ПОЛОЖЕНИЕ
о Всероссийском интеллектуальном марафоне
учеников-занковцев
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет
цели и задачи Всероссийского интеллектуального
марафона учеников-занковцев (далее – Марафон),
порядок его организации, проведения,
организационно-методического обеспечения и
финансирования, порядок участия и определения
победителей.
1.2. Основными целями и задачами
Марафона являются:
– выявление среди обучающихся в
общеобразовательных учреждениях детей с
высокими интеллектуальными способностями и
интересом к самостоятельной познавательной
деятельности на этапе обучения в начальной
школе;
– создание условий для поддержки одаренных
детей;
– содействие обмену опытом и повышению
квалификации учителей, реализующих систему Л.В.
Занкова;
– содействие распространению и популяризации
идей системы общего развития Л.В. Занкова.
1.3. Марафон проводится ежегодно
Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.
Занкова (далее – ФНМЦ) и Объединением
профессионалов, содействующих системе
развивающего обучения Л.В. Занкова (далее –
Объединение).
Задания Марафона соответствуют
программе четвертого класса
общеобразовательной школы по предметам
"Русский язык", "Литературное чтение",
"Математика", "Окружающий мир", носят
как предметный, так и межпредметный,
надпредметный характер.
1.4. Марафон проводится в три тура:
– первый тур проводится оргкомитетом
Марафона, созданным при общеобразовательном
учреждении;
– второй тур проводится оргкомитетом Марафона,
созданным при региональном филиале ФНМЦ и
Объединения;
– третий тур – федеральный – проводится
Центральным оргкомитетом Марафона, созданным
при ФНМЦ и Объединении.
2. УЧАСТНИКИ МАРАФОНА
2.1. Участниками Марафона являются
учащиеся четвертых классов общеобразовательных
учреждений, реализующих систему Л.В. Занкова.
2.2. Количество и состав участников
первого тура определяются оргкомитетом Марафона
общеобразовательного учреждения. Количество и
состав участников второго тура определяются
оргкомитетом Марафона регионального филиала
ФНМЦ и Объединения. Количество и состав
участников третьего тура определяются
Центральным оргкомитетом Марафона ФНМЦ и
Объединения.
3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
МАРАФОНА
3.1. Первый тур Марафона проводится
общеобразовательными учреждениями,
реализующими систему Л.В. Занкова, с 15 ноября по 1
декабря 2004 г. в соответствии с Инструкцией по
проведению, разработанной и утвержденной
Центральным оргкомитетом Марафона. Цель первого
тура – формирование команды
общеобразовательного учреждения из трех
победителей для участия во втором –
региональном – туре Марафона.
Задания первого тура и инструкция по его
проведению публикуются в начале ноября в газете
"Начальная школа" Издательского дома
"Первое сентября", в журналах "Начальная
школа", "Методист", "Практика
образования", на сайтах www.nsc@1september.ru
, www.zankov.ru , www.center.fio.ru
.
Количество участников первого тура не
ограничивается.
Победителей первого тура в количестве трех
человек определяет жюри, состав которого
утверждает оргкомитет Марафона
общеобразовательного учреждения.
3.2. Работы победителей первого тура
направляются в оргкомитет Марафона
регионального филиала ФНМЦ и Объединения с
заявкой на участие во втором туре не позднее 1
декабря 2004 г.
Жюри, состав которого определяется
региональным оргкомитетом Марафона, выявляет
лучшие работы и формирует состав команды
региона, города (села) для участия во втором туре.
Состав команды может включать как учащихся
одного общеобразовательного учреждения, так и
учащихся разных общеобразовательных учреждений
города (села).
3.3. Второй тур Марафона – командный –
проводится региональными оргкомитетами
Марафона с 15 января по 1 февраля 2005 г. Цель второго
тура – формирование команды из трех победителей
на уровне района, города или области для участия
в третьем – федеральном – туре Марафона.
Задания второго тура и инструкция по его
проведению рассылаются Центральным
оргкомитетом Марафона региональным
оргкомитетам, которые направляют их
оргкомитетам городов (сел), организующим на
местах проведение второго тура Марафона.
Работы участников с выполненными заданиями
возвращаются в региональный оргкомитет
Марафона. Жюри второго тура определяет
команды-победители, но для участия в третьем туре
отбирает не более одной команды.
3.4. Работы победителей второго тура
направляются в Центральный оргкомитет Марафона
с заявкой на участие команды в третьем туре и с
представлением на руководителя команды учителя
начальных классов реализующего систему Л.В.
Занкова, не позднее 1 февраля 2005 г.
Центральный оргкомитет определяет количество
команд для участия в третьем туре и утверждает
руководителей, которые будут их сопровождать.
3.5. Третий тур Марафона проводится в
дни школьных каникул ФНМЦ и Объединением в сроки,
определенные Центральным оргкомитетом Марафона
и согласованные с органом управления
образованием субъекта Российской Федерации, в
котором проводится заключительный тур Марафона.
3.6. Цель третьего тура – определение
команд-победителей (первое, второе, третье места),
а также победителей в личном первенстве (первое,
второе, третье места).
Кроме того, решаются следующие задачи: включение
учеников-занковцев из разных
общеобразовательных учреждений Российской
Федерации в творческое сотрудничество в
условиях досуга; обмен опытом учителей,
реализующих систему Л.В. Занкова.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРАФОНА
4.1. Для организационно-методического
обеспечения Марафона ежегодно создаются
Центральный оргкомитет Марафона, региональные
оргкомитеты, оргкомитеты общеобразовательных
учреждений, Центральное жюри, жюри региональных
филиалов ФНМЦ, жюри общеобразовательных
учреждений, предметные группы.
4.2. Центральный оргкомитет Марафона:
– формирует состав предметных групп
для разработки заданий первого, второго и
третьего туров;
– осуществляет публикацию и рассылку заданий
для первого и второго туров;
– разрабатывает и утверждает инструкции по
проведению первого и второго туров;
– определяет порядок, сроки и место проведения
третьего – заключительного – тура;
– формирует состав Центрального жюри;
– организует общее руководство подготовкой и
проведением третьего тура;
– рассматривает по представлению Центрального
жюри и утверждает количество команд –
участников третьего тура и их руководителей;
– анализирует и обобщает итоги Марафона;
– рассматривает конфликтные ситуации, возникшие
при проведении всех этапов Марафона.
4.3. Состав Центрального оргкомитета
формируется из представителей авторских
коллективов, научной общественности,
специалистов органов управления образованием,
методистов ФНМЦ и его региональных филиалов,
педагогических работников общеобразовательных
учреждений, реализующих систему Л.В. Занкова,
представителей общественных организаций.
4.4. Оргкомитеты региональных филиалов ФНМЦ:
– определяют порядок проведения второго тура;
– осуществляют рассылку заданий участникам
второго тура;
– формируют состав жюри второго тура;
– рассматривают по представлению жюри и
утверждают количество команд – участников
второго тура;
– направляют в Центральный оргкомитет работы
победителей второго тура с заявками на участие в
третьем туре;
– анализируют и обобщают итоги второго тура;
– рассматривают конфликтные ситуации, возникшие
при проведении второго тура Марафона;
– вносят предложения в Центральный оргкомитет
по вопросам, связанным с совершенствованием
организации, проведения и методического
обеспечения Марафона.
4.5. Оргкомитеты общеобразовательных
учреждений:
– определяют порядок проведения
первого тура;
– формируют составы жюри первого тура Марафона;
– рассматривают по представлению жюри и
утверждают состав команды из трех человек –
участников второго тура Марафона;
– направляют в региональный оргкомитет работы
победителей первого тура с заявками на участие
во втором туре;
– анализируют и обобщают итоги первого тура
Марафона;
– рассматривают конфликтные ситуации, возникшие
при проведении первого тура Марафона;
– вносят предложения в региональный или (и)
Центральный оргкомитет по вопросам, связанным с
совершенствованием организации, проведения и
методического обеспечения Марафона.
4.6. Предметные группы:
– разрабатывают задания для первого,
второго и третьего туров Марафона;
– разрабатывают методические комментарии для
учителей к заданиям;
– разрабатывают критерии оценивания
выполненных заданий.
4.7. В состав предметных групп входят
авторы образовательных программ и учебных
курсов, реализующих систему Л.В. Занкова, научные
сотрудники ФНМЦ, представители научной
общественности.
4.8. Центральное жюри проводит проверку
выполненных заданий, оценивает их результаты,
определяет победителей и распределяет призовые
места, готовит предложения по награждению
победителей, проводит анализ выполненных
заданий с участниками Марафона и учителями –
руководителями команд.
4.9. В состав Центрального жюри
включаются представители авторов-разработчиков
образовательных программ и учебных курсов,
представители научной общественности, методисты
ФНМЦ, учителя-занковцы из различных регионов
Российской Федерации.
Все члены Центрального жюри обязаны пройти
специальную подготовку, включающую ознакомление
с общими принципами построения заданий,
критериями оценивания выполненных работ.
Заявки на включение в состав Центрального жюри
принимаются от учителей-занковцев Центральным
оргкомитетом до 1 февраля. К заявке должны быть
приложены варианты разработанных заданий и их
описание, а также информация об опыте и стаже
работы претендента.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАРАФОНА И
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
5.1. На всех этапах Марафона по
результатам, показанным его участниками,
определяются победители.
5.2. Победители первого тура Марафона
награждаются общеобразовательным учреждением.
5.3. Победители второго тура Марафона –
члены команд-победителей – награждаются
региональными филиалами ФНМЦ и Объединения.
5.4. Победители третьего тура Марафона
– члены
команд-победителей и участники личного
первенства – награждаются ФНМЦ и Объединением
дипломами и призами.
5.5. Списки победителей Марафона и их
учителей публикуются в газете "Начальная
школа" Издательского дома "Первое
сентября" и журнале "Практика
образования", на сайтах www.nsc@1september.ru
, www.zankov.ru , www.center.fio.ru
.
6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРАФОНА
6.1. Финансовое обеспечение первого и
второго туров Марафона осуществляется за счет
средств проводящих их общеобразовательных
учреждений и региональных филиалов ФНМЦ, а также
спонсорских средств.
6.2. ФНМЦ и Объединение финансирует
расходы на подготовку, публикацию и рассылку
заданий для проведения первого и второго туров
Марафона.
6.3. Учащиеся и учителя
общеобразовательных учреждений, являющихся
юридическими членами Объединения, за участие в
третьем заключительном туре Марафона оплачивают
50% от суммы, определенной Центральным
оргкомитетом за участие в Марафоне. Остальные
категории учащихся и учителей выплачивают
полную стоимость участия в третьем туре
Марафона.
6.4. К финансированию третьего тура
Марафона привлекаются спонсорские взносы.
Приложение
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАРАФОНА
1. При проведении всех туров по
аудитории, где проводится Марафон, назначается
дежурный педагог. В классе не должны находиться
посторонние лица. Каждый ученик должен сидеть за
отдельной партой.
2. Дежурный педагог инструктирует
детей о правилах оформления работы; раздает
листы с заданиями; сообщает участникам Марафона
продолжительность работы и время ее окончания,
фиксирует время начала работы.
3. Продолжительность работы – 1 ч 40
мин (100 мин).
4. Если во время проведения конкурса
кто-либо из участников захочет временно покинуть
аудиторию, то он должен положить на стол
дежурного свою работу. При выполнении задания
разрешается пользоваться черновиком.
5. Для проверки работ первого тура
Марафона в школе создается жюри, которое состоит
из учителей, работающих по системе Л.В. Занкова, и
представителя администрации школы. Заявку на
участие во втором туре подписывает директор
школы.
Для проверки работ второго тура в состав жюри,
кроме учителей-занковцев и представителей
администрации школы, входит представитель
регионального управления образованием. Заявку
на участие в третьем туре подписывает
направляющая сторона.
6. Работы команд-победительниц и
заявки на участие во втором и третьем турах
необходимо выслать в Центральный оргкомитет
Марафона. Рассматриваться будут работы и заявки,
высланные не позднее 1 декабря 2004 г. и не
позднее 1 февраля 2005 г. (в соответствии со
штемпелем местного отделения связи).
Адрес Центрального оргкомитета
Кому: ФНМЦ им. Л.В. Занкова,
Объединение Профессионалов, содействующих
системе общего развития Л.В. Занкова.
Куда: 125212, г. Москва, Головинское
шоссе, д. 8, корп. 2а, Академия повышения
квалификации и переподготовки работников
образования, комната 309 с пометкой
"Интеллектуальный марафон".
Справки по телефонам: (095)452-4900 (доб. 130), (095)786-2119.
ТРЕТИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН УЧЕНИКОВ-ЗАНКОВЦЕВ
Задания I тура
Литературное чтение
Дорогие ребята!
Вам хорошо знаком такой жанр, как сказка. В наш
читательский багаж входит большое количество
народных и авторских сказок.
Вашему вниманию предлагается необычная сказка
Людмилы Петрушевской. С ее произведениями мы уже
встречались на страницах учебника
"Литературное чтение".
Вам предстоит письменно:
1) доказать, что это произведение
является сказкой, хотя и необычной;
2) ответить на вопросы:
3) пофантазировать, что собой
представляет и как выглядит пуговка с рукава
Лунной ночи.
СКАЗКА С ТЯЖЕЛЫМ КОНЦОМ
Однажды Лунная ночь ходила-ходила,
бродила-бродила по кустам, по болотам, да и
потеряла с рукава пуговку.
Лунная ночь рассердилась и начала искать: всю
ночь искала по лесам и полям, залезала во все
колодцы, ведра и сапоги, светила в окна, под
кровати, в кастрюли и чайники, чашки и наперстки,
заглянула даже в пасть кошки – все напрасно.
Так Лунная ночь и ушла спать ни с чем, мокрая и с
расстегнутым рукавом.
А ее пуговицу нашли рабочие на стройке в
котловане, да и сдали свою находку в музей.
Она теперь лежит там, в витрине с надписью:
"Руками не трогать.
Вес – шестнадцать тонн".
Русский язык
1. Подчеркни слова, в которых рядом
находятся два гласных звука:
аист, рояль, пианино, уютно, поэт, театр,
приятно, яичко
2. Составь словосочетания со
следующими глаголами:
вбежать – взбежать, весить –
вешать, сломить – сломать
3. Прочитай и отредактируй предложения. Запиши
их правильно.
1) Если ударить металлическим
предметом по камню, то он рассыплется в щепки.
2) Вдали показались березовая дубрава.
3) Он причинил мне много добра.
4) Мы одержали поражение.
Математика
1. Ломаной из трех звеньев раздели
прямоугольник на 4 равных многоугольника.
2. Найди два натуральных числа,
значения разности и частного которых равны.
3. В двух пачках 30 тетрадей. Если из
первой пачки переложить во вторую 2 тетради, то в
первой пачке станет вдвое больше тетрадей, чем во
второй. Сколько тетрадей было в каждой пачке?
Окружающий мир
1. Запиши как можно больше вариантов
группировки названных животных. Количество
групп и названий животных в них может быть
разное:
тигр, верблюд, дятел, гусь, корова, беркут,
синица, скворец, еж, овца, собака, курица
2. Сделай два одинаковых рисунка холма.
На первом рисунке лицом к тебе нарисуй человека у
подошвы холма, на втором также нарисуй человека,
но на вершине холма. Укажи на обоих рисунках
линию горизонта и горизонты, которые видят эти
два человека.
3. Напиши, к каким векам нашей эры
относятся эти годы:
100 г., 1299 г., 1301 г., 2901 г.
Ответы
Литературное чтение
1. Для учащихся показателем
сказочности текста в первую очередь является то,
что его главной героиней является Лунная ночь.
Выражение "лунная ночь" одновременно и имя
нарицательное, и имя собственное, ночь
"очеловечена", и даже можно увидеть
некоторые черты ее характера. Принимаются любые
комментарии детей, в которых это подмечено. Особо
приветствуется, если ученик замечает в тексте
сходство со сказочной манерой повествования (однажды…
ходила-ходила, бродила-бродила по кустам, по
болотам…) либо элементы сказочной цепочки с
убыванием (искала по лесам и полям, залезала во
все колодцы, ведра и сапоги, светила в окна, под
кровати, в кастрюли и чайники, чашки и наперстки…)
(4 балла).
2. Юмористический эффект создается
сочетанием высокого сказочного плана и бытового,
повседневного (незначительность потери,
перечисление, где и как ночь ищет пуговку, где и
кем она найдена). Многообещающий заголовок
контрастирует с неожиданным окончанием сказки.
Лирические мотивы связаны с возникающим в нашем
представлении ночным пейзажем и лунным лучом,
освещающим разные предметы. Кроме того, не
смешно, а трогательно выглядит растерянная
Лунная ночь (Так Лунная ночь и ушла спать ни с
чем, мокрая и с расстегнутым рукавом…).
Наконец, поиск загадочной пуговки тоже
настраивает на фантастический лад
(8 баллов).
3. Описание учащимися Лунной ночи, ее
внешности, наряда и злополучной пуговки
оценивается с точки зрения оригинальности
созданного образа и способности выразить его в
слове. Нарисовать иллюстрацию к сказке можно во
внеконкурсное время (6 баллов).
Русский язык
1. Каждое правильно подчеркнутое слово
оценивается в 1 балл, пять слов – в 5 баллов.
Аист, пианино, поэт, театр,
яичко
2. Каждое правильно составленное
словосочетание оценивается в 1 балл, шесть
словосочетаний – в 6 баллов:
Вбежать в комнату – взбежать по
лестнице, весить много (мало) – вешать белье,
сломить волю (дух) – сломать игрушку.
3. Задание оценивается в 7 баллов: за
каждое правильно отредактированное предложение
– 1 балл. Дополнительные 3 балла присуждаются при
наличии вариантов редактирования (1 балл за
каждый вариант):
1) Если ударить металлическим
предметом по камню, то он рассыплется на мелкие
части (кусочки, камушки). (1 балл)
2) Варианты: Вдали показалась березовая роща.
Вдали показалась (темная) дубрава. (2 балла)
3) Варианты: Он причинил мне много горя (зла). Она
сделала мне много добра. (2 балла)
4) Варианты: Мы одержали победу. Мы потерпели
поражение. (2 балла)
Математика
1. Среднее звено ломаной делит
прямоугольник на 2 равных прямоугольника,
крайние звенья являются диагоналями этих
прямоугольников.
Задание имеет четыре решения, которые зависят от
расположения ломаной в прямоугольнике, каждый
вариант решения оценивается в 1 балл. Таким
образом, максимальное количество баллов за
задание – 4.
2. Числа 4 и 2.
Задание требует использования способа
рационального подбора, следовательно,
оцениваются выбор интервала чисел, который
выбран для проб, а также полнота описания
результата проведенных проб.
Если выбран интервал от 1 до 5 и дано полное
описание подбора, то ученик получает высшую
оценку – 6 баллов.
Если выбран тот же интервал, но нет полного
описания процесса подбора или выбран интервал от
1 до 10 и дано полное описание процесса подбора,
выполнение задания оценивается в 5 баллов.
Если выбран интервал от 1 до 10 и дано неполное
описание процесса подбора, работа оценивается в 4
балла.
Если выбран интервал шире, чем от 1 до 10, и дано
полное описание процесса подбора, – оценка 3
балла.
Если при выборе того же интервала дано неполное
описание процесса подбора, – оценка 2 балла.
Если представлены только сами числа, работа
оценивается в 1 балл.
Возможный вариант выполнения
задания на высший балл
Искомые числа не могут быть большими,
так как значение частного уменьшается быстрее,
чем значение разности, если делимое равно
уменьшаемому, а делитель – вычитаемому.
Возьму первые пять чисел натурального ряда.
Самое большое из них делится только на 1 и на 5.
Пробую эти числа. 5 : 1 = 5 и 5 – 1 = 4; 5 : 5 = 1 и 5 – 5 = 0. Так
как 5 не равно 4 и 1 не равно 0, числа 1 и 5 можно
отбросить. Остались числа 2, 3, 4.
Пробую числа 2 и 4. 4 : 2 = 2 и 4 – 2 = 2. Так как 2 = 2, то
числа 2 и 4 будут решением задания.
3. В первой пачке 22 тетради, во второй –
8.
Задача проще всего решается логическим
рассуждением, хотя может быть решена и другими
способами (например, алгебраическим, если дети с
ним уже знакомы).
Логическое рассуждение состоит из трех шагов, и
при оценке учитывается их наличие или
отсутствие, а также качество изложения этих
шагов.
Высшим баллом оценивается решение, в котором
присутствуют все три шага и четко прописаны
переходы от шага к шагу.
Если в решении присутствуют все шаги, но не
полностью или совсем отсутствует описание
переходов от шага к шагу, работа оценивается в 7
баллов.
Если в решении присутствуют два шага и четко
прописан переход от одного шага к другому, работа
оценивается в 6 баллов.
Если в решении присутствуют два шага, но не
полностью или совсем не прописан переход от
одного шага к другому, работа оценивается в 5
баллов.
Если в решении присутствует только один шаг, но
есть упоминание о непрописанных шагах, работа
оценивается в 4 балла.
Если в решении присутствует только 1 шаг, нет
упоминания о непрописанных шагах, работа
оценивается в 3 балла.
Если просто записаны числа, являющиеся ответом,
работа оценивается в 1 балл.
Возможный вариант выполнения
задания на высший балл
По условию задачи после
перекладывания тетрадей из первой пачки во
вторую в первой из них тетрадей стало в 2 раза
больше, чем во второй. Так как тетрадей всего 30, то
в первой пачке стало 20 тетрадей, а во второй – 10.
Так как до перекладывания тетрадей из первой
пачки во вторую в ней было на 2 тетради меньше, то
сначала в ней было 10 – 2 = 8 тетрадей.
Так как до перекладывания тетрадей из первой
пачки во вторую в первой пачке было на 2 тетради
больше, то сначала в ней было 20 + 2 = 22 тетради.
Если задача решена алгебраически, то
при оценке учитываются правильность и полнота
описания составления уравнения и правильность
решения полученного уравнения.
Для получения наивысшего балла необходимы
полное описание получения верного уравнения и
правильное решение полученного уравнения.
Если работа содержит полное описание получения
верного уравнения, но при его решении допущена
вычислительная ошибка, работа оценивается в 7
баллов.
Если работа содержит полное описание получения
верного уравнения, но при его решении допущена
ошибка в преобразованиях, работа оценивается в 6
баллов.
Если в работе присутствуют недочеты в описании
получения верного уравнения и верно решено само
уравнение, она оценивается в 5 баллов.
Если в работе присутствуют недочеты в описании
получения верного уравнения и при его решении
допущена вычислительная ошибка, работа
оценивается в 4 балла.
Если в работе присутствуют недочеты в описании
получения верного уравнения и при его решении
допущена ошибка в преобразованиях, работа
оценивается в 3 балла.
Если в работе нет описания получения верного
уравнения, а само уравнение решено верно, работа
оценивается в 2 балла.
Если в работе нет описания получения верного
уравнения, а в решении уравнения допущена
вычислительная ошибка, работа оценивается в 1
балл.
Возможный вариант решения на высший
балл
Пусть в первой пачке было сначала х
тетрадей.
Тогда во второй пачке сначала было 30 – х
тетрадей.
После перекладывания в первой пачке стало х –
2 тетрадей, а во второй – 30 – х + 2 тетрадей.
По условию задачи в первой пачке оказалось после
перекладывания в 2 раза больше тетрадей, чем во
второй.
Получаем уравнение:
х – 2 = 2 (30 – х + 2)
х – 2 = 2 (32 – х)
х – 2 = 64 – 2х
х – 2 + 2х = 64 – 2х + 2х
3х – 2 = 64
3х = 64 + 2
3х = 66
х = 66 : 3
х = 22
Если в первой пачке было 22 тетради, то
во второй – 30 – 22 = 8 тетрадей.
Окружающий мир
1. Возможные варианты группировки
животных:
1) растительноядные, насекомоядные,
хищные (2 балла);
2) млекопитающие и птицы (2 балла);
3) домашние и дикие (1 балл);
4) домашние птицы, домашние млекопитающие, хищные
птицы, хищные млекопитающие (3 балла).
2. Правильным следует считать тот
вариант, в котором видимое пространство на
первом рисунке меньше, чем на втором. Качество
рисунка не оценивается (6 баллов).
3. I в., XIII в., XIV в., XXX в. (4 балла)
|