Глубоко под землей бежала голубая
змейка метропоезда. Внутри этой голубой змейки
сидели разные люди, и среди них – обыкновенный
семилетний мальчик, правда... очень
взволнованный.
Это и был тот самый Гера, о котором
пойдет речь. А волновался он не случайно. Дело в
том, что все люди ехали кто куда, но Гера-то ехал в
невиданное путешествие.
– Станция
"Коньково-Горбунково", – раздалось из
динамика. – Осторожно, двери закрываются.
Следующая станция – "Нотный Стан".
Гера вскочил и заранее занял место у
выхода. Ведь в его руке был зажат билет именно до
волшебной станции "Нотный Стан", потому что
позавчера Гера на одни пятерки закончил первый
класс музыкальной школы. Если такой ученик
разгадает двенадцать загадок "Нотного
Стана", то попадет в Чудо-Комнату! А в
Чудо-Комнате можно услышать любую музыку любых
времен и любых народов! Было отчего волноваться...
Наконец двери открылись, выпустили
Геру, хлопнули за его спиной, – и укатила в черный
тоннель голубая змейка с разными людьми, которые
ехали кто куда.
Гера остался один в подземном зале.
"Значит, в моем поезде, кроме меня, не было ни
одного музыканта-отличника!" – удивился Гера,
но тут же вспомнил, что электрички метро ходят
очень часто. Вот и сейчас на рельсы в тоннеле лег
слепящий отсвет и послышался шум
приближающегося поезда.
Гера поспешил к выходу: он хотел всё
сделать самостоятельно. Ради музыки наш отличник
был готов двенадцать геройских подвигов
совершить, а не то что разгадать двенадцать
загадок! Он даже приехал сюда один, без мамы...
Но выход выглядел очень странно. Ни
лестниц, ни эскалаторов. Обычная дверь, да еще без
ручки, зато с двумя какими-то непонятными
прорезями.
У двери его встретила симпатичная
пожилая дежурная по станции в красной шапочке.
"Как она похожа на мою бабушку! – удивился
Гера. – Ну просто бабушка Красная Шапочка!" В
одной руке она держала пирожок, а в другой – два
ключа. Гера сразу углядел, что ключи не простые, а
музыкальные: скрипичный и басовый.
Красная Шапочка, приветливо улыбаясь,
протянула мальчику пирожок:
– Подкрепись! Путешествие будет
долгим.
– Благодарю, – вежливо ответил Гера
и откусил пирожок. – Очень вкусный.
Пришел и ушел поезд, на станции
по-прежнему никого не было, отличники что-то не
спешили. Когда Гера дожевал пирожок, Красная
Шапочка надела ему на руку вот такие часики.
– На этих часиках будет отмечена
каждая правильная отгадка. А чтобы открыть дверь,
выбери один из ключей, – и дала на выбор два
ключа: скрипичный и басовый.
Гера выбрал басовый ключ и подошел к
двери. "Вылетишь в трубу!" – предупредил
чей-то мелодичный голосок. "Не верю, – подумал
Гера. – Во-первых, труба на крыше, а я выбрал
нижний ключик. Во-вторых, если вылечу – будет еще
интересней". И решительно вставил в прорезь
двери басовый ключ...
Тут же дверь, Красная Шапочка и сама
станция метро "Нотный Стан" исчезли, а Гера
будто полетел куда-то.
Очень скоро полет прекратился. Было
темно и тихо.
– Куда я попал? – заволновался Гера.
– Что, испугался? – пропел
мелодичный голосок. – Но ведь басовый ключ ты
выбрал сам!
– Да, сам, – робко ответил Гера. – И
ответ найду сам.
Он осторожно вытянул руки и нащупал
вокруг себя стенки.
– Похоже, я оказался в ящике,
деревянном, – прошептал он. "При чем же тут
басовый ключ? Где же отгадка? ...Не спеши, –
успокоил он себя. – Отгадка где-то здесь".
Между тем глаза немножко привыкли к
темноте, и мальчик увидел, что стенки ящика
тянутся далеко вверх, как труба.
– Басовый ключ, басовый... труба
деревянная... Понял! – тихонько воскликнул он. –
Это басовая труба органа! Она деревянная,
широкая. И длинная, как коридор: девять метров.
Вот в какую трубу я вылетел!
И сразу же в трубе стало светлее, а на
часиках, там, где обычно стоит цифра 1, загорелась
маленькая нотка:
– Ура! Первая загадка разгадана!
– закричал от радости Гера, и в трубе так гулко
отдались его слова, что пришлось зажать уши.
Потом опять стало тихо, и Гера
загрустил.
– Первую задачу я решил. Теперь,
чтобы выбраться отсюда, надо что-то делать! – Он
огляделся и на стенке трубы обнаружил две кнопки:
на одной нарисован знак "диез", на другой –
"бемоль".
– Зачем же унывать! – ободрил сам
себя Гера. – Сейчас я нажму на одну из этих
кнопочек.
В трубе стало еще чуть-чуть светлее, а
на часах, на месте цифры 2 зажглась вторая нота:
– Ух ты! Значит, как поступить –
это тоже загадка! – шепотом воскликнул мальчик и
смело надавил на кнопку с "бемолем".
Тесные стены сразу отступили, а Гера
почувствовал, что лежит в мягкой постели...
2
Гера очутился в собственной комнате, в
своей кровати. Была ночь, все вокруг спало в
полной тишине... Гера стал вспоминать: сначала он
попал в басовую трубу органа, а потом нажал
кнопку "бемоль"...
– Ну как же я забыл! – огорчился
мальчик. – Ведь басовая труба органа издает
самый низкий звук, который можно услышать. А я еще
на полтона спустился с этим бемолем! Вот и
оказался – в тишине...
И вдруг, несмотря на такое плачевное
положение, на часиках загорелась третья нотка:
Гера облегченно вздохнул: игра
продолжается. Значит, признать ошибку – тоже
разгадка! А комната начала наполняться звуками
–шорохами, поскрипываниями, шумом листьев за
окном.
"Это даже хорошо, что я на время
попал домой, – подумал Гера, засыпая. – Отдохну
перед продолжением трудной дороги. А тишина –
это ведь тоже музыка, только неслышная. Хотя я
ведь ее прекрасно слышу...
И стихи про нее есть, и музыкальные
произведения. В "Домашней симфонии" Рихарда
Штрауса вся медленная часть – про тишину, и ее
играет целый симфонический оркестр... А
"Сладкая греза" Чайковского..."
Мысли его текли одна за другой, как
волны. А на волшебных часах загорелась еще одна
нотка:
Ведь эти знания тоже были отгадкой! Но
Гера не видел изменений на часах: он спал, и ему
снилась музыка тишины...
3
То ли во сне, то ли наяву оказался наш
герой снова на станции "Нотный Стан", перед
большой странной дверью без ручки. А симпатичная
приветливая Красная Шапочка снова предлагала
ему на выбор два ключа: скрипичный и басовый.
На этот раз Гера выбрал скрипичный
ключ, вставил его в прорезь и... услышал птичьи
голоса, в глаза хлынул голубой свет. Мальчик
очутился перед деревом, над которым
безостановочно кружили не то поющие, не то
кричащие птицы.
– Какие странные птицы... –
Присмотревшись, Гера понял: вместо хвостов у птиц
развеваются нотоносцы с мелодиями.
И тут же на Гериных часиках загорелась
новая нотка:
– Вот это да! – воскликнул Гера.
– Значит, внимательно смотреть – это тоже
серьезная задача!
И он старался смотреть еще
внимательней. И заметил: на ветках зеленели
буквы, некоторые птицы сидели на дереве – голоса
их звучали сильно, мелодично, а голоса тех, что
звучали невнятно, фальшиво, летали под потолком.
Летающие птицы вдруг заметили Геру – и
устремились к нему, хлопая крыльями. Хвосты их
развевались, как ленты, они стали садиться Гере
на плечи, на руки, на голову... Птицы явно о чем-то
просили.
Покормить их было нечем, да и не есть
они хотели: повсюду виднелись россыпи пшена,
конопли, овса и семечек. "Попугаечная смесь!"
– отметил про себя Гера и с надеждой посмотрел на
часики. Новая нотка не загоралась, знания по
естествознанию здесь, увы, не годились.
– Но что же я должен делать? –
спросил Гера, уже начиная уставать от какого-то
странного звукового беспорядка...
Гера еще раз осмотрел птиц, удобно
устроившихся у него на руках и плечах, одна даже
залезла ему в карман, откуда торчал только ее
музыкальный хвост. Затем Гера еще раз осмотрел
дерево.
– Я понял! Я сам должен посадить
этих птиц на ветки, но не абы как, а на те ветки, на
которых записан первый звук мелодии с птичьего
хвоста! – Взяв одну из птиц, он посадил ее на
ветку "Соль первой октавы". Потом он нашел
места и для других птиц.
Попадая на ветку, каждая птица
начинала петь свою песенку чисто и ясно. Зазвучал
хор – разноголосый и веселый, как узоры в
калейдоскопе. Хотелось слушать и слушать.
Гера так увлекся этим занятием, что
вспомнил о часиках, только найдя место для
последней птицы. А на часиках давно уже горело
целых шесть ноток!
– Полпути пройдено! – радостно
прикинул Гера и тут увидел прислоненные к дереву
знакомые "диез" и "бемоль".
– Ну, диез, как я знаю, все звуки на
полтона повышает. Да зачем же выше птиц!? А с
бемолем я тоже знаком...
Однако бемоль прямо на глазах начал
расти и стал похож на крутую горку. Он словно
приглашал позабавиться.
– Ура! Покатаемся! – мальчик
вскарабкался на диковинную горку и... заскользил.
– А-а-а! – завопил Гера, опомнившись. – Опять
вниз...
4
Гера ожидал снова попасть в темноту, но
над ним сияло ясное небо. Ветерок покачивал
неведомые деревья, рядом с белоснежной колонной
стоял кудрявый мальчик в белом хитоне – короткой
просторной одежде, похожей на наволочку.
Мальчик с любопытством глядел на Геру.
– Привет, – сказал Гера.
– Привет, потомок, – вежливо
улыбнулся мальчик. – К нам давно уже не попадал
никто из ваших.
– Я что, в Грецию провалился? – с
тревогой спросил Гера.
– Угу, в Древнюю, – сообщил мальчик.
Гера взглянул на часики. Они были целы,
но ни одной новой нотки не прибавилось. "Знания
по истории и географии не учитываются", –
вздохнул Гера.
– Что же я должен делать? – спросил
он у мальчика.
– Да загадку нашу древнегреческую
отгадать, – успокоил его тот. – Вот, смотри! – он
развернул перед Герой свиток.
Гера увидел семь нотных строчек:
– Тут всё по-вашему обозначено. Ясно
же, что у вас там все не так, как у нас тут, –
пояснил мальчик. Гера взглянул на свиток, потом
опять на мальчика. Тот засмеялся.
– Что, не понял? У вас переставляют
семь ступеней октавы на разные лады? Ну, и у нас
тоже. Только у вас всего два лада осталось, а мы
пользуемся всеми семью. Узнай свои два лада – и в
путь!
Гера смотрел внимательно. "Названия
незнакомые, а построение?"
– Вот мажорный лад, – сказал Гера
вслух. – Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
– Верно, – кивнул мальчик. – Вот и
часы твои не отстают!
Гера глянул на часы – там уже
загорелась новая нотка:
– Но где же минор? – Гера еще раз
пересчитал все интервалы... и нашел, что искал: –
Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон, – весело
отчеканил наш герой и поднял над головой руку с
часами, – горело уже восемь ноток!
– Отлично! – похвалил собеседник. –
Он скатал свиток, сунул его под хитон и, порывшись
там, достал знакомые нам два ключа. – Выбирай
быстрее, а то сейчас дождь пойдет!
Гера коснулся басового ключа – и тут
же небо заволокло тучами, а юный эллин убежал.
5
Геру от дождя отделило невесть откуда
взявшееся окно.
Дождь барабанил по стеклу, выколачивая
сразу и метр, и ритмические рисунки, а в комнате
под этот уютный перестук собралась целая
компания. В мягких креслах расположились
музыкальные инструменты: флейта, литавры, а между
скрипкой и лирой удобно разместился охотничий
лук. Чуть поодаль, у окна, стоял клавесин с
зажженной свечой (его Гера поначалу принял за
стол). Одну из стен занимали трубы органа. Гера
наш восседал на одной из басовых клавиш
раскрытого рояля – такого почему-то огромного,
что широкая, как скамейка, клавиша под Герой
нисколько не проминалась.
Пока Гера осматривался, раздался
приятный, бархатный голос рояля.
– Наша загадка не так уж сложна,
дитя мое. Здесь множество музыкальных
инструментов. Ты сможешь продолжить свое
путешествие, когда скажешь, какие из
инструментов – мои родственники и предки.
– Интересно, – пробормотал Гера. –
А может ли вообще музыкальный инструмент не быть
родственником роялю? Ведь у рояля есть струны –
значит, он родственник скрипке. У него есть
клавиши – значит, он не чужой органу и
аккордеону. Внутри у рояля молоточки, да и по
клавишам ударяют пальцами – значит, рояль в
родстве и с ударными инструментами. Недаром в
джаз-оркестре рояль руководит ритм-группой!
Пожалуй, только с духовыми инструментами рояль в
неблизком родстве – разве что через орган, у
которого есть и клавиатуры, и трубы...
– Вот и молодец, мальчик! – пробасил
царственный инструмент. – Родичей моих ты
угадал. А вот кто из них – мои прямые предки?..
Гера даже вздрогнул от неожиданности:
он не думал, что его бормотание будет услышано.
Глянул на часы – так и есть: на них добавилась
нотка:
Тогда Гера спрыгнул на пол, поклонился
роялю и продолжил ответ:
– Простите, ваше величество, но ваши
предки – все деревянные ящики с натянутыми
струнами: и скрипки, и гусли, и даже лира. Она хоть
и без ящика, зато ваши струны натянуты на очень
похожую металлическую раму. А общий ваш предок –
охотничий лук: он самая первая натянутая струна,
родоначальник всех музыкальных инструментов со
струнами. Да, еще: вот у окошка стоит ваш дядюшка
– клавесин...
Рояль был так доволен, что больше не
издал ни звука – он обдумывал услышанные слова
ученика, а Гера глядел, как на волшебных часах
постепенно разгорается новая нотка:
И только она разгорелась в полную силу,
как гостеприимная комната исчезла – и прямо
перед Герой вырос добротный, прочный, как
настоящая лестница, диез. Бемоля рядом не было.
– Ага, – обрадовался Гера, –
выбирать уже не из чего, я почти у цели! Скоро я
услышу музыку в Чудо-Комнате! – и он поднялся на
чуть кривую ступеньку диеза.
6
Похоже, Гера попал в зоопарк. Мальчика
окружили неизвестной породы зверьки – таких он
никогда не встречал. Среди них был один зверь
очень важного вида, со скрещенными на груди
лапами. Он-то к Гере и обратился:
– Загадка последней комнаты – и
самая сложная, и самая простая. В этом как раз ее
сложность. И простота.
Гера в недоумении разглядывал зверя.
Зверь молча смотрел на Геру. Остальные зверьки
были настроены вполне дружелюбно, и
расположились они так, чтобы их хорошо было
видно. "Но где же в этой комнате хоть что-нибудь
музыкальное?.." Под немигающим взглядом
главного зверя Гера сделал шаг, другой – и чуть
не упал, наступив на какой-то предмет. Мальчик
наклонился посмотреть и понял: это был маленький
пластмассовый камертон-свисток.
Гера дунул в него – и услышал звук Ля
первой октавы.
Звери даже глазом не моргнули.
На часиках тоже ничего не прибавилось.
Но вскоре поиски увенчались успехом –
к первой находке прибавилась еще одна:
музыкальные ключи. Но на этот раз открывать было
нечего. Дверей попросту не было...
Итак, в распоряжении Геры имелись: ключ
басовый – Фа, ключ скрипичный – Соль, камертон –
Ля и четверо диковинных зверьков. Всего семь
подсказок...
– Так это же семь нот! – Гера даже
подпрыгнул от радости, но на циферблат украдкой
все же взглянул – для проверки. И точно: там уже
горела предпоследняя нотка – Ля диез:
– Осталось вас рассадить по
порядку, – объявил Гера.
Главный зверь торжественно ответил:
– В этом вся сложность. И простота!
Но Гера уже не отвлекался на его слова.
Мальчик положил на середину комнаты Фа, Соль, и
Ля, затем принялся внимательно рассматривать
зверьков. И он увидел:
Зверя
он посадил первым.
Главного зверя – вторым.
Зверя
– третьим.
Зверя
Гера посадил самым последним – и на часиках тут
же загорелась последняя нотка – круг нот
замкнулся!
7
И вот цель путешествия – Чудо-Комната
– достигнута!
Но что это? Комнатка самая обычная,
небольшая, даже мебели в ней почти не было: только
на стенке висело большое зеркало и под ним стояла
какая-то тумбочка.
Гера подошел поближе и уже начал было
разглядывать собственную разочарованную
физиономию, как вдруг заметил, что тумбочка –
никакая не тумбочка, а настоящий пульт, похожий
на дирижерский, только с кнопочками. Кнопочки
располагались в два ряда. Над левым рядом была
надпись "Страны", а над правым – надпись
"Времена".
– Неужели и вправду может случиться
чудо? – взволнованно прошептал Гера. – Попробую
сначала сюда... – он нажал кнопочки
"Австрия", "ХVIII век".
Что тут началось! Вокруг зашуршали
шелковые одежды придворных красавиц, комната
превратилась в дворцовый зал, многократно
увеличенный зеркальными стенами, в которые
разрослось скромное комнатное зеркало. А главное
– зазвучала настоящая, живая музыка! Это был
клавесин: шелестящие серебристые звуки
напоминали то перестук дождевых капель, то звук
птичьих коготков, цепляющихся за струны.
В зеркалах отражались плавно
танцующие фигуры дам и кавалеров, за
инструментом сидел музыкант в напудренном
парике, а за пультом управления стоял сам Гера,
тоже в напудренном парике. И вся эта картина была
сплетена из тоненьких линий и нежных красок.
Музыка смолкла. Гера у пульта, один, без
парика, из зеркала на него глядел обыкновенный
живой мальчик – ученик первого класса
музыкальной школы.
– Какие же кнопки нажать еще?
Попробую вот эти: "Франция" и "ХХ век".
Тут же комната очень странно
изменилась: казалось, нигде больше не осталось ни
одной линии! Мир лепился прямо из красок, из одних
лишь красок, наплывающих друг на друга,
перетекающих из цвета в цвет...
Гера чувствовал себя мошкой в чашечке
фантастического светящегося пестрого цветка. И
эту картину тоже рисовала, лепила музыка! Только
в ней не было мелодических линий, а все заполнила
гармония красок, звуковых пятен...
Но кончилась и эта музыка, и снова Гера
увидел в зеркале себя, раскрасневшегося от
переполнявших его музыкальных впечатлений. И,
конечно, он нажал на кнопки "Россия" и
"ХIХ век".
Зеркало побелело и покрылось инеем,
комната превратилась в скованную морозом лесную
опушку. Ритмично пульсируя в тишине, тянулась
застывшая мелодия кларнета, словно ветер дул в
пустой заледеневший стебель. Звучал
фортепианный концерт П.И. Чайковского.
Музыка и картины менялись одна за
другой. Эта игра была очень увлекательная, только
Гера почувствовал, что он очень устал, глаза
просто слипались сами собой. Гера незаметно для
себя заснул... А когда утром он проснулся у себя в
постели, то был уже не тем мальчиком, который,
волнуясь, зажимал в руке билет на станцию «Нотный
Стан». Это был Гера, совершивший двенадцать
подвигов – пусть не Геракловых, а Гериных. Это
был уже не обыкновенный мальчик, а человек,
добившийся встречи с МУЗЫКОЙ…
А вот свои часики с двенадцатью нотами
Гера так и не нашел, как ни искал…