Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Лилия ФЕНТИСОВА,
учитель школы № 18,
г. Белгород

Воспитывая душу

1-й класс

Тема. "Композиция произведения".

Цели. Обобщить начальные представления об элементах сюжета: завязка, кульминация, развязка; ввести понятие "сюжет"; познакомить с произведениями Е.Чарушина "Томка", А.Барто "Я одна ничья сестра", В.Орлова "Кто кого обидел первый?" и В.Берестова "Обида"; продолжить работу с литературными понятиями: "диалог", "монолог"; развивать навыки сравнения литературных произведений, умение различать художественную литературу и научную, прозу и поэзию, навыки выразительного чтения; воспитывать бережное отношение друг к другу, любовь к близким.

Оборудование. Учебник "Литературное чтение" (авт. В.Ю. Свиридова, изд-во "Учебная литература", 2001); "Азбука"; карточки, на которых изображены лица с разными выражениями, плакаты с понятиями; выставка книг Е.Чарушина; энциклопедии; словарь С.И. Ожегова; портреты Е.Чарушина и А.Барто; дидактический материал; лента времени.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Как ваши дела?

Дети. Спасибо. Хорошо.
– Нормально.
– Отлично.

У. Что это за слова такие, которыми мы с вами поприветствовали друг друга?

Д. Это слова вежливого общения. Речевой этикет.

У. В "Азбуке" мы знакомились с речевым этикетом – не только современным, но и со старинным. Давайте вспомним его. Как бы вы поприветствовали гостей сто лет назад?

Д. Пожалуйте, гости дорогие!
– Пожалуйста! Давно мы вас ждем, поджидаем.
–У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
–Удобно ль вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли места хватило?

У. Молодцы! Как вы сегодня приветствуете гостей?

Д. Здравствуйте, проходите, пожалуйста.

– Мы рады вас видеть.

У. Сравните старинные приветствия с современными. Что скажете?

Д. Раньше слова были более вежливыми, более ласковыми. Видно отношение хозяев к гостям.

II. Работа над рассказом "Томка" Е.Чарушина

У. Ну вот, молодцы, верно заметили, а теперь пора и за дело приниматься, ума-разума набираться.

Звучит музыка.

– Вам знакома эта музыка? Куда она нас зовет?

Д. В страну Литературию.

У. Верно, продолжим исследовательскую работу. Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествий по стране Литературии. Помогут вам в этом красочные плакаты с литературными понятиями: "завязка", "кульминация", "развязка". Откройте учебник на с. 42–45. Внимательно просмотрите и скажите, с чем мы будем сегодня работать?

Д. С прозой, поэзией, иллюстрациями.

У. Какой рассказ будем читать? Кто его написал?

Д. "Томка", автор Евгений Чарушин.

У. Кому из вас родители читали рассказы Евгения Чарушина?

Дети отвечают.

– Вижу, что мало кто знаком с творчеством писателя. Не огорчайтесь, вы уже научились читать, поэтому сами сможете их прочитать. А сегодня мои помощники подготовили небольшой обзор произведений Евгения Чарушина. Пожалуйста, ребята.

Подготовленные дети выходят к доске, показывают книги Е.Чарушина, называют их, говорят, о ком рассказ, и зачитывают отрывок.

– Ну что, захотелось вам прочитать эти рассказы? О ком пишет писатель?

Д. Он пишет о природе, о животных.

У. Да, ребята, Евгений Чарушин (показывая на портрет) знал и любил природу. Герои его книг – это звери и птицы. Но он не только писатель, он еще и художник. Большинство иллюстраций к книгам Евгений Чарушин нарисовал сам. А творил он в 1940–1950-е годы. Куда поставим наш флажок на ленте времени?

Дети определяют место на ленте времени.

Более 100 лет назад

100 лет назад

Бабушки, дедушки

Твои родители

Ты

– Предлагаю познакомиться с одним из его рассказов. Кто такой Томка? Как вы думаете?

Д. Может быть, это собака?
– А я думаю – кошка...
– Корова?
– Это может быть и попугай!

У. Давайте проверим! Послушайте рассказ.

Учитель читает рассказ.

Верны ли ваши предположения? Внимательно просмотрите текст и найдите слова, доказывающие, что это щенок.

Д. Загрызать, хвост кверху, нюхает.

У. Достаточно ли этих слов, чтобы точно определить, кто это?

Д. Нет. Это может быть и взрослая собака.

У. А что еще вам помогает?

Д. Иллюстрации.

У. Да, ребята, это действительно щенок, охотничий щенок, и у писателя есть о нем целая книга. Как вы считаете, этот рассказ героический или юмористический?

Д. Юмористический. Томка очень смешной, он никогда не видел корову. Он не знает, что когда приближаешься к предмету, то он увеличивается.
– Героический.

У. Рассмотрите иллюстрации и найдите предложения, соответствующие им.

Дети читают первое и второе предложение – к первому рисунку; третье – ко второму рисунку; четвертое, пятое – к третьему рисунку; шестое, седьмое – к четвертому рисунку; восьмое – к пятому рисунку; девятое – к шестому рисунку.
Затем ученики отвечают на вопросы из учебника (с.43).

– А теперь попробуйте прочитать рассказ так, чтобы было хорошо слышно, где Томка – герой, а где –трус.

Выразительное чтение детей.

– Вспомните трех сестриц: завязку, кульминацию, развязку. Внимательно посмотрите еще раз на иллюстрации и определите, какие из них соответствуют нашим сестрицам.

Д. Завязка – рисунок 1, 2; кульминация – рисунок 5; развязка – рисунок 6.

У. А знаете, как называется отец этих сестриц? Прочитайте об этом внизу с. 43.

Д. Сюжет.

У. Верно, а теперь определите в рассказе сюжет. Прочитайте предложения, соответствующие завязке, кульминации и развязке.

Дети читают первое и второе предложения к завязке, восьмое – к кульминации и девятое – к развязке.

У. Давайте сравним "Котенка Гава" Г.Остера и "Томку". Где рассказ, а где сказка? Докажите!

Д. "Котенок Гав" – это сказка. Такого быть не может, это вымысел; потому что животные не разговаривают.
– "Томка" – это рассказ. Такое может быть на самом деле.

У. А как бы о щенке написал ученый?

Д. Щенок – это детеныш собаки. Надо сказать про его цвет.

У. Как называется цвет шерсти?

Д. Окрас.
– Цвет его шерсти рыжий с черными пятнами.
– А еще можно сказать, что этот щенок относится к породе охотничьих собак.

У. Послушайте, что сказано о собаках в словаре. Сообщение подготовил Максим.

Максим. Собака – домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки. Дворовая собака. Охотничья собака. Сторожевая собака. Вот где собака зарыта! – вот в чем суть дела, в чем причина.

Д. Здесь коротко говорится о том, что означает слово "собака".

У. А я нашла в энциклопедии такие сведения. "Домашняя собака относится к роду волков. Судя по всему, домашние собаки происходят от волков, шакалов и сходных с ними хищников, которые одомашнены еще в каменном веке несколько тысяч лет назад". Можем ли мы это отметить на ленте времени?

Д. Нет.

У. "Все породы собак делят на три группы: служебные, охотничьи и декоративные. Группа охотничьих собак охватывает большое число пород: лаек, гончих, легавых, спаниелей, борзых и других". К какому виду литературы относится это описание?

Д. К научной литературе.

У. А к какому виду литературы относится рассказ, который мы прочитали?

Д. Это художественный текст. Автор описывает Томку – какой он, чего он боится.

У. А если вы напишите интересный рассказ о своем животном, в какой роли вы выступите?

Д. В роли писателя или ученого. Смотря какой рассказ получится.

У. Вот вам домашнее задание. Оно находится на с. 42 внизу. Прочитайте другие рассказы Евгения Чарушина. Расскажите о своем домашнем животном. Ребята, на с. 43, вверху над картинкой, есть слово "малюсенький...", нашли?

Д. Да.

У. Дома используйте это слово в рассказе и прочитайте, что получилось. Ребята, я вас специально отвлекла от рассказа и его героя. Напомните, кто герой этого рассказа?

Д. Томка.

У. Скажите, а как чувствовал себя Томка, столкнувшись с коровой?

Д. Испугался, обиделся.

У. А на кого же он обиделся?

Д. На всех, на мир, он еще глупый, потому что маленький.

У. Вам его жалко или нет?

Д. Жалко...
– Даже страшно было...
– Очень жалко...
– А мне нет, потому что он глупый, ничего не понимает...
– Но он же маленький...
– Ну и чего обижаться по пустякам.
– Он научится правильно реагировать, когда вырастет.

У. А вы помните такую потешку: "Федул, чего губы надул?"

Д. Да.

У. Что означает выражение "губы надул"?

Д. Обиделся, разозлился.

У. Кто может инсценировать эту потешку?

Д. – Федул, чего губы надул?

– Да, кафтан прожег.

– А велика дыра?

– Да, один ворот остался.

У. К какому виду литературы относится потешка?

Д. Это устное народное творчество.

III. Работа над стихотворениями

У. Вот также, наверное, чувствовала себя и девочка из стихотворения Агнии Львовны Барто "Я одна ничья сестра". Переверните страницу учебника и рассмотрите иллюстрацию. Прочитайте стихотворение и подумайте: это стихотворение смешное или грустное? Почему девочка жалуется?

Д. И грустное, и смешное. Девочке больно, вот она и жалуется всем. Ее поцарапала кошка.

У. Давайте представим себя на месте героини и прочитаем стихотворение счастливым, злым, капризным и строгим голосом.

Детям раздаются карточки, на которых изображены лица с разными выражениями.

 Ребята, так это точно стихотворение было, а может, это рассказ?

Д. Нет, здесь рифмы: "сестра" – "вчера", "царапай" – "с папой".

У. А с кем же девочка разговаривала?

Д. Сама с собой.

У. Вспомните из "Азбуки", как называется речь одного человека?

Д. Монолог.

У. А когда двое разговаривают?

Д. Диалог.

У. Теперь прочитайте стихотворение Виктора Орлова "Кто кого обидел первым" и скажите, можно ли назвать этот текст диалогом.

Д. Это – диалог. Автор разговаривает с мальчиками. Он задает вопросы, а дети отвечают.

У. Давайте прочитаем это стихотворение по ролям.

Дети читают по ролям, стараются передать свое отношение к поступкам героев.

IV. Итог урока

У. Ребята, сегодня мы читали разные произведения. Что их объединяет?

Д. Герои обижаются.

У. А что такое обида? Ее можно увидеть, потрогать?

Д. Нет!

У. А как мы узнаем, что кто-то обиделся?

Д. Это чувствуется.

У. Как вы чувствуете?

Д. Сердцем, душой. У обиженного человека на душе грустно, печально, плохо.

У. А какого отношения от окружающих ждет каждый человек?

Д. Чтобы его любили, понимали...

У. Сейчас я прочитаю стихотворение Валентина Берестова "Обида". Постарайтесь понять, что же нам советует поэт?

Учитель читает стихотворение.

Д. Прощать, быть добрыми.

У. А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло другу, соединив свои ладошки с его ладошками. На этом мы и закончим наше путешествие в страну Литературию. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.