Марина ЛУГОВСКАЯ,
учитель школы № 32,
г. Белгород
Море и его богатства
Тема. "Море и его богатства".
Оформление и оборудование. Класс
оформлен в виде импровизированного корабля:
мачты, флаги, сети, веревочные лестницы,
спасательные круги, штурвал.
На стенах – Физическая карта России, таблицы
"Рыбы", "Морские животные", рисунки
детей по теме "Море" и лозунг:
"Рыбы немы. Не беда!
Ведь у них во рту вода.
Хуже, если ты, малыш,
На уроке все молчишь".
Морская соль, йод, морская капуста,
ракушки, раковины, морские камни, птичьи перья,
пластмассовые бутылки, банки, консервы,
эмалированное блюдо с водой, модель танкера,
атласы.
Дети, одетые в морскую форму, стоят по периметру
прямоугольника, в центре – капитан (учитель)
и штурман (ученик).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ученик
Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов.
Мы с детства о море, о море мечтаем,
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли!
И ночью и днем
В просторе морском
Стальные идут корабли.
Штурман. Команда, равняйсь. Смирно!
Капитан. Здравствуйте, товарищи!
Дети. Здравия желаем, товарищ
капитан!
Капитан. Вольно!
Штурман. Вольно!
Капитан. Дорогие друзья, сегодня на
научно-исследовательском судне "Искатель"
мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать,
что такое море, какие есть моря, какую пользу они
приносят человеку.
Мы исследуем глубины моря, узнаем о его
обитателях и о том, почему мы должны охранять
моря и океаны нашей планеты.
Входит опоздавший ученик.
Капитан. А это кто такой?
Ученик
Возьмите меня с собою!
Возьмите, ну что вам стоит!
На этот большой корабль
Возьмите меня с собою!
Я буду впередсмотрящий,
Вперед далеко смотрящий,
Вперед далеко смотрящий,
Я риф на пути увижу,
Из пены седой торчащий.
Увижу акул, наверно,
И рыб, на цветы похожих.
Китов разгляжу я первый –
Китов я увижу тоже!
И ночью спать я не буду
На вахте стоять я буду!
Вы ночью спокойно спите,
Возьмите меня, возьмите!
Капитан. Ну что ж, ребята, возьмем
его с собой?
Дети (хором). Возьмем!
Капитан. Послушай задание. Если
справишься, то мы возьмем тебя с собой.
Многие реки впадают в море. Почему же моря не
переполняются и не заливают сушу?
Ученик. В природе постоянно идет
круговорот воды. С поверхности морей вода
испаряется, поэтому они не переполняются.
Капитан. Ну что ж, корабль готов к
отправлению. Да вот беда: многие из вас никогда не
были на корабле и не знают морских терминов и
понятий. Посмотрите на доску. На ней написаны
слова. Попробуйте объяснить их значение.
На доске:
Камбуз – корабельная кухня.
Капитан – командир судна.
Кок – повар на судне.
Кубрик – жилое помещение для
матросов на корабле.
Штиль – тихая погода на море,
безветрие.
Штурвал – рулевое колесо, с
помощью которого управляют судном.
Штурман – специалист по вождению
судов.
Якорь – металлический стержень с
лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно
для удержания судна на месте.
|
Капитан. Теперь все готово!
Слушай команду: "Полный вперед! Поднять якоря!
Право руля!"
Чтобы нам было удобнее работать, мы разделим всю
команду на группы по 5–6 человек.
Группа 1 – исследователи морской
воды.
Группа 2 – исследователи морских
растений.
Группа 3 – исследователи морских
животных.
Группа 4 – экологи (люди,
занимающиеся изучением и охраной природы).
Группа 5 – доки.
– Группа, по кубрикам!
Если мы посмотрим на карту, то увидим,
что большую часть поверхности Земли занимают
океаны: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный
Ледовитый. Океаны у берегов суши образуют моря.
Море – это часть океана, которая вдается в сушу.
А сейчас, о том, какой маршрут нам предстоит
пройти. Слово нашему штурману.
Штурман. Откройте атласы. Сверьте
маршрут. (Показывает по карте.) Наш корабль
вышел из Мурманска. Мы плывем по Баренцеву морю.
Затем на нашем пути – Карское море, море
Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское
море. Через Берингов пролив мы попадаем в
Берингово море и через Охотское и Японское моря
подходим к конечной точке нашего маршрута –
городу Владивостоку.
Капитан. Спасибо, штурман!
А кто из вас может назвать моря, которые не входят
в наш маршрут, но омывают Россию с запада и юга?
Дети по карте называют моря, учитель
обобщает.
– Ребята, каким цветом изображены
моря на карте?
Дети. Синим и голубым.
Капитан. Но всегда ли в
действительности море имеет синий цвет?
Дети. Не всегда.
Капитан. Раз уж речь зашла о цвете
моря, о морской воде, предоставим слово
исследователям воды.
Рассказывают учащиеся из первой
группы.
Ученик 1. Каждое море имеет свой
цвет, который может меняться в зависимости от
различных условий: от погоды, от цвета
водорослей, песка, от цвета морских обитателей и
даже от времени суток.
Ученик 2
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки...
Море может быть то зеленым
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым светло-синим,
Просто светлым и просто синим,
Чуть колышимым легким бризом.
Ученик 3
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривой в час прилива.
Море может быть голубое,
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт – и под тобою
То ли небо, а то ли море.
Ученик 4
Но бывает оно и черным,
Черным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся, горбатым.
Капитан. Какого же цвета может быть
море?
Дети отвечают.
– Можно ли пить морскую воду?
Дети. Нельзя.
Ученик 5. Морскую воду пить
невозможно, так как в ней растворено много
различных солей (35 г в одном литре). Это
примерно спичечный коробок на литровую банку. (Учитель
демонстрирует.) В морской воде также есть йод.
Поэтому морская вода имеет неприятный
солено-горьковатый вкус и запах йода.
Капитан. Купание в морской воде
очень полезно для здоровья. В аптеках продается
морская соль, для того чтобы люди могли принимать
морские ванны в домашних условиях.
Какое свойство воды использует человек для
получения соли из морской воды?
Дети. Переход из жидкого
состояния в газообразное.
Капитан. Что произойдет, если всю
воду в море опреснить? Как вы думаете, стоит это
делать или нет?
Дети. Не стоит, так как погибнут все
живые организмы.
Капитан. А теперь отдохнем.
Выступит научно-исследовательский центр,
занимающийся изучением морских растений.
Рассказывают учащиеся из второй
группы.
Ученик 6. Подводный мир растений
так же богат и разнообразен, как и наземный. Под
водой есть непроходимые леса и голые пустыни.
Сегодня мы поговорим о водорослях.
Капитан. Ребята, что вы знаете о
водорослях?
Ученик 7. Водоросли активно
используются человеком. Например, у нас в
магазинах продаются консервы морской капусты –
одной из разновидностей водорослей. Ценность
морской капусты – в том, что в ней содержится
много различных минеральных солей, необходимых
организму человека, а также йод, недостаток
которого влияет, например, на умственные
способности человека.
Капитан. Даже в соль, которая
продается в магазинах, добавляется йод.
Ученик 8. На побережье морей
Дальнего Востока и в Прибалтике созданы
специальные морские фермы, которые занимаются
разведением водорослей. Эти водоросли идут на
корм домашним животным, на производство
пластмасс, водонепроницаемых тканей и даже
шампуня и крема.
Капитан. А как вы думаете, какая
связь между водорослями и боксерскими
перчатками?
Дети. Не знаем.
Ученик 9. Иногда для набивки
боксерских перчаток используют морские
водоросли.
А еще из водорослей получают йод, который
применяется в медицине.
Капитан. На море – полный штиль.
Значит, можно спуститься под воду. Давайте
посмотрим, что там?
Учитель показывает видеосюжет о
подводном мире.
– А сейчас слово группе, которая
занимается изучением морских обитателей.
Рассказывают учащиеся из третьей
группы.
– Кто на этот раз попался в наши
сети?
Ученики достают из сетей рисунки
морских животных и рассказывают о них.
Ученик 10. Летучая рыба – рыба
как рыба. Только грудные плавники у нее длинные.
Но они плотно прижаты к телу, и когда рыба
плавает, их даже незаметно. Но вот – опасность.
Рыбка разгоняется и выпрыгивает из воды,
расправляет свои плавники и летит, как планер.
Поэтому ее и называют летучей.
Ученик 11. Кальмары. У кальмара
десяток щупалец-"рук". И все десять
прикреплены к голове. На "руках" у кальмара
есть присоски, а иногда – острые крючья, которыми
кальмары ловят свою добычу – мелких рыб и
креветок.
Ученик 12. Рыба-луна очень
ленивая. Качается на волнах, плывет по течению.
Она почти круглая. А кожа у нее вся в
мелких-мелких бугорочках, среди которых
застревают крохотные пузырьки воздуха. И когда
через них проходит солнечный лучик, они светятся
голубым светом. Вот за это рыбу и зовут
"луной".
Ученик 13. Морской кот живет в
Черном море. Это плоская рыба с длинным хвостом.
За этот хвост рыбу и назвали морским котом. На
хвосте у кота острая колючка, которой он колет
всякого, кто на него нападает.
Ученик 14. Рыба-удильщик живет на
большой глубине, куда не доходит солнечный свет.
Там всегда темно. Как же удильщику поймать свою
добычу? А вот как. На голове у него длинный
толстый усик, а на конце этого усика – маленький
фонарик. "Зажжет" удильщик фонарик, увидит
креветка или маленькая рыбка свет и бросится к
нему. А удильщику только это и нужно: раскроет
зубастую пасть и проглотит добычу.
Капитан. Кроме перечисленных
животных, в морях водятся морские ежи, морские
звезды, осьминоги, акулы, киты, дельфины, морские
котики, тюлени.
Учитель показывает рисунки с
изображениями животных.
– Ребята, а каких обитателей моря вы
знаете?
Дети отвечают.
– Есть еще так называемые
промысловые рыбы. Их человек использует как
продукт питания, из некоторых изготавливают
консервы. Это треска, сельдь, скумбрия, ставрида,
окунь, кефаль.
В морских глубинах обитает много живых
организмов. А живые организмы, как известно,
дышат. Чем же они дышат? Откуда в воде берется
кислород?
Дети. Его вырабатывают морские
растения.
Капитан. А сейчас – слово экологам.
Рассказывают дети из четвертой
группы.
Ученик 15
Шел по морю лайнер. В тот миг роковой
Кипела вода за высокой кормой.
Но прямо по курсу сквозь грохот и гул
Услышал старпом за бортом: "Караул!"
Капитан. Как вы думаете, ребята, чей
это зов о помощи?
Дети. "Караул!" может кричать
человек, упавший за борт судна, но в последнее
время "Караул!" кричит море...
Ученик 16.
За последнее время люди нанесли огромный ущерб
морю и его обитателям. Например, плыл по морю
огромный танкер, вез в своих трюмах нефть. Беда
случилась перед рассветом. Корабль наскочил на
подводную скалу, и нефть широко разлилась по
поверхности воды. Какие свойства нефти вы знаете?
Ученик 17. Мы знаем, что нефть –
маслянистая, темно-бурая жидкость. Она легче
воды. Поэтому она растекается по поверхности
моря огромным черным пятном.
Детям демонстрируется образец нефти.
Ученик 18. После этого в первую
очередь страдают птицы. Чайки, гагары, утки,
садясь на воду, уже не могут взлететь, потому что
нефть склеивает их перья, и они гибнут.
Ученик 19. Тонкая нефтяная пленка
не пропускает солнечный свет. Морские растения,
лишившись солнечных лучей, уже не могут
вырабатывать кислород. Рыбам становится нечем
дышать, и они погибают.
Ученик 20. В последнее время в
водоемы попадает очень много выбросов бытового
мусора (бутылок, банок, целлофановых пакетов,
промышленных отходов).
Однажды у далеких берегов случилась беда: стали
гибнуть киты. Они просто стали задыхаться, так
как их дыхательные пути были забиты
полиэтиленовыми пакетами, которые принесло
морское течение.
Капитан. Мы хорошо поработали. И
сейчас на камбузе полным ходом идет подготовка к
обеду. Но сначала мы должны обобщить результаты
нашей экспедиции.
Что такое море? В чем отличие морской воды от той,
которую мы пьем? Какие лечебные свойства морской
воды вы можете назвать? О каких интересных
обитателях моря вы узнали? Чем дышат обитатели
моря? Как попадает в море кислород? Почему нужно
охранять моря и океаны?
Дети отвечают на поставленные
вопросы.
– Ну а сейчас – слово нашим поварам.
Рассказывают дети из пятой группы.
Ученик 21. Какие блюда можно
приготовить из рыб и других обитателей моря?
Дети отвечают.
Ученик 22. Море поставляет для
нашего стола множество продуктов полезных для
здоровья. Их человек научился делать очень
вкусные блюда. Сейчас мы назовем и покажем
некоторые из этих блюд.
Дети демонстрируют рыбные блюда,
приготовленные вместе с родителями. Затем идет
дегустация блюд учениками класса.
Капитан. Команда! Равняйсь! Смирно!
Поздравляю с успешным выполнением задания!
Отправляемся в обратный путь.
|