Юлия ВЬЮНКОВА,
психолог, Москва
Какова воспитательная эффективность
вашего стиля педагогического общения?
Прочитайте утверждения и соотнесите
их с собственным опытом работы.
Утверждения
1. Я умею выдержать паузу после
формулировки проблемы, вопроса, чтобы не мешать
детям думать, принимать решение.
2. Я не веду ребенка за руку в решении
проблемы, вопроса, задания. Свое общение с детьми
начинаю с вопроса: "Что скажете?", "Что
думаете?", "О чем молчите?"
3. Я могу выбрать нужную меру помощи,
чтобы каждый ребенок смог выполнить работу
относительно самостоятельно.
4. Я никогда не повторяю ответы
детей, литературно формулируя их мысль.
5. На моих уроках дети имеют
возможность задать вопрос, высказаться,
чувствуют себя спокойно и естественно.
6. Я считаюсь с желанием детей
продолжить тот или иной вид работы, если они
испытывают состояние вдохновения, творчества,
даже если это не предусмотрено планом урока.
7. Я принимаю ошибки детей, так как их
ошибки являются источниками вопросов, проблем,
обсуждаемых классом.
8. Я владею активными методами и
формами работы (игровыми, тренинговыми,
театрализацией и др.).
9. Я владею методами сохранения
нервно-психического здоровья детей.
10. Я могу снять раздражение, гнев,
агрессию у ребенка, умею переключить его
внимание на учебную деятельность.
11. Я являюсь для своих детей
(учеников) товарищем, единомышленником,
равноправным партнером в их учебных и классных
делах.
12. Я стараюсь познать своих детей.
Даю понять, что вижу их достоинства независимо от
их учебных успехов.
13. Я умею насытить школьную жизнь
детей разнообразной творческой деятельностью,
чтобы каждый имел возможность реализовать себя.
14. Я учу ребят анализировать
поведение, чувства, поступки не только
литературных героев, но и свои, своих товарищей,
взрослых людей.
15. Я поощряю интеллигентное и
открытое выражение детьми своих чувств.
16. Я развиваю у детей способность
видеть и ценить индивидуальность других.
17. Я стараюсь поддержать симпатии
детей друг к другу. Помогаю каждому найти
товарища.
18. В учебно-воспитательном процессе
постоянно возникают ситуации, когда общение
детей друг с другом идет непосредственно, без
моего вмешательства и побуждения.
19. Мои дети (ученики) владеют
коллективными приемами решения проблем. Умеют
слушать друг друга, не блокируют чужих идей.
20. Я не использую отметки в качестве
поощрения и наказания.
Баллы
2 – абсолютно верно
1 – да, верно
0 – ни да ни нет
–1 – в общем нет
–2 – нет, неверно
Обработка результатов
Сложите баллы по каждому утверждению,
а полученную сумму разделите на 20 (количество
вопросов). Итоговое число свидетельствует об
уровне эффективности Вашего педагогического
общения.
Уровень 1
Количество баллов от 2 до 1,1
Вы демократичный учитель, который
владеет условиями организации обучения,
направленными на общее развитие учеников. Вам
успешно удается учитывать в своей работе
индивидуальные особенности ребенка. Умеете
стимулировать развитие коллектива. Ваши ученики
испытывают интерес к общению с Вами. Однако
подумайте, не является ли Ваше мнение о себе
следствием завышенной самооценки, проявившейся
в Ваших ответах на вопросы?
Уровень 2
Количество баллов от 1 до 0,1
Вы осознаете основные условия
организации обучения и непосредственного
общения с учениками. Чтобы осознание перешло в
каждодневную практику, Вам следует создавать
ситуации для развития детской
самостоятельности, индивидуального творчества,
больше поощрять инициативу, направленную на
освоение ребятами знаний и опыта.
Уровень 3
Количество баллов от 0 до –0,9
Вам следует серьезно переосмыслить
свое общение с детьми. Для некоторых Ваш стиль
общения подходит, но другие могут испытывать
неуверенность в общении с Вами. Проанализируйте
те утверждения, которые Вы не приняли. Что
вызвало Ваше несогласие? На какие позиции Вы
могли бы уже сейчас взглянуть по-другому?
Начинайте действовать!
Уровень 4
Количество баллов от –1 до –2
Одно из двух: Вы или авторитарны, или
же, наоборот, излишне опекаете детей. В обоих
случаях ученикам трудно общаться и работать с
Вами, а ведь большинство детей этого возраста
переносят отношения к учителю на отношение к
предметам, которые он преподает. Для создания
атмосферы, способствующей максимальному
развитию личности каждого ученика, Вам имеет
смысл изменить стиль общения, сложившийся в
классе. Если Вы готовы это сделать, начинайте с
переосмысления любой из обозначенных выше
позиций.
|