Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №31/2004

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Александр САВЕНКОВ

Продолжение. См. №№ 29, 30, 48/2003; 4, 8, 12, 18/2004

Одаренный ребенок в массовой школе

Александр САВЕНКОВ продолжает разговор об одаренных детях. В прошлых публикациях мы говорили о том, какие особенности развития присущи одаренным детям в познавательной сфере. Сегодня разговор пойдет об особенностях эмоционального развития.

Особенности эмоционального развития

В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Источником ее является отмечаемая также сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального развития. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют – они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие.

Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его "нормальные" сверстники относятся к ним равнодушно.

Творческое восприятие случайностей

В концепции одаренности известного психолога А.Танненбаума одним из пунктов являются так называемые случайные факторы – "оказаться в нужном месте в нужный час". Случайности потому и случайности, что их не спрогнозируешь. Но умению находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств можно и нужно учиться. Это одна из черт человека с высокими умственными способностями. Это серьезно повышает шансы на успех практически во всех сферах жизни. Многие научные открытия и изобретения появлялись на свет благодаря счастливому стечению обстоятельств. Биографии практически всех выдающихся людей содержат описания судьбоносных случайностей. Случайность часто давала возможность увидеть такое, что никогда не стали бы искать преднамеренно.

Правда, и со случайностью не все так просто, как это может показаться на первый взгляд. Известный философ Ф.Ницше считал, что самое главное в любом открытии и изобретении создано за счет случайности, неожиданности, но большинство людей не сталкиваются с такой ситуацией. То, что называют случайностью, на самом деле, считал он, является озарением, и с ним встречается каждый, кто готов к этой встрече.

К творческому отношению к случайностям надо готовиться, но целиком надеяться на случай наивно. Как сказал один мудрый человек, "чем больше я работаю, тем удачливее становлюсь".

Французский ученый Б.Куртуа работал в своей лаборатории. Вместе с ним там находился его кот. Резвясь, кот прыгнул на плечо хозяину, а потом на пол, столкнув со стола две стоявшие рядом бутылки. В одной из них была серная кислота, в другой – спиртовый настой золы морских водорослей. Когда на полу жидкости смешались, появилось облако сине-фиолетового пара. Б.Куртуа сразу понял, что это какой-то неизвестный элемент. Это был йод.
Известный ученый Рентген даже получил Нобелевскую премию за открытие, сделанное им совершено случайно. Вот только многие биографы и сами ученые часто говорят, что везет тому, кто готов к встрече со случайностью.

Юмор

Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, и легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Знаменитый немецкий терапевт Иоганн Шёнлейн (1793–1864) рассказывал на практических занятиях своим студентам о том, какими качествами должен обладать хороший врач.
– Основных два: отсутствие брезгливости и наблюдательность. Старые врачи ставили диагноз "сахарный диабет", пробуя на вкус мочу больного. Вот так, – профессор опустил палец в стаканчик с мочой, вынул и облизал.
– Ну, кто повторит?
Один старательный студент выполнил пробу мочи на вкус.
– Да, коллега, брезгливости у вас, и правда, нет, но нет и наблюдательности. Вы не заметили, что в стакан я погружал средний палец, а облизывал безымянный.
Воинственный прусский король Фридрих Второй (1717–1778) однажды при поездке по стране заболел. Но, как назло, он не взял с собой своего лейб-медика. Случилось это в Гановере. И хотя король не очень доверял провинциальным лекарям, ему пришлось пригласить местного врача Циммермана.
Король решил пошутить и спросил пришедшего Циммермана: "Много ли ты людей отправил на тот свет, голубчик?"
"Не так много, как вы, ваше величество, да ведь и славы мне это принесло куда меньше", – ответил Циммерман.
Позже король узнал о том, что Циммерман был прекрасным врачом, заслуженно пользовавшимся большим уважением.

Продолжение следует