Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №30/2004

МИНИСТЕРСКИЕ ВЕСТИ

Руководитель Департамента А.В. БАРАННИКОВ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобразование России)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

101990, г. Москва, Чистопрудный бульвар, 6/19,
факс: (095) 924-69-89, телетайп: 114027 КОНОИД
E-mail: avb@miem.edu.ru
телефон/факс: (095) 923-36-19
№ 14-51-139/13 от 21.05.2004-05-27

Об организации обучения иностранным языкам в 4-м классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования

В образовательных учреждениях Российской Федерации продолжается эксперимент по изучению иностранного языка со второго класса. Основную информацию о ходе проведения эксперимента, а также рекомендации по работе с обучающимися в младших классов учителя регулярно получают из серии методических писем, которые были специально подготовлены Министерством образования РФ (письма № 957/13-13 от 17.12.2001 г. и № 13-51-91/13 от 13.05.2003 г.).

В 2004/2005 учебном году младшие школьники, приступившие к изучению английского, немецкого, французского или испанского языков со второго класса, будут обучаться в 4-м классе и станут первыми выпускниками начальных школ, участвующих в эксперименте.

В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по иностранному языку его изучение в начальной школе должно быть направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;

  • заложить основы для формирования умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

  • создать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

  • формировать элементарные лингвистические представления, развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников, а также общеучебные умения;

  • приобщать детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: познакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитывать дружелюбное отношение к представителям других стран.

В плане развития речевых умений и формирования языковых знаний и навыков в результате изучения иностанного языка выпускники начальной школы должны:

Уметь:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;

  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника;

  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

  • составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе);

  • читать вслух текст, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели;

  • читать про себя с пониманием основного содержания тексты, доступные по содержанию и языковому материалу;

  • писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец.

Знать:

  • алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;

  • основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

  • название страны изучаемого языка, ее столицы;

  • имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений;

  • рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).

Кроме того, к третьему году обучения иностранному языку совершенствуется опыт учебной деятельности учащихся и выпускник 4-го класса овладевает следующими общеучебными умениями:

  • различать основные типы предложений по интонации и цели высказывания;

  • составлять элементарные монологические и диалогические высказывания по образцу, по аналогии;

  • работать с текстом для чтения (догадываться о его содержании по заголовку, иллюстрациям, осуществлять в тексте поиск заданной информации и т.п.);

  • списывать текст на иностранном языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей.

Развиваются специальные учебные умения (применительно к предмету "Иностранный язык"):

  • наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, долгих и кратких звуков, слов, близких по звучанию в родном и изучаемом иностранном языке, и др.);

  • пользоваться двуязычным словарем как при чтении (для раскрытия значений новых слов), так и при создании самостоятельного устного или письменного текста.

Усиливается опора на опыт изучения родного языка, развиваются умения сравнивать формы родного и иностранного языков, способность делать элементарные выводы и обобщения, а это, в свою очередь, влияет на более осознанное восприятие форм того и другого языка, на развитие культуры речи.

Расширяется кругозор детей за счет страноведческой информации, становится более полной картина мира.

К завершающему году обучения в начальной школе более отчетливо проявляются индивидуальные предпочтения и способности обучающихся, в том числе и способности к овладению языками. Учащиеся с выраженными языковыми способностями могут выполнять более сложные творческие задания, как индивидуальные, так и групповые.

Учитывая стремление младших школьников к групповому взаимодействию, следует активнее использовать на уроках и во внеурочной работе такие приемы, как игра (ролевая и по правилам), соревнование, конкурс, инсценировка.

При работе в русле личностноориентированного подхода учитель уже в 4-м классе сталкивается с тем, что высказывания обучающихся отличаются друг от друга по объему, используемому языковому материалу, отражая их собственный жизненный и языковой опыт, их интересы, индивидуальные речевые способности, особенности памяти и мышления.

Распределяя роли в диалогическом общении, учителю следует учитывать пожелания учащихся, предлагая им на выбор веер возможных ролей. Например, при разыгрывании ситуаций "В гостях" учащимся можно предложить на выбор роли разных сказочных персонажей: сильных или слабых, веселых или грустных и т.д.

Типичные ошибки, допущенные обучающимися, чаще обусловлены отсутствием аналогичных грамматических явлений в русском языке: артиклей, строгого порядка слов, вспомогательных глаголов и глаголов-связок, а также особенностями изучаемых языков: несовпадением графического и звукового образа в английском и французском языках, наличием звуков, не имеющихся в русском языке, и т.д. Индивидуальные ошибки, допускаемые на иностранном языке, как правило, коррелируются с особенностями владения учащимся родным языком: неумением четко артикулировать звуки, нарушениями фонематического слуха, ограниченным лексическим запасом на родном языке, неумением строить предложения, а также затруднениями в ведении диалога (начинать, поддерживать и завершать разговор) и монолога (соблюдать логику высказывания).

Система языковых и речевых упражнений, предлагаемая в учебниках иностранного языка, нацелена на последовательное формирование фонетических, лексических и грамматических навыков, устно-речевых умений и умений в письменной речи. Координирующая роль принадлежит учителю, который в учебном процессе вычленяет индивидуальные ошибки учащихся и работает над ними, используя упражнения, заложенные в разных компонентах УМК. Так, учащимся, испытывающим трудности фонетического характера, целесообразно рекомендовать больше работать с аудиокассетой. Лексико-грамматические трудности помогут преодолевать тренировочные упражнения, предлагаемые в рабочей тетради. Проблемы, связанные с формированием речевых умений, потребуют от учителя организации более интенсивного общения на уроке.

По-прежнему нежелательна перегрузка учащихся избыточной лингвистической или социокультурной информацией. Перед учителем не стоит задача научить всех учащихся всему, что дается в учебнике.

Все вышеперечисленное следует принимать во внимание при определении объема домашних заданий. Учащиеся, проявляющие повышенный интерес к изучению иностранного языка, обладающие выраженными способностями к языкам, могут выполнять более объемные задания, чем их одноклассники. Современные УМК, рекомендованные для использования в экспериментальных образовательных учреждениях, предоставляют возможности для этого за счет дополнительных заданий, в том числе повышенной сложности, в учебниках и рабочих тетрадях.

Вместе с тем объяснение домашнего задания требует специального времени на уроке. Несмотря на то что практически все задания, предусмотренные для самостоятельного выполнения, содержат образцы, учителю следует на уроке прочесть вместе с детьми формулировку задания, убедиться в том, что учащиеся смогут выполнить его, не обращаясь к помощи родителей. Суммарное время, выделяемое на выполнение всего домашнего задания по иностранному языку (устного и письменного), не должно превышать 20 минут. Для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к изучению иностранного языка, в учебниках и рабочих тетрадях предусмотрены дополнительные задания. Это, как правило, либо задания занимательного характера (кроссворды, сканворды, чайнворды и т.д.), либо задания повышенной трудности, требующие от учащихся интеллектуальных усилий и проявления языковой (лингвистической) догадки.

По окончании экспериментального обучения Министерством образования РФ планируется проведение мониторинга по всем четырем иностранным языкам в конце 4-го класса.

Мониторинг направлен на выявление достижений младших школьников и определение уровня сформированности коммуникативных умений выпускников начальной школы. В связи с тем что мониторинг будет осуществляться в письменной форме, будут проверяться коммуникативные умения обучающихся в чтении и письме. Коммуникативные умения в говорении и аудировании могут быть проверены учителем самостоятельно для составления полной картины достижений учащихся по материалам соответствующего УМК.

Важно иметь в виду, что контроль уровня обученности четвероклассников должен быть направлен только на выявление их достижений. Он должен вызывать у учащихся желание продемонстрировать свои способности, поддерживать в них чувство успеха и мотивировать к дальнейшему изучению иностранного языка. Для этого необходимо, чтобы во время проведения проверки в классе была спокойная и дружелюбная атмосфера; формат предлагаемых заданий для контроля, процедура их выполнения и система оценивания должны быть знакомы и понятны обучаемым.

Минимальные требования к уровню подготовки в области чтения и письма заключаются в следующем:

– полное понимание текстов, построенных на изученном языковом материале;
– умение писать поздравления с опорой на образец.

Проверочная работа может включать в себя задания, направленные на проверку не только сформированности комплексных умений в указанных областях, но и отдельных аспектов элементарной языковой и социокультурной компетенции.

Проверочная работа для контроля умений в чтении и письме может включать задания следующих видов:

– задание с выбором "верно –неверно", например картинка и набор утверждений на иностранном языке, по поводу соответствия которых изображению необходимо сделать указанный выбор;
– задание с множественным выбором, например: а) вопрос и три варианта возможного ответа, один из которых нужно выбрать, или б) начало предложения и три возможных варианта его завершения.
– модифицированный клоуз-тест, например: учащимся необходимо заполнить пропуски в тексте, используя предложенные для этого слова.

При желании учитель сам может проконтролировать умение читать вслух, проверить и оценить коммуникативные умения учащихся в аудировании и в говорении.

Для проверки умения учащихся читать вслух необходимо подготовить небольшие тексты (объемом не более 60 слов), построенные на изученном лексико-грамматическом материале. Для получения объективного представления о сформированности умения читать вслух желательно, чтобы тексты содержали элементы диалога. Оценить умения учащихся можно по следующим параметрам: правильное произношение читаемых слов; темп чтения; соблюдение ударения и смысловой паузации; соблюдение правильной интонации; понимание прочитанного. Оценивая чтение учащегося, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темп чтения на родном языке. На иностранном языке он может читать несколько медленнее, чем на родном.

После прочтения текста учеником ему можно задать один-два вопроса, ответы на которые позволят оценить понимание им прочитанного.

Все перечисленные выше параметры одинаково важны.

Учитывая, что в соответствии с минимальными требованиями к уровню подготовки выпускников начальной школы обучаемые должны понимать на слух основное содержание небольшого облегченного текста, построенного на изученном материале с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку, учитель может подготовить для прослушивания текст (объемом не более 150 слов, длительностью звучания 1,5 минуты). Это может быть текст описательного характера (например, описание игрушки, героя известной сказки) или отрывок из сказки, рассказа. Предлагаемый для прослушивания текст должен соответствовать возрасту и интересам учащихся 9–10 лет; допускается наличие в нем нескольких (двух-трех) незнакомых слов, значение которых следует сообщить учащимся перед прослушиванием.

Для проверки понимания прослушанного текста можно дать учащимся задания:

– на альтернативный выбор, например: "Посмотри на рисунки. Отметь знаком X изображение героя, о котором рассказывалось в тексте";
– на множественный выбор, например: "Выбери правильный ответ на вопрос", "Закончи предложение в соответствии с прослушанным текстом, выбрав правильный вариант из предложенных".

Проверка умений учащихся в аудировании должна быть организована следующим образом: учитель напоминает четвероклассникам процедуру выполнения задания, учащиеся знакомятся со сформулированной на русском языке коммуникативной задачей (чтоR им предстоит выполнить после прослушивания текста), учитель обращает внимание детей на значения новых слов, если они присутствуют в тексте, учащиеся слушают текст в первый раз и выполняют задание, текст прослушивается во второй раз, и учащиеся заканчивают выполнение задания, при необходимости вносят возможные исправления.

Для проверки умений учащихся в монологической речи можно предложить им высказаться по изученной теме, используя задания:

1. Прими участие в телеконкурсе " Моя семья и Я". Расскажи о своей семье.
2. Ты приехал в международный детский лагерь. Расскажи своим новым друзьям о себе.
3. Пригласи в гости своего зарубежного друга зимой. Расскажи ему о зимней погоде, о том, чем вы будете заниматься.
4. Убеди своих родителей купить тебе щенка (или другое домашнее животное). Тебе это удастся, если ты расскажешь о нем как можно больше.

Для проверки умений четвероклассников в диалогической речи можно предложить учащимся решить хорошо знакомую коммуникативную задачу:

1. Разыграйте с одноклассником диалог между покупателем и продавцом, который мог бы состояться в магазине "Продукты". Покупатель хочет купить ...
2. Разыграйте с одноклассником диалог между покупателем и продавцом, который мог бы состояться в магазине "Книги". Покупателю нужно купить школьно-письменные принадлежности для нового учебного года.
3. Разыграйте с одноклассником диалог приглашения в гости друга по телефону.
4. Ты пришел в гости на день рождения к другу. Поздравь его и вручи подарок.

Оценить устные ответы учащихся можно с помощью следующих критериев:

– соответствие высказывания учащегося поставленной в задании коммуникативной задаче (при оценивании диалогической речи необходимо также обращать внимание на умение учащегося поддерживать беседу, употребляя фразы, стимулирующие собеседника к общению);
– количество и разнообразие используемых языковых средств;
– относительная грамматическая правильность речи (грамматические ошибки не должны препятствовать пониманию содержания);
– относительно правильное произношение и соблюдение интонации;
– объем высказывания (для монологической речи – 5–6 фраз; для диалогической речи – 2–4 реплики с каждой стороны).

Хотелось бы обратить внимание учителей на то, что при выставлении итоговой оценки они должны учитывать как результаты контроля по видам речевой деятельности, так и успехи учащихся в течение учебного года.

Департамент рекомендует обсудить итоги мониторинга на педагогическом совете школы, проинформировать на родительском собрании родителей об итогах проверки, рассказать им о том, что вызывало трудности, доволен ли учитель результатами, на что необходимо обратить внимание в дальнейшем и т.д.

101990, г. Москва, Чистопрудный бульвар, 6/19
факс: (095) 924-69-89, телетайп: 114027 КОНОИД
E-mail: avb@miem.edu.ru
телефон/факс: (095) 923-36-19
№ 14-51-105/13 от 26.04.2004

Об организации обучения информатике в 4-м классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования

В 2004-2005 учебном году завершается обучение информатике в начальной школе в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

В информационных письмах Департамента общего образования № 957/13-13 от 17.12.2001 г. и № 13-51-109/13 от 22.05.2003 г/ были изложены цели и задачи обучения информатике в начальной школе, показаны возможности выбора форм организации обучения в зависимости от оснащенности средствами ИКТ и учебниками для 2-го и 3-го классов, даны рекомендации по работе с учащимися этих классов.

В 2004-2005 учебном году основные условия эксперимента остаются теми же:

  • на изучение информатики отводится 1 час в неделю;

  • преподавание информатики в начальных классах осуществляется учителями начальных классов, учителем информатики или совместно;

  • для апробации экспериментального содержания курса информатики в начальной школе Минобразованием России были рекомендованы следующие учебные пособия для 2–4-х классов:

1. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика: Учебник-тетрадь. Ч. I, II. 2 кл.
2. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика: Тетрадь проектов. 2 кл.
3. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика: Учебник-тетрадь. Ч. I, II. 3 кл.
4. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика: Тетрадь проектов. 3 кл.
5. Горячев А.В. Программа "Информатика в играх и задачах". 1–4 кл. "Школа 2000..." – "Школа 2100".
6. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1, 2, 3, 4. 1 кл.
7. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1, 2, 3, 4. 2 кл.
8. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1, 2, 3, 4. 3 кл.
9. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1, 2, 3, 4. 4 кл.

В четвертом классе рекомендуется завершить обучение по выбранному варианту учебного комплекта, используя соответствующее тематическое планирование.

При наличии материально-технических средств для организации работы детей на компьютере в третьем классе доля занятий, направленных на формирование общеучебных навыков работы с информацией, и практических занятий на компьютере была примерно одинаковой. На уроках информатики в третьем классе учащиеся научились самостоятельно использовать информационные источники большого объема, в том числе ресурсы библиотек и медиатек. У учащихся сформированы элементарные навыки работы на компьютере и использования других средств телекоммуникаций. Речь учащихся обогатилась за счет использования современных понятий, расширился кругозор в области ИКТ.

В методическом письме Министерства образования Российской Федерации № 13-51-109/13 от 22.05.2003 г. было предложено примерное распределение учебного времени на каждом из этапов урока. В четвертом классе можно придерживаться этих же рекомендаций. При необходимости учитель может уделять больше внимания повторению и обобщению изученного содержания учебного материала. Учитывая то, что младшие школьники быстро утомляются, необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке, использовать физкультминутки. Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха. Во избежание перегрузок учителю необходимо регулировать объем домашнего задания. Время его выполнения не должно превышать 20 минут.

При планировании уроков, ориентированных на проектную деятельность, необходимо предусмотреть уроки-конференции, где младшие школьники могли бы демонстрировать и комментировать собственные законченные проекты. Тематика проектов определяется совместно учителем информатики, учителем начальной школы и учеником. Координирующая роль в проектной деятельности учащихся принадлежит учителю, который вместе с учащимися планирует эту деятельность, помогает выстроить структуру проекта и отобрать содержание, а также исправить индивидуальные ошибки.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании информационного компонента общеучебных умений и навыков.

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

  • оценивать потребность в дополнительной информации;

  • определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках;

  • анализировать полученные из наблюдений сведения;

  • обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;

  • с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;

  • объединять предметы по общему признаку;

  • различать целое и части;

  • представлять информацию в табличной форме, в виде схем;

  • составлять и исполнять несложные алгоритмы;

  • создавать свои источники информации – информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);

  • организовывать информацию тематически, упорядочивать ее по алфавиту, по числовым значениям;

  • использовать информацию для принятия решений;

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • понимать и создавать самим точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни.

Кроме того, в школах, обладающих необходимыми материально-техническими средствами, школьники научатся:

  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц, графиков, звуков;

  • производить поиск по заданному условию;

  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Успешное формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков может быть достигнуто изучением следующих тем:

Информация в жизни человека, информационные объекты: текстовые, числовые, графические, звуковые. Источники информации: книги, пресса, радио, телевидение, Интернет, устное сообщение. Этические нормы работы с информацией. Работа с информацией: передача, поиск, преобразование, хранение. Поиск информации в словарях, энциклопедиях, каталогах библиотек. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги. Упорядочивание информации по алфавиту и числовым значениям (по возрастанию, убыванию, по определенной закономерности). Построение простейших логических выражений. Алгоритм, команда, исполнитель команд. Алгоритмы для учебных исполнителей. Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером.

По окончании обучения информатике в четвертом классе в рамках мониторинга образовательных достижений будет проводиться итоговая проверочная работа, состоящая из заданий, дифференцированных по сложности и видам деятельности. Мониторинг направлен на выявление достижений младших школьников в соответствии с требованиями к результатам обучения по предмету. В связи с тем что мониторинг проводится в письменной форме, задания можно разделить на две составляющие части – проверку освоения информационного компонента общеучебных умений и навыков и проверку практических умений работы на компьютере. В зависимости от того, как происходило обучение информатике в конкретном учебном заведении, можно выбрать форму контроля. Учреждения, где обучение информатике в основном проводилось в классной комнате, библиотеке или актовом зале, то есть компьютер использовался нерегулярно, могут ограничиться проверкой информационных умений. При проведении уроков информатики в компьютерном классе необходимо провести итоговую работу, состоящую из двух частей. В практической составляющей проверочной работы необходимо уделить внимание некоторым универсальным приемам работы с устройствами компьютера: клавиатурой, манипуляторами, дисководом, принтером. В условиях использования различного программного сопровождения уроков информатики рекомендуется небольшая индивидуальная проектная работа в среде графического или текстового редактора на произвольную тему: "Моя комната", "Мой друг кот Базилио" и пр., которая позволит проверить сформированные умения:

  • структурировать информацию на ограниченном пространстве экрана монитора;

  • размещать готовый графический объект и производить его описание;

  • сохранять свою работу на каком-либо информационном носителе;

  • получать твердую копию с помощью принтера.

Сформированные в начальной школе общеучебные умения и общекультурные навыки работы с информацией, готовность к использованию средств ИКТ в других предметах необходимо развивать в основной школе.

Министерство образования РФ рекомендует образовательным учреждениям, участвовавшим в эксперименте, обсудить на педагогическом совете с участием представителей попечительского совета и родительского комитета результаты мониторинга и принять решение о продолжении (или завершении) обучения информатике в основной школе (5–7-й классы) за счет компонента образовательного учреждения. Необходимая учебно-методическая литература для продолжения обучения представлена в федеральном перечне учебно-методических изданий (www.ed.gov.ru).