Елена КОСАРЕВА,
учитель средней школы № 76,
г. Пенза
Решаем задачи на движение
Урок математики
4-й класс
Тема. «Решение задач на тему
"Движение"».
Цели. Закрепить и
проконтролировать усвоение учащимися формул
нахождения скорости, времени, расстояния, умение
решать, анализировать задачи по теме
"Движение", умение составлять план решения
задачи; формировать умения, навыки
самостоятельного решения задач.
Оборудование. Карточки с единицами
измерения величин, с формулами вычисления
скорости, времени, расстояния; листы бумаги и
маркеры для всех учеников; листочки с заданиями
для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. В течение многих уроков мы
решали задачи по теме "Движение". Сегодня на
уроке мы повторим и закрепим те знания, которые
приобрели по этой теме.
III. Закрепление пройденного
материала
У. Какие величины используются в
задачах на движение?
Один ученик выставляет на доску
карточки v, t, s.
На доске:
кг, км2, т, с, км/ч, см, км,
сут, м2, ц, ч, мин, м/мин, м, км/с, м/с, дм |
– Выберите из предложенных
наименований единицы измерения скорости.
Один ученик выполняет задание у
доски.
– Из данного ряда вы выбрали
единицы измерения скорости. При решении задачи
один из учеников получил ответ: "Скорость
самолета 24 км/ч". Давайте оценим скорость
самолета.
Дети. У самолета должна быть
другая скорость.
У. Измените данные таким
образом, чтобы скорость соответствовала
движению самолета.
Д. 24 км/мин.
У. Как вы думаете, скорость
60 км/ч кому или чему может принадлежать?
5 км/ч? 8 км/с?
Д. Со скоростью 60 км/ч
двигается автомобиль.
– Со скоростью 5 км/ч идет человек.
– Со скоростью 8 км/с летит ракета.
У. Знаете ли вы, как называется
прибор, с помощью которого измеряется скорость?
Если дети затрудняются ответить, то
предлагаются варианты.
– Выберите ответы:
1-й ряд выбирает название прибора, с
помощью которого измеряют скорость;
2-й ряд выбирает название прибора, с
помощью которого измеряют время;
3-й ряд выбирает название прибора, с
помощью которого измеряют расстояние.
На доске:
термометр, секундомер,
рулетка, спидометр, часы, весы |
– Названия каких приборов
вы не выбрали?
Д. Термометр, весы.
У. Что ими измеряют?
Д. Температуру, массу.
У. Вернемся к ряду единиц
измерения. Выберем единицы измерения времени и
расстояния.
Два ученика работают у доски.
– Какие единицы измерения остались?
Д. Единицы измерения площади,
массы.
У. Составим таблицу единиц
измерения скорости, времени и расстояния. Она
поможет нам при дальнейшей работе на уроке.
Дети выполняют задание.
– С помощью чего мы можем показать
связь величин: скорость, время, расстояние?
Д. С помощью формул.
На доске:
V = t : S
t = s : V
S = t х V
|
– Посмотрите и скажите, все
ли формулы записаны верно?
Д. Есть ошибка.
У. Исправим ее.
Дети записывают формулу:
V = S : t.
– Что мы сделали на данном этапе
урока?
Д. Вспомнили единицы измерения,
по которым производят вычисления.
IV. Решение задач
У. Вспомним, как применяют
формулы при решении задач. Проведем блиц-турнир.
Я предлагаю вам несколько задач. Они написаны на
листочках. Вы читаете, а решение пишете с
обратной стороны фломастером и показываете мне.
Маша прошла n км. Какова ее
скорость, если она затратила на путь d часов? |
Д. V = n : d.
Лена шла а часов со
скоростью b км/ч. Какое расстояние она прошла
за это время? |
Д. S = а х b.
Витя пробежал х метров со
скоростью у м/мин. За какое время он пробежал
это расстояние? |
Д. t = х : у.
У. Я посмотрела и увидела, что
многие ребята справились с этим заданием, но у
некоторых возникли затруднения, поэтому
продолжим работу. Прочитайте текст задачи,
записанный на доске.
На доске:
Геологи проехали 420 км.
Первую часть пути они ехали 3 ч на машинах со
скоростью 60 км/ч, а остальной путь они проехали
на лошадях со скоростью 8 км/ч. Сколько времени
геологи ехали на лошадях? |
– О ком говорится в задаче?
Д. О геологах.
У. Кто такие геологи?
Заранее подготовленный ученик
рассказывает о геологах.
– Что именно говорится о геологах?
Д. Они ехали на машинах и на
лошадях.
У. Что нам известно о том пути,
который они проехали на машинах? На лошадях?
Дети отвечают.
– Какие данные еще есть в задаче?
Д. Всего геологи проехали
420 км.
У. Что надо узнать?
Д. Сколько времени геологи ехали
на лошадях.
У. Как удобнее записать условие
задачи?
Д. В виде таблицы.
У. Я предлагаю три варианта
записи таблицы. Посмотрите на доску и выберите,
какой вариант таблицы лучший.
На доске:
1
|
V |
t |
S |
М. |
60 км/ч |
3 ч |
420 км |
Л. |
8 км/ч |
? ч |
? км |
2
|
V |
t |
S |
М. |
60 км/ч |
? ч |
? км |
Л. |
8 км/ч |
3 ч |
? км |
3
|
V |
t |
S |
М. |
60 км/ч |
3 ч |
|
Л. |
8 км/ч |
? ч |
|
Д. Условию задачи
соответствует третья таблица.
У. Можем мы сразу ответить на
главный вопрос задачи?
Д. Нет.
У. Составьте план решения
задачи, запишите его крупно на листы бумаги
маркером и поднимите руки, когда задание будет
выполнено.
Дети выполняют задание.
Учитель проверяет, все ли ученики написали
одинаковые планы решения задачи.
Если есть ошибки, то их исправляют.
Остается один план, который записывается на
доске.
На доске:
– Запишите решение по плану
в тетради.
Один ученик работает у доски, далее
решение проверяется.
– Соответствует ли решение плану?
Д. Да.
У. К этой же задаче я предлагаю
такой план. Кто догадается, как я рассуждала?
На доске:
Идут рассуждения от вопроса
к условию.
Д. Сначала надо найти tл. Мы
не можем записать действие, так как неизвестно Sл.
У. Можем ли мы найти Sл?
Д. Нет, так как неизвестно Sм.
Надо сначала найти Sм.
У. Какой же вывод мы можем
сделать?
Д. Перед нами тот же самый план,
только рассуждали мы от вопроса к условию.
У. На уроке вы поработали с
единицами измерения, величинами, вспомнили
формулы нахождения скорости, времени и
расстояния, решили задачу с помощью плана. Все
это поможет вам справиться с самостоятельной
работой.
V. Самостоятельная работа
Учитель раздает листочки с заданиями
каждому ученику.
S |
V |
t |
800 км |
|
8 ч |
|
75 км/ч |
10 ч |
60 км |
15 км/ч |
|
У. Что надо сделать?
Д. Заполнить таблицу.
У. Выполняйте задание и сдавайте
подписанные листочки на проверку.
Дети работают самостоятельно.
VI. Итог урока
У. Что вам понравилось на уроке?
Что было трудно?
Выслушиваются ответы учащихся.
VII. Домашнее задание
|