Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

 

Занковский урок. Какой он?

Каждый урок в системе Л.В. Занкова прежде всего нацелен на общее развитие школьников. Его эффективность можно оценить по таким показателям, как степень реализации дидактических принципов системы общего развития (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения материала, работа над развитием каждого, в том числе и слабого ученика) или степень типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность). Свое воплощение эти показатели находят в трех компонентах урока:

1) в содержании,

2) построении процесса обучения,

3) характере отношений между учениками и между учениками и учителем.

Коротко поясним сказанное.

1. Содержание урока. На уроке учитель планирует или изучение нового материала, или открытие учениками новых связей между уже изученным, или столкновение и разведение сходных, но различающихся знаний. На каждом уроке школьники рассматривают какую-то новую языковую ситуацию. Поэтому при определении содержания урока следует учитывать следующие положения:

– разнообразие источников содержания урока: учебник, рабочая тетрадь, учитель, ученики, литература, словари, окружающая действительность и прочее;
– соотношение нового и уже известного материала (зависит от состава класса и этапа обучения);
– степень новизны в содержании каждого задания;
– широта, глубина рассматриваемых проблем и связей. Отбор конкретного материала определяется тем новым, что планируется на данном уроке, то есть темой раздела. Вокруг этого нового концентрируются схожие с ним и противоположные ему знания, для того чтобы это новое нашло свое место в системе знаний.

2. Процесс обучения. При планировании процесса обучения учитель ориентируется на разнообразие видов деятельности, которые предложит ученикам. Он думает о соотношении репродуктивной и творческой деятельности школьников на уроке, об оправданности применения прямых и косвенных путей учения. Учитель старается создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности дети открывали в результате решения коллизий, нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей, взаимозависимостей. Учитель организует сравнение материала, его анализ, который подводит учеников к обобщению, к установлению закономерности, к формулированию этой закономерности.

3. Характер отношений между учениками и между учителем и учениками не должен блокировать свободную мысль детей, возможности самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное. Это значит, что источником языковой проблемы может быть и учитель, и любой ученик. Леонид Владимирович Занков призывал учителей держать паузу после проблемного вопроса, чтобы дать ученикам возможность подумать, обсудить ответ друг с другом. Желательно, чтобы правильность или неправильность поиска определяли сами школьники, реагируя на ответы товарищей, а не учитель. Учитель же выступает в роли лоцмана, который, зная беспрепятственный курс корабля, специально не обходит рифы, чтобы сплотить и сделать опытной свою команду. Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики переживают многообразные эмоции, испытывают разные чувства. Благодаря этому на уроке нет места основному врагу познания – скуке.

Безусловно, ни один урок как создание конкретного учителя и конкретного класса не может быть образцом. Но основой любого урока должны стать: хорошее знание теории, богатое содержание, сравнение, сопоставление фактов, явлений и понятий, поиск связей между пройденным, изучаемым и перспективным материалом, открытие новых и новых граней в уже известном, изученном.

Уважаемые коллеги!

ФНМЦ им. Л.В. Занкова приглашает вас к сотрудничеству по совершенствованию методического обеспечения учебных курсов.

Мы ждем ваши письма по адресу: 125315, г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, к. 2, комната 309