Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Валентина ХАУСТОВА,
средняя школа № 25,
г. Старый Оскол

Что? Где? Когда?

Урок-игра по русскому языку

Тема. "Обобщение знаний о частях речи".

Цели. Развивать умение различать части речи, правильно употреблять их в речи, расширять знания учащихся о лексическом значении имен существительных, глаголов; устную и письменную речь учащихся, обогащать словарный запас детей новыми словами; осуществлять связь с жизненным опытом детей, их возрастными особенностями, воспитывать через краеведческий материал любовь к родному городу, русскому языку.

Оборудование. Игровой диск; листочки со стихотворными строчками для работы учащихся; фотографии и видеозаписи задающих вопросы; магнитофонные записи: голоса задающих вопросы; аудиозапись П.И. Чайковский – "Времена года. (Октябрь)"; "лепестки ромашки" с частями речи; карточки со словами война, зло, враг, ненависть, карточки с текстами заданий; текст "Тарабарской грамоты".

Форма проведения. Игра "Что? Где? Когда?" с использованием краеведческого материала.

ХОД УРОКА-ИГРЫ

Класс разбивается на микрогруппы по 4–5 человек, каждая составляет отдельную команду. Вопросы командам задают родители, бабушки и дедушки, учителя, братья и сестры.

Задание 1

Ведущий. Вопрос задает дедушка одной из учениц (перед командами – фотография дедушки).

Ведущий достает из конверта текст задания и карточки со словами:

– Уважаемые знатоки! Я очень люблю свой город и уважаю его жителей. На карточках перед вами записаны слова. Мне бы хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем городе. Запишите рядом с этими словами слова-антонимы. И давайте именно те слова, которые вы напишите, мы будем употреблять в нашем городе. Желаю удачи!

война

зло

ненависть

враг

Дети пишут: война – мир, зло – доброта, ненависть – любовь, враг – друг.

Задание 2

Ведущий. Следующий вопрос – от учителя музыки.

Звучит магнитофонная запись. Перед детьми –фото говорящего.

– Уважаемые знатоки! Музыка способна отражать чувства и настроение человека. Музыка помогала многим поэтам, писателям и художникам творить свои произведения. Перед вами три прекрасные рассказа. Прочитайте их, а затем прослушайте фрагмент пьесы Петра Ильича Чайковского "Октябрь" из альбома "Времена года". Вам надо определить, какому из них эта музыка Чайковского может служить фоном. Настроение какого рассказа совпадает с настроением этого музыкального отрывка?

Текст 1

Галка и голуби

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят. Выбелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби приняли ее как свою, но она не удержалась и закричала по-галочьи. Когда голуби увидели, что она галка, то выгнали ее. Она вернулась было к галкам, но и те не приняли ее, потому что не узнали.

 

Текст 2

Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие облака. Все закружилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень. Молнии слепят огнистой зеленью, стреляет, как из пушки, отрывистый гром...

 

Текст 3

Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой... а свежий ветер тихонько шевелит и гонит опавшие... листья...

Дети выполняют задание и определяют, что музыка больше всего подходит к третьему тексту.

Ведущий. А теперь еще раз прочитайте текст и определите: сколько встретилось в этом рассказе существительных, прилагательных, глаголов?

Дети определяют, что в тексте имен прилагательных – 14, глаголов – 7, имен существительных – 8.

Задание 3

Видеовопрос.
На экране телевизора ребята видят лицо мамы одного из учеников класса, которая говорит:

– Уважаемые знатоки! Послушайте мой рассказ о моем самом любимом месте в нашем городе.
Это красивое место нравится мне больше всего. Здесь много зелени: большие деревья стоят в обнимку с маленькими кустарниками, мягкая трава роскошным ковром устилает землю, прозрачные холодные капли от фонтана разлетаются вокруг веселым веером.
Всюду уютные скамейки, где отдыхают пожилые люди, встречается молодежь, играют дети. Летом, в сильную жару, здесь прохладно от множества бассейнов. Знатоки, о каком уголке нашего родного города я вам рассказала?

Дети называют место, о котором было рассказано.

Ведущий. Попробуйте и вы написать рассказ о любимом уголке нашего города, не называя его.

Дети пишут и читают рассказ-загадку группе-сопернице.

Задание 4

Игра-соревнование "Собери ромашку"

Это задание предлагает учитель.
Каждая команда получает "ромашку", на лепестках которой написаны слова, и отдельные "лепестки" с названиями частей речи.

Учитель. Закройте каждый лепесток ромашки соответствующим лепестком.

Слова на "ромашках" для каждой команды:

  • для команды I: он, вчера, золотой, девочка, убирает;

  • для команды II: когда, мы, пришли, прекрасный, листопад;

  • для команды III: я, вокруг, объяснить, городской, сквер;

  • для команды IV: один, чудесный, снежинка, любить, оно.

Задание 5

Ведущий. Вопрос задает папа одной из учениц.

Перед детьми – фото. Ведущий открывает конверт и читает задание.

– Уважаемые знатоки, что объединяет данные группы слов? Какое слово лишнее и почему? Желаю удачи!

Карточка 1

Очки, каникулы, ножницы, санки.

Дети. Все имена существительные употребляются только во множественном числе, кроме существительного очки – оно многозначно: прибор из двух стекол на дужках для улучшения зрения и защиты глаз; единица счета для обозначения количества выигрышей в спорте. Во втором значении имя существительное изменяется по числам.

Карточка 2

Стульчик, диванчик, огурчик.

Дети. Лишнее слово – огурчик, так как это овощ. Лишним может быть слово диванчик по количеству звуков, так как в нем 8 звуков, а в других словах – по 7. Лишним может быть слово стульчик по количеству слогов.

Карточка 3

Мозоль, тюль, шампунь.

Дети. Лишнее слово мозоль – имя существительное женского рода, остальные – мужского: нет тюля, шампуня.

Карточка 4

Четырехугольник, четыре, четверка.

Дети. Лишнее слово четыре – имя числительное, остальные – имена существительные.

Задание 6

Видеовопрос задает сестра одного из учеников:

– Уважаемые знатоки! Я много знаю о частях речи, особенно мне интересны имена существительные. Перед вами на карточках записаны слова. Кто быстрее расскажет всё о данном имени существительном? Желаю удачи!

Карточка 5

Ира

Торт

Окно

Дети. Окно – имя существительное, начальная форма – окно, среднего рода, единственного числа, нарицательное, неодушевленное.

Аналогично рассказывают о других словах.

Задание 7

Ведущий. Вопрос задает бабушка одного из учеников.

Перед детьми – фото. Звучит магнитофонная запись:

– Уважаемые знатоки! Я очень люблю стихи, сама иногда пишу их. Я предлагаю вам задание: продолжите стихотворения.

1. Жил у лужи крокодил,
Он кого-то сторожил...

2. Лень любила всей душой
Нежиться в кровати...

3. Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает...

4. На траве у леса густого
Паслась луговая корова...

Желаю удачи!

Ведущий раздает листочки, на которых написаны первые строки стихов. Дети выполняют задание.

Оценивается самое удачное стихотворение по рифме, по смыслу.

Задание 8

Ведущий. Вопрос задает учитель русского языка, который продолжит обучение детей в средней школе.

Звучит магнитофонная запись. Перед детьми – фото говорящего.

– Уважаемые знатоки, у меня серьезное задание. Составьте красивое предложение по схеме. Желаю удачи!

На доске:

Дети. Благоухающие цветы украшают город.

Задание 9

Ведущий. Вопрос задает брат одной из учениц.

Звучит магнитофонная запись. Перед детьми – фото говорящего.

– Уважаемые знатоки! Я увлекаюсь различными головоломками, люблю разгадывать кроссворды, читать карты. Перед вами – "Тарабарская грамота". Сначала попробуйте прочитать ее без подсказки.

– Не получилось? Тогда подскажу: в этой грамоте буквы русского алфавита перемешаны с чужеземными. Теперь уже наверняка догадаетесь. Желаю удачи!

Детям дается время на выполнение задания. Если они не смогут его выполнить, то включается продолжение магнитофонной записи.

Дети. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Задание 10

Видеовопрос.

Ведущий. Вопрос задает сестренка одной из учениц, которая ходит еще в детский сад.

– Уважаемые знатоки! Мне тоже хочется принять участие в вашей игре. Я люблю играть в школу, в садике мы тоже учимся. Отгадайте, что это за слово?

Моя первая буква – местоимение,
Затем три буквы – времяисчисление,
Последнюю букву из азбуки несу,
А целое – сорвешь ее в лесу.

Желаю удачи, знатоки!

Дети. Ягода.

Ведущий поздравляет победителей, вручает призы-шутки, подводит итог уроку-игре.