Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №35/2004

СИСТЕМА Д.В.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

Татьяна МАТИС,
Елена МИХАЙЛОВА

Фантастические птицы

Занятие в 3-м классе по программе Ю.А. Полуянова "Изобразительное искусство и художественный труд"

Каждый ребенок от природы творец: он с удовольствием рисует, лепит, мастерит разнообразные поделки. Поддержать и развить способность к творчеству, а значит, и фантазию, воображение, образное мышление, интуицию – задача учителя начальной школы.
Автор программы "Изобразительное искусство и художественный труд" Ю.А. ПОЛУЯНОВ предлагает свой, очень оригинальный подход к решению этой задачи. О результативности данной системы можно судить по ее главному результату – детским творческим работам. А о том, как организуется обучение по этой программе, можно составить представление только побывав на уроке. На одно из таких занятий мы вас и приглашаем.

Это занятие было проведено учителем НОУ "Школа Бакалавр" Еленой Александровной Михайловой в рамках мастер-класса на выставке "Школа 2003" (Москва, Сокольники, апрель 2003). Это обстоятельство потребовало внести некоторые коррективы в организацию занятия. Прежде всего необходимо отметить, что на работу учителя с учениками было выделено 40 минут, тогда как обычно в условиях общеобразовательной школы занятие длится два академических часа (подряд). В связи с этим, во-первых, из структуры занятия пришлось целиком изъять очень важную его часть – обсуждение рисунков предыдущего урока. А ведь именно эта часть работы несет главную нагрузку по формированию у детей учебного действия оценки, ибо здесь они учатся соотносить полученный ими результат с целью (задачей) задания и с тем способом, которым данный результат был достигнут. Во-вторых, пришлось сильно сократить время на выполнение детьми творческого задания, что, конечно, не могло не отразиться на проработанности и завершенности рисунков детей, то есть на их качестве.

Главной целью мастер-класса и проведенного в его рамках занятия было желание показать, как на уроках изобразительного искусства и художественного труда в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова ставится и решается задача, как организуются действия детей в учебной и творческой ситуации, взаимодействие учителя и учеников в учении и творчестве.

Занятие "Фантастические птицы" относится по программе 3-го класса к циклу, посвященному форме обобщенных очертаний и пропорциям изображений как средств передачи узнаваемости, выразительности и гармоничности того, что показано на рисунках. В соответствии с концепцией развивающего обучения умение изображать формировалось на основе принципа "от общего – к частностям", "от целого – к частям". На предыдущих занятиях дети знакомились с формой и пропорциями античных амфор, а также придумывали и рисовали свой собственный красивый сосуд, угадывали по пропорциям реальных животных, а затем придумывали и изображали фантастическое животное. Теперь все три задачи (узнаваемость, выразительность и согласованность форм и пропорций) объединены.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие началось с того, что учитель напомнил детям о выполненных ими на прошлом уроке рисунках из жизни фантастических животных.

Учитель. Почему эти животные фантастические?

Кирилл. Таких животных не бывает в жизни.

Никита. Они такие странные... тело может быть ото льва, а голова человеческая... или по-другому... человек, а голова животного...

Лида. Может быть и от разных животных... лапы от одного, голова от другого, а туловище – еще от кого-то...

У. Хорошо. Здесь я с вами соглашусь. А что еще подчеркивает фантастичность животных на рисунках?

Никита. Разные части сделаны по-разному...

Лиза. Мы разные штриховки делали... Голову так.., туловище – по-другому... Чем красивее штриховка, тем животное более фантастическое получается...

У. А почему мы решили, что эти фантастические существа – животные?

Дети. ...

У. Есть ли какие-то особенности, которые позволяют нам утверждать: "Это животное"?

Лиза. У животного – четыре ноги...

Олег. У них туловище больше всего... больше других частей...

У. А если посмотреть на рисунки? На изображения?

Лида. А! У животных это... (делает движения руками, показывающими форму) такая форма... посмотришь, сразу понятно, что это животное...

Лиза. Обобщенная форма... Она показывает, кто это... а еще и что делает и какое оно... доброе, злое...

У. Согласна с вами.

Гриша. Они могут быть похожи на треугольники, на квадраты и другие фигуры.

У. Да. Обобщенные формы очень близки к геометрическим. Это очень важное добавление, и вы поймете сейчас, почему.

Учитель вывешивает на доске сначала шесть картинок с изображениями различных птиц, а потом столько же изображений обобщенных очертаний, передающих различные формы и пропорции основных частей их туловища.

У. Вот перед вами изображения птиц. Вы их знаете? (Показывает по очереди.)

Никита. Это цапля.

Олег. Ворона.

Гриша. Утка.

Лида. Синица.

Кирилл. Это вот эта птичка... маленькая...

У. Соловей. А эта птичка называется клест.

Это обобщенные очертания птиц, но не целиком, а только их основных частей. Попробуйте узнать и покажите, пожалуйста, какое из обобщенных очертаний какой птице соответствует.

Задание осложнено тем, что на картинках птицы разной величины, а на обобщенных очертаниях – одинаковые. Поэтому по размеру узнать птиц нельзя.
Учащиеся по очереди выходят к доске и прикрепляют обобщенное очертание под картинкой той птицы, туловище которой оно изображает.

У. Хорошо. Работали быстро и точно. А теперь внимание! Задание!
Выберите любое очертание туловища птицы из тех, которые выставлены. Добавьте к нему такие части, чтобы получилась фантастическая птица. Что можно добавить?

Никита. Хвост, голову.

Кирилл. Лапы.

Лида. Клюв.

Лиза. Этот самый... как его (показывает на голову, поднимает прядь волос).

У. Хохолок?

Лиза. Да.

У. Внимание! Слушаем задание дальше.
Попробуйте сделать рисунок пером этой фантастической птицы, используя разные штриховки. Чтобы вам было легче придумывать, я вам раздам ваши работы, где вы использовали интересные декоративные штриховки.

Абашвили Георгий. "Грифон прыгает".

Абашвили Георгий. "Грифон прыгает".

Дратевник Илья. "Слоноуткосоколозавр"

Дратевник Илья. "Слоноуткосоколозавр"
Качарова Нато. "Мунуся-Летунчик"
Качарова Нато. "Мунуся-Летунчик"

Боим Настя. "Фанс"

Боим Настя. "Фанс"

Кулиева Лиза. "Рыба-птица"

Кулиева Лиза. "Рыба-птица"

Будакова Лида. "Киматик на прогулке"

Будакова Лида. "Киматик на прогулке"

Соколов Сергей

Соколов Сергей

Комадынко Александр

Комадынко Александр

Раздает ученикам их учебные работы, сделанные на прошлых уроках.

Задание понятно? Подумайте, кого и как вы будете рисовать. Никита, ты придумал?

Никита. Да, туловище вороны, а голову – тигра.

Артем. Туловище цапли, хвост – крокодила.

Гоша. Туловище утки, лапы – льва, голова и шея – жирафа.

У. Понятно. У каждого из вас очень интересные идеи. А какое еще важное условие необходимо соблюдать, чтобы рисунок получился красивым?

Никита. Аккуратно делать все.

У. Ну, это само собой разумеется.

Лида. Надо хорошо расположить рисунок на листе. Чтобы в середине... Или так, чтобы хорошо смотрелось.

Дети выполняют рисунки. Учитель предлагает зрителям (взрослым) тоже выполнить задание. Несколько человек соглашаются. Им даются такие же листы бумаги, карандаши, ластики и гелевые ручки. Разрешается смотреть на рабочие рисунки детей при выборе штриховок.

Во время работы учеников учитель проходит по рядам и там, где это требуется, "помогает” детям. Но "помощь” эта особого рода. Он не говорит детям, что надо сделать, где исправить и, конечно, не касается детской работы. Он беседует с детьми об их замыслах.

Никита. Я правильно расположил птицу?

У (рассматривая рисунок). Мне, Никита, непонятно, что она делает.

Никита. Она так приготовилась (показывает) и хочет прыгнуть.

У. Тогда, действительно, тебе нужно подумать над расположением. Если она хочет прыгнуть, то куда?

Никита. Ее сюда подвинуть надо. А здесь ... пропасть сделать...

У. Очень интересно задумал. Только, Андрей, мне не очень понятно, какая это птица. Добрая, злая?

Андрей. Хитрая.

У. А как можно показать хитрость на рисунке?

Андрей. На лице.

У. Конечно, изобразив черты лица, это можно сделать. Но у нас птица...

Андрей. ...

У. Давай подумаем, как выглядит человек, который хочет схитрить. Вот Тема, например. А ты смотришь на него и думаешь: "А я вижу, что ты хитришь”.

Андрей. А!.. голову по-другому надо... чуть ниже... и вот так повернуть...

Лида. У меня не получается! Я хочу, чтобы он сердился...

У. А ты вспомни, как выглядят птицы, когда они сердятся.

Лида. Они взъерошены. Перья торчат.

У. Правильно. А теперь посмотри на рисунок.

Лида. ... Тут... надо другую штриховку.

По окончании занятия рисунки детей остаются на столах для того, чтобы зрители имели возможность их рассмотреть. Рисунки взрослых тоже раскладываются на столе, и дети их внимательно рассматривают, обсуждают (учитель к столу с рисунками не подходит). Затем Гоша по поручению товарищей оглашает мнение ребят.

Гоша. Мы решили дать... разные места. На первое место поставили этот рисунок. Он очень интересный. Птица волшебная... не простая... И очень красивые штриховки. Она сказочная получилась. На второе место вот этот рисунок. Здесь такая толстая птица. Интересная. И штриховки хорошие. Вот этот рисунок на третье... А этот на четвертое место.

Зрители хлопают авторам рисунков и экспертам-детям.

Методический комментарий

При обсуждении занятия хотелось бы обратить внимание читателя на следующее.

1. На занятии не вводились новые для детей способы изображения. Но задача перед ними стояла довольно сложная: они должны были переосмыслить то, что уже знали раньше, и применить эти значения при решении новой для них творческой задачи. Например, выбрав очертание туловища одной из птиц, ребята должны были так дополнить и перекомбинировать части ее тела, чтобы птицы стали фантастическими и выразительными, но в основном сохранили очертания, согласованность форм и пропорции птицы.

2. За время обучения дети знакомились с разными изобразительными средствами, при помощи которых они могли бы передать фантастичность изображения. Но задача перед ними стояла довольно сложная: они должны были переосмыслить то, что уже знали раньше, и применить это при решении новой для них творческой задачи. Так, выбрав очертание туловища одной из птиц, они должны были вспомнить части тела птиц и других животных, выбрать их и обоснованно использовать в своем рисунке.
Самое простое и активно использованное учениками средство – замена частей тела на такие же, но принадлежащие другим животным или птицам. Подобные замены дополнялись различными деталями, что тоже прибавляло изображению фантастичности. Многие дети сознательно шли на нарушение пропорций частей тела, сохраняя при этом общие очертания птицы и показывая, что их птица делает. Кроме того, все дети использовали декоративные штриховки.
Соотношение средств в рисунках каждого ребенка было различно: где-то оно явно подчинялось индивидуальному замыслу и придавало рисунку неповторимость, а где-то показывало недостаточное владение автором этими средствами, непонимание их выразительных возможностей.

3. Хотелось бы обратить внимание на то, как различались действия учителя на разных этапах занятия. При постановке и решении задачи позиция учителя была близка к традиционной: он задавал вопросы, выслушивал ответы, пытаясь актуализировать знания детей. При выполнении детьми творческой работы учитель находился в позиции советчика, боящегося спугнуть замысел ребенка и только осторожно задающего вопросы, уточняющие этот замысел и соответственно позволяющие ребенку по-другому взглянуть на свой рисунок.

4. Особый интерес представлял собой этап оценки детьми работ взрослых. Ученики впервые столкнулись с такой ситуацией: до этого они либо обсуждали и оценивали работы свои собственные, либо анализировали вместе с учителем способ, которым писал свою картину художник-профессионал. Сложность ситуации заключалась еще и в том, что рисунки, выполненные зрителями, оказались значительно слабее, чем детские, и дети это увидели. Сначала данный факт вызвал у них замешательство, но потом они вышли из положения, проведя качественный анализ работ и сведя к минимуму оценочные суждения.

5. И что еще хотелось бы отметить в заключении: по ходу занятия было очень заметно, что учебная работа детей была для них мотивирована. К сожалению, протокол занятия не позволяет показать это в полной мере. Несмотря на специфичность ситуации (демонстрация), как только перед ребятами была поставлена задача, они тут же переключились на ее решение, на серьезный поиск средств и способов изображения, никак не реагируя на присутствие зрителей.

Уважаемые читатели!
Рады вам сообщить, что в 2003 г. издана первая книга Юрия Александровича Полуянова "Изо-бразительное искусство и художественный труд. 1-й класс" (М.: Вита-Пресс).
Пособие содержит развернутое описание психолого-педагогических особенностей содержания, методики и организации обучения первоклассников, а также разработки всех занятий в 1-м классе. К новому учебному году готовится издание следующей книги – Пособия для учителя по программе 2-го класса. По вопросам приобретения книг обращайтесь по тел: (095) 261-83-37, 261-30-78, 265-70-87.