Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №30/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Марина ЛУГОВСКАЯ,
учитель школы № 32,
г. Белгород

Море и его богатства

Тема. "Море и его богатства".

Оформление и оборудование. Класс оформлен в виде импровизированного корабля: мачты, флаги, сети, веревочные лестницы, спасательные круги, штурвал.
На стенах – Физическая карта России, таблицы "Рыбы", "Морские животные", рисунки детей по теме "Море" и лозунг:

"Рыбы немы. Не беда!
Ведь у них во рту вода.
Хуже, если ты, малыш,
На уроке все молчишь".

Морская соль, йод, морская капуста, ракушки, раковины, морские камни, птичьи перья, пластмассовые бутылки, банки, консервы, эмалированное блюдо с водой, модель танкера, атласы.
Дети, одетые в морскую форму, стоят по периметру прямоугольника, в центре – капитан (учитель) и штурман (ученик).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ученик

Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов.
Мы с детства о море, о море мечтаем,
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли!
И ночью и днем
В просторе морском
Стальные идут корабли.

Штурман. Команда, равняйсь. Смирно!

Капитан. Здравствуйте, товарищи!

Дети. Здравия желаем, товарищ капитан!

Капитан. Вольно!

Штурман. Вольно!

Капитан. Дорогие друзья, сегодня на научно-исследовательском судне "Искатель" мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, что такое море, какие есть моря, какую пользу они приносят человеку.
Мы исследуем глубины моря, узнаем о его обитателях и о том, почему мы должны охранять моря и океаны нашей планеты.

Входит опоздавший ученик.

Капитан. А это кто такой?

Ученик

Возьмите меня с собою!
Возьмите, ну что вам стоит!
На этот большой корабль
Возьмите меня с собою!
Я буду впередсмотрящий,
Вперед далеко смотрящий,
Вперед далеко смотрящий,
Я риф на пути увижу,
Из пены седой торчащий.
Увижу акул, наверно,
И рыб, на цветы похожих.
Китов разгляжу я первый –
Китов я увижу тоже!
И ночью спать я не буду
На вахте стоять я буду!
Вы ночью спокойно спите,
Возьмите меня, возьмите!

Капитан. Ну что ж, ребята, возьмем его с собой?

Дети (хором). Возьмем!

Капитан. Послушай задание. Если справишься, то мы возьмем тебя с собой.
Многие реки впадают в море. Почему же моря не переполняются и не заливают сушу?

Ученик. В природе постоянно идет круговорот воды. С поверхности морей вода испаряется, поэтому они не переполняются.

Капитан. Ну что ж, корабль готов к отправлению. Да вот беда: многие из вас никогда не были на корабле и не знают морских терминов и понятий. Посмотрите на доску. На ней написаны слова. Попробуйте объяснить их значение.

На доске:

  • Камбуз – корабельная кухня.

  • Капитан – командир судна.

  • Кок – повар на судне.

  • Кубрик – жилое помещение для матросов на корабле.

  • Штиль – тихая погода на море, безветрие.

  • Штурвал – рулевое колесо, с помощью которого управляют судном.

  • Штурман – специалист по вождению судов.

  • Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Капитан. Теперь все готово! Слушай команду: "Полный вперед! Поднять якоря! Право руля!"
Чтобы нам было удобнее работать, мы разделим всю команду на группы по 5–6 человек.

  • Группа 1 – исследователи морской воды.

  • Группа 2 – исследователи морских растений.

  • Группа 3 – исследователи морских животных.

  • Группа 4 – экологи (люди, занимающиеся изучением и охраной природы).

  • Группа 5 – доки.

– Группа, по кубрикам!

Если мы посмотрим на карту, то увидим, что большую часть поверхности Земли занимают океаны: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый. Океаны у берегов суши образуют моря. Море – это часть океана, которая вдается в сушу.
А сейчас, о том, какой маршрут нам предстоит пройти. Слово нашему штурману.

Штурман. Откройте атласы. Сверьте маршрут. (Показывает по карте.) Наш корабль вышел из Мурманска. Мы плывем по Баренцеву морю. Затем на нашем пути – Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море. Через Берингов пролив мы попадаем в Берингово море и через Охотское и Японское моря подходим к конечной точке нашего маршрута – городу Владивостоку.

Капитан. Спасибо, штурман!
А кто из вас может назвать моря, которые не входят в наш маршрут, но омывают Россию с запада и юга?

Дети по карте называют моря, учитель обобщает.

– Ребята, каким цветом изображены моря на карте?

Дети. Синим и голубым.

Капитан. Но всегда ли в действительности море имеет синий цвет?

Дети. Не всегда.

Капитан. Раз уж речь зашла о цвете моря, о морской воде, предоставим слово исследователям воды.

Рассказывают учащиеся из первой группы.

Ученик 1. Каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, от цвета водорослей, песка, от цвета морских обитателей и даже от времени суток.

Ученик 2

Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки...
Море может быть то зеленым
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым светло-синим,
Просто светлым и просто синим,
Чуть колышимым легким бризом.

Ученик 3

Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривой в час прилива.
Море может быть голубое,
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт – и под тобою
То ли небо, а то ли море.

Ученик 4

Но бывает оно и черным,
Черным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся, горбатым.

Капитан. Какого же цвета может быть море?

Дети отвечают.

– Можно ли пить морскую воду?

Дети. Нельзя.

Ученик 5. Морскую воду пить невозможно, так как в ней растворено много различных солей (35 г в одном литре). Это примерно спичечный коробок на литровую банку. (Учитель демонстрирует.) В морской воде также есть йод. Поэтому морская вода имеет неприятный солено-горьковатый вкус и запах йода.

Капитан. Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеках продается морская соль, для того чтобы люди могли принимать морские ванны в домашних условиях.
Какое свойство воды использует человек для получения соли из морской воды?

Дети. Переход из жидкого состояния в газообразное.

Капитан. Что произойдет, если всю воду в море опреснить? Как вы думаете, стоит это делать или нет?

Дети. Не стоит, так как погибнут все живые организмы.

Капитан. А теперь отдохнем. Выступит научно-исследовательский центр, занимающийся изучением морских растений.

Рассказывают учащиеся из второй группы.

Ученик 6. Подводный мир растений так же богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть непроходимые леса и голые пустыни. Сегодня мы поговорим о водорослях.

Капитан. Ребята, что вы знаете о водорослях?

Ученик 7. Водоросли активно используются человеком. Например, у нас в магазинах продаются консервы морской капусты – одной из разновидностей водорослей. Ценность морской капусты – в том, что в ней содержится много различных минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод, недостаток которого влияет, например, на умственные способности человека.

Капитан. Даже в соль, которая продается в магазинах, добавляется йод.

Ученик 8. На побережье морей Дальнего Востока и в Прибалтике созданы специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм домашним животным, на производство пластмасс, водонепроницаемых тканей и даже шампуня и крема.

Капитан. А как вы думаете, какая связь между водорослями и боксерскими перчатками?

Дети. Не знаем.

Ученик 9. Иногда для набивки боксерских перчаток используют морские водоросли.
А еще из водорослей получают йод, который применяется в медицине.

Капитан. На море – полный штиль. Значит, можно спуститься под воду. Давайте посмотрим, что там?

Учитель показывает видеосюжет о подводном мире.

– А сейчас слово группе, которая занимается изучением морских обитателей.

Рассказывают учащиеся из третьей группы.

– Кто на этот раз попался в наши сети?

Ученики достают из сетей рисунки морских животных и рассказывают о них.

Ученик 10. Летучая рыба – рыба как рыба. Только грудные плавники у нее длинные. Но они плотно прижаты к телу, и когда рыба плавает, их даже незаметно. Но вот – опасность. Рыбка разгоняется и выпрыгивает из воды, расправляет свои плавники и летит, как планер. Поэтому ее и называют летучей.

Ученик 11. Кальмары. У кальмара десяток щупалец-"рук". И все десять прикреплены к голове. На "руках" у кальмара есть присоски, а иногда – острые крючья, которыми кальмары ловят свою добычу – мелких рыб и креветок.

Ученик 12. Рыба-луна очень ленивая. Качается на волнах, плывет по течению. Она почти круглая. А кожа у нее вся в мелких-мелких бугорочках, среди которых застревают крохотные пузырьки воздуха. И когда через них проходит солнечный лучик, они светятся голубым светом. Вот за это рыбу и зовут "луной".

Ученик 13. Морской кот живет в Черном море. Это плоская рыба с длинным хвостом. За этот хвост рыбу и назвали морским котом. На хвосте у кота острая колючка, которой он колет всякого, кто на него нападает.

Ученик 14. Рыба-удильщик живет на большой глубине, куда не доходит солнечный свет. Там всегда темно. Как же удильщику поймать свою добычу? А вот как. На голове у него длинный толстый усик, а на конце этого усика – маленький фонарик. "Зажжет" удильщик фонарик, увидит креветка или маленькая рыбка свет и бросится к нему. А удильщику только это и нужно: раскроет зубастую пасть и проглотит добычу.

Капитан. Кроме перечисленных животных, в морях водятся морские ежи, морские звезды, осьминоги, акулы, киты, дельфины, морские котики, тюлени.

Учитель показывает рисунки с изображениями животных.

– Ребята, а каких обитателей моря вы знаете?

Дети отвечают.

– Есть еще так называемые промысловые рыбы. Их человек использует как продукт питания, из некоторых изготавливают консервы. Это треска, сельдь, скумбрия, ставрида, окунь, кефаль.
В морских глубинах обитает много живых организмов. А живые организмы, как известно, дышат. Чем же они дышат? Откуда в воде берется кислород?

Дети. Его вырабатывают морские растения.

Капитан. А сейчас – слово экологам.

Рассказывают дети из четвертой группы.

Ученик 15

Шел по морю лайнер. В тот миг роковой
Кипела вода за высокой кормой.
Но прямо по курсу сквозь грохот и гул
Услышал старпом за бортом: "Караул!"

Капитан. Как вы думаете, ребята, чей это зов о помощи?

Дети. "Караул!" может кричать человек, упавший за борт судна, но в последнее время "Караул!" кричит море...

Ученик 16. За последнее время люди нанесли огромный ущерб морю и его обитателям. Например, плыл по морю огромный танкер, вез в своих трюмах нефть. Беда случилась перед рассветом. Корабль наскочил на подводную скалу, и нефть широко разлилась по поверхности воды. Какие свойства нефти вы знаете?

Ученик 17. Мы знаем, что нефть – маслянистая, темно-бурая жидкость. Она легче воды. Поэтому она растекается по поверхности моря огромным черным пятном.

Детям демонстрируется образец нефти.

Ученик 18. После этого в первую очередь страдают птицы. Чайки, гагары, утки, садясь на воду, уже не могут взлететь, потому что нефть склеивает их перья, и они гибнут.

Ученик 19. Тонкая нефтяная пленка не пропускает солнечный свет. Морские растения, лишившись солнечных лучей, уже не могут вырабатывать кислород. Рыбам становится нечем дышать, и они погибают.

Ученик 20. В последнее время в водоемы попадает очень много выбросов бытового мусора (бутылок, банок, целлофановых пакетов, промышленных отходов).
Однажды у далеких берегов случилась беда: стали гибнуть киты. Они просто стали задыхаться, так как их дыхательные пути были забиты полиэтиленовыми пакетами, которые принесло морское течение.

Капитан. Мы хорошо поработали. И сейчас на камбузе полным ходом идет подготовка к обеду. Но сначала мы должны обобщить результаты нашей экспедиции.
Что такое море? В чем отличие морской воды от той, которую мы пьем? Какие лечебные свойства морской воды вы можете назвать? О каких интересных обитателях моря вы узнали? Чем дышат обитатели моря? Как попадает в море кислород? Почему нужно охранять моря и океаны?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

– Ну а сейчас – слово нашим поварам.

Рассказывают дети из пятой группы.

Ученик 21. Какие блюда можно приготовить из рыб и других обитателей моря?

Дети отвечают.

Ученик 22. Море поставляет для нашего стола множество продуктов полезных для здоровья. Их человек научился делать очень вкусные блюда. Сейчас мы назовем и покажем некоторые из этих блюд.

Дети демонстрируют рыбные блюда, приготовленные вместе с родителями. Затем идет дегустация блюд учениками класса.

Капитан. Команда! Равняйсь! Смирно! Поздравляю с успешным выполнением задания! Отправляемся в обратный путь.