Галина ПАНИНА,
психолог
Продолжение. См. № 30/2004
Игры и игрушки наших детей
Учителю к родительскому собранию
Мама или компьютер?! Получается ничья...
В предыдущей статье мы говорили с вами,
уважаемые учителя, об играх и игрушках наших
детей. А сегодня, продолжая эту тему, хотели бы
обсудить проблему экранной зависимости наших
детей, то есть зависимости от телевизора,
компьютера, видеомагнитофона и многочисленных
игровых приставок с электронными играми. Вопрос
этот очень актуален сейчас для многих, судя не
только по многочисленным письмам родителей,
присылаемым на электронные адреса
психологических служб, но и по анализу
детско-родительских консультаций, проводимых
психологами и логопедами на площадках различных
ПМСЦентров.
Обсуждая сегодня с вами тему экрана, я
буду обращаться к очень интересной и, безусловно,
широко информационной книге Веры Абраменковой
"Игры и игрушки наших детей. Забава или
пагуба?", которая, если вы прочтете ее,
расскажет вам много интересного о современном
мире детства.
Вначале же мне хочется рассказать вам,
об одном психологическом исследовании, имеющем
непосредственное отношение к нашей теме.
Школьникам разного возраста – 7-и и 15-ти лет –
предложили игровую ситуацию, в которой
необходимо представить себя на необитаемом
острове, откуда по рации, работающей через час
после приезда, через день, потом через неделю,
месяц и, наконец, через год, можно заказать что-то
одно из предложенного списка. В список же
входили: сладости, книги, игрушки, радиоприемник,
телевизор, компьютер, "видак", друг или
подруга, мама, папа.
Результат эксперимента был таким: наши
второклашки отдали предпочтение маме, выбрав ее
первой, затем шел компьютер, а на третьем месте
был "видак" (книг, журналов не выбирают!);
старшие же первыми выбрали друга, затем шли
телевизор и компьютер, по 10% выбора составили
мама, книги, радио.
Вот так, мои дорогие родители, мы с вами
в холостую проигрываем компьютеру. А ведь
современные старшеклассники еще не вполне, может
быть, оценили прелести экрана, поскольку в их
раннем детстве он еще не имел такого
распространения. А семилетние дети предпочитают
компьютер папе, игрушкам, книгам, другу или
подруге и даже сладостям! Какими же вырастут наши
мальчики и девочки?!
Вот отрывок из одного родительского
письма: "У нас проблемы со старшим сыном.
Учится он неплохо, вернее учился, так как во
второй четверти принес в дневнике почти одни
тройки. Учителя говорят, что он способный
мальчик, но какой-то пассивный, учеба его мало
интересует. Зато компьютером он может заниматься
часами. Сначала я даже радовалась – у сына
появилось серьезное увлечение. Но увлечен он
только компьютерными играми – ходилки, бродилки,
стрелялки. Дня не проходит, чтобы не было ссор
из-за невыполненных уроков. Пытались запретить
играть на компьютере – хлопнул дверью, ушел к
другу и домой вернулся только к 12 часам ночи. Не
знаем, что делать..."
А вот другое письмо:
"Просто не знаем, что делать. Очень
много смотрит телевизор, увлечена сразу
несколькими сериалами – "Зачарованные",
"Бедная Настя" и что-то там еще... Уроки не
успевает делать вовремя, садится только тогда,
когда приходит мама, в семь часов. Делает часто их
до 10, а то и до 11 ночи. Что же будет в старших
классах?.."
Вернемся к результатам
психологического эксперимента. Да, безусловно,
нам, взрослым, стоит серьезно задуматься о
причинах столь парадоксального выбора самыми
маленькими учащимися. Ребенок, оказавшись (пусть
в воображаемой ситуации) в одиночестве на
необитаемом острове, выбирает прежде всего для
себя то, что более всего ему необходимо, что
отвечает его насущным потребностям, мечте. И
оказывается, что это компьютер и телевизор!
Я не пытаюсь уверить вас в том, что
ребенка вообще нельзя подпускать к компьютеру.
Обучающие компьютерные игры, рассчитанные на
детей от 3-х до 15-ти лет и старше, могут быть весьма
полезными и эффективными при обучении
иностранным языкам, математике и ряду других
предметов, а игры-имитаторы можно использовать
при освоении вождения автомобиля. Однако
некоторые игры (спортивные, военные,
единоборства, азартные и др.) могут быть
негативны для физического и психического
здоровья растущих ребят.
Во-первых, электромагнитное излучение
оказывает вредное воздействие на организм
ребенка, грозя, как уверяют врачи, мозговыми
нарушениями, эндокринными заболеваниями,
снижением иммунитета и пр. Излучение в учебных
компьютерных классах превышает норму, как
показали замеры в школах, в 2, а иногда и в 50 раз!
Во-вторых, психическое напряжение,
возникающие в процессе электронных и
компьютерных игр, вызывает стрессовые состояния
у ребенка.
А теперь представьте себе, уважаемые
взрослые, что, придя из школы (а так бывает в
современных семьях очень часто), ваш сын или
дочка садится за компьютер, играет где-то около
часа (уж никак не меньше), а потом садится за
уроки. Практика показывает, что качество их
выполнения при этом значительно снижено, да и
времени затрачивается значительно больше!
Сам по себе компьютер, конечно, ни
хорош и ни плох. Он лишь инструмент, и часто
весьма полезный. Но содержание, которым его
наполняем мы, взрослые (разработчики, родители,
покупающие определенную компьютерную
продукцию), может быть весьма различным.
Безусловно, нам, взрослым,
заинтересованным в гармоничном и здоровом
развитии и взрослении наших детей, следует
обращать серьезное внимание на ценности,
которые мы формируем в детях. Будет ли ценность
экрана доминировать над ценностями познания и
человеческого общения для наших детей – вот что
важно. Обратите внимание: ценность экрана (здесь
мы возвращаем вас к результатам
психологического эксперимента "Робинзоны")
приобретает максимальное значение в самом
нежном возрасте – у второклассников и
преобладает над всеми другими ценностями в этом
возрасте.
О воздействии экрана на здоровье
человека, и, прежде всего на психологическое
здоровье, написано довольно много, хотя все-таки
до широкой аудитории информация доходит очень
скупо. Я обращу ваше внимание лишь на два важных
момента.
Во-первых, экран может изменить
базовые потребности наших детей, такие, как
потребности в игре, общении со взрослыми и
сверстниками и др. Живое, человеческое уступает
место технократическому, опосредованному
общению и обучению. Виртуальная реальность мощно
захватывает ребят.
Во-вторых, экран посредством
оптических эффектов, клиповости и других приемов
влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, трансформирует
традиционную детскую картинку мира в иную
(виртуальную) реальность, погружая его в особые
измененные состояния сознания.
Недавний случай в Японии подтверждает
сказанное. Когда около 700 детей после просмотра
мультика "Карманные монстры" обратились к
врачам по поводу рвоты, головной боли,
эпилептических судорог, многих пришлось
госпитализировать. Специалисты полагают, что эти
симптомы вызваны частыми ритмическими вспышками
голубого, красного и белого цветов, которые могут
нарушать нормальное функционирование головного
мозга.
"Ну и что же делать? Что можно
предложить ребенку вместо телевизора или
компьютера?" – спросите вы, уважаемые учителя,
предвещая подобные вопросы и со стороны
родителей. Вопрос, честно говоря, очень сложный.
Сложен он хотя бы потому, что решаться должен как
на уровне семьи, так и на уровне государственных
структур. Ведь это очень прибыльный бизнес, и
компьютерная индустрия расширяется год от года.
Государственной власти не до игр и игрушек, как и
не до наших детей. Защитить их от экранной
зависимости, "укрепить иммунитет" против
новой компьютерной идеологии может только семья.
Если в семье ребенку уделяется много
времени, с ним играют, ходят в походы, читают и
обсуждают книги, посещают театры и выставки,
занимаются спортом и много еще чего делают в совместной
семейной деятельности, то никакой экранной
зависимости у него не возникнет. Телевизор и
компьютер займут в сознании ребенка ровно
столько места, насколько он для них важен и
интересен.
НО!!! Вот диалог одного из моментов
психологической консультации, проведенной мною
буквально несколько дней назад.
Мама. ...Как приходит из школы, сразу
хватается за пульт телевизора. Обедаем мы у
телевизора, там как раз какие-то мультяшки идут.
Потом садится за уроки. Делает их еле-еле. За час
кое-как пишем русский. Потом опять телевизор –
очередные мультики показывают...
Психолог. Скажите, а кто в вашей
семье еще любит смотреть телевизор и что обычно
вы смотрите?
Мама. Вообще-то бабушка. Она
смотрит утренние сериалы, потом днем что-то
интересное идет, а вечером мы с нею вместе
смотрим... Муж вечером смотрит свои спортивные
передачи на кухне, я с бабушкой – в ее комнате, а в
комнате сына нет телевизора...
Ну что мы с вами можем требовать после
этого от ребенка? Ведь подле него проходит жизнь
семьи! Обычно дети увлечены телевизором в тех
семьях, где им увлечены и взрослые. Здесь
"ящик" становится настоящим хозяином дома. А
все общение происходит под свет голубого экрана,
и создается иллюзия покоя и любви.
А мы желаем вам, уважаемые учителя, не
виртуальной, а реальной любви, поддержки и живого
человеческого общения – как с вашими учениками,
так и с их родителями! Удачи вам и до новых встреч!
|