Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №37/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
заслуженный учитель Российской Федерации.

Контрольные работы по чтению
за I четверть

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец I четверти.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль оценки навыка чтения первоклассников – это может привести детей к стрессу. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже "хорошо читает". "Ситуация успеха" должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как "чтение вслух" и "чтение про себя". Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-й класс

№ 1.

ЗИ–МА
ВЕС–НА
ЛЕ–ТО
О–СЕНЬ

№ 2.

МО–РОЗ
ХО–ЛОД
СНЕГ
СО–СУЛЬ–КА

№ 3.

СОЛН–ЦЕ
ТЕП–ЛО
РУ–ЧЕЙ
ОБ–ЛА–КА

№ 4.

РА–ДУ–ГА
ДОЖ–ДИК
ГРИ–БЫ
ЦВЕ–ТЫ

№ 5.

ТУ–ЧИ
ВЕ–ТЕР
РО–СА
ТУ–МАН

Вопросы и задания

1. Прочитай слова в столбике № 1. О чём ты узнал?
2. Внимательно прочти слова из столбика № 2. О каком времени года так можно сказать?
3. О каком времени года напоминают нам слова столбика № 3?
4. К какому времени года можно отнести слова из столбика № 4?
5. О каком времени года ты вспомнил, когда прочёл слова из столбика № 5?

 

На плоту

Плот плывёт.
На плоту – лохматый кот.
Ловит рыбу кот с плота.
Много рыбы у кота.

(17 cлов)

Вопросы и задания

1. Видел ли ты плот? Какой он? Расскажи.
2. Что делал кот на плоту?
3. Прочитай, какой у него был улов.

Малыши

Воробьи-малыши скачут по дороге. Они очень малы.
Мама учит их находить корм. Вот нашли зёр–ныш–ко. Вот – семечко. А вот и большая крошка хлеба. Мать довольна. Птенцы сыты. А теперь учимся летать. Ну, полетели!

(34 слова)

Вопросы и задания

1. Прочитай и скажи, о каких малышах идёт речь в тексте.
2. Чему учила мать своих птенцов?
3. Если ты наблюдал за воробьями, ответь, как они передвигаются по земле.
Шагают или скачут на двух лапках?
Правильное подчеркни.

2-й класс

По Н.Сладкову

* * *

Назвали птицу козодоем, а она молока в рот не берёт.
Осоед ос ест. Мухоловка ловит мух. У белобокой сороки пёрышки по бокам белые. А вот козодой – коз не доит. Летать над стадом он любит. Жуков и бабочек ловит. Козодой насекомых съедает – животным помогает.

(43 слова)

Вопрос и задания

1. О каких птицах ты узнал, прочитав этот рассказ?
2. Подчеркни названия птиц в тексте.
3. Расскажи, почему так назвали каждую птичку.
4. Перечисли, каких птиц ты ещё знаешь.

Мордовская песенка

Какую мы песню споём?
Какую мы сказку расскажем?
Красивую песню споём,
Хорошую сказку расскажем.

Высоко, высоко над нами
Утки лесные летят.
Выше, чем утки лесные,
Серые гуси летят.

Куда им спуститься?
На луг зелёный.
Откуда попить им
Холодной водицы?

Попьют из лесного ключа.
А где ж отдохнуть им?
На белом песочке,
У маленькой речки
Они отдохнут.

(58 слов)

Вопросы и задания

1. Закончи предложение:
Мордовская песенка состоит из _______________ и ответов.
2. Как народ сочинил эту песенку? Что собой представляет первое четверостишие? А что – остальная часть песенки?
3. Как бы ты читал эту песенку, с какой интонацией?
4. Прочти эту песенку ещё раз выразительно: напевно, мелодично.
Чем могла бы послужить эта песенка для любой сказки? Подчеркни нужное слово: зачин, основная часть, концовка.

По В.Сухомлинскому

Почему плачет синичка?

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – Миша и Оля.
Около дома рос высокий ветвистый тополь.
– Сделаем на тополе качели, – сказал Миша.
– Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.
Миша говорит:
– Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке птенчики маленькие.
– Синичка не радуется, а плачет, – сказала Оля.
– А почему же она плачет? – удивился Миша.
– Подумай, почему, – ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает: почему же она плачет?

(124 слова)

Вопросы и задание

1. Какое развлечение придумали для себя дети?
2. Кому эта затея очень нравилась, а кому – нет? Подтверди свои мысли словами из текста.
3. Кто из детей более наблюдательный и добрый – Миша или Оля?
4. Что бы ты посоветовал Мише?

3-й класс

Змея и рыба

Змея и рыба побратались.
– Сестрица, – сказала змея рыбе, – возьми меня на спину и покатай по морю.
– Хорошо, – ответила рыба, – садись мне на спину, я покатаю тебя; посмотри, каково наше море.
Змея обвилась вокруг рыбы, а та поплыла по морю. Не успели они немного проплыть, как змея укусила рыбу в спину.
– Сестрица, почему ты кусаешь меня? – спросила рыба.
– Я нечаянно, – ответила змея.
Проплыли ещё немного, змея опять укусила рыбу.
– Сестрица, почему ты кусаешься? – спросила рыба.
– Солнце помутило мне голову, – ответила змея.
Проплыли ещё немного, змея опять укусила рыбу.
– Сестрица, что это ты всё кусаешь меня?
– Такой уж у меня обычай, – ответила змея.
– А знаешь, у меня тоже есть обычай, – ответила рыба и нырнула в глубину моря.
Захлебнулась змея и утонула.

(122 слова)

Вопросы и задания

1. К какому жанру относится это произведение? Подчеркни нужное: басня, повесть, сказка, рассказ, стихотворение.
2. Докажи, что это так.
3. Найди и прочитай зачин сказки и её концовку.
4. Какова основная мысль сказки? Порассуждай и выскажи её своими словами.
5. Какие прилагательные ты можешь подобрать к рыбе, а какие – к змее?

 

Алексей Максимович Горький

(Отрывок из повести "В людях")

* * *

Я стал каждый день просить бабушку:
– Пойдём в лес!
Она охотно соглашалась, и так мы прожили всё лето, собирая травы, ягоды, грибы и орехи. Собранное бабушка продавала, и этим кормились.
Как-то вечером, набрав белых грибов, мы вышли на опушку леса; бабушка присела отдохнуть, а я зашёл за деревья – нет ли ещё гриба?
Вдруг слышу её голос и вижу: сидя на тропе, она спокойно срезает корни грибов, а около неё, вывесив язык, стоит серая поджарая собака.
– А ты иди прочь! – говорит бабушка.
Мне очень захотелось приманить эту собаку. Я выбежал на тропку, собака странно изогнулась, не ворочая шеей, взглянула на меня зелёным взглядом голодных глаз и прыгнула в лес, поджав хвост. Осанка у неё была не собачья. Я свистнул. Она дико бросилась в кусты.
– Видал? – улыбаясь, спросила бабушка. – А я обозналась, думала – собака: гляжу – ан клыки волчьи, да и шея тоже! Испугалась: ну, говорю, коли ты волк, так иди прочь! Хорошо, что летом волки смиренны…

(162 слова)

Вопросы и задания

1. Какой случай из своего детства вспомнил Алеша? Расскажи.
2. Какой это текст: повествовательный, описательный, текст-рассуждение? Подчеркни правильный ответ.
3. Найди и прочитай ещё раз вступление к этому тексту.
4. Какие странные особенности подметил мальчик в лесной "собаке"? Что насторожило бабушку?
5. Какие слова ты бы отметил звёздочкой и сделал сноску? Выпиши эти слова и попробуй объяснить их значение исходя из содержания текста.

А.Н.Плещеев

Старик

У лесной опушки домик небольшой
Посещал я часто прошлою весной.

В том домишке бедном жил седой лесник.
Памятен мне долго будешь ты, старик.

Как приходу гостя радовался ты!
Вижу как теперь я добрые черты...

Вижу я улыбку на лице твоём –
И морщинкам мелким нет числа на нём!

Вижу армячишко рваный на плечах,
Шапку на затылке, трубочку в зубах.

Помню смех твой тихий, взгляд потухших глаз,
О житье минувшем сбивчивый рассказ.

По лесу бродили часто мы вдвоём;
Старику там каждый кустик был знаком.

Знал он, где какая птичка гнезда вьёт,
Просеки, тропинки знал наперечёт.

А какой охотник был до соловьёв!
Всю-то ночь, казалось, слушать был готов,

Как в зелёной чаще песни их звучат;
И ещё любил он маленьких ребят.

На своём крылечке сидя каждый день,
Ждёт, бывало, деток он из деревень.

Много их сбегалось к деду вечерком;
Щебетали, словно птички перед сном:

"Дедушка, голубчик, сделай мне свисток".
"Дедушка, найди мне беленький грибок".

"Ты хотел мне нынче сказку рассказать".
"Посулил ты белку, дедушка, поймать".

"Ладно, ладно, детки, дайте только срок,
Будет вам и белка, будет и свисток!"

(176 слов)

Вопросы и задания

1. Какую картину представил ты себе, прочитав это стихотворение? Расскажи.
2. Зачитай отрывок, в котором описывается старик, его внешний вид.
3. О чем просили дети старика?
4. Почему детям было хорошо со стариком? Подбери подходящие слова, характеризующие старика:________________________________________.
5. Около каких слов ты бы поставил звёздочку, обозначающую сноску к слову?
Попробуй объяснить их смысл самостоятельно, исходя из содержания текста.

4-й класс

Виталий Коржиков

Подарок

Не грибная была осень, совсем не грибная. В холодном сухом лесу грибами даже и не попахивало. Но всё равно меня тянуло в лес – к опушкам, к просторным голубым небесам. И корзину я взял по привычке – прихватить где-то интересный, похожий на человечка или зверушку, корешок, бросить яркую рубиновую гроздь калины.
Я переходил с одной тропинки на другую, вслушивался в громкий стук дятла.
И вдруг насторожился – откуда-то потянуло внезапной приятной сыростью. Я огляделся. Посреди тропинки пробился маленький крепкий боровичок! Вот ещё один! А вон на обочине увесистый боровик, а дальше подосиновик и моховик, и подберёзовик. Вот удача-то!
На минуту я присел отдохнуть и порадоваться потяжелевшей корзине. Вдруг услышал какой–то легкий шум. Оглянулся, а сзади меня зверёк с полосочками на спине – то ли ласка, то ли бурундучок, а рядом и белочка.
Я опомнился. Вон сколько тут лесного народа кормится! Я шел и иногда оставлял по дороге то грибок, то кусочек краюшки хлеба. Зверькам пригодятся!

(152 слова)

Вопросы и задания

1. С какой целью отправился человек в лес? Докажи свою мысль словами из текста.
2. Почему можно сказать, что ему повезло в лесу?
3. Почему человек решил поделиться своей добычей с лесными жителями?
4. Попробуй рассказать об этом человеке. Каким ты его себе представляешь?
5. Почему рассказ назвали "Подарок", а не "По грибы" или иначе?

По Отфриду Пройслеру
Перевод с немецкого Э.Иванова

"Мосты повисли над водами…"

Сказочно красивый наш город Санкт-Петербург.
Великолепные дворцы, памятники, реки, каналы, парки и сады украшают дивный город. Северной Венецией его называют потому, что в нем "мосты повисли над водами".
Когда затихнет гул машин, когда весь город уснет, ночную тишину будет нарушать только поскрипывание мостов.
Однажды белой летней ночью около трёхсот мостов стали спорить, кто из них главнее, красивее, длиннее, важнее. Маленькие мостики устали спорить и уснули, а большие продолжали выяснять, кто же самый главный.
Дворцовый мост уверял всех, что он самый длинный. Синий мост – что он самый широкий. Красный и Зелёный тоже приняли участие в споре, но потом замолчали.
– Я самый красивый, – сказал Аничков мост, – меня украшают прекрасные скульптурные группы: лошади, всадники.
– Ну нет! – воскликнул мост Петра Великого. – Ни у кого нет таких высоких пролётов-крыльев, а одна из моих многочисленных заклепок – золотая.
В спор вступил изящный Банковский мостик. И все узнали, что назван он так потому, что его украшают крылатые львы – грифоны, охранители золота.
Троицкий мост заявил, что у него самые большие и красивые фонарные столбы и фонари. Литейный похвастался своей решёткой, на которой красуется герб города.
– Думаю, что оправдываю славное имя Александра Невского, – вступил в спор один из мостов над Невой.
Спорили-спорили мосты и разбудили мостик Лебяжьей канавки из Летнего сада, который заявил, что он красуется на самых красивых и вкусных тортах.
Притихли мосты… Но они понимали, что большие, маленькие, каменные, чугунные – все они любят свой город и ему нужны.

(234 слова)
Нина Куделина, 207-я школа,
г. Санкт–Петербург.

Вопросы и задания

1. Что интересного ты узнал о Санкт-Петербурге?
2. Просматривая текст, расскажи, чем примечателен каждый мост.
3. Посмотри на иллюстрацию и попробуй назвать имя этого моста.
Подтверди свой выбор словами текста. (Рис. Аничков мост.)
4. Какое чувство возникло у тебя после прочтения этого рассказа?

По Л.Лагину

Старик Хоттабыч

(Повесть-сказка)
(глава ХХХI. "Второе приключение в метро")

Хоттабыч спокойно отнёсся к спуску на эскалаторе. Он с любопытством ступил на бегущую ленту, которая тут же превратилась в лестницу на перроне, и скромно сказал своим молодым спутникам:
– Бегущая лестница – это ведь очень просто. Если тебе, о Волька, это доставит удовольствие, я сегодня же превращу в бегущую любую лестницу твоего дома, да будут благословенны его фундамент и четвёртый этаж, на котором ты столь счастливо проживаешь.
– Я подумаю, – уклонился Волька от ответа.
Тут из чёрной глубины тоннеля к перрону с шумом подкатил ярко освещённый поезд.
– Айда во второй вагон! – скомандовал Волька и обнаружил, что Хоттабыч исчез.
Мальчики ринулись сквозь толпу с тревожными криками:
– Хоттабыч! Куда ты девался?
– Я здесь, ваш несчастный слуга! – донёсся откуда-то сверху голос старика.
Вскоре они его увидели. Он пытался выбежать на улицу по тому самому эскалатору, который только что доставил их на перрон. Пока он делал ослабевшими ногами несколько шагов вперёд, лестница на такое же расстояние спускалась вниз. И получалось, что старик оставался на одном месте.
– Слезай с эскалатора! – крикнул ему снизу Волька.
Но старик не мог догадаться, как это сделать.
Пришлось Вольке взбежать по эскалатору вверх, чтобы спуститься затем к Хоттабычу. Он повернул его лицом к перрону и спустился с ним вниз.
– Ты же сам клялся мне, что не будешь бояться метро! – жалобно захныкал Волька.
– Нет, не клялся. Я обещал тебе не бояться автобусов, грузовиков, автомашин, эскалаторов, пылесосов, телевизоров. А про метро даже разговора не было.
Старик был прав: про метро Волька забыл.
Они побежали по перрону. Народу было много. Автоматические двери вагонов бесшумно закрылись, поезд тронулся, а Хоттабыч остался на опустевшей платформе…
Он опоздал на одну секунду – хотел посмотреть, откуда доносится голос: "Осторожно, двери закрываются!".

(279 слов)

Вопросы и задания

1. Хоттабыч – это джинн из старинной сказки. Волька лучше всех умел нырять, и однажды он вытащил со дна моря таинственный сосуд. Открыв его, он выпустил на свет доброго джинна Хоттабыча. Попробуй представить себе этого старика. Каким ты его себе представляешь? Нарисуй словесный портрет старика Хоттабыча.
2. Какие моменты из повести-сказки тебя особенно повеселили?
3. Почему с Хоттабычем происходили странные случаи?
4. Как к Хоттабычу относились мальчики, которые взяли над ним шефство? Запиши ответ.
___________________________________________________________________ .
5. Почему это произведение написано в жанре повести-сказки?
6. В свободное время советуем тебе прочитать книгу Л. Лагина "Старик Хоттабыч".

Тексты для чтения про себя

2-й класс

Т.Петрушина

На одной земле

Таня знает, что ей зимою четыре года исполнилось. Но всё же спрашивает:
– Бабушка!
– Что, Танюша?
– Сколько мне лет?
– Четыре.
– А кто из нас старше? – снова задаёт вопрос Таня.
– Я, конечно.
– А почему мне мама всегда наказывает за тобою смотреть?
Улыбнулась бабушка.
– Она и меня за тобою просит присматривать.
– Так что же получается? – не понимает Таня. – Выходит, мы обе должны друг за другом смотреть?
Тогда бабушка объясняет:
– Все должны друг за другом смотреть. На одной земле живем.
Пошла Таня на улицу. А там, на дороге, трехлетние братья Коробовы в пыли возятся. А рядом на тротуаре шестилетний Гришка Егорушкин стоит.
– Ты чего смотришь? – рассердилась Таня. – Они же себе глаза запылят. Да и машина может наехать.
– Вот ещё умница! – огрызнулся Гришка. – Сама с вершок, а учит.
– Ну что ты, что ты, Егорушкин, – серьёзно покачала головой Таня. – Мы же с тобой на одной земле живём!

(144 слова)

Вопросы и задания:

1. Какие серьёзные вопросы выясняла Таня с бабушкой?
2. Найди и прочитай очень важные слова, которые бабушка сказала Тане.
3. Что увидела Таня, когда вышла на улицу? Расскажи.
4. Объясни слова Гришки: "Сама с вершок, а учит".
5. Как повела себя Таня с Гришей Егорушкиным и как умело она применила бабушкины слова?

3-й класс

М.Пришвин

Журка

Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
– Умница! – сказала моя жена и спросила меня: – А сколько он может съесть их? Десять может?
– Десять, – говорю, – может.
– А ежели двадцать?
– Двадцать, – говорю, – едва ли…
Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить – и Журка с ней, она в огород – и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребёнку, и без него ей уже скучно, без него никуда. Но ежели случится – нет его, крикнет только одно: "Фру–фру!", и он к ней бежит. Такой умница! Так живёт у нас журавль, а подрезанные крылья его всё растут и растут.
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула – и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам: "Ах, ах, горе какое! Ах, ах!" Мы все побежали к колодцу. Видим – Журка далеко, на середине нашего болота сидит.
Я и все ребята за мной тоже кричат:
– Фру-фру!
И такой умница! Как только услыхал он это наше "фру-фру", сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять – проглотил, дали десять – проглотил, двадцать и тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.

(295 слов)

Вопросы и задания

1. Как подружились люди и молодой журавль?
2. Из каких слов видно, что люди очень привязалась к Журке? Прочитай их.
3. Найди место в тексте, из которого видно, что женщина очень хотела удержать журавля у себя дома. Прочитай эти слова.
4. Чем Журка очень удивил всех окружающих?
5. Как ты думаешь, что может произойти спустя некоторое время с Журкой? Попробуй сам продолжить рассказ М.Пришвина.
6. Вспомни, какая пословица лучше всего отобразит главную мысль этого рассказа? (Птице….).

4-й класс

По Д.Нагишкину

Самый сильный

Побежали зимою нанайские ребята на лед кататься.
Сначала играли, катались. Потом подрались.
Один мальчик, Намека побил другого, Курбу. Побил он Курбу и стал хвастаться:
– Я самый сильный тут. Все вы должны мне поклониться.
Тут поскользнулся Намека, упал и разбил себе затылок. Говорит ему Курбу:
– Вот, значит, ты не самый сильный, если лёд побил тебя. Поклонись льду.
Спросил Намека лёд:
– Эй, слушай, лёд, есть ли кто-нибудь сильнее тебя?
– Есть, – говорит лёд, – солнце сильнее меня. Как пригреет оно – я таять стану. Поклонись солнцу.
Пошли мальчики к солнцу. Долго шли, наконец пришли. Говорит Намека солнцу:
– Эй, отец! Ты можешь растопить лёд. Ты, значит, сильнее нас. Вот пришёл я тебе поклониться.
Подумало, подумало солнце.
– Туча сильнее меня, – говорит оно Намеке, – как закроет она землю, станет холодно – и лучи мои сквозь неё не пройдут.
Пошли мальчики к туче. Забрались на высокую гору. Вокруг туман, сырость, холод. Пока до тучи добрались, мокрые стали, ледяной коркой покрылись.
Говорит Намека туче:
– Слушай, мать! Ты сильнее солнца – значит, ты сильнее всех. Вот пришёл тебе поклониться.
Только туча собралась ответить – подул ветер, загулял вокруг, засвистел, зашумел и рассеял тучу.
Вот только сейчас холодно, сыро было, в двух шагах ничего не видно. И вдруг стало тепло, светло, ударила радуга, солнышко засияло, и весь Амур видно стало, как на ладони.
Закричал тогда Намека ветру:
– Слушай, ветер! Ты разогнал тучу – ты, значит, сильней нас всех. Вот кланяюсь я тебе.
Поклонился Намека. А Курбу спрашивает у ветра:
– Ты гору сможешь сдвинуть с места?
Стал ветер дуть. Только песчинки с её вершины полетели.
– Э-э, – сказал Намека, – гора, выходит, сильнее тебя!
Поклонились мальчики горе.
– Гора, гора! – сказал тут Намека. – Ты, что ли сильнее всех на свете?
Покряхтела гора, подумала.
– Нет, – говорит, – дерево сильнее меня. Оно растёт на моей спине и своими корнями разрывает меня. Но оно и от ветра меня защищает.
Поклонился Намека дереву:
– Эй, слушай, дерево! Ты побиваешь гору. Ты, что ли, сильнее всех?
Зашумело листьями дерево.
– Да, я сильнее всех! – говорит.
– Ну, это ты врешь! – сказал в ответ Намека. Взял в руки топор и срубил дерево.
Тут все поклонились Намеке: и гора, и ветер, и туча, и солнце, и лёд. Задумался и Курбу.
С тех пор и пошло считаться, что человек сильнее всех на свете.

(363 слова)

Вопросы и задания

1. Ты внимательно читал это произведение. Какой народ сочинил его? Запиши ответ.
____________________________________________________________________ .
2. Определи и запиши под заголовком жанр этого произведения.
Докажи, что твой ответ правильный:
а) ___________________________________________________________________;
б) ___________________________________________________________________.
3. Какая это сказка – народная или литературная? Объясни почему.
_____________________________________________________________________.
4. Найди и подчеркни абзац, в котором нашли место все персонажи сказки.
5. Выпиши главную мысль произведения.
______________________________________________________________________ .
6. Как мальчики понимали силу и превосходство в природе, жизни? Порассуждай на эту тему и дай свой ответ Намеке и Курбу. ___________________________________