Ольга БУЛЫНДИНА,
учитель ГОУ СОШ № 777,
г. Москва
Телеграмма
как речевой жанр, его использование в
практике обучения первоклассников
Когда надо что-то срочно сообщить или
кого-то поздравить, мы используем телеграмму.
Телеграмма по своей сущности относится к
деловому стилю речи. Им как раз и пользуются,
когда нужно только сообщить о фактах, событиях,
не выражая к ним своего отношения. Такие тексты
отличаются официальностью, строгостью. Поэтому
важно показать школьникам отличие деловой речи
от художественной, тоR, почему в разных ситуациях
при общении мы говорим по-разному. В чем же
особенности телеграммы как речевого жанра?
Телеграмма – это срочное сообщение,
передаваемое по телеграфу или радио, а также
бланк с таким сообщением. Практически каждый
человек оказывается в такой ситуации, когда
нужно что-то срочно сообщить, но при этом не все
могут составить правильный текст телеграммы,
так как их этому просто не учили. Знакомство с
этим жанром можно начать с первого класса. И вот
почему: текст телеграммы – краткий, лаконичный,
ясный. Эта особенность телеграммы позволяет уже
в 1-м классе работать с таким текстом на уроках
обучения грамоте и письму. Используя жанр
телеграммы, можно учить краткости, лаконичности,
ясности речи. В то же время работа над
правильностью написания телеграммы
предоставляет возможности для обучения
правильному использованию и написанию
предлогов. Как же можно начать первое знакомство
с телеграммой как жанром?
В Прописи, по которой мы работали, в предложениях
упоминаются имена мальчиков Чука и Гека. В связи
с этим возможен такой вопрос: знаете ли вы, в
каком произведении встречались эти имена, не
читали ли его вам?
Дети. Нет.
У. У писателя Аркадия Петровича
Гайдара есть книга, которая так и называется –
"Чук и Гек". В ней рассказывается о
приключениях двух мальчиков, которые начались с
получения телеграммы, отправленной их отцом,
начальником геологической станции Серегиным.
А вы знаете, что такое телеграмма?
Д. Нет.
У. Ну, тогда вам будет небольшое
задание: найти эту книгу, выписать текст
телеграммы, о которой я только что говорила.
Принесите ее на урок, и тогда мы с вами попробуем
познакомиться с тем, что такое телеграмма, каковы
ее особенности.
Через несколько дней ребята принесли
текст телеграммы: "Задержитесь выезжать на две
недели. Наша партия срочно выходит в тайгу".
Ее я выписала на доску, и мы приступили к
непосредственной работе над самим текстом
телеграммы.
У. Понятно ли, кто послал
телеграмму?
Д. Нет.
У. А что нужно сделать, чтобы
стало ясно?
Д. Подписать, кто ее отправил.
У. Хорошо. Тогда прочитайте,
какой текст получится?
Д. "Задержитесь выезжать на
две недели. Наша партия срочно выходит в тайгу.
Серегин".
У. Как вы думаете, а для чего
вообще пишут телеграммы?
Д. Чтобы что-то сообщить.
У. Ну хорошо, тогда вот это –
телеграмма?
"Мама пошла в лес за грибами.
Нашла подберезовики, подосиновики, белые, а также
другие грибы. Шла она, шла и увидела домик. |
Д. Нет.
У. Почему? Ведь тут сообщается о
маме.
Д. Нет. Это рассказ о маме.
У. Так чтоR нужно писать, чтобы вы
назвали текст телеграммой?
Д. Какое-нибудь нужное
сообщение, типа телеграммы Серегина.
У. Молодцы! А много слов писал
Серегин в своей телеграмме?
Д. Нет.
У. Понятно, что он написал?
Д. Да.
У. Так какой еще должна быть
телеграмма?
Д. Краткой, понятной.
У. Правильно! Итак, телеграмма
должна быть краткая, нести в себе нужную и
понятную для получателя информацию.
А о чем можно сообщать в телеграмме?
Д. О чем-то очень срочном.
У. А еще?
Д. Поздравить
кого-то.
У. Действительно! Телеграммы
бывают поздравительные и обыкновенные.
Какой была телеграмма Серегина?
Д. Обыкновенной.
У. У телеграммы есть еще одна
особенность. В ее тексте не пишут предлоги.
Верно ли написана телеграмма Серегина?
Вопрос этот не вызвал у ребят
особенного затруднения: ведь они уже были
знакомы с предлогами, так как проводилась
подготовительная работа. Вместе с ребятами мы
исправили текст (убрали предлоги на, в). В
результате получилась следующая телеграмма.
Д. "Задержитесь выезжать две
недели. Наша партия срочно выходит тайгу.
Серегин".
У. Молодцы! А почему предлоги не
используются в тексте телеграммы?
У. Когда мы их убрали, смысл
текста изменился? Телеграмма стала непонятна?
Д. Нет, все ясно.
У. Верно, потому что предлоги
являются словами-помощниками для связи одного
слова в предложении с другим. Если мы пропустим
предлог, то смысл текста не изменится.
А можно ли другое слово пропустить, например
"две"? Какой текст телеграммы тогда
получится?
Д. "Задержитесь выезжать
недели. Наша партия срочно выходит тайгу.
Серегин".
Слово это пропустить нельзя, потому что не
понятно, на сколько нужно задержаться.
У. Хорошо. А если пропустить
такое слово, как "недели"? Какой текст будет?
Д. "Задержитесь выезжать две.
Наша партия срочно выходит тайгу. Серегин".
Нет, ничего не понятно.
У. Итак, какие слова можно
пропускать в тексте телеграммы?
Д. Предлоги.
У. Молодцы! Какие важные
особенности телеграммы мы с вами в процессе
обсуждения сумели отметить?
Дети отвечают, учитель записывает на
доске.
На доске:
1. Краткость, лаконичность,
ясность.
2. Содержит определенную информацию
о чем-то.
3. Получателю должно быть понятно,
кто отправил телеграмму.
4. Пишется без предлогов. |
– Если все это понятно,
то попробуйте прочитать текст предложенных
телеграмм и исправить их, если что-то не так,
поработайте редакторами.
Ребятам были предложены следующие
тексты телеграмм.
На доске:
Тексты телеграмм после исправления:
С таким заданием справились все
ребята. Из проведенной работы стало ясно, что они
хорошо поняли особенности телеграммы. После
этого можно предлагать задания такого типа:
Придумайте свой текст телеграммы, используя
буквы, к примеру: 3 В М Р.
Приведем примеры придуманных телеграмм:
Можно было предложить слово, например
"весна", и задание: используя каждую букву,
придумать текст телеграммы.
Пример телеграммы:
Или же задания такого типа:
1. Крошка Енот собирается ехать в отпуск к
своим друзьям. Какую телеграмму он мог отправить?
2. Какую телеграмму отправил бы
Винни-Пух своему другу Пятачку в день рождения?
Работа с телеграммами очень
заинтересовала ребят, подтвердила, что знакомить
с таким жанром можно и шестилеток.
Для проведения этой работы хотелось бы
дать такие рекомендации.
Необходимо знакомить учащихся со
значением, назначением, особенностями
телеграммы.
Сочинению телеграмм целесообразно
предпосылать редактирование заготовок.
Нужно проводить подготовительную
работу, связанную с разъяснением, что такое
предлог, правильностью его написания,
нахождением в тексте.
Нужно вести целенаправленную работу
по обучению детей деловой речи, правильному ее
использованию.
Необходимо проводить
орфографическую работу.
Нельзя забывать об эмоциональном
настрое учащихся.
|