Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

В. МАКЕЕВА,
пос. Суземка, Брянская обл.

Конкурс знатоков русского языка

Внеклассные занятия по любому предмету позволяют развивать любознательность каждого ученика, воспитывают интерес к познавательной деятельности. Внеклассная работа по русскому языку способствует более прочному и сознательному усвоению знаний, полученных на уроке, развивает речь детей, повышает уровень языкового развития школьников.

3-й класс

Цели. Повторить основные правила курса русского языка начальной школы, звуковой состав слов, части речи.

Оборудование. Карточки с заданиями, конверты с заданиями, "сердцевинки" и "лепестки" цветов, листочки для работы детей, костюмы для инсценировки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Вступительная часть

Ведущий. Наш родной язык – русский. По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, нашему языку присущи "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского". Александр Сергеевич Пушкин считал, что "язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими". Знать свой язык обязан каждый человек!
Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете.
Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?

Два ученика разыгрывают сценку "Поговорили...".

Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!
Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!

III. Представление команд

Глаголики

"Глаголить" – значит говорить.
По-русски говорить умеем,
По-русски пишем без труда.
Мы русским языком владеем!

Умники и умницы

"Нет ошибкам!" – наш девиз.
Мы грамотны – и это лучший приз!

Знатоки

Русский язык для нас не загадка,
Не будем играть с ошибками в прятки.
Мы правила знаем и их применяем!

IV. Конкурсная часть

Конкурс "Разминка"

Каждая команда получает карточку с заданиями. За правильно выполненное задание – 1 балл. Максимально можно заработать 6 баллов.

Карточка 1

Найдите "лишнее" слово: строка, земля, гряда, походка.

Дополните: группа, аллея, Анна.

Найдите "лишнее" слово: поезд, подоконник, пересадка, сельский.

Что общего в словах: печка, свечка, сочный, елочный.

Прочитайте: [й’ож]. Верна ли эта звуковая запись слова?

Дополните: дочь, мышь, рожь.

Ведущий. Возьмите карточку 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Карточка 2

Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей.

Откуда взялись кости?

Дети. Допущена ошибка в написании существительного с предлогом: с ухой, а не сухой.

Конкурс "Помогите!"

Ведущий. У двери нашего класса я нашла пакет, а в нем записка:

К вам, ребята, мы спешили,
Познакомиться решили.
Но вчера упали с кочки
И распались на кусочки.
Помогите! Помогите!
Из кусочков нас сложите.

В конверте "сердцевинки" цветов: звук, слово, части речи – и лепестки: звонкий, глухой, твердый, мягкий, согласный, окончание, приставка, корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, глагол, предлог.

Каждая команда собирает свой цветок.

Конкурс "Тарабарский язык"

Ведущий. Благодаря тому что все слова в русском языке относятся к какой-нибудь части речи, появляются такие веселые стихи.

На доске:

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве:
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

(Л.Кэрролл)

– Определите части речи во втором предложении.

Дети записывают на листочках предложение, сверху надписывают части речи.

Конкурс "Слово делится на части"

Ведущий

– Ах! Какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

"Соберите" слова. Осторожно, возможны ловушки!

Карточка 3

пере, нос, нас, и, ть
по, па, ход, к, а
угол, оч, ек, ик

Конкурс "Родственники"

Ведущий. Вы знаете, что в нашем языке есть слова-родственники. Сценка, которую мы сейчас посмотрим, так и называется – "Родственники".

– Вы кто такие?
– Я – гусь, это – гусыня, а это наши гусята.
– А ты кто?
– А я ваша тетя – гусеница.

Ведущий. Слова гусь, гусята, гусыня, гусеница – родственные?

Дети. Нет.

Ведущий. Интересно, что слово гусеница раньше произносили "усеница", происходило оно от "ус", так как гусеница была волосатой. Теперь корень – гусениц. Наш язык меняется, развивается. А эти слова родственные?

На доске:

Вода, водитель, водяной.
Лес, лестница, лесничий.
Левый, лев, налево.

Конкурс "Угадай слово"

Корень мой находится в цене,
В описи найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.

Конкурс "Угадай пословицу"

Ведущий. Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть противоположны по смыслу: легкий – тяжелый, веселый – грустный. Перед вами пословицы-перевертыши. Кто сможет прочитать их? Подчеркнутые слова не изменены.

На доске:

Новый враг хуже старых двух.
Плохая слава дешевле бедности.
Всё плохо, что плохо начинается.

За каждую правильно составленную пословицу дается 1 балл.

Ведущий. Как вы их понимаете?

Дети объясняют.

Конкурс "Исправьте ошибки"

Команды получают карточки с текстами, в которых надо найти и исправить ошибки. За каждую найденную ошибку засчитывается один балл.

Карточка 4

Зимние каникулы я правел у дяди сережи Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к старошке, а потом катались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий снежок.

Конкурс "Крылатые выражения"

Ведущий. Ярким и точным называем мы наш язык, одно из средств языка – крылатые выражения.

Объясните, когда так говорят:
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых ... . (рукавицах).
Как это принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги ... (в руки)!
За обедом в разговоре
Лез в бутылку, с нами споря.
А потом сказал:
– Друзья,
Не в своей ... (тарелке) я!

Дети заканчивают четверостишия и объясняют смысл выражений.

V. Итог конкурса

Ведущий. Молодцы! Вы настоящие знатоки русского языка. Итоги нашего конкурса подведет жюри.

Награждение победителей.