Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Резолюция

Всероссийской научно-практической конференции "Перспективы развития системы Л.В. Занкова в свете модернизации российского образования"

В апреле 2004 г. в Москве прошла Всероссийская научно-практическая конференция "Перспективы развития системы Л.В. Занкова в свете модернизации российского образования". Она была организована Минобразованием России, Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования, Федеральным научно-методическим центром им. Л.В. Занкова и Объединением профессионалов, содействующих развитию системы Л.В. Занкова, при поддержке Национального фонда подготовки кадров и издательства "Учебная литература" корпорации "Федоров".
Участниками конференции была принята резолюция.

Конференция проходила на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В работе конференции приняло участие более 250 человек из 71 региона РФ и ближнего зарубежья – руководители и специалисты органов управления образованием, учреждений образования, представители учреждений системы повышения квалификации, педвузов и педколледжей, филиалов ФНМЦ им. Л.В. Занкова.

За время работы конференции на пленарных и секционных заседаниях выступили представители Минобразования РФ, АПКиПРО, ФНМЦ им. Л.В. Занкова и его филиалов, представители науки, региональных органов управления образованием, учреждений образования, учреждений системы повышения квалификации, педвузов и педколледжей. Было заслушано 46 докладов, отражающих теоретические проблемы дидактики и психологии, воспитательный потенциал системы, вопросы подготовки будущих учителей к работе в рамках системы Л.В. Занкова подготовки и переподготовки педагогических кадров, опыт работы.

Участники конференции отметили следующее:

– система Л.В. Занкова получила широкое распространение в различных регионах России, являясь одной из трех государственных систем начального образования;

– общеобразовательные учреждения, работающие по системе Л.В. Занкова, участвуют в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования; осуществляется обеспечение экспериментальной деятельности необходимой учебно-методической литературой;

– разработаны учебно-методические комплекты по всем предметам для четырехлетней начальной школы, реализующие принципы развивающего обучения, входящие в Федеральный перечень учебных изданий;

– осуществляется информационно-методическое сопровождение учебного процесса;

– успешно действуют Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова и Объединение профессионалов, содействующих развитию системы Л.В. Занкова, обобщая и распространяя педагогический опыт учителей, общеобразовательных учреждений, реализующих систему Л.В. Занкова, и осуществляя системную работу по повышению квалификации педагогических работников, специалистов, методистов.

Участники конференции одобрили основные направления развития системы Л.В. Занкова: дальнейшие научные разработки положений системы Л.В. Занкова, реализацию этих разработок в учебно-методических комплектах для начальной и основной школы, разработку методического сопровождения учебного процесса в условиях безотметочного обучения, расширение курсов подготовки и переподготовки учителей на базе ФНМЦ и его филиалов, разработку программно-методического обеспечения курсов для педвузов.

По итогам работы конференции были высказаны следующие предложения:

Министерству образования Российской Федерации

– организовать деятельность по созданию классной документации для работы в рамках безотметочного обучения;
– рассмотреть вопрос о возможности включения в учебные планы педвузов курса по системе Л.В. Занкова.

Федеральному научно-методическому центру им. Л.В. Занкова

– продолжить разработку учебно-методического обеспечения системы Л.В. Занкова для начальной и основной школы с учетом государственного образовательного стандарта и основных направлений модернизации российского образования;
– продолжить работу по повышению квалификации и переподготовке учителей, методистов, преподавателей и руководителей органов образования по проблематике, раскрывающей систему общего развития Л.В. Занкова на современном этапе развития образования;
– продолжить работу по подготовке лекторских кадров для институтов повышения квалификации, пединститутов и училищ России;
– продолжить теоретические и прикладные научные исследования в области обучения и развития учащихся по системе Л.В. Занкова;
– усилить работу с региональными филиалами ФНМЦ им. Л.В. Занкова;
– обеспечить издание сборника с материалами конференции и его распространение на территории РФ;

Объединению профессионалов, содействующих развитию системы Л.В. Занкова

– разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение в обществе статуса системы Л.В. Занкова;
– продолжить проведение Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев;

органам управления образованием субъектов РФ:

– содействовать обеспечению общеобразовательных учреждений, реализующих систему Л.В. Занкова, учебно-методическими комплектами;
– шире освещать опыт общеобразовательных учреждений, реализующих систему Л.В. Занкова, для возможности дальнейшего его использования в массовой практике;
– довести до сведения общеобразовательных учреждений резолюцию и материалы данной конференции;

государственным учреждениям профессионального педагогического образования

– включить в учебный план подготовки педагогических кадров спецкурс "Психолого-педагогические основы преподавания по системе общего развития Л.В. Занкова";
– организовать подготовку студентов филологического, математического и естественно-научного отделений к работе по учебникам системы Л.В. Занкова для 5-х и 6-х классов;

учреждениям повышения квалификации работников образования

– АПКиПРО совместно с региональными институтами повышения квалификации предусмотреть проведение курсов повышения квалификации для специалистов, реализующих систему Л.В. Занкова, с привлечением лекторского состава ФНМЦ ;
– ввести в план повышения квалификации педагогических кадров курс "Особенности обучения младших школьников по системе общего развития Л.В. Занкова" в объеме не менее 72 часов с выдачей сертификата "Учитель по системе общего развития Л.В. Занкова";

руководителям общеобразовательных учреждений, работающих по системе Л.В. Занкова

– организовать повышение квалификации учителей, работающих по системе Л.В. Занкова;
– обсудить материалы конференции на заседаниях методических объединений учителей начальных классов;
– оказывать научно-методическую помощь педагогам при внедрении вариативных систем начального образования;
– оказывать психолого-педагогическую и методическую помощь педагогам в освоении методики индивидуального развития каждого ребенка;

работникам начального общего образования

– при организации учебно-воспитательного процесса создавать предметно-пространственную здоровьесберегающую среду, стимулирующую коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;
– оказывать психологическую поддержку и педагогическую помощь детям различных категорий: одаренным, социально запущенным, с проблемами в развитии и др.;
– осуществлять практическую реализацию индивидуального подхода в образовании младших школьников;
– отслеживать траекторию индивидуального развития ребенка.