Лилия ФЕНТИСОВА,
учитель школы № 18,
г. Белгород
Воспитывая душу
1-й класс
Тема. "Композиция
произведения".
Цели. Обобщить начальные
представления об элементах сюжета: завязка,
кульминация, развязка; ввести понятие
"сюжет"; познакомить с произведениями
Е.Чарушина "Томка", А.Барто "Я одна ничья
сестра", В.Орлова "Кто кого обидел первый?"
и В.Берестова "Обида"; продолжить работу с
литературными понятиями: "диалог",
"монолог"; развивать навыки сравнения
литературных произведений, умение различать
художественную литературу и научную, прозу и
поэзию, навыки выразительного чтения;
воспитывать бережное отношение друг к другу,
любовь к близким.
Оборудование. Учебник
"Литературное чтение" (авт. В.Ю. Свиридова,
изд-во "Учебная литература", 2001);
"Азбука"; карточки, на которых изображены
лица с разными выражениями, плакаты с понятиями;
выставка книг Е.Чарушина; энциклопедии; словарь
С.И. Ожегова; портреты Е.Чарушина и А.Барто;
дидактический материал; лента времени.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я
рада вас видеть. Как ваши дела?
Дети. Спасибо. Хорошо.
– Нормально.
– Отлично.
У. Что это за слова такие,
которыми мы с вами поприветствовали друг друга?
Д. Это слова вежливого общения.
Речевой этикет.
У. В "Азбуке" мы знакомились
с речевым этикетом – не только современным, но и
со старинным. Давайте вспомним его. Как бы вы
поприветствовали гостей сто лет назад?
Д. Пожалуйте, гости дорогие!
– Пожалуйста! Давно мы вас ждем, поджидаем.
–У нас для каждого найдется и местечко, и
словечко.
–Удобно ль вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем
ли места хватило?
У. Молодцы! Как вы сегодня
приветствуете гостей?
Д. Здравствуйте, проходите,
пожалуйста.
– Мы рады вас видеть.
У. Сравните старинные приветствия
с современными. Что скажете?
Д. Раньше слова были более
вежливыми, более ласковыми. Видно отношение
хозяев к гостям.
II. Работа над рассказом "Томка"
Е.Чарушина
У. Ну вот, молодцы, верно
заметили, а теперь пора и за дело приниматься,
ума-разума набираться.
Звучит музыка.
– Вам знакома эта музыка? Куда она
нас зовет?
Д. В страну Литературию.
У. Верно, продолжим
исследовательскую работу. Вооружитесь знаниями,
полученными во время путешествий по стране
Литературии. Помогут вам в этом красочные
плакаты с литературными понятиями:
"завязка", "кульминация",
"развязка". Откройте учебник на с. 42–45.
Внимательно просмотрите и скажите, с чем мы будем
сегодня работать?
Д. С прозой, поэзией,
иллюстрациями.
У. Какой рассказ будем читать?
Кто его написал?
Д. "Томка", автор Евгений
Чарушин.
У. Кому из вас родители читали
рассказы Евгения Чарушина?
Дети отвечают.
– Вижу, что мало кто знаком с
творчеством писателя. Не огорчайтесь, вы уже
научились читать, поэтому сами сможете их
прочитать. А сегодня мои помощники подготовили
небольшой обзор произведений Евгения Чарушина.
Пожалуйста, ребята.
Подготовленные дети выходят к доске,
показывают книги Е.Чарушина, называют их,
говорят, о ком рассказ, и зачитывают отрывок.
– Ну что, захотелось вам прочитать эти
рассказы? О ком пишет писатель?
Д. Он пишет о природе, о животных.
У. Да, ребята, Евгений Чарушин (показывая
на портрет) знал и любил природу. Герои его книг
– это звери и птицы. Но он не только писатель, он
еще и художник. Большинство иллюстраций к книгам
Евгений Чарушин нарисовал сам. А творил он в
1940–1950-е годы. Куда поставим наш флажок на ленте
времени?
Дети определяют место на ленте
времени.
Более 100 лет назад |
100 лет назад |
Бабушки, дедушки |
Твои родители |
Ты |
– Предлагаю познакомиться
с одним из его рассказов. Кто такой Томка? Как вы
думаете?
Д. Может
быть, это собака?
– А я думаю – кошка...
– Корова?
– Это может быть и попугай!
У. Давайте проверим! Послушайте
рассказ.
Учитель читает рассказ.
– Верны ли ваши предположения?
Внимательно просмотрите текст и найдите слова,
доказывающие, что это щенок.
Д. Загрызать, хвост кверху,
нюхает.
У. Достаточно ли этих слов, чтобы
точно определить, кто это?
Д. Нет. Это может быть и взрослая
собака.
У. А что еще вам помогает?
Д. Иллюстрации.
У. Да, ребята, это действительно
щенок, охотничий щенок, и у писателя есть о нем
целая книга. Как вы считаете, этот рассказ
героический или юмористический?
Д. Юмористический. Томка очень
смешной, он никогда не видел корову. Он не знает,
что когда приближаешься к предмету, то он
увеличивается.
– Героический.
У. Рассмотрите иллюстрации и
найдите предложения, соответствующие им.
Дети читают первое и второе
предложение – к первому рисунку; третье – ко
второму рисунку; четвертое, пятое – к третьему
рисунку; шестое, седьмое – к четвертому рисунку;
восьмое – к пятому рисунку; девятое – к шестому
рисунку.
Затем ученики отвечают на вопросы из учебника
(с.43).
– А теперь попробуйте прочитать
рассказ так, чтобы было хорошо слышно, где Томка
– герой, а где –трус.
Выразительное чтение детей.
– Вспомните трех сестриц: завязку,
кульминацию, развязку. Внимательно посмотрите
еще раз на иллюстрации и определите, какие из них
соответствуют нашим сестрицам.
Д. Завязка – рисунок 1, 2;
кульминация – рисунок 5; развязка – рисунок 6.
У. А знаете, как называется отец
этих сестриц? Прочитайте об этом внизу с. 43.
Д. Сюжет.
У. Верно, а теперь определите в
рассказе сюжет. Прочитайте предложения,
соответствующие завязке, кульминации и развязке.
Дети читают первое и второе
предложения к завязке, восьмое – к кульминации и
девятое – к развязке.
У. Давайте сравним "Котенка
Гава" Г.Остера и "Томку". Где рассказ, а где
сказка? Докажите!
Д. "Котенок Гав" – это
сказка. Такого быть не может, это вымысел; потому
что животные не разговаривают.
– "Томка" – это рассказ. Такое может быть
на самом деле.
У. А как бы о щенке написал
ученый?
Д. Щенок – это детеныш собаки.
Надо сказать про его цвет.
У. Как называется цвет шерсти?
Д. Окрас.
– Цвет его шерсти рыжий с черными пятнами.
– А еще можно сказать, что этот щенок
относится к породе охотничьих собак.
У. Послушайте, что сказано о
собаках в словаре. Сообщение подготовил Максим.
Максим. Собака – домашнее животное
семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные
собаки. Дворовая собака. Охотничья собака.
Сторожевая собака. Вот где собака зарыта! – вот в
чем суть дела, в чем причина.
Д. Здесь коротко говорится о том,
что означает слово "собака".
У. А я нашла в энциклопедии такие
сведения. "Домашняя собака относится к роду
волков. Судя по всему, домашние собаки происходят
от волков, шакалов и сходных с ними хищников,
которые одомашнены еще в каменном веке несколько
тысяч лет назад". Можем ли мы это отметить на
ленте времени?
Д. Нет.
У. "Все породы собак делят на
три группы: служебные, охотничьи и декоративные.
Группа охотничьих собак охватывает большое
число пород: лаек, гончих, легавых, спаниелей,
борзых и других". К какому виду литературы
относится это описание?
Д. К научной литературе.
У. А к какому виду литературы
относится рассказ, который мы прочитали?
Д. Это художественный текст.
Автор описывает Томку – какой он, чего он боится.
У. А если вы напишите интересный
рассказ о своем животном, в какой роли вы
выступите?
Д. В роли писателя или ученого.
Смотря какой рассказ получится.
У. Вот вам домашнее задание. Оно
находится на с. 42 внизу. Прочитайте другие
рассказы Евгения Чарушина. Расскажите о своем
домашнем животном. Ребята, на с. 43, вверху над
картинкой, есть слово "малюсенький...", нашли?
Д. Да.
У. Дома используйте это слово в
рассказе и прочитайте, что получилось. Ребята, я
вас специально отвлекла от рассказа и его героя.
Напомните, кто герой этого рассказа?
Д. Томка.
У. Скажите, а как чувствовал себя
Томка, столкнувшись с коровой?
Д. Испугался, обиделся.
У. А на кого же он обиделся?
Д. На всех, на мир, он еще глупый,
потому что маленький.
У. Вам его жалко или нет?
Д. Жалко...
– Даже страшно было...
– Очень жалко...
– А мне нет, потому что он глупый, ничего не
понимает...
– Но он же маленький...
– Ну и чего обижаться по пустякам.
– Он научится правильно реагировать, когда
вырастет.
У. А вы помните такую потешку:
"Федул, чего губы надул?"
Д. Да.
У. Что означает выражение
"губы надул"?
Д. Обиделся, разозлился.
У. Кто может инсценировать эту
потешку?
Д. – Федул, чего губы надул?
– Да, кафтан прожег.
– А велика дыра?
– Да, один ворот остался.
У. К какому виду литературы
относится потешка?
Д. Это устное народное
творчество.
III. Работа над стихотворениями
У. Вот также, наверное,
чувствовала себя и девочка из стихотворения
Агнии Львовны Барто "Я одна ничья сестра".
Переверните страницу учебника и рассмотрите
иллюстрацию. Прочитайте стихотворение и
подумайте: это стихотворение смешное или
грустное? Почему девочка жалуется?
Д. И грустное, и смешное. Девочке
больно, вот она и жалуется всем. Ее поцарапала
кошка.
У. Давайте представим себя на
месте героини и прочитаем стихотворение
счастливым, злым, капризным и строгим голосом.
Детям раздаются карточки, на которых
изображены лица с разными выражениями.
– Ребята, так это точно
стихотворение было, а может, это рассказ?
Д. Нет, здесь рифмы: "сестра"
– "вчера", "царапай" – "с папой".
У. А с кем же девочка
разговаривала?
Д. Сама с собой.
У. Вспомните из "Азбуки",
как называется речь одного человека?
Д. Монолог.
У. А когда двое разговаривают?
Д. Диалог.
У. Теперь прочитайте
стихотворение Виктора Орлова "Кто кого обидел
первым" и скажите, можно ли назвать этот текст
диалогом.
Д. Это – диалог. Автор
разговаривает с мальчиками. Он задает вопросы, а
дети отвечают.
У. Давайте прочитаем это
стихотворение по ролям.
Дети читают по ролям, стараются
передать свое отношение к поступкам героев.
IV. Итог урока
У. Ребята, сегодня мы читали
разные произведения. Что их объединяет?
Д. Герои обижаются.
У. А что такое обида? Ее можно
увидеть, потрогать?
Д. Нет!
У. А как мы узнаем, что кто-то
обиделся?
Д. Это чувствуется.
У. Как вы чувствуете?
Д. Сердцем, душой. У обиженного
человека на душе грустно, печально, плохо.
У. А какого отношения от
окружающих ждет каждый человек?
Д. Чтобы его любили, понимали...
У. Сейчас я прочитаю
стихотворение Валентина Берестова "Обида".
Постарайтесь понять, что же нам советует поэт?
Учитель читает стихотворение.
Д. Прощать, быть добрыми.
У. А теперь потрите ладошки так,
чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло другу,
соединив свои ладошки с его ладошками. На этом мы
и закончим наше путешествие в страну
Литературию. Пусть тепло души ваших друзей
согревает вас.
|