Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Татьяна САВВИНА,
учитель "Первой Московской гимназии"

Веселая математика

1-й класс

Поехали, поехали, стоп

Тема. "Сложение и вычитание в пределах 20".

Цели. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 20.

Оборудование. "Мешок" для хранения больших мягких кубиков LEGO, картонный круг.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На полу лежит картонный круг, разделенный на 8 секторов.

Участвуют 4 человека (при большем количестве детей можно изменить правила игры).
Все участники выходят на игровую площадку, и когда ведущий произносит: "Поехали, поехали...", начинают бегать по кругу.
Когда ведущий произносит слово "стоп", участники останавливаются и оказываются на какой-либо цифре.
Ведущий называет любую цифру, участник, оказавшийся на этой цифре, выполняет на доске предложенное ему задание.
Роль ведущего обычно исполняет учитель.

Задания записываются на доске.

На доске:

1. Обведи кружком однозначные числа, прямоугольником – двузначные.

15

6

66

1

8

27

5

3

2. Соедини числа в порядке возрастания (убывания) стрелочками.

3. Сотри все четные числа.

4. Сотри среди оставшихся чисел те, которые больше 12, но меньше 18.

5. Поставь знаки "+" или "–" в окошках. Если пример решен правильно, то "+", в противном случае – "".

8 + 8 = 16
7 + 7 = 13
5 + 5 = 15
6 + 6 = 12

19 – 8 = 11
14 – 5 = 8
16 – 4 = 13
13 – 7 = 6

6. Найди "соседей" (предыдущее и следующее числа):

6

10

14

5

9

19

(форма записи ответа: 5 < 6 < 7)

7. Продолжи ряд, написав еще 2 числа. Объясни свои действия:

1 3 5 …

10 13 16 …

2 4 6 …

11 9 7 …

8. Сложи наибольшее и наименьшее однозначные числа, от результата отними "правого соседа" числа 7.

Путешествие на лодке

Тема. "Геометрические фигуры".

Цели. Закрепить понятия: "многоугольник", "отрезок", "ломаная", "ромб", "овал"; свойства фигур.

Оборудование. Большие пластмассовые кубики; карточки с заданиями; рисунки животных.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом. Учитель ставит игровую задачу:

"Сегодня мы отправляемся в путешествие на лодке! Но лодки у нас нет – значит, нужно ее построить. Чтобы построить лодку, нужен строительный материал – это будут кубики. Давайте посчитаем, сколько кубиков нам понадобится".

На доске нарисована лодка, ребята подходят и считают детали. Их 22.

Чтобы получить кубики, нужно решить примеры. За каждый пример участник получает по 2 кубика.

На доске:

7 + 8 =
6 + 5 =
9 + 4 =
10 + 10 =
8 + 6 =

17 – 7 =
17 – 10 =
12 – 2 =
12 – 10 =
10 – 10 =

8 + 1 – 1 =

В спасательном круге нужно написать наибольший результат.

Когда участники собрали необходимое количество кубиков, они вместе "строят" лодку на ковре, ориентируясь на схему.

Далее дети "садятся" в лодку и отправляются в путешествие.

1. Встреча с крокодилом

Страшный крокодил не пропустит лодку дальше, пока кто-нибудь из пассажиров не выполнит его задание: соединить линиями фигуру с ее названием.

2. Встреча с утенком

Утенок начертил на песке фигуры, но нечаянно стер одну. Какие это фигуры? Какой фигуры не хватает? Почему?

3. Встреча с лягушонком

Лягушонок был очень забывчивый, он нарисовал геометрические фигуры, а когда стал писать их названия, то все перепутал. Соедините фигуры с их названиями.

4. Встреча с бегемотом

Бегемот начертил ломаные на берегу реки. Число под ломаной означает количество ее звеньев. Нужно помочь бегемоту заполнить пустые окошки и догадаться, какая ломаная должна быть вместо вопросительного знака.

5. Встреча с раком

Рак притащил к своей норке палочки, чтобы сделать дорожку около входа. Ему нужно узнать длину каждой палочки и выбрать те, которые не короче 5 см.

озвращаемся из путешествия обратно в школу. Животные, которые повстречались детям в дороге, были очень рады с ними познакомиться.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Принтклик». Печать визиток, календарей, а также оформление фирменного стиля бланков – «Принтклик» поможет как начинающим бизнесменам, так и активно развивающимся молодым организациям. Компания гарантирует возврат денег в случае какой-либо проблемы, быструю доставку (не более 7 рабочих дней во все регионы России) и высокое качество печати. Сделать онлайн-заявку и задать вопрос консультанту Вы можете на сайте компании, перейдя по ссылке http://www.printclick.ru/catalog/cards/.

Путешествие в сказочный город

 

Тема. "Сложение и вычитание в пределах 100. Закрепление".

Цели. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 100.

Оборудование. Карточки с заданиями; рисунок маршрута к сказочному городу; сувениры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На доске нарисована тропинка, по которой нужно прийти в Сказочный город. Около каждого объекта прикреплена карточка с заданием.

На доске:

Сказочный город

 

Карточка 1

Домик лесовичка

Сосчитать, сколько прямоугольников в домике, получить записку от лесовичка: "Когда встретите поле цветов, не забудьте сорвать один. У него сумма чисел на лепестках равна числу на листочке".

 

Карточка 2

Поле цветов

Дети находят сумму цифр на лепестках цветов. Выбирают нужный цветок

 

Карточка 3

Корова

Корова не пропускает путешественников, пока они не дадут ей цветок. Тогда корова подсказывает путешественникам число "1". Оно пригодится им у пещер.

 

Карточка 4

Скала

Путешественники приходят к скале с тремя пещерами. Из двух нет выхода, из одной – есть. Для того чтобы найти выход, надо решить задачи и вспомнить подсказку коровы.
В первой пещере сидят 3 паука. У второго паука ноги длиннее, чем у первого. У третьего ноги короче, чем у первого. У какого паука самые длинные ноги?
Во второй пещере сидят 3 лягушки. Первая квакает тише, чем третья, а вторая – тише, чем первая. Какая лягушка квакает громче всех?
В третьей пещере сидят 3 мыши. Первая толще, чем вторая, а третья тоньше, чем вторая. Какая мышь самая толстая?

 

Карточка 5

Пруд с рыбками

Надо найти золотую рыбку и поместить ее в аквариум. Сумма чисел в примере у золотой рыбки отличается от всех остальных.

 

Карточка 6

Золотая рыбка

Золотая рыбка соглашается выполнить желание детей, если они узнают периметр дна ее аквариума (110 см).

Дети загадывают желание – попасть в Сказочный город. Там их встречают жители и дарят сувениры.

2-й класс

Башня времени

Тема. "Единицы времени".

Цели. Закрепление умения определять время по часам.

Оборудование. Макет башни; карточки с числами от 1 до 12; две стрелки; картонные модели часов у детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На ковре посередине стоит башня. Дети садятся на стульчики. Учитель ставит игровую задачу:

"В далекой стране есть Башня времени. В ней находятся самые красивые и самые точные часы на свете. Они никогда не останавливаются. Но однажды злая волшебница заколдовала замок, и часы... остановились. Вам предстоит расколдовать замок".

Дети отправляются в путь. Злая волшебница старается помешать ребятам.

1. Первое препятствие: запертые чугунные ворота. Чтобы открыть их, нужно поставить такое же время на моделях, как на часах на доске.

На доске:

Когда дети собираются поставить время на последних часах, волшебница вредничает и стирает их, остается только надпись 10.10. Детям приходится устанавливать время, ориентируясь только на надпись.

2. Ребята продолжают путь, идут за учителем вокруг башни, пока учитель не останавливается: "Впереди огненная река. Возьмите эти предметы, они вам помогут".

Учитель протягивает детям карточки с числами и стрелки для часов.

Дети догадываются, что можно собрать циферблат.

Чтобы перейти реку, на циферблате должно быть выставлено время.

На доске:

По очереди каждый ставит стрелки на циферблате и "переходит реку".

3. Волшебница решила, что никто никогда не догадается, что она зашифровала.

На доске:

16.21 – 4.21
19.37 –
17.48 –

13.17 –
23.25 –
21.59 –

Дети проходят вокруг башни и останавливаются перед доской. Им предстоит расшифровать то, что написано. Ребята догадываются (или учитель наводит их на мысль), что в первой строчке записано время, которое на часах со стрелками будет показано одинаково, и по очереди заполняют остальные строчки. Можно пользоваться моделями часов.

4. Видя, что у нее не получается справиться с ребятами, злая волшебница дарит им часы. Но среди них есть неправильные…

Каждому участнику выдается распечатка Одни часы показывают верное время, другие – нет.

Найти все правильные и неправильные часы.

5. У волшебницы осталось последнее испытание для ребят. Если его выполнить, то Башня времени будет расколдована.

Дети начинают ходить вокруг башни, учитель держит в руках часы и переводит стрелки: "Я называю чье-либо имя и время (например, Саша, 3 часа). Вы внимательно следите за стрелками, и когда часы покажут 3 часа, Саше нужно замереть на месте. Затем я называю имя следующего участника и т.д.". Ребята выполняют последнее задание, Башня времени освобождается от чар, самые красивые и точные на свете часы снова работают.