Лилия КУЛЕВА,
учитель школы № 15,
г. Гусь-Хрустальный
Устный счет
Совершенствование навыков устных вычислений
зависит не только от методики организации урока,
но и во многом от того, насколько дети проявляют
интерес к предложенным заданиям. Этот интерес
можно вызвать, соединив в заданиях математику и
развитие речи.
В каждом задании для устного счета, предложенном
Лилией КУЛЕВОЙ, учителем школы № 15 из
г. Гусь-Хрустального, указан "буквенный
ключ", который поможет детям составить искомые
словосочетания.
Введение
Далеко-далеко, в мире чисел, букв, загадок, жила
прекрасная девушка по имени Ачойс и ее маленький
братик Афилл. Ачойс часто опускалась на землю и
приносила своим верным друзьям числа, буквы и
разные загадки – простые и трудные, смешные и
серьезные. Чтобы отгадать их, дети угадывали
числа, заменяли их буквами и из букв составляли
слова-отгадки. Но не всегда так легко и просто из
букв складывались слова. Тогда на помощь
приходил Афилл, он чертил геометрические фигуры:
точки, отрезки, лучи, окружности, треугольники и
др. Они перемещались на плоскости, вращались
вокруг одной точки, переворачивались, вставали
вниз головой, некоторые из них изменяли свои
размеры, увеличивались или уменьшались. Алфавит
стал лучшим другом Афилла. Иногда числа и буквы
объединялись в пару, образуя таблицу или
необычные орнаменты, паркеты, лабиринты. Числа
тоже не всегда слушались, и тогда Афилл составил
для них разные причудливые схемы, таблицы,
цепочки. Итак, думайте...
Тема. "Сложение и вычитание в
пределах 100"
Задание 1
Какое выражение пришло из мифа об афинском
герое Тезее? Переносное значение этого выражения
– средство выйти из затруднения или руководящее
начало.
|
Задание 2
Какое выражение превратилось во
фразеологизм (устойчивое выражение),
обозначающий причину ссоры, вражды, и, согласно
древнегреческому мифу, связано с именем богини
раздора Эриды?
|
Задание 3
Это выражение связано с именем божественной
козы Амалфеи и символизирует достаток,
богатство.
|
Задание 4
Аргонавты – смелые путешественники, искатели
приключений. Какое крылатое выражение связано с
их именем?
|
Задание 5
Какое выражение означает всякое
запутанное сплетение обстоятельств?
|
Задание 6
Когда родился бог
природы Пан, покровитель лесов и их обитателей,
даже мать ужаснулась его безобразному виду:
ребенок явился на свет рогатым, с копытцами, с
расплющенным носом и козлиной бородкой. Едва
народившись, он сразу же начал прыгать и
хохотать, чем еще больше напугал свою
родительницу. Но ведь дитя было маленьким богом,
и боги на Олимпе встретили его с радостью: Пан
оказался добродушным, веселым божеством, он
изобрел флейту и превосходно играл на ней. Какое
выражение связано с именем бога природы Пана? |
и 14 – (4 + 3)
а (18 + 2) – 8
е 9 + (6 + 1)
н 15 + 23 – 15
ч (54 + 6) – 15
к 19 + (16 + 11)
п 48 + 26 – 26
х 24 + 40 – 24
й (42 + 9) + 8
р 66 + 33 – 33
т (32 + 19) + 18
с 96 – (6 + 13)
48, 12, 23, 7, 45, 16, 77, 46, 7, 59
77, 69, 66, 12, 40 |
|
Задание 7
О человеке, который перенес лишение и
муки, часто так говорят. Какое выражение
произносят?
4 --> л
9 --> о
15 --> н
23 --> у
6 --> в
11 --> а
16 --> к
29 --> и
8 --> ы
12 --> м
17 --> т |
Задание 8
Гомер – легендарный древнегреческий
поэт. Его считают автором поэм "Илиада" и
"Одиссея". Герои его поэм – боги – наделены
необычайными качествами. Они сильны,
мужественны, находчивы, обладают мощными
голосами. Смех их подобен раскатам грома. Какое
выражение употребляется в значении
"неудержимый громкий смех"?
46 г
18 к
69 р
32 о
86 й
52 и
83 м
65 х
27 ч
71 е
16 т
5 с |
Задание 9
Это выражение означает решимость
бороться до конца за свободу народа. В нашей речи
это выражение появилось с именем Ганнибала –
карфагенского полководца, правителя Карфагена.
40, 22, 43, 43,
0, 36, 22, 84, 100, 49, 22
70, 84, 26, 12, 49, 22 |
Тема. "Внетабличное
умножение и деление"
Задание 1
Какое выражение мы употребляем, когда
хотим сказать о крайней запущенности,
загрязненности? Фразеологизм связан с именем
Авгия – сына Гелиоса, знаменитого не своим
богатством, а жуткой грязью в хлеву.
x 100 = 0
72 : = 12
x 15 = 105
39 : = 13
x 20 = 80
96 : = 16
x 18 = 36
96 : = 12
x 19 = 19
99 : = 11
x 14 = 70
100 : = 10
x 8 = 72
72 : = 24
|
Задание 2
Ахилл –
сын морской богини Фетиды и Пелея, любимый герой
множества легенд Древней Греции. Это непобедимый
отважный человек, которого не брали никакие
вражеские стрелы. Выражение, связанное с именем
Ахилла, употребляется, когда мы хотим показать
всякое слабое, уязвимое место человека.
9 x 4 + 15 x 2 – 6 -->
23 x 5 – 8 x 7 + 11 -->
7 x 6 + 14 x 3 – 4 -->
12 x 5 – 25 x 2 + 0 --> |
Задание 3
Это выражение пришло к нам из Библии.
Употребляется оно, когда речь идет о затоплении,
о сильном и длительном проливном дожде и т.д.
|
Задание 4
Какое выражение закрепилось в языке в
значении "бесчувственное отношение к
страданиям других"?
|
Задание 5
Фразеологизм этот означает следующее: победа,
не оправдывающая понесенных за нее жертв, победа,
равная поражению. Это выражение связано с именем
эпирского царя Пирра.
|
Задание 6
Вот уже целое тысячелетие это выражение
напоминает о самых черных, самых постыдных
поступках людей.
|
Тема. "Сложение и вычитание
многозначных чисел"
Задание 1
Это выражение, ставшее крылатым,
употребляется в значении "богатство,
неожиданное обогащение".
|
Задание 2
Когда речь идет о нависшей опасности, которая
может обрушиться в любую минуту, произносят это
выражение.
|
Задание 3
Прометей –
титан, могучий герой древнегреческих мифов. Не
удивительно, что о нем написано множество
произведений, а во всех европейских языках
появились связанные с ним образные выражения.
Это выражение можно произнести, когда хочешь
охарактеризовать дух благородства, мужества и
таланта, стойкости, любви к свободе и людям. |
Задание 4
Геркулес (Геракл) – герой мифов,
одаренный необыкновенной силой. Выражение
употребляется тогда, когда говорят о
каком-нибудь деле, требующем необыкновенных
усилий.
|
Тема. "Дроби"
Задание 1
Выражение связано с именем легендарного
баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI в.
до н.э. Означает это выражение умение говорить
или выражать свои мысли притчами, аллегориями.
|
Задание 2
В древнегреческом мифе рассказывается о хитром
и коварном коринфском царе Сизифе, который
несколько раз обманывал богов, чтобы продлить
свою роскошную жизнь на Земле, за что был наказан.
Выражение означает бессмысленную, отупляющую,
бесполезную работу.
|
Задание 3
Выражение употребляется тогда, когда хотят
сказать, что сделан решительный шаг, после
которого нельзя отступить, вернуться к прежнему,
и обязано своим существованием древнегреческому
городу Трое.
|
Задание 4
Какое выражение имеет значение
"источник несчастий, великих бедствий"?
|
Тема. "Действия с
величинами"
Задание 1
Сколько различных выражений обязано своим
существованием скромному деревцу, листья
которого хозяйки преспокойно кладут в
кастрюльку с едой "для вкуса"?! Это выражение
растолковывается как "пользоваться плодами
завоеванного успеха".
|
Задание 2
В нашей речи этот фразеологизм употребляется в
смысле "человек, на которого всегда сваливают
чужую вину, ответственность за чужие поступки,
чужие обязанности и т.п.".
|
Приложение
Тема. "Сложение и вычитание в
пределах 100"
1. Выражение "нить Ариадны"
пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна,
дочь критского царя Миноса, помогла Тезею,
прибывшему из Афин, сразиться с ужасным
чудовищем Минотавром. С помощью клубка ниток,
который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы
над чудовищем благополучно выбраться из
лабиринта – жилища Минотавра.
2. Выражение "яблоко раздора"
превратилось во фразеологизм, обозначающий
причину ссоры, вражды.
Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню
раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду,
Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое
яблоко, на котором было написано
"Прекраснейшей", и незаметно бросила его
между богинями Герой, Афиной, Афродитой. Богини
заспорили, кому из них оно должно принадлежать.
Каждая считала себя прекраснейшей. Сын
троянского царя Парис, которого пригласили быть
судьей, отдал яблоко Афродите, и она в
благодарность помогла ему похитить жену
спартанского царя Елену. Из-за этого вспыхнула
Троянская война.
3. Выражение "рог изобилия"
стало символом достатка, богатства.
Древнегреческий миф повествует о том, что
жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как
боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому
жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам
ухаживать за ним. Зевс был вскормлен молоком
божественной козы Амалфеи. Однажды она,
зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа
наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс
подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что
из него будет появляться все, чего бы они не
пожелали.
4. "Золотым руном" называют
золото, богатство, которым стремятся овладеть.
Мифические участники первого дальнего плавания
на корабле "Арго" (отсюда название
"аргонавты"), преодолев препятствия,
завладели золотым руном – золотой шерстью
барана.
5. Выражение "гордиев узел"
означает любое запутанное сплетение
обстоятельств: "разрубить гордиев узел" –
разрешить какое-то сложное, запутанное дело
насильственным, прямолинейным способом. По
легенде, Оракул повелел фригийцам избрать царем
того, кто первым встретится им с телегой на пути к
храму Зевса. Этим первым встречным стал простой
землепашец Гордий. Благодарный Гордий установил
телегу в храме Зевса и привязал ее запутанным
узлом. По предсказанию того же Оракула, тот, кто
распутает узел, станет властителем всей Азии.
Александр Македонский рассек гордиев узел мечом.
6. Откуда же пошло выражение
"панический страх"?
Когда пастух или зверолов слышали в лесных
дебрях дикие звуки, смутный шум, чей-то хохот и
свист, то были уверены, что это Пан. Бедные люди
пугались, испытывали панический страх, среди них
возникала паника.
7. О человеке, который перенес
лишения и муки, часто говорят: "Он претерпел
танталовы муки".
Это выражение пришло из древнегреческой легенды.
Боги пили чудесные напитки – амброзию и нектар.
Напитки эти помогали сохранять вечную молодость,
силу и здоровье. Тантал хотел похитить эти
напитки со стола богов и принести их на землю
людям. Боги жестоко наказали Тантала. Он был
брошен в Тартар (Ад) и там подвергнут страшным
мукам. Посреди роскошного сада, стоя по горло в
воде, он умирал от голода и жажды. Только открывал
он рот, чтобы напиться, когда вода исчезала,
только протягивал руку к плодам – ветка
отстранялась от него.
8. Выражение "гомерический
хохот" употребляется в значении
"неудержимый громкий смех". Эпитет
"гомерический" употребляется еще и в
значении "обильный, огромный".
9. Выражение "ганнибалова
клятва" означает решимость бороться до конца
за свободу народа.
Когда Ганнибалу было всего 9 лет, он поклялся отцу
сохранить непримиримую вражду к Риму,
превратившему Карфаген в свою колонию. Этой
клятве он был верен всю жизнь. Завоевав часть
Пиренейского полуострова, Ганнибал пришел в
Южную Галлию, а оттуда через Альпы – в Италию, где
разбил римлян в ряде сражений. Однако в Рим идти
не решился. Ослабленный долголетней войной,
Ганнибал в конце концов вынужден был вернуться в
Африку, где был разбит римлянами. После
заключения мира римляне потребовали выдачи
Ганнибала, но он бежал на восток и, чтобы не
попасть в руки римлян, отравился.
Тема. "Внетабличное умножение и
деление"
1. Выражение "авгиевы конюшни"
употребляют, когда хотят сказать о крайней
запущенности, загрязненности.
В Древней Греции жил царь Авгий. Он был страстным
любителем лошадей. Три тысячи коней стояли в его
конюшнях. Однако стойла, в которых они стояли, не
чистились тридцать лет и по самые крыши заросли
навозом. По счастью, на службу к царю Авгию
поступил легендарный силач Геракл (у римлян он
звался Геркулесом), которому царь и поручил
очистить от навоза конюшни. Геракл был не только
силен, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и
бурный водный поток вымыл оттуда всю грязь.
2. Выражение "ахиллесова пята"
означает уязвимое место человека. Легенда
рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая
сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды
священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его
за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной. В
одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил
стрелу в пятку Ахилла и убил его.
3. Выражение "Всемирный потоп"
пришло к нам из Библии.
В преданиях многих народов упоминается о
грандиозной катастрофе, постигшей некогда весь
мир. Бог, обидевшись на род людской, замыслил
покарать смертью всех людей, кроме праведного,
благочестивого старца Ноя. И счел, что самый
верный для этого способ – залить всю землю водой
и уничтожить все живое. Но перед этим он повелел
Ною соорудить ковчег – что-то вроде огромного
сундука – и поместить туда семью, а также разных
животных, каждой твари по паре. Сорок дней и ночей
не переставая лили дожди и затопили всю землю.
Спаслись лишь обитатели плавучего ковчега. От
Ноя родились после потопа новые люди, а от
уцелевших представителей животного мира – новые
животные. Выражение "Ноев ковчег"
используется при характеристике битком набитого
помещения.
4. Выражение "Что ему Гекуба?"
закрепилось в языке в значении
"бесчувственное отношение к страданиям
других".
В греческой мифологии Гекуба – жена троянского
царя. Счастливая мать девятнадцати сыновей, она
стала затем несчастной женщиной: все ее сыновья
погибли под стенами осажденной Трои, погиб и муж
ее, и сама Гекуба была взята в плен.
5. Фразеологизм "пиррова
победа" означает победу, не оправдывающую
понесенных за нее жертв, или победу, равную
поражению.
По описанию Плутарха, победа над римлянами в
279 г. до н.э. стоила эпирскому царю Пирру
стольких жертв, что когда он узнал об этом, то
воскликнул: "Еще одна такая победа, и мы
погибли". И в самом деле, в следующем году его
войска были разбиты римлянами.
6. Выражение "слава Герострата"
означает самые черные, самые постыдные поступки
людей.
В Эфесе, в греческой Малой Азии, чудом света слыл
замечательный храм богини Артемиды. Храм этот
погиб в огне, подожженный неким честолюбцем по
имени Герострат. На суде злодей объяснил, что он
хотел во что бы то ни стало прославиться,
обессмертить свое имя. За неимением каких-либо
особенных талантов он и придумал такой
безобразный способ заслужить известность. Суд
сурово поступил с Геростратом: его предали
смертной казни, и жителям города было запрещено
даже упоминать его имя. Суд хотел, чтобы память о
нем навсегда исчезла. Однако один греческий
историк нарушил запрет: от него последующие
поколения узнали о страшном деянии безумца.
Тема. "Сложение и вычитание
многозначных чисел"
1. Крылатое выражение "золотой
дождь" означает богатство, неожиданное
обогащение.
Выражение пришло из греческих мифов о
Зевсе, который пленился красотой Данаи, дочери
аргосского царя, и явился к ней в виде золотого
дождя.
2. Что же это за дамоклов меч?
Выражение связано с древним преданием. У одного
греческого тирана (неограниченного владыки)
Дионисия-старшего был приближенный вельможа
Дамокл, который очень завидовал своему
властелину. Во время пира правитель приказал
слугам возвести Дамокла на трон и оказать ему
царские почести. Дамокл был готов прыгать от
счастья. Но вот он поднял глаза вверх и замер:
прямо над его головой острием книзу висел
тяжелый меч, подвешенный на тонком конском
волоске. Каждую минуту он мог сорваться прямо на
голову Дамокла.
– Вот, Дамокл, – сказал тиран, указывая на
мечь, – ты считаешь мое положение завидным, а
спокоен ли я на своем троне?
3. Мы говорим "прометеев огонь",
когда хотим охарактеризовать дух благородства,
мужества и таланта.
Охваченный жалостью к людям, которые не знали
огня и были беспомощны в борьбе с природой,
Прометей выкрал божественное пламя, горевшее в
чертогах богов на Олимпе, и передал его смертным.
За это верховный бог Зевс осудил титана на
страшную казнь: Прометей был прикован к скалам на
вершинах Кавказа, каждый день гигантский орел
терзал его тело, каждую ночь оно снова заживало
для новых мук. Впоследствии другой благородный
герой, могучий Геракл, освободил страдальца. Мы
говорим: "Муки Прометея" – желая описать
бесконечное страдание.
4. Выражение "геркулесов труд
(подвиг)" употребляется, когда говорят о деле,
требующем неимоверных усилий. Геркулес (Геракл)
совершил 13 подвигов. Имя его стало нарицательным
для человека, обладающего большой физической
силой.
Тема. "Дроби"
1. Выражение "эзопов язык"
означает всякое умение говорить или выражать
свои мысли образно, притчами, аллегориями.
Эзоп, будучи рабом, не мог о многом
говорить свободно, открыто. Он был вынужден
прибегать к иносказательной (аллегорической)
басенной форме выражения своих мыслей.
2. Выражение "сизифов труд"
означает тяжелую, изнурительную, бесполезную
работу.
За обманы разгневанный Зевс присудил
Сизифу вечные муки в аду: он должен был вкатывать
на высокую гору громадный камень, который на
вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз.
3. Выражение "сжечь корабли"
означает, что сделан окончательный шаг, после
которого нельзя вернуться к прежнему.
Девять лет у стен неприступной Трои
стояли воины-ахейцы под предводительством царя
Агамемнона. Наконец ахейцам удалось пробраться в
город и открыть ворота осаждающим. Город был
взят. Троянские воины обратились в бегство. И вот
тогда женщины-троянки, чтобы остановить позорное
бегство своих мужей, сожгли стоявшие в гавани
троянские корабли. Но это не помогло. Троя была
разрушена, а ее защитники погибли.
4. Выражение "ящик Пандоры"
означает источник несчастий, бедствий.
В древнегреческом мифе о Пандоре
говорится, что некогда люди жили, не зная ни о
каких несчастьях, болезнях и старости, пока
Прометей не похитил у богов огонь. За это
разгневанный Зевс послал на землю красивую
женщину – Пандору. Она получила от Зевса ларец, в
котором были заперты все человеческие несчастья.
Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла
ларец и просыпала все несчастья.
Тема. "Действия с величинами"
1. "Пожинать лавры" – значит
пользоваться плодами завоеванного успеха.
У греков был миф: не желая стать женой бога
Аполлона, нимфа Дафна, убегая от него,
превратилась в лавровое дерево. С тех пор
вечнозеленое дерево стало деревом Аполлона,
покровителя поэзии и искусств. Ветвями лавра и
лавровыми венками стали увенчивать победителей
сначала на поэтических, музыкальных, а потом и
спортивных состязаниях.
2. Фразеологизм "козел
отпущения" употребляется в смысле "человек,
на которого всегда сваливают чужую вину,
ответственность за чужие поступки, чужие
обязанности и т.п."
Согласно библейскому преданию, у древних евреев
существовал обряд: в специальный день
грехоотпущения первосвященник возлагал руки на
голову живого козла, перенося тем самым на него
грех своего народа. После этого козла изгоняли в
пустыню.
|