Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №30/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Виктория ГОЛОВАТЮК,
г. Москва

"Прогулки по звездному небу"

Курс ознакомления с окружающим миром начальной школы дает детям общее представление о Вселенной. Но если ребятам хочется знать больше, чем предлагает учебник, то можно использовать для расширения кругозора тематические классные часы, для подготовки к которым используется большое количество научных книг и энциклопедий.
Пример такого занятия предлагает Виктория ГОЛОВАТЮК, учитель начальных классов из Москвы.

4-й класс

"Если звезды зажигают, значит,
это кому-нибудь нужно".

В.Маяковский

Цели классного часа. Дать представление о созвездиях, развивать воображение, фантазию и познавательные способности учащихся, умение работать с научной литературой.

Оборудование. Видеофильм по астрономии с сюжетом о созвездиях, спокойная музыка для фона ("Спейс"), паззлы с рисунками созвездий, звезды на магнитах, костюмы для инсценировки, звездочки разного цвета и размера.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Звучит музыка "Аве-Мария". В классе включен свет. Высвечиваются звезды на импровизированном небе.

Ученик читает стихотворение Э.Асадова:

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной
Туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в вечности...
Поколеньями созидается
Век за веком
Земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.

Учитель. Так как же рождается звезда? Давайте сегодня поговорим о звездах, попутешествуем по стране тысячи солнц, совершим прогулку по звездному небу, прочтем книгу звездных сказок.

Ученик 2. Звезды – это раскаленные (газовые) шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли, поэтому не греют и кажутся очень маленькими.
Звезды бывают белые, желтые, красноватые.

У. Почему звезды разного цвета?

Ученик 3. Потому что они имеют разную температуру.
Белые звезды (например, Сириус) – очень-очень горячие. Они горячее Солнца (температура достигает 100 000 градусов Цельсия).
Желтые звезды (Капелла) холоднее белых. Они примерно такие, как наше Солнце (температура –6000 градусов Цельсия).
Звезды красноватого цвета (например, Альдебаран) – холоднее Солнца (температура – 3000 градусов Цельсия).

У. Звезды горячие, но почему же они так плохо греют?

Ученик 4. От каждой звезды мчатся к нам лучики, которые и рассказывают, какие из звезд горячее. Например, от Сириуса лучик летит больше 8 лет! Лучик от Альдебарана летит к нам почти 70 лет. Сегодня прилетел тот лучик, который отправился в путь, когда нас еще на свете не было!
Звезд так много, что в них ни за что не разберешься! Вот поэтому, чтобы разобраться в звездах, люди объединили группы отдельных звезд в созвездия. Самым ярким дали имена.

У. Давайте же посмотрим и послушаем рассказы о звездах и созвездиях.

Учитель показывает фрагмент видеофильма но астрономии.

– Как же люди не запутались в этих звездах?

Ученик 5. Если очень внимательно рассматривать звездное небо, можно увидеть на немало различных рисунков из звезд, которые придумали люди, когда о звездном небе никто ничего не знал. Это и есть созвездия.

На небе есть созвездия Льва, Дракона, Лебедя, Кита, Орла.

У. О таких рисунках из звезд складывались легенды. Некоторые из них вы сейчас услышите.

Заранее подготовленные ученики пересказывают легенды о созвездиях. Рассказы сопровождаются музыкой.

Примерные тексты для рассказов.

Легенда об отважном Персее, который спас красавицу Андромеду

Давным-давно в далекой южной стране Эфиопии правил царь по имени Цефей и царица, которую звали Кассиопея. Была у них единственная дочь Андромеда. Царица Кассиопея очень гордилась своей дочерью и любила говорить, что нет никого прекраснее Андромеды. Когда об этом услышали жившие в море красавицы волшебницы, они очень рассердились. Эти волшебницы всегда считали, что красивее их никого на свете нет. Зарыдали морские волшебницы и стали уговаривать своего отца властелина морей наказать Кассиопею и Андромеду.
И могущественный властелин морей послал огромное морское чудище разорить Эфиопию! Из пасти чудовища вырывался огонь, из ушей валил черный дым, хвост был некрыт страшными кольцами с острыми шипами. Чудище грозило разорить и сжечь всю Эфиопию, если царь и царица не отдадут ему свою дочь. И вот, чтобы спасти страну от гибели, Цефей и Кассиопея согласились отдать дочь на съедение чудищу. Красавицу Андромеду цепями приковали к скале у моря. Но в это время появился непобедимый герой Персей и спас Андромеду. Персей освободил Андромеду, привез ее во дворец. Царь на радостях отдал Персею Андромеду в жены.

Легенда о созвездии Овна

Раньше это созвездие называлось Золотым Руном – это баран с золотой шерстью. С ним связана такая легенда. У богини облаков Нефелы было двое детей – Фрикс и Гелла. Однажды их жизнь оказалась в смертельной опасности. Но Нефела спасла своих детей, закутав их в облака. На волшебном золоторуднном баране дети бежали из Европы в Азию. Однако во время пути Гелла упала в пролив и утонула. Этот пролив греки назвали ее именем – море Геллы (ныне Дарда неллы). Фрикс добрался до Колхиды, где принес барана (овна) в жертву Зевсу. Позже шерсть барана – золотое руно – вернули в Грецию отважные аргонавты во главе с Ясоном.

Легенда о созвездии Рыб

По одной из легенд Зевс некогда вел жестокую борьбу за власть с Тифоном – ужасным чудовищем с сотней змеиных голов, из пастей которых извергалось пламя. Боги, не устояв перед чудовищем, бежали с Олимпа в Египет, где приняли вид различных животных. Дочь Зевса, богиня любви и красоты Афродита и ее сын Эрот бросились в реку Евфрат и обратились в Рыб.

Легенда о созвездии Лира

Это созвездие принадлежит музам. Впервые лиру изготовили из черепахи и жил быков и отдали Орфею. Орфей необыкновенно прославился среди людей; о нем даже сложилось предание, будто волшебством песни он мог двигать скалы и завораживать зверей. После гибели Орфея похоронившего музы, не зная, кому отдать лиру, попросили Зевса поместить ее среди созвездий в память об Орфее и о самих себе. Зевс исполнил их желания, и так Лира оказалась на небе.

У. Сегодня мы совершили путешествие по звездному небу. Давайте проверим, как же вы запомнили созвездия.
Вам предлагается игра.

Игра 1. "Паззлы"

На столах лежат карточки с нарисованными и разрезанными созвездиями. Задача детей – собрать карточки, чтобы получилось созвездие, и назвать его. Команда, быстрее всех выполнившая задание, поднимает руки.
Дети под музыку составляют картинки.

Игра 2. "Собери созвездие"

Команды разыгрывают названия созвездий. По очереди команды выходят к доске и составляют созвездия из звезд, которые лежали у них на столе до жеребьевки (звезды прикреплены к магнитным карточкам). Задача остальных команд – следить за ходом выполнения и правильностью составления. Если команда собрала созвездие неправильно, то другая поправляет.

У. Молодцы! А теперь отгадайте несколько загадок о звездах и звездном небе.

Синяя шубенка покрыла весь мир.

Дети. Темное небо.

У. Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
А достать не могут.

Д. Луна.

У. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогатый.

Д. Небо, звезды, месяц.

У. Мы начали классный час с того, что сказали, что человек рождается, как звезда. Как вы считаете, почему можно провести параллель между звездой и человеком?

Дети размышляют, выслушиваются их ответы.

– Все вы знаете Маленького принца – героя сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Вспомните, какая была седьмая планета, которую посетил Маленький принц?

Д. Это была Земля.

У. Самое главное открытие Маленький принц совершил именно на вашей планете, и помог в этом ему добрый Лис. Давайте вспомним, как они встретились.

Инсценировка отрывка из сказки "Маленький принц".

"Вот туг-то и появился Лис.
– Здравствуй! – сказал он.
– Здравствуй! – вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
– Я здесь, – послышался голос. – Под яблоней...
– Кто ты? – спросил Маленький принц. – Какой ты красивый!
– Я – Лис, – сказал Лис.
– Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. – Мне так грустно...
– Не могу я с тобой играть, – сказал Лис. – Я не приручен.
– Пожалуйста... приручи меня!
– Я бы рад, – отвечал Маленький принц, – но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
– Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазине. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
– А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
– Надо запастись терпением, – ответил Лис. – Сперва сядь там, поодаль, на траву, – вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...
Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощания.
– Я буду плакать о тебе, – вздохнул Лис.
– Ты сам виноват, – сказал Маленький принц. – Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
– Прощай, – сказал он.
– Прощай, – сказал Лис. – Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил".

У. Какое же открытие совершил принц?

Д. Нужно быть добрым, отзывчивым, любить людей, и тогда у тебя будет много друзей.

У. Лис не учил умению жить среди людей, потому что самое главное открытие каждый человек должен сделать сам.
"Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения", – писал Антуан де Сент-Экзюпери.
Если есть в человеке доброта, человечность, способность всему удивляться – значит, человек состоялся. И тогда в XXI веке появится много новых ярких звезд.
Представьте себе, что у вас появилась возможность посмотреть в огромное зеркало Вселенной и увидеть себя в качестве звезды. Давайте ее используем. Вам предлагается подойти к столу, где лежат равного цвет и размера звезды. Попробуйте выбрать звезду в соответствии со своим настроением.

Каждый ученик выбирает себе звезду и прикрепляет ее на импровизированное звездное небо.
Звучит музыка. Ученики возвращаются на свои места.

– Почему вы выбрала именно эту звезду?

Дети отвечают.
Звучит медленная музыка.

Ученик 5.

Если звезды зажигаются,
Значит, это кому-нибудь нужно,
Чтобы каждый вечер на небе
Зажигалась хоть одна звезда.

Ученик 6.

Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана.
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами!
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.

(Продолжает звучать музыка).