Резолюция
Всероссийской научно-практической
конференции "Перспективы развития системы Л.В.
Занкова в свете модернизации российского
образования"
В апреле 2004 г. в Москве прошла Всероссийская
научно-практическая конференция "Перспективы
развития системы Л.В. Занкова в свете
модернизации российского образования". Она
была организована Минобразованием России,
Академией повышения квалификации и
переподготовки работников образования,
Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.
Занкова и Объединением профессионалов,
содействующих развитию системы Л.В. Занкова, при
поддержке Национального фонда подготовки кадров
и издательства "Учебная литература"
корпорации "Федоров".
Участниками конференции была принята резолюция.
Конференция проходила на базе
Академии повышения квалификации и
переподготовки работников образования.
В работе конференции приняло участие
более 250 человек из 71 региона РФ и ближнего
зарубежья – руководители и специалисты органов
управления образованием, учреждений
образования, представители учреждений системы
повышения квалификации, педвузов и педколледжей,
филиалов ФНМЦ им. Л.В. Занкова.
За время работы конференции на
пленарных и секционных заседаниях выступили
представители Минобразования РФ, АПКиПРО, ФНМЦ
им. Л.В. Занкова и его филиалов, представители
науки, региональных органов управления
образованием, учреждений образования,
учреждений системы повышения квалификации,
педвузов и педколледжей. Было заслушано 46
докладов, отражающих теоретические проблемы
дидактики и психологии, воспитательный
потенциал системы, вопросы подготовки будущих
учителей к работе в рамках системы Л.В. Занкова
подготовки и переподготовки педагогических
кадров, опыт работы.
Участники конференции отметили
следующее:
– система Л.В. Занкова получила
широкое распространение в различных регионах
России, являясь одной из трех государственных
систем начального образования;
– общеобразовательные учреждения,
работающие по системе Л.В. Занкова, участвуют в
широкомасштабном эксперименте по
совершенствованию структуры и содержания общего
образования; осуществляется обеспечение
экспериментальной деятельности необходимой
учебно-методической литературой;
– разработаны учебно-методические
комплекты по всем предметам для четырехлетней
начальной школы, реализующие принципы
развивающего обучения, входящие в Федеральный
перечень учебных изданий;
– осуществляется
информационно-методическое сопровождение
учебного процесса;
– успешно действуют Федеральный
научно-методический центр им. Л.В. Занкова и
Объединение профессионалов, содействующих
развитию системы Л.В. Занкова, обобщая и
распространяя педагогический опыт учителей,
общеобразовательных учреждений, реализующих
систему Л.В. Занкова, и осуществляя системную
работу по повышению квалификации педагогических
работников, специалистов, методистов.
Участники конференции одобрили основные
направления развития системы Л.В. Занкова:
дальнейшие научные разработки положений системы
Л.В. Занкова, реализацию этих разработок в
учебно-методических комплектах для начальной и
основной школы, разработку методического
сопровождения учебного процесса в условиях
безотметочного обучения, расширение курсов
подготовки и переподготовки учителей на базе
ФНМЦ и его филиалов, разработку
программно-методического обеспечения курсов для
педвузов.
По итогам работы конференции были
высказаны следующие предложения:
Министерству образования Российской
Федерации
– организовать деятельность по
созданию классной документации для работы в
рамках безотметочного обучения;
– рассмотреть вопрос о возможности включения в
учебные планы педвузов курса по системе Л.В.
Занкова.
Федеральному научно-методическому
центру им. Л.В. Занкова
– продолжить разработку
учебно-методического обеспечения системы Л.В.
Занкова для начальной и основной школы с учетом
государственного образовательного стандарта и
основных направлений модернизации российского
образования;
– продолжить работу по повышению квалификации и
переподготовке учителей, методистов,
преподавателей и руководителей органов
образования по проблематике, раскрывающей
систему общего развития Л.В. Занкова на
современном этапе развития образования;
– продолжить работу по подготовке лекторских
кадров для институтов повышения квалификации,
пединститутов и училищ России;
– продолжить теоретические и прикладные научные
исследования в области обучения и развития
учащихся по системе Л.В. Занкова;
– усилить работу с региональными филиалами ФНМЦ
им. Л.В. Занкова;
– обеспечить издание сборника с материалами
конференции и его распространение на территории
РФ;
Объединению профессионалов,
содействующих развитию системы Л.В. Занкова
– разработать комплекс мероприятий,
направленных на повышение в обществе статуса
системы Л.В. Занкова;
– продолжить проведение Всероссийского
интеллектуального марафона учеников-занковцев;
органам управления образованием
субъектов РФ:
– содействовать обеспечению
общеобразовательных учреждений, реализующих
систему Л.В. Занкова, учебно-методическими
комплектами;
– шире освещать опыт общеобразовательных
учреждений, реализующих систему Л.В. Занкова, для
возможности дальнейшего его использования в
массовой практике;
– довести до сведения общеобразовательных
учреждений резолюцию и материалы данной
конференции;
государственным учреждениям
профессионального педагогического образования
– включить в учебный план подготовки
педагогических кадров спецкурс
"Психолого-педагогические основы
преподавания по системе общего развития Л.В.
Занкова";
– организовать подготовку студентов
филологического, математического и
естественно-научного отделений к работе по
учебникам системы Л.В. Занкова для 5-х и 6-х
классов;
учреждениям повышения квалификации
работников образования
– АПКиПРО совместно с региональными
институтами повышения квалификации
предусмотреть проведение курсов повышения
квалификации для специалистов, реализующих
систему Л.В. Занкова, с привлечением лекторского
состава ФНМЦ ;
– ввести в план повышения квалификации
педагогических кадров курс "Особенности
обучения младших школьников по системе общего
развития Л.В. Занкова" в объеме не менее 72 часов
с выдачей сертификата "Учитель по системе
общего развития Л.В. Занкова";
руководителям общеобразовательных
учреждений, работающих по системе Л.В. Занкова
– организовать повышение
квалификации учителей, работающих по системе Л.В.
Занкова;
– обсудить материалы конференции на заседаниях
методических объединений учителей начальных
классов;
– оказывать научно-методическую помощь
педагогам при внедрении вариативных систем
начального образования;
– оказывать психолого-педагогическую и
методическую помощь педагогам в освоении
методики индивидуального развития каждого
ребенка;
работникам начального общего
образования
– при организации
учебно-воспитательного процесса создавать
предметно-пространственную здоровьесберегающую
среду, стимулирующую коммуникативную, игровую,
познавательную, физическую и другие виды
активности ребенка, организованную в
зависимости от возрастной специфики его
развития;
– оказывать психологическую поддержку и
педагогическую помощь детям различных
категорий: одаренным, социально запущенным, с
проблемами в развитии и др.;
– осуществлять практическую реализацию
индивидуального подхода в образовании младших
школьников;
– отслеживать траекторию индивидуального
развития ребенка.
|