Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №33/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
К 190-летию со дня рождения
Михаила Юрьевича Лермонтова

Елена МАРТЫНОВА,
учитель школы № 468,
г. Москва

О чем плачет утес?

Урок чтения

2-й класс

Тема. "М.Ю. Лермонтов. "Утес".

Цели. Знакомство с личностью писателя через анализ его стихотворения; отработка навыков выразительного чтения.

Оборудование. Свеча, произведение Бетховена "Фуга ре диез минор", романс "Выхожу один я на дорогу", человеческий профиль, фланелеграф, изображения тучки, звезд, утеса, портрет М.Ю. Лермонтова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Выключается свет, играет музыка, горит свеча.

Учитель.

Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь внутри они совсем не те...
Боимся мы смотреть в глаза друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться жить открыто,
В друзьях поддержку надо нам искать,
Друг другу в жизни надо помогать.

Музыка выключается.

– Мы живем среди людей. Окружающие нас люди... о чем они думают, чем живут? Каждый человек – загадка! Сегодня на уроке чтения мы начнем знакомиться с жизнью и творчеством одного великого русского поэта.

На доске возникает черный профиль человека.

– После его смерти люди рассказывали о нем совершенно противоположные вещи: одни говорили, что он был весельчак, другие утверждали, что он был угрюм. Некоторые отмечали, что поэт был добрым и отзывчивым, но были и те, кто говорил о его грубости. Кто из них прав?

Включается свет.

– Дать ответ на этот вопрос мог бы сам поэт, но он жил много лет назад! Как же нам с ним поговорить?

Дети. Надо прочитать его стихи.

У. Сегодня мы прочитаем произведение Михаила Юрьевича Лермонтова "Утес".

III. Первичное восприятие текста

У. Мы познакомимся лишь с одним стихотворением Лермонтова, но с таким, которое поможет нам понять, почему люди были о нем таких разных мнений. Чтобы понять мысль поэта, нам надо быть вдумчивыми чтецами, обращающими внимание на каждое его слово.

Учитель читает стихотворение "Утес" с горящей свечой в руках.

– Что вы можете сказать об этом произведении? Какие чувства оно у вас вызвало?

Дети высказывают свое мнение.

 На столах у вас лежит текст стихотворения. Прочитайте его самостоятельно и попробуйте определить, от чьего лица оно написано – автора или рассказчика.

Дети самостоятельно перечитывают стихотворение.

IV. Анализ произведения

У. От чьего лица написано произведение – автора или рассказчика?

Д. От лица автора.

У. Сколько героев в стихотворении?

Д. Утес, тучка.

У. Кто главный герой?

Д. Утес.

На фланелеграфе появляется изображение утеса.

У. Почему?

Д. Так называется стихотворение.

У. Сколько строф в стихотворении?

Д. Две строфы.

У. Сколько строк в каждой строфе?

Д. Четыре строки.

У. Как называются такие строфы?

Д. Четверостишия.

У. Перечитайте первую строфу, обратите внимание, кто из главных героев присутствует в этой части стихотворения.

Дети самостоятельно перечитывают первую строфу.

 Кто из героев присутствует в первой строфе?

Д. Утес и тучка.

У. Кто появляется первым? Зачитайте отрывок.

Д. Тучка.

Дети зачитывают первую строку.

У. Известно ли, откуда она взялась?

Д. Нет, она уже ночевала.

У. Какая она?

Д. Золотая.

У. Почему золотая?

Д. Она обычная, а золотой стала от света луны.

На фланелеграфе появляются изображения луны и звезд.

У. Большая тучка или маленькая?

Д. Маленькая.

У. Почему вы так думаете?

Д. Тучка – суффикс -к- указывает на ее маленький размер.

У. Живая ли тучка?

Д. Да.

У. Что она делала?

Д. Ночевала.

У. Где ночевала тучка?

Д. На груди утеса.

У. Почему именно на груди?

Д. Близко к сердцу, ей, наверное, было плохо.

На фланелеграфе появляется изображение тучки.

У. А какой был утес?

Д. Великан.

У. Живой ли утес в этой части стихотворения, что он делает?

Д. Ничего не делает, он неживой.

У. Почему утес ничего не делает?

Д. Боится спугнуть тучку.

У. Живой ли он вообще?

Д. Да.

У. Утес оберегал сон тучки, но рано утром тучка исчезла. Как она это сделала?

Д. Умчалась.

У. Куда умчалась?

Д. В путь.

У. Есть ли у тучки путь?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Она летит, куда ветер дует.

У. Как умчалась тучка?

Д. Весело играя.

У. Почему весело, как это характеризует тучку?

Д. Она легкомысленная.

У. Перечитайте вторую строфу.

Дети перечитывают вторую строфу.

– Кому она посвящена?

Д. Утесу.

У. Тучка умчалась. Оставила ли она что-нибудь утесу?

Д. Влажный след.

У. Почему след влажный? Почему тучка прижималась к груди утеса?

Д. Она плакала, ей было плохо.

У. Где остались слезы тучки?

Д. В морщине утеса.

У. Почему они остались?

Д. Утес решил их сохранить.

У. Тучка "умчалась, весело играя...", а утес?

Д. Остался стоять.

У. Как он стоит?

Д. Одиноко.

У. Почему?

Дети дают разнообразные ответы.

 Что делает утес?

Д. Задумался глубоко.

У. О чем задумался?

Дети отвечают.

 Что еще сказано о том, как он стоит?

Д. Тихонько плачет.

У. Почему он тихонько плачет?

Д. Ведь он великан...

– Никто не должен видеть его слезы.

У. О чем плачет утес?

Дети отвечают.

– Тучка улетела, а утес остался стоять. Но где он стоит?

Д. В пустыне.

У. Почему? Куда все исчезло?

Д. Тучка унесла все с собой.

У. Посмотрите, как все было красиво! Утес, тучка, ночь, но тучка улетела и этим разрушила все! Для утеса осталась пустыня!

С фланелеграфа исчезают все изображения.

 Почему? Какие чувства испытывал утес к тучке?

Д. Он ее любил, оберегал, заботился.

V. Физкультминутка

Под музыку дети представляют себя утесом, который бережно держит руками у сердца тучку. Но... утро – и тучка исчезает...

VI. Анализ произведения (продолжение)

У. Вернемся к нашему произведению. Прочитайте теперь все стихотворение целиком и задумайтесь, какие чувства испытывал сам автор, когда его писал.

Дети самостоятельно перечитывают стихотворение.

Д. Чувство одиночества.

У. О чем это стихотворение?

Д. О самом авторе и его переживаниях.

М.Ю.ЛермонтовУ. Такие литературные произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими.
Лирика – это мир, увиденный и пропущенный через сердце человека. Как и утес, наш поэт был одинок. В этом и состоит загадка, трагедия жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

На доске появляется портрет М.Ю. Лермонтова.

– Почему же поэт был так одинок? Сейчас вы услышите рассказ о его жизни.

Рассказывает подготовленный ученик, а дети рассматривают иллюстрации в учебнике.

– Да, это был сильный, храбрый военный человек, но чувствительный, ранимый и очень одинокий. Теперь, когда мы поняли основную мысль, которой с нами хотел поделиться автор, мы прочитаем это стихотворение еще раз. Попробуем его прочитать шепотом. Постарайтесь передать голосом те чувства, о которых писал автор.

Дети шепотом перечитывают стихотворение.

– Прочитайте теперь стихотворение своему соседу по парте, и пусть он даст ему словесную оценку.

Дети читают в парах, оценивают правильность и выразительность чтения друг друга.

 Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова очень музыкальные. Многие из них стали романсами. Прослушайте два музыкальных произведения. Подумайте, какое из них подошло бы как аккомпанемент к этому стихотворению.

Дети слушают музыку и выбирают подходящую на их взгляд.

– Есть ли желающие прочитать это произведение перед портретом автора?

Ученик под музыку у портрета автора со свечой в руке читает стихотворение.

– Понравилось ли вам чтение? Что именно? Какую оценку вы хотите поставить своему товарищу?

Дети оценивают чтение своего товарища.

VII. Итог урока

У. Сегодня мы говорили о жизни русского поэта ХIХ века Михаила Юрьевича Лермонтова. Каким же был поэт, как вы поняли из его произведения?

Выслушиваются ответы детей.

– С кем сравнивал себя поэт? Почему?

Д. С утесом, который одинок, всеми покинут. Наверно, ему было одиноко, когда он писал стихотворение.

У. Почему он был одинок?

Д. Рядом не было любимого человека.

У. Когда человек может почувствовать себя одиноким?

Д. Когда близкие уезжают, покидают нас, умирают.

У. Одиночество – самое большое несчастье в жизни, но его можно и нужно преодолевать!

VIII. Домашнее задание

У. Я надеюсь, вам понравилось это стихотворение поэта, а дома я прошу вас прочитать другие его стихотворения и выучить наиболее понравившееся.

IХ. Заключительная часть

У. В школьной программе вы часто будете встречаться с творчеством Лермонтова. А закончим мы урок еще одним его произведением, положенным на музыку. Пусть оно прозвучит как награда поэта вам за ваши понимание и отзывчивость.

Звучит романс "Выхожу один я на дорогу..."