наш урок с
прогулки по улицам страны Детства. В путь мы
отправимся со стихотворением "Находка".
Сядьте удобно, слушайте.
Подготовленный ученик читает
стихотворение "Находка".
Я выбежал на улицу,
По мостовой пошел,
Свернул налево за угол
И кошелек нашел.
Четыре отделения
В тяжелом кошельке.
И в каждом отделении
Пятак на пятаке.
И вдруг по той же улице,
По той же мостовой
Идет навстречу девочка
С поникшей головой.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
Но тут беда случается,
И я стою, дрожа:
Не нахожу в кармане я
Любимого ножа.
Четыре острых лезвия
Работы не простой,
Да маленькие ножницы,
Да штопор завитой.
И вдруг я вижу: девочка
Идет по мостовой,
Мой ножик держит девочка
И спрашивает: – Твой?
Я нож беру уверенно,
Кладу в карман его.
Проходит мимо девочка,
Не знает ничего.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
Я бросился за девочкой,
И я догнал ее,
И я спросил у девочки:
Твое? Скажи, твое?
– Мое, – сказала девочка. -
Я шла, разиня рот.
Отдай! Я так и думала,
Что кто-нибудь найдет.
У. Как вы оцениваете поведение
мальчика? Правильно ли он поступил?
Д. Если что-то нашел, надо отдать
тому, кто потерял.
– На улице нельзя ничего поднимать с дороги.
У. Верно. Представьте себе, что
вы что-то потеряли. Что вы почувствуете? А теперь
вам вернули вашу потерю. Какие чувства вы
испытываете теперь? Запомните их.
V. Физкультминутка
У. Продолжим нашу прогулку. Но
теперь мы поедем, а не пойдем пешком. Мы сядем в
трамвай и отправимся в путь. Чтобы ехать было
веселее, мы споем песенку.
Звучит песня "Веселые
путешественники". Дети поют под грамзапись,
повторяют движения за учителем.
VI. Воспитательная беседа
У. А едем мы не одни. Вместе с
нами в трамвае едет мальчик Николай. Послушайте
стихотворение, которое написал про него Сергей
Михалков. У вас на партах есть распечатка
стихотворения "Одна рифма". Следите по
тексту.
Подготовленный ученик читает
стихотворение.
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте -
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на этой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Николай сидит, скучает,
Бабка рядышком стоит.
Вот вагон остановился
Возле самого катка,
И из этого вагона
Вылезает пионер.
На свободное местечко
Захотелось бабке сесть,
Оглянуться не успела -
Место занято другим.
Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Валентин сидит, скучает.
Бабка рядышком стоит.
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
– Старость нужно уважать!
У. Как же должен поступить
воспитанный человек, если он окажется в такой
ситуации?
Д. Нужно уступить место старшим.
У. Посмотрите, как это делают
ваши товарищи. Выберите правильный вариант
поведения.
У доски двое ребят разыгрывают
ситуации. Вначале уступают место неохотно, грубо
разговаривая, затем вежливо, с улыбкой.
– Скажите, как правильно уступить
место?
Д. Разговаривать надо вежливо,
чтобы не обидеть человека.
У. Верно. Если разговаривать с
человеком грубо, то он обидится. Так и произошло с
мальчиком из стихотворения Михалкова
"Лапуся". Послушайте.
Подготовленный ученик читает
стихотворение "Лапуся".
У. Что вы посоветуете этому
мальчику?
Д. Нельзя грубить людям.
– Нужно попросить прощения у родных.
– Так нельзя, ведь его любят, ему добра желают.
– На него все обидятся и не будут
разговаривать.
У. Вспомните,
а случалось ли так, что вы грубили людям?
Правильно ли вы поступали? Как же исправить эту
ошибку?
Д. Если обидел человека, нужно
попросить прощения.
У. Надеюсь, что вы никогда не
будете похожими на этого мальчика.
VII. Подготовка к восприятию
нового материала
У. К сожалению, еще встречаются
дети, которые не умеют вежливо разговаривать, а
еще есть такие, которые не умеют себя вести.
Сейчас мы прочтем стихотворение о таком
мальчике. Но сначала немного поговорим.
Поднимите руку те, у кого в доме есть лифт. А
теперь поднимите руку те, кто хоть раз поднимался
на лифте. Значит, все знакомы с лифтом. Посмотрите
на эти два рисунка.
Учитель демонстрирует два
изображения кабины лифта.
Какой лифт вам приходилось видеть
чаще?
Д. Без лампочек, с рисунками,
грязный.
У. На каком лифте подниматься
приятнее?
Д. На светлом, чистом.
У. Сейчас мы поднимемся на лифте
вместе с героем стихотворения "Лифт и
карандаш".
VIII. Первичное восприятие текста
У. Откройте учебники на с. 182.
Найдите стихотворение, следите по учебнику.
Учитель
читает стихотворение, показывая образец
выразительного чтения.
– Как Саша вел себя в лифте?
Почему лифт отказался везти мальчика?
Если бы лифт умел говорить, что бы он сказал?
Что вы посоветуете мальчику?
Дети отвечают на вопросы.
– Прочтите это стихотворение про
себя, подготовьтесь читать его с выражением.
Учитель вызывает нескольких
учеников для чтения стихотворения вслух,
оценивает их работу.
IХ. Итог урока
У. Наш урок был очень насыщенным.
Благодаря стихотворениям Михалкова мы сегодня
повторили очень важные правила, которые должен
соблюдать каждый человек. Какие выводы вы
сделали сегодня?
Д. Нельзя брать чужие вещи.
– Старших нужно уважать.
– В транспорте взрослым нужно уступать место.
– С людьми нужно вежливо разговаривать.
– Нельзя портить вещи, они нам помогают.
У. Какое стихотворение,
прочитанное на уроке, вам больше всего
понравилось?
Какое стихотворение показалось необычным?
Почему?
Х. Домашнее задание
У. Сегодня я предлагаю вам
домашнее задание, состоящее из трех частей.
1. Обязательное задание.
Подготовить выразительное чтение
стихотворений "Лифт и карандаш", "Одна
рифма".
2. Творческое задание.
Подумайте и напишите письмо от имени
лифта, садовой скамейки или телефона-автомата.
Что бы они хотели нам сказать?
3. Дополнительное задание.
В сборнике стихотворений С.В. Михалкова
найдите и прочитайте стихотворение "Про
девочку, которая плохо кушала", научитесь
читать его выразительно. Нарисуйте словесный
портрет этой девочки, стараясь передать ее
характер.
Продолжение следует
* Для подготовки ко всем
урокам использовалась книга: Михалков С.В.
Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы. М.:
Детская литература, 1981 г. (Библиотека мировой
литературы для детей. Т. 22, кн. 3.)
|