Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Наталия НЕЧАЕВА,
директор ФНМЦ им. Занкова

Новое поколение занковских учебников

Завершен очередной этап в развитии системы общего развития школьников: разработаны и рекомендованы Министерством образования РФ новые учебно-методические комплекты по всем образовательным областям для четырехлетней начальной школы.

Массовое использование системы в практике современной школы (каждый четвертый учитель начальных классов – занковец) доказывает универсальность дидактической системы общего развития в любых условиях ее реализации: в четырехлетней и трехлетней школе.

Отбор содержания и его структурирование в комплектах определяются задачей системы общего развития – представление школьникам широкой целостной картины мира средствами науки, литературы и искусства. Основу содержания составляет Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования.

Выполнение задачи модернизации школы и достижение цели системы общего развития требуют знания особенностей каждого школьника и ориентации внешнего воздействия (системы обучения) на наиболее полную реализацию их способностей. Знания об индивидуальных особенностях обучающихся мы получаем, осмысливая опыт практического использования дидактической системы Л.В. Занкова и исследования специалистов в области философии, педагогики, психологии, физиологии, дефектологии. Эти знания и явились той научной базой, на основе которой коллективом авторов Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова было создано новое, четвертое поколение учебников для начальных классов.

В статье "Настоящее и будущее системы Л.В. Занкова" (№ 18/2004) мы останавливались на теоретических основах новых комплектов. Напомним их основные отличия от предыдущих: 1) вариативность комплектов по учебным предметам, что дает учителю возможность выбора, не выходя за рамки системы; 2) боRльшая часть учебников разработана на основе межпредметной и (или) широкой внутрипредметной интеграции, что создает условия для индивидуализации обучения, для формирования общеучебных умений, существенно усиливает его развивающий эффект; 3) методические пособия подробно раскрывают технологию изучения содержания, процесс самостоятельного добывания знаний учащимися, сопровождаются примерным тематическим и поурочным планированием, а также уроками и фрагментами уроков из опыта учителей; 4) усовершенствована система качественной оценки и самооценки достижений школьников.

Направления, по которым совершенствовались комплекты для начальной школы, были по достоинству оценены по результатам конкурса Национального фонда подготовки кадров и Министерства образования РФ и получили звание "Ученик нового поколения" учебники и пособия по обучению грамоте (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец), по русскому языку (авт. Н.В. Нечаева), по литературному чтению (авт. В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова), по математике (авт. И.И Аргинская), по окружающему миру (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков).

Все учебные курсы, о которых будет идти речь ниже, кроме курса по английскому языку, получили гриф "Рекомендовано" или "Допущено" Министерством образования России. Обе формулировки разрешают использовать УМК в школе. Это отражено в Законе РФ "Об образовании". В ст. 32, п. 2 "К компетенции образовательного учреждения относится" в п.п. 23 сказано: "выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе". Программы по всем курсам издаются отдельной брошюрой, ее последний вариант, учитывающий изменения в учебном плане в связи с принятием образовательного стандарта, издательство "Учебная литература" выпустило весной 2004 г.

Об особенностях наших учебников мы неоднократно рассказывали на страницах газеты. Сегодня остановимся на методическом обеспечении комплектов, форму и содержание которых авторы отрабатывают сейчас с особой тщательностью.

Во всех методических пособиях представлено описание того, как осуществляются в комплекте развитие каждой темы и связь между разными темами; выделяются и характеризуются типы заданий; дается подробный комментарий ко всем заданиям и ответы к наиболее трудным или непривычным из них; разъяснения автора иллюстрируются уроками и фрагментами уроков разных учителей; в пособиях или в отдельных изданиях учителю предлагаются варианты поурочного планирования, разработанные практиками, в них сочетается материал учебников и рабочих тетрадей (один из них см. ниже). Кроме того, в регионах нашел распространение опыт публикаций поурочных разработок учителей по разным учебным предметам. Те учебно-методические комплекты, которые прошли рецензирование в ФНМЦ им. Л.В. Занкова, рекомендуются для ознакомления учителям-занковцам. Проверочные и контрольные работы по всем учебным предметам издаются в общем сборнике контрольных и проверочных работ и каждые полгода печатаются в газете.

Наличие такого методического обеспечения к учебным курсам дает возможность читателю разработать индивидуальный поурочный план, который наилучшим образом подходит его ученикам.

Носителем методики обучения являются и сами учебники, поскольку каждое задание, как правило, предусматривает несколько видов работ. В нашей системе впервые был представлен методический аппарат в учебном комплекте по обучению грамоте, разработанном применительно к трехлетней начальной школе. Он дан и в комплекте для четырехлетней начальной школы, что имеет принципиальное значение для вхождения в систему Занкова и первоклассника, и его учителя.

Сочетание общего подхода к разработке методического аппарата учебника с подробной и конкретной проработкой каждого задания в методических пояснениях создает, на наш взгляд, наиболее благоприятные условия для реализации учителем своего творческого потенциала. Это является обязательным условием для оптимального продвижения учеников в общем развитии и в то же время снимает непонимание, которое может возникнуть при работе учителя-занковца с новым содержанием.

Так какие же комплекты рекомендует ФНМЦ им. Л.В. Занкова для работы в четырехлетней начальной школе?

Авторский курс Н.В. Нечаевой по русскому языку обеспечивается УМК, в который входят: "Азбука" (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец), ее дополняют три рабочие тетради по чтению "Я читаю?", "Я читаю.", "Я читаю!" (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец). Обучать грамоте детей вы теперь можете, выбрав один их вариантов тетрадей (авт. Т.М. Андрианова и др. или авт. Н.В. Нечаева и др.). Если в школе уже имеются тетради по письму первого авторского коллектива, то мы советуем иметь экземпляр второго коллектива. Включение в урок заданий из их разработок обеспечит переход детей к изучению русского языка. К названному комплекту выпущены методические пояснения (авт. Н.В. Нечаева), которые существенно переработаны и дополнены материалами по обучению детей письму (см. издание 2004 г.). Изданы учебники по русскому языку для 1-го и 2-го классов (авт. Н.В. Нечаева), рабочие тетради по русскому языку для 2-го класса в четырех частях (авт. С.Г. Яковлева), методические пояснения к учебнику по русскому языку для 1-го, 2-го классов (авт. Н.В. Нечаева). Особое внимание автор уделяет раскрытию методики работы по развитию связной речи школьников, начиная с периода обучения грамоте. Кроме того, специально выпущена брошюра "Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников" того же автора, которая будет полезна любому учителю. Названные учебники и пособия выпускает самарское издательство "Учебная литература" Корпорации "Федоров".

Всем учителям страны хорошо известен авторский курс А.В. Поляковой по русскому языку для 1–4-х классов (изд-во "Просвещение"). К учебникам для 2–4-го классов автор разработал рабочие тетради и пособие "Творческие учебные задания по русскому языку". Методические рекомендации сопровождают учебники для 1–4-х классов и тетради по русскому языку для 2–4-х классов. Кроме общих позиций, свойственных всем пособиям в занковской системе, А.В. Полякова поместила тексты диктантов, фразеологический словарик (1–4-е классы), проверочные работы.

Курс литературы представлен комплектами В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой (изд-во "Учебная литература") и В.А. Лазаревой (изд-во "ОНИКС 21 век"). Оба полностью укомплектованы методическими пособиями.

Первый комплект включает методический комментарий к учебнику "Литературное чтение" для 1–4-х классов (авт. Н.А. Чуракова), тематическое планирование (авт. О.В. Малаховская). Профессиональную помощь в работе по рассматриванию картин учитель получит, изучив пособие Н.А. Чураковой "Как попасть в мир картины". В дополнение к учебнику авторы комплекта составили и издали хрестоматию ко 2-му классу, находятся в печати хрестоматии к 3-му и 4-му классам.

Второй комплект сопровождается подробными методическими рекомендациями и пособием "Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе", которое может пригодиться каждому учителю.

Математика. 4 класс. Автор И.И. АргинскаяВ состав авторского курса по математике И.И. Аргинской входят: тетради по математике для 1-го класса в четырех частях (авт. И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина), учебники по математике для 2–4-х классов (авт. И.И. Аргинская и Е.И. Ивановская), рабочие тетради к учебникам для 2–4-х классов (авт. Е.П. Бененсон, Л.С. Итина), ко всем учебникам изданы методические пособия для учителя. И.И. Аргинская проанализировала трудности, возникающие у некоторых учителей при работе по комплекту, выпущено "Дополнительные материалы к методическим пособиям по математике (1–4-е классы)". К новому учебному году выйдут из печати "Поурочное планирование курса математики И.И. Аргинской. 1–4-е классы", где будут представлены варианты двух авторов – О.В. Федоскиной и С.Н. Кормишиной. В первой четверти нового учебного года И.И. Аргинская выпускает сборник проверочных работ по курсу "Математика" для 1–4-х классов. Все учебники и пособия издаются в Самаре издательством "Учебная литература".

"Мы и окружающий мир" (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков; изд-во "Учебная литература")Курс по окружающему миру представлен двумя комплектами: "Мы и окружающий мир" (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков; изд-во "Учебная литература"), и "Окружающий мир" (авт. И.П. Товпинец, Н.В. Борзова, О.В. Крылова; изд-во "Просвещение"). К первому курсу выпущен полный комплект для 1–4-х классов вместе с рабочими тетрадями, методиками и хрестоматиями для 1-го и 2-го классов.

Учитывая высокую степень новизны для учителей-занковцев при работе по интегрированному курсу Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова, авторы написали подробные методические пояснения, в которых раскрыли все заложенные в учебниках взаимосвязи, методы работы по их установлению и раскрытию, ответили на вопросы, которые предполагают разные варианты ответов. Сейчас авторский коллектив работает над выпуском брошюры, в которой будут представлены поурочное планирование курса, сделанное учителями, и дополнительные пояснения к курсам 2-го и 4-го классов, а также примеры уроков учителей.

Ко второму курсу выпущены учебники для 1–3-х классов и методические рекомендации для 1–2-х классов.

Учебники по трудовому обучению для 1-го и 2-го классов – "Умные руки" и "Уроки творчества" – разработаны Н.А. Цирулик и Т.Н. Просняковой. Но в 3-м и 4-м классах у учителя есть выбор. Вы можете работать или по учебникам Т.Н. Просняковой "Уроки мастерства" и "Творческая мастерская" или по учебникам Н.А. Цирулик, С.И. Хлебниковой "Твори, выдумывай, пробуй". Оба авторских коллектива издают свои труды в изд-ве "Учебная литература". Как и в других занковских учебниках, в них представлен богатый, разнообразный методический аппарат. Ко всем учебникам, в написании которых участвовала Т.Н. Проснякова, разработаны методические рекомендации для 1–4-го классов с представлением вариантов проведения уроков, которые выйдут к новому учебному году в одной книжке. Н.А. Цирулик издала рекомендации отдельными книжками для 3-го и 4-го классов.

К курсу по музыке для 1–4-го классов (авт. Г.С. Ригина) изд-во "Учебная литература" выпустило нотную хрестоматию и методику для всех классов, где раскрыта специфика целостного подхода, включающую исполнение, слушание и импровизацию, и способы объединения всех видов деятельности музыкальными темами.

"Путешествие в компании Белки и ее друзей" (авт. Т.В. Смирнова и Т.Н. Проснякова).Получили гриф "Допущено" и два факультатива, весьма актуальных для современной школы. Со 2-го по 4-й класс мы предлагаем факультативные занятия по экономике. Они обеспечиваются учебниками "Белка и компания", "Новые приключения Белки и ее друзей" (авт. Т.В. Смирнова), задачником-рабочей тетрадью в двух частях "Путешествие в компании Белки и ее друзей" (авт. Т.В. Смирнова и Т.Н. Проснякова).

При проведении факультативных занятий по истории в 3-х и 4-х классах помогут учебники-хрестоматии "Я – гражданин России" (авт. Н.Я. Чутко) и методические пояснения для 3-го (авт. Н.Я. Чутко, Н.Г. Авдейчук) и 4-го (авт. Н.Я. Чутко, Т.Е. Соколова) классов.

В настоящее время в системе Л.В. Занкова разрабатывается курс английского языка (авт. Е.А. Святловская). В сборнике программ 2004 г. опубликован (для сведения) проект программы для 2–4-х классов. К новому учебному году выйдут экспериментальный вариант учебника для 2-го класса и методические пояснения к нему. В дальнейшем планируется выпустить комплекты для следующих классов.

Комплекты по музыке, экономике, истории и английскому языку издаются в Самаре изд-вом "Учебная литература".