Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Валентина ЕРЕМЕЕВА,
к. биол.н., нейропсихолог,
нейрофизиолог,
г. Санкт-Петербург

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова глазами нейропсихолога

Л.В. Занков

Л.В. Занков

Выбор образовательного маршрута при поступлении ребенка в школу чаще всего отдается на откуп родителям. Обычно именно они решают, где и по какой методике он будет учиться. В некоторых школах в результате собеседования или диагностического тестирования специалисты дают рекомендации: "потянет" или "не потянет" ребенок эту методику.

Однако, когда мы сопоставили успешность обучения учеников по определенной программе с их баллами, полученными при отборе в престижную гимназию, то оказалось, что никакой закономерности нет: некоторые дети, получившие низкие баллы, в дальнейшем становились отличниками, а те, кто показал высокие результаты при тестировании, – троечниками. Почему это происходит?

Часто при отборе используют одни и те же тесты, независимо от того, по какой программе будет учиться ребенок. Иногда решают: ребенок "слабый" – пусть идет по традиционной системе, а этот "сильный" – ему подойдет система Занкова. А что такое "слабый" и "сильный", почему "слабые" (двоечники) Эйнштейн, Лобачевский, Пушкин, Пастер, Байрон, Пьер Кюри, Дарвин, Гоголь и им подобные стали выдающимися людьми? Значит, нормальные здоровые дети бывают не слабыми или сильными, а просто разными. Мы декларируем дифференцированный подход к детям, но часто идем на ощупь; чтобы успешно обучать каждого, нужно понимать, чем отличается его тип восприятия, мышления, памяти, эмоций, коммуникации. Нет программ, методик, систем, которые одинаково хорошо подходили бы для всех типов детей. Зададимся вопросом: каковы преимущества системы Занкова перед другими и на какой тип детей, какой тип познавательной деятельности она рассчитана?

Не касаясь конкретных программ и методик преподавания отдельных предметов, мы хотели бы показать, как мы понимаем основные принципы системы Занкова с точки зрения нейропсихологии, нейропедагогики развития мозга и психики ребенка. И не просто ребенка, а разных нейропсихологических и нейрогенетических типов. Что же это за разные типы организации мозга? Это мальчики и девочки, левши и правши, левополушарники и правополушарники.

Но сначала необходимо вспомнить несколько основных принципов работы мозга.

1. У нас два полушария мозга. Левое принимает информацию в основном с правой стороны тела (от правой руки, ноги, глаза, уха, кожи, мышц и внутренних органов, находящихся справа) и отдает команды на правую сторону. Правое полушарие принимает информацию с левой стороны и отдает команды на левую руку, ногу и т.д.

2. Принципы работы левого и правого полушарий различны. Левое дробит мир на кусочки, отбрасывает конкретные детали и конструирует из этих кусочков модель мира. Оно выстраивает причинно-следственные цепочки или цепочки из шаблонов, алгоритмов, правил, теорем, работает пошагово: от простого к сложному. Отсутствие хотя бы одного звена в этих цепочках приводит к невозможности завершить осмысливание. Это логическое, алгоритмическое, рациональное, классификационное полушарие. Ему свойственно линейное мышление и произвольное запоминание. В нем есть центры речи и хранится грамматика языка.

Правое полушарие воспринимает мир целостно, во всем многообразии конкретных проявлений. Оно ничего не отбрасывает из поступающей информации. Его мышление не последовательное, не знаковое, а панорамное, образное, быстрое, невербальное, интуитивное, пространственное. Это одновременный обзор всех вариантов решения проблемы. Оно способно найти решение при недостатке знаний, заполняя бреши воображением, достраивая неполное знание на основании контекста. Это эмоционально-образное полушарие. Ему свойственно непроизвольное запоминание.

3. У нас два полушария, но единое сознание, так как оба полушария связаны пучками нервных волокон, позволяющих полушариям обмениваться информацией.

4. Оба полушария воспринимают и обрабатывают всю поступающую информацию, речевую и неречевую, но по разным принципам.

5. Существуют индивидуальные и типологические особенности функциональной межполушарной асимметрии мозга, связанные с тем, что у одних людей преобладает левополушарный тип мышления, а у других правополушарный, у одних пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, толще (обычно у женщин и девочек), а у других тоньше (чаще у мужчин и мальчиков), то есть обмен информацией между полушариями затруднен.

Результатом особой функциональной специализации полушарий является праворукость или леворукость, ведущий правый или левый глаз, ухо или нога, то есть преимущественная обработка кинестетической (от мышц), тактильной (осязательной), зрительной и слуховой информации соответственно в левом или правом полушарии мозга. Например, у правоглазого человека интеграция зрительной информации происходит в основном в левом рационально-логическом полушарии, а у левоглазого в правом эмоционально-образном, пространственном.

Но это у взрослых. У детей мозг только развивается. Чтобы начать жить в этом мире, важно сначала воспринять его целостно, наработать чувственный слой, а уж потом можно его дробить, классифицировать, обозначать. Поэтому правое полушарие, панорамное, целостное, развивается у детей быстрее, а левое – медленнее, особенно у мальчиков. Пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, у детей по сравнению со взрослыми непропорционально мал, то есть обмен информацией затруднен, особенно у мальчиков. Таким образом, дети более правополушарны, чем взрослые. Их мышление целостно, идет от образа, от смысла, оно не цепное.

Вот с этой точки зрения рассмотрим принципы системы Л.В. Занкова.

Но сначала вспомним, что цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали, надо опереться на более развитое правое полушарие. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы, на которой и может строиться обучение таким абстрактным классификационным предметам, как русский язык и математика. При этом необходимо помнить, что, увеличивая количество экскурсий, мы привлекаем знания детей, полученные ими из наблюдений вне стен школы. Почему это важно? В школе в настоящее время идет обучение типовым заданиям, шаблонам, алгоритмам, используемым в практике обучения. В определенных условиях школьных заданий происходит как бы левополушарное третирование. При этом перенос знаний в нестандартные условия в жизнь затруднен. Человек прекрасно решает задачи по теме "электричество", но не способен починить простейший электрический прибор.

Фото В.Алексеева Фото В.Алексеева
Фото В.Алексеева Фото В.Алексеева

Дидактические принципы системы Занкова.

1. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен схватить принцип, смысл, общее. При этом он может действовать в соответствии с особенностями развития своего мозга: одни "оречевляют", другие решают задачу, не "оречевляя" процесс.

Этот принцип предполагает работу в зоне ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), выход за рамки актуальных возможностей детей. В результате появляются неясные знания (по Н.Н. Поддьякову), которые невозможно точно классифицировать, "оречевить". Педагог как бы вводит ребенка в эту зону и отступает. Так же идет естественное развитие ребенка в жизни: через неясные знания к четким, через чувственное целостное правополушарное восприятие и мышление к левополушарному оречевлению и классификации. Слово при этом нанизывается на образ.

Но из этого следует, что дети не сразу формируют ясные, четкие, грамматически оформленные знания. Это заложено в систему обучения. Тогда совершенно понятно, что должен существовать категорический запрет на использование отметок. Какая отметка может быть выставлена за неясные знания? Они и должны быть на определенных этапах неясными, но уже включенными в общее чувственное поле мирознания.

Построение знания начинается с правополушарного неясного знания, потом оно передается в левое полушарие, человек рефлексирует над ним, пытается классифицировать, выявить закономерности, дать словесные ярлыки. И когда знание наконец стало ясным, встроилось в общую систему мирознания, оно оказывается вновь в правом полушарии и теперь уже не нуждается в инструментарии, подпорках из правил и формулировок – оно вросло в целостную систему знаний данной конкретной личности.

Беда многих современных систем обучения в том, что они пытаются заставить первоклассника классифицировать неосмысленный материал. Слова отчуждаются от образа. Дети, не имея чувственной основы, пытаются просто механически запомнить. Девочкам это немного легче, чем мальчикам, левополушарникам легче, чем правополушарникам. Но эксплуатируя механическое запоминание неосмысленного материала, мы закрываем детям возможность развивать как целостное мышление, так и логическое, заменяя его набором алгоритмов и правил.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний часто понимается как формализация знаний, большое число внеконтекстных определений, правил. На самом деле он предполагает понимание взаимозависимости явлений, их целостности, внутренней связи, дает философское понимание мира, целостное мироощущение и мирознание, а не знание отдельных предметов, вырванных из контекста жизни.

3. Принцип прохождения материала быстрым темпом особенно важен для мальчиков. Если искусственно не тормозить их познавательную активность, то им только бросай идеи, как топливо в топку, но стоит начать повторение, и они угасают. Повторять нужно на другом витке спирали, а не проходя несколько раз по одной и той же тропе.

4. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания, чтобы встраивали их в контекст жизни через конкретные ситуации, образы, ассоциации, на естественность и жизненную необходимость знаний, то есть через взаимопереход правополушарного мышления в левополушарную систематизацию.

5. Принцип целенаправленной работы учителя над развитием сильных и слабых учеников, а точнее – учеников разных типов. Левополушарникам легче усваивать знания через пошаговые технологии, алгоритмы, правила, схемы. Правополушарников лучше обучать через образы, наглядность, идти от схватывания главного смысла, принципа, идеи. Они легче запоминают материал, опираясь на эмоциональные метки, лучше обучаются в диалоге. Дети не должны быть сравниваемы друг с другом. Нет единого эталона ученика, так как нет единого эталона мыслительной деятельности и типа мозга.

Фото А.Степанова

Вовлечение эмоций в познавательную деятельность, процессуальный характер обучения, коллизии, вариантность – это как раз те приемы, которые позволяют вовлечь в обучение оба полушария мозга по мере их развития у данного конкретного ребенка.

Неправильно считать, что правое полушарие – это низший уровень, а левое – уровень высокий. Взрослый человек использует левополушарный способ мышления, когда не может сразу понять и решить задачу. Он пытается использовать какие-то инструментальные подпорки (правила, теоремы), разложить на составляющие (например, слово на части), встроить в схему (например, обозначить падежи). Как только "материал усвоен", он передается в правое полушарие, встраивается в контекст общего знания мира данного человека и используется автоматически по мере надобности. Например, при письме мы, взрослые, не задумываемся над каждым словом, не вспоминаем правило перед каждым трудным словом, а действуем автоматически, на основе правополушарных знаний – иначе письмо как письменная речь было бы невозможно.

Если мы с детства лишаем ребенка возможности развивать свое правое полушарие и при этом подстегиваем развитие левого, это приводит к "левополушарному третированию". Тогда, став взрослым, он не сможет достичь высокого уровня правополушарного мышления, и его знания будут складироваться в голове разрозненными блоками, не связанными между собой и не составляющими целостную картину мира, значит, их нельзя будет использовать в разных жизненных ситуациях.

Нами было проведено обследование учеников 1–2-х классов, обучающихся по разным системам. Оказалось, что самые трудные для обучения по традиционным методикам дети правополушарного типа: большая часть неуспевающих – это мальчики, а также девочки с левосторонней сенсорной асимметрией (с левым ведущим глазом и ухом), то есть с преобладанием правого полушария в сенсорной сфере. И в массовой школе (программа 1–3), и в гимназии (смешение традиционной системы с системой Занкова) хуже всех учились левоглазые девочки. И лишь при обучении по системе Занкова они давали высокие результаты обучения, причем прибавка в среднем составляла один отметочный балл.

Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями развития мозга ребенка, позволяют раскрыть индивидуальные и типологические возможности каждого и, что особенно важно, не дают потерять потенциальных генераторов идей – правополушарников. Кроме того, обучение по этой системе не эксплуатирует преимущественно левое полушарие, а значит, не вызывает однобокого, дефектного развития мозга. Мозг развивает педагог. Природа закладывает лишь потенциальные возможности. От того, как мы будем обучать детей, зависит их судьба, а значит, и наше общее будущее.