В.Д. СОКОЛОВА
Вы спрашивали...
Работаю учителем начальных классов. На
основании какого документа должна производиться
мне оплата расходов при направлении на курсы
повышения квалификации?
В соответствии с п. 26 Типового
положения об образовательном учреждении
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов,
утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610, за
слушателями на время их обучения с отрывом от
основной работы сохраняется средняя заработная
плата по основному месту работы. Иногородним
слушателям, направленным на обучением с отрывом
от основной работы, выплачиваются суточные по
установленным для командировок на территории
Российской Федерации нормам.
Оплата проезда слушателей к месту учебы и
обратно, а также выплата суточных за время их
нахождения в пути осуществляется за счет средств
учреждений по месту основной работы слушателей.
На время обучения слушатели обеспечиваются
общежитием с оплатой расходов за счет
направляющей стороны.
В течение первого полугодия у нас уменьшилось
количество часов по учебному плану. В связи с
этим по приказу гороно в школе произвели
перетарификацию учителей в сторону снижения
недельной учебной нагрузки. Законно ли это?
Согласно постановлению Правительства
Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191
"О продолжительности рабочего времени (норме
часов педагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических работников
образовательных учреждений", учителям
общеобразовательных учреждений, у которых по
независящим от них причинам в течение учебного
года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с
установленной нагрузкой, до конца учебного года
выплачивается:
заработная плата за фактическое
число часов, если оставшаяся нагрузка выше
установленной нормы за ставку;
заработная плата в размере ставки,
если оставшаяся нагрузка ниже установленной
нормы за ставку и если их невозможно догрузить
другой педагогической работой;
заработная плата, установленная до
снижения учебной нагрузки, если она была
установлена ниже нормы за ставку и если их
невозможно догрузить другой педагогической
работой.
Что имеется в виду в частях 1 и 2 ст. 333 Трудового
кодекса Российской Федерации? А то у нас
бухгалтер централизованной бухгалтерии, которая
обслуживает нашу школу, трактует их по-своему.
Статьей 333 (часть 2) Трудового кодекса
Российской Федерации установлено, что верхний
предел объема учебной нагрузки может быть
установлен Типовым положением о соответствующем
типе образовательного учреждения, утвержденным
Правительством Российской Федерации.
Типовым положением об общеобразовательном
учреждении, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 19 марта
2001 г. № 196, учебная нагрузка на учебный год
для учителей и других категорий работников (в том
числе директоров, заместителей директоров и т.п.)
верхним пределом не ограничивается.
Кроме того, постановлением Минтруда России от 30
июня 2003 г. № 41 "Об особенностях работы по
совместительству педагогических, медицинских,
фармацевтических работников и работников
культуры" (п. 2 "е", "ж", "з")
установлено, что работа в том же образовательном
учреждении сверх установленной нормы часов
преподавательской работы за ставку заработной
платы, а также преподавательская работа
руководящих и других работников в том же
образовательном учреждении не считается
совместительством (то есть не ограничивается
верхним пределом часов).
Что касается части 1 ст. 333 Трудового кодекса
Российской Федерации, то в ней идет речь не об
объеме учебной нагрузки, а о сокращенной
продолжительности рабочего времени (норме
часов за одну ставку заработной платы), которая
составляет не более 36 часов в неделю (то есть
18 час., 20 час., 24 час., 25 час., 30 час., 36 часов в неделю
в зависимости от занимаемой должности: учитель,
педагог дополнительного образования,
учитель-логопед, музыкальный руководитель,
воспитатель и др.).
Какую максимальную недельную учебную нагрузку
может иметь учитель школы и как производится ее
распределение между учителями?
Действующим законодательством
ограничений в объеме учебной нагрузки не
установлено.
Согласно Типовому положению об
общеобразовательном учреждении, объем учебной
нагрузки педагогических работников
устанавливается исходя из количества часов по
учебному плану и учебным программам,
обеспеченности кадрами, других условий работы в
данном общеобразовательном учреждении.
Учебная нагрузка, объем которой больше или
меньше нормы часов за ставку заработной платы,
устанавливается только с письменного согласия
работника.
Установленный в начале учебного года объем
учебной нагрузки не может быть уменьшен в
течение учебного года по инициативе
администрации, за исключением случаев
уменьшения количества часов по учебным планам и
программам, сокращения количества классов.
Установленный в текущем учебном году объем
учебной нагрузки не может быть уменьшен по
инициативе администрации в следующем учебном
году, за исключением случаев, указанных в
предыдущем абзаце.
При установлении учебной нагрузки на новый
учебный год учителям и другим работникам, для
которых данное общеобразовательное учреждение
является местом основной работы, как правило,
сохраняется ее объем и преемственность
преподавания предметов в классах.
При распределении объема учебной нагрузки, в
первую очередь, ею должны быть обеспечены
основные учителя. После этого оставшиеся
свободными часы учебной нагрузки распределяются
между другими работниками общеобразовательного
учреждения.
Учебная нагрузка учителей, а также других
работников, ведущих преподавательскую работу в
том же образовательном учреждении помимо
основной работы, на новый учебный год
устанавливается руководителем образовательного
учреждения по согласованию с профсоюзным
органом. Эта работа завершается до окончания
учебного года и ухода работников в отпуск с тем,
чтобы определить, в каких классах и с какой
учебной нагрузкой они будут работать в новом
учебном году.
Предельный объем учебной нагрузки, который может
выполняться в том же общеобразовательном
учреждении его руководителем, определяется
руководителем органа управления образованием по
подчиненности образовательного учреждения.
|