Елена БОНДАРЕНКО,
учитель школы № 18,
г. Пенза
Урок гражданина
В настоящее время мы, учителя, все чаще
сталкиваемся с проблемой нравственного
воспитания наших учеников. Именно с начальных
классов должны закладываться основы
гражданского и патриотического воспитания.
Человек, не знающий своих корней, не изучающий
историю своей Родины, не может любить и понимать
ее.
Елена БОНДАРЕНКО, учитель школы № 18 г. Пензы,
предлагает провести 1 сентября разработанный ею
"Урок гражданина". Этот первый урок, как
первое звено большой цепи, позволит ярко, образно
и наглядно начать разговор с младшими
школьниками о нашем государстве.
Тема. "Урок гражданина".
Цели. Познакомить учащихся с
понятиями: "государство", "гражданин",
"конституция", "государственные символы
страны: флаг, герб, гимн"; развивать интерес к
истории России; воспитывать чувство гордости за
свою страну.
Оборудование. Государственный
флаг России; Государственный герб России;
Государственный гимн России (аудиозапись);
физическая карта России; Конституция России;
фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.;
слайды с пейзажами России; запись песни "С чего
начинается Родина?" (сл. М. Матусовского, муз.
В. Баснера); национальные танцы и песни народов
России (аудиозапись).
ХОД УРОКА
Звучит песня "С чего начинается
Родина?".
(Если такой аудиозаписи нет, то можно
начать с литмонтажа.)
С чего
начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
Учитель. Действительно, а с чего,
по-вашему, начинается Родина?
Ответы учащихся.
– Никто не возьмется перечислить
всего, что стоит за этим большим и емким словом
Родина.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина
– это то место, где ты родился, где ты живешь со
своими родителями, со своими друзьями. Как
называется то место, где вы родились и выросли?
Ответы учащихся.
– В большой стране у каждого
человека есть свой маленький уголок – деревня
или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких
маленьких уголков и состоит наша общая, великая
Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она
огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как
мама. Родина – мать своего народа. Она гордится
своими сыновьями и дочерьми, заботится о них;
приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с
ней одной жизнью.
(Ю. Яковлев)
Сегодня мы начнем разговор о нашей
Родине. В течение этого года мы с вами будем
знакомиться с историческим прошлым нашей страны,
ее символами, народами, географическими
особенностями. Нельзя считать себя гражданином
государства, не зная о нем ничего.
А как называется наша Родина?
Ответы учащихся.
– Наша Родина – Россия. Посмотрите
на карту.
(Физическая карта России.)
– Наша Родина очень велика. Так
велика, что над ее просторами почти никогда не
заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов
показывают три часа дня в Москве, то в
Петропавловске – на Камчатке наступает полночь.
Ребята, а почему мы часто употребляем выражение
"московское время"? И почему к Москве
какое-то другое отношение?
Ответы учащихся.
– Верно, к Москве у нас трепетное
отношение потому, что город-герой Москва –
столица нашей необъятной Родины. Почему
необъятной? Да потому, что если сесть в самолет и
пролететь над территорией нашей страны, то можно
увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие
пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие
горы и могучие реки, и гордость нашего
государства – ее зеленый наряд – леса.
Учитель показывает слайды или
фотографии Москвы, пейзажей русской природы, а в
это время учащийся читает наизусть
стихотворение С. Васильева "Россия".
...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом "Русь"!
– Вот она какая Россия – Русь,
широкая и великая! И везде живут люди.
Как вы думаете, а много ли народа населяет такую
огромную страну?
Ответы учащихся.
– По данным последней переписи
населения, которая проходила в 2002 году, население
России составляет более 145 миллионов человек. А
как всех их можно назвать одним словом?
Ответы учащихся.
– Всех людей, живущих в нашей
стране, можно назвать россиянами. Но
национальности у них разные. Россия – единое
многонациональное демократическое государство.
Ее населяют более 180 национальностей,
народностей и этнических групп.
Да, много народов живет в нашей стране. И все они
составляют единую дружную семью. Русские, татары,
мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие
народы создали свои республики. В состав России
входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10
автономных округов, 1 автономная область, 49
областей, города федерального значения – Москва
и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно
большое государство – Россию, или Российскую
Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою
культуру. Так по-разному звучат на просторах
нашей страны русская "Калинка",
зажигательная "Лезгинка" и казацкая
плясовая.
Учащиеся слушают аудиозапись данных
мелодий.
– Велика численность населения
России. И все люди в нашей стране равноправны:
женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой
национальности и вероисповедания. Вот как об
этом записано в Конституции Российской
Федерации: "…государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям".
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и
не оскорблять, об этом записано... Где? Кто
запомнил?
Ответы учащихся.
– Правильно, в Конституции. А что
такое Конституция?
Ответы учащихся.
– В нашей стране много законов, но
основные законы нашего государства, главные
правила, по которым мы живем, записаны в
Конституции. В знак уважения к основному закону
страны слово "Конституция" пишется с
большой буквы.
Учащимся показывается Конституция
Российской Федерации.
Конституция, по которой мы сейчас
живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день
стал всенародным праздником.
В Конституции записано, что все взрослые имеют
право выбирать главу государства, обязаны
защищать страну, если ей грозит опасность, что
Россия – дружная семья равноправных народов.
А вы, как граждане России, какие имеете права и
обязанности?
Ответы учащихся.
– Вы все правильно сказали и верно
выделили ваше основное право и обязанность –
учиться в школе, получать образование и
становиться достойными гражданами своей Родины.
А еще в Конституции записано, что мы должны с
уважением относится к государственным символам
страны. Что такое "символ"? Какие
государственные символы вы знаете?
Ответы учащихся.
– Символы – это условные знаки или
изображения. Они отражают историю государства и
его народа, отображают национальный характер.
К государственным символам любой страны
относятся: Государственный Герб,
Государственный Флаг и Государственный Гимн.
Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам –
это отношение к самому государству. Оскорбление
государственных символов – это оскорбление
государства, его народа, его истории и культуры.
Об этом и записано в Конституции.
Поднимите руки те, кто видел Государственный
Герб и Государственный Флаг России.
А кто может описать их?
Ответы учащихся.
– Вот как описываются
Государственный Герб и Государственный Флаг
России в Федеральном конституционном законе от 25
декабря 2000 года: "Государственный герб
Российской Федерации представляет собой
четырехугольный, с закругленными нижними углами,
заостренный в оконечности красный
геральдический щит с золотым двуглавым орлом,
поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан
двумя малыми коронами и – над ними – одной
большой короной, соединенными лентой. В правой
лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди
орла на красном щите – серебряный всадник в
синем плаще на серебряном коне, поражающий
серебряным копьем черного, опрокинутого
навзничь и попранного конем дракона;
государственный флаг Российской Федерации
представляет собой прямоугольное полотнище трех
равновеликих горизонтальных полос: верхней –
белого цвета, средней – синего, а нижней –
красного цвета".
Учитель читает описание
Государственных символов, а учащиеся
рассматривают их иллюстрации.
– А теперь я предлагаю послушать
Государственный Гимн России.
Учащиеся слушают Государственный
гимн России.
– Неправда ли, торжественная
музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в
наших сердцах появляется гордость.
Шопенгауэр говорил: "Самый распространенный
вид гордости – это национальная гордость".
Каждый человек, живущий на планете, испытывает
чувство гордости за свою Родину, свой народ и
страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня
стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы
построить светлое будущее.
Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне
очень хочется верить, что он не прошел впустую.
Попробуйте ответить на мои вопросы.
Как называется наша страна?
Как называются люди, живущие в нашей
стране?
Что такое Конституция?
Какой город является столицей России?
Какие символы государства вы знаете?
Ответы учащихся.
– Молодцы! Хотелось бы закончить
наш разговор на поэтической ноте.
Учащийся читает стихотворение
А. Прокофьева.
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду все в ее раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
|