Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Лариса ЧЕРНИЕВСКАЯ,
учитель гимназии № 22,
г. Белгород

Самый главный металл

4-й класс

Тема. "Главный металл".

Цели. Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи; пробудить интерес к познанию окружающего мира; помочь осознать важность открытия человеком железа и его роли в развитии цивилизации; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование. Учебник "Мы и окружающий мир" (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков; изд-во "Учебная литература", 2003); индивидуальные карточки; глобус; физическая карта РФ; карта Белгородской области; карточки-аппликации; компасы; коробочки с кусочками железной руды; магниты; плакаты "Чугун и сталь", "Полезные ископаемые"; сборники "Родное Белогорье";

ХОЛ УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Добрый день, друзья! Я рада вас видеть Все ли готовы к уроку?

Дети. Да!

У. Тогда вперед! Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля. Что же мы о ней уже знаем? О чем будем говорить сегодня?

Учитель открывает запись на доске.

Это планета Солнечной системы.
Имеет шарообразную форму.
Окружена воздушной оболочкой.
Поверхность ее – горы, равнины, овраги.
На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди.
Внутри (в недрах) – ?

II. Актуализация знаний учащихся

У. Прочитайте внимательно текст на доске. Как вы думаете, о чем идет речь?

Д. О нашей планете.
– О планете Земля.

У. Как вы озаглавите текст?

Д. Земля.

Учитель прикрепляет на доску карточку со словом "Земля".

У. Что же нам предстоит сегодня выяснить?

Д. Что находится в недрах Земли.
– Как она устроена.
– Что у нее внутри есть ядро.
– О ее богатствах.

У. А что является ее богатствами?

Д. Полезные ископаемые.

У. Верно.

Учитель прикрепляет карточку "Полезные ископаемые". В результате на доске появляется запись:

У. Обратимся к словарю.

Дети читают термины по карточкам.

У. Все ли слова вам знакомы?

Д. Да.

У. Какое слово вы считаете лишним и почему?

Д. Геолог – профессия человека, все остальное – полезные ископаемые.

У. Оставшиеся слова распределите на две группы. Догадались, по какому признаку?

Д. Да, можно распределить на металлы и неметаллы.

В результате работы на доске получается запись.

У. Какие еще металлы вы знаете?

Д. Алюминий, свинец, цинк, серебро.

У. Откройте учебник на странице 96 и рассмотрите образцы руд.

Дети выполняют задание.

 Как вы думаете, о каком главном металле пойдет речь сегодня на уроке?

Д. Наверное, о железе – мы его часто встречаем.
– Может быть, о золоте, потому что оно дорогое.

Учитель прикрепляет карточки со словами "Железо" и "Золото" под карточку "Полезные ископаемые".

Статья опубликована при поддержке компании "Ломторг", оказывающей услуги по приему и реализации лома черных металлов. Компания осуществляет приём металлолома в Москве на нескольких площадках, куда Вы можете его привезти как самостоятельно, так и заказать его вывоз со своей территории. В последнем случае, специалисты фирмы сами демонтируют конструкции из металла, погрузят металлолом в свой транспорт и вывезут на свои полигоны. В результате, клиент получит очищенную от хлама территорию и деньги за сданный металлолом. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, и их стоимостью Вы можете ознакомиться на сайте metallolomindustriya.ru.

III. Постановка целей и задач урока

У. Что мы хотим сегодня с вами выяснить? Посмотрите, какой у нас первый вопрос.

Д. Что находится в недрах земли?

У. Какой еще вопрос мы с вами выделили?

Д. Какой металл люди считают главным – железо или золото? И еще нужно определить, почему он главный.

Учитель записывает на доске три вопроса.

  • Что находится в недрах земли?

  • Какой металл люди считают главным?

  • Почему он главный?

У.  Из каких источников мы можем получить нужные сведения?

Д. Из учебника.
– Научной литературы.
– Можно спросить у родителей.
– У одноклассников.
– Можно найти в интернете.

IV. Включение домашнего задания в ход урока

Дома дети читали и иллюстрировали рассказ В.Грузинской "Магнит и компас".

У. Сейчас мы перенесемся в далекое прошлое, чтобы посмотреть, как люди открывали для себя металл, и оказаться рядом с пастухом Магнитом – героем древнего сказания, с которым вы уже познакомились дома. Какие замечательные иллюстрации к произведению вы нарисовали!

На обратной стороне доски выставка рисунков: слева – сюжетные (пастух в горах), справа – предметные (компас, магнит).

– Что интересного вы заметили в тексте?

Д. Этот текст можно разделить на две части.

У. Какие?

Д. Первая часть – это сказание, легенда, сказка, она написана в художественном стиле, а вторая написана в научном стиле.

У. Почему в названии текста автор поставил рядом слова "магнит" и "компас"? Какая между ними связь?

Д. В компасе используется намагниченная стрелка.

У. Давайте возьмем компас. Он поможет нам найти нужное направление и дорогу домой.

V. Практическая работа (знакомство с железной рудой и ее свойствами)

У. Что нужно сделать, чтобы определить по компасу направление на север?

Д. Сначала положить компас на ровную поверхность, потом снять стрелку с предохранителя и поворачивать корпус, пока синий конец стрелки не совпадет с буквой С.

У. Положите корпус на коробочку, которая лежит у вас на парте. Она же имеет ровную поверхность?

Д. Да!

У. Выполните необходимые действия.

Дети выполняют задание.

– Что вы заметили?

Д. Стрелка качается, прыгает, не останавливается!
– Наверно, компас сломался.

У. Что же происходит? Ведь мы с вами уже определяли направление "север – юг", и все было нормально!

Дети затрудняются объяснить.

– Какой предмет находится на вашем столе? Может быть, причина в нем?

Д. Коробочка.

У. Попробуйте убрать коробочку.

Д. Стрелка успокоилась. Компас работает нормально.

У. Как вы думаете, почему такое произошло?

Д. Надо посмотреть, что там.
– Может, там магнит?

Дети открывают коробочку и обнаруживают кусочки железной руды.

У. Попробуйте определить свойства руды.

Идет работа в группах. Дети обсуждают свойства руды. Учитель записывает на доске ответы.

На доске:

Твердая, холодная, тяжелая, ржавая, притягивается магнитом.

VI. Работа с картой

У. Такое же непонятное поведение стрелки компаса наблюдал Иван Михайлович Губкин – руководитель группы геологов-разведчиков на территории Белгородской области у города Старый Оскол. Компас помог ученому обнаружить подземные залежи богатой железом руды. Это место назвали – Курская магнитная аномалия (КМА). Первые килограммы железной руды были подняты из шахты в 1933 г. Сейчас же Стойленский рудник дает стране ежегодно по 4 млн тонн отличной железной руды.

Учитель прикрепляет опорную схему на карту Белгородской области.

– В Губкине, Старом Осколе и Белгороде есть необычные памятники: на невысоких постаментах – тяжелые глыбы, огромные осколки железной руды, железо, добытое из родной земли белгородскими горняками. Это памятники трудовым свершениям рабочего народа. Откройте в учебнике физическую карту Российской Федерации "Полезные ископаемые", рассмотрите, каким знаком изображают железные руды, где они залегают.

Учитель наносит на карту РФ аппликации:

VII. Работа с текстом

У. Интересно, какой же металл мы нашли – главный или нет? Давайте прочитаем текст О. Корякова "Главный металл" и тогда точно ответим на этот вопрос.

Дети читают.

 Можем ли мы теперь ответить на вопросы, которые сформулировали?

Учитель обращает внимание детей на вопросы, записанные на доске.

 Какой же металл люди называют главным?

Д. Железо, потому что железо есть у нас в организме, а еще оно может содержаться в пище.
– Из железа много всего делают, например станки, ножницы.

У. А может быть, всё-таки золото? Ведь это драгоценный металл.

Д. Мне папа говорил, что золото – это мягкий металл, он очень быстро стирается, а железо очень прочное! Да, железо сейчас основной материал.
– Я знаю, что наш век называют железным.

У. А раньше?

Д. А раньше был каменный век, медный век и бронзовый.

У. Верно. А с первого тысячелетия до нашей эры по настоящее время – железный век. Теперь вы знаете, почему железо называют главным металлом. Найдите в тексте ответы на вопросы, которые записаны на доске. Помните, вы можете выбрать себе любой вопрос.

Детям предлагаются разные по уровню сложности вопросы, что дает возможность активно работать всем ученикам класса.

На доске:

1. Где можно обнаружить железо?

2. Найди в тексте пословицу и объясни ее смысл.

3. Какие железные предметы, перечисленные в тексте, на твой взгляд, не нужны.

Дети отвечают на вопросы.

Д. Железо можно обнаружить в земле, в воде, почти везде.
– Я нашел такую пословицу: "Железом и золото добуду".
– Я отвечал на третий вопрос. Мне кажется, что не нужны танки, пушки, пулеметы и винтовки, потому что люди не должны убивать друг друга.

VIII. Поисково-творческая работа

У. Дома вы готовили материал. На уроке каждая группа получила следующие задания.

Каждая группа заранее получила текст и вопросы, на которые надо было ответить.

Группа 1

1. Как добывают руду?

2. Как руду превращают в металл?

Группа 2

1. Из чего делают железо?

2. Сколько железа в куске хлеба, который ты съел за завтраком?

Группа 3

1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения о Белгородчине.

Белые лебеди –
От земли святой.
В народе сила,
Всё богатство наше – от труда,
Древнюю легенду сохранила
Резедой Донца пропахшая вода.
Сказка о мече зарытом богатырском
Оказалась явью в Белых Лебедях –
Будто кони мощные там рыскают,
Поезда с рудой магнитною гудят.
И ее Руси в избытке хватит,
Чтоб ковать орала и мечи.
Белгород – России белый факел –
Над степями светится в ночи.

И.Пашков

У. Итак, отвечаем на вопросы.

Дети используют материал, который они подготовили дома: показывают иллюстрации рудника, рассказывают о водяной пушке и мощной технике, работающей на руднике.
Используя таблицу "Чугун и сталь", ученики из первой группы рассказывают о работе доменной печи.
Вторая группа отмечает, что железо не делают, а добывают из земных недр; сообщает, что немного железа содержится в разных продуктах питания и в воде, а значит, и в хлебе – тоже.
Ученики третьей группы выразительно читают предложенное им стихотворение.

У. Как здорово, что мы с вами белгородцы!

IX. Домашнее задание

У. Подробная информация о домашнем задании есть в ваших индивидуальных карточках.

1. Определи свойства железа (железных предметов). Результаты запиши в рабочую тетрадь.

2. Подбери интересный материал по теме "Железо".

3. Сочини легенду о сказочном богатыре, потерявшем свой чудо-меч в окрестностях Старого Оскола.

4. Составь кроссворд на тему "Железо".

5. Разузнай, что называют "черным золотом".

– Напоминаю, вы можете выполнить то, что вам более интересно.

Х. Итоги урока

У. А сейчас – заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? В чем вы испытали затруднения? Закончите предложения, которые есть в ваших индивидуальных карточках.

1. Вспомни свои впечатления на уроке.

2. Закончи предложения:

Я работал с _____________ настроением.

Я _____________________ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда ______.

Я бы хотел стать более ______________.

Д. Я работал с хорошим, веселым настроением.
– Я очень доволен собой.
– Я испытал затруднение, когда настраивал компас для работы, разыскивал в тексте лишние предметы из железа.
– Мне бы хотелось быть более уверенным.
– А мне – более догадливым.

У. Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились, давайте еще раз вспомним все поставленные вопросы.

Дети перечисляют основные вопросы и еще раз отвечают на них.

– Вы все были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!

Комментарий к уроку

На этом уроке, темой которого является ознакомление школьников с железом – "главным металлом" в хозяйственной деятельности человека, мы видим проявление процессуальности – одного из свойств методической системы.

Хочется обратить ваше внимание на следующие моменты.

1. Весь материал урока является органичным продолжением ранее изученного материала. Прослеживается внутренняя связь между элементами учебного материала: Земля – планета ---> внутреннее строение Земли ---> недра, полезные ископаемые ---> металлы ---> железо (главный металл).

2. В результате обсуждения учитель подводит детей к формулировке темы урока "Главный металл" и выделению двух металлов: железа и золота. Дальнейшее построение урока (серия вопросов учителя, работа с текстом) позволяет детям найти подтверждения и сделать вывод, что именно железо – главный металл, а не золото.

3. Учитель умело использует знания ребят о компасе (его устройство и свойства) и свойство железа притягиваться к магниту.

Результаты опыта с компасом и коробочкой приводят школьников в недоумение. Возникает коллизия – стрелка компаса должна остановиться и показать направление "север – юг", а этого не происходит. Возникает вопрос: почему? Надо найти ответ. Открыв коробочку, дети обнаруживают там кусочки металла. Затем идет изучение свойств железа и так далее.

4. На данном уроке мы видим, что учитель дает простор проявлению индивидуальности каждого ребенка. Ученик по своему усмотрению выбирает вопрос или задание для самостоятельной работы. При этом все дети включаются в процесс обучения.

5. Окружающий мир – это и широкая картина мира и родной край, землеведение и краеведение. Ознакомление с полезными ископаемыми, промышленностью, людьми Белгородчины не только расширяет знания и кругозор детей, но и наполняет их гордостью за свой край, способствует постепенному формированию гражданского самосознания детей.

Нинель ДМИТРИЕВА