Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Вера АВВАКУМОВА,
учитель школы № 1936,
г. Москва

Сказочный урок математики

3-й класс

Тема. "Математическое путешествие по сказкам".

Цели. Развивать внимание, навыки устных и письменных вычислений, умение ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление и интерес к предмету; поддерживать любознательность.

Оборудование. Музыкальная открытка; рисунки сказочных героев; письмо; тексты задач.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Ребята, я получила письмо с приглашением, и сегодня мы отправляемся в математическое путешествие по сказкам. Давайте прочитаем письмо и узнаем, от кого оно пришло.

Хоть дерись ты, хоть ты плачь –
Не могу решать задач.
Я не знаю, как считать,
И с чего их начинатьx
Я не знаю, вы решите,
Помогите! Объясните!
Мою сказку посетите,
В путешествие возьмите.
Меня же угадай-ка,
Зовут меня...

Дети. Незнайка.

Учитель прикрепляет на доску рисунок с изображением Незнайки.

У. Что будем делатьx

Д. Надо помочь.

У. Итак, отправляемся в путешествие!

Звучит музыка.

III. Работа по теме урока

У. Первая сказка про Незнайку. Вот его задачка: крышка стола имеет 4 угла. 1 угол Незнайка отпилил. Сколько углов осталосьx

Задача разбирается у доски.

На доске:

 – Кроме количества углов, что еще не знал наш Незнайкаx

Д. Нельзя портить мебель.

У. В сказке "Царевна-лягушка" Иван-царевич* отправился за тридевять земель. Внимание! Тридевять – это сколькоx

Д. Трижды девять будет двадцать семь. Значит, он отправился за 27 земель.

У. В названии следующей сказки присутствует число. Это – русская народная сказка "Волк и семеро козлят". Композитор Коваль написал музыку к этой сказке и даже дал козлятам имена.

Семеро, семеро, семеро козлят,
Весело, весело, весело шумят.
Весело Всезнайке, весело Бодайке,
Весело Мазилке, весело Дразнилке.
Весело Топтушке, весело Болтушке,
Ну, давайте, братцы, прыгать и бодаться,
Прыгать и бодаться!
Сколько козлят названо в стихотворении?

Д. Шесть.

У. Как их звали?

Дети называют имена козлят.

– Послушайте следующее задание: сколько будет 7 + 7, деленное на 7? Как будем рассуждать?

Д. 7 + (7 : 7) = 8
(7 + 7) : 7 = 2

У. В сказке про Муху-цокотуху говорится о том, что она нашла денежку, купила самовар, гостей пригласила и в конце сказки вышла замуж за лихого, удалого, молодого Комара. Так вот настал момент посетить комариную родню. Как вы думаете, большая ли родня у Комара? Давайте посчитаем!

Над болотцем тихо-тихо...
В теплом воздухе парят
Сам Комар и Комариха,
С ними – туча комарят.
Комариха с Комаром говорят:
– Сосчитай-ка, Комар, комарят.
– Как же счесть, Комариха, комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд.
Насчитала Комариха сорок пар,
А потом стал считать сам Комар.
Комарят Комар до вечера считал.
Насчитал 13 тысяч и устал.
А теперь считайте сами вы, друзья,
Велика ли комариная семья?

Д. 40 х 2 + 13 000 + 2 = 13 082.

У. В следующей сказке жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Вот только во дворе, кроме курочки Рябы, гуляли еще цыплята и поросята. У них было 5 голов и 14 ног. Сколько было цыплят? А поросят?

На доске:

1) – голов;
2) – 10 ног, а надо еще 4;
3)  – 2 поросенка (по 4 ноги) и 3 цыпленка (по 2 ноги).

– В известной сказке "Чиполлино" жил-был толстенький и полосатенький кум Тыква.

С 15 лет каждый год кум Тыква покупал по одному кирпичу. Когда мастер Виноградинка посчитал их, оказалось 18 кирпичей. Кум Тыква решил есть поменьше, а работать побольше. Так ему удалось покупать по 4 кирпича в год. Когда всех кирпичей стало 118 штук, началось строительство. Через 2 года отпраздновали новоселье. Сколько лет уже было куму Тыкве?

Д. 15 лет + 18 + (118 – 18) : 4 + 2 = 60 лет.

У. В современной сказке "Бременские музыканты" у короля было 3 дочки и прямоугольное королевство, одна сторона которого 60 км, а другая – 74 км. Старшая дочь вышла замуж за принца и получила в приданое полкоролевства, средняя вышла за воеводу, получив в приданое квадратную часть того, что осталось от королевства. Периметр этого квадрата был равен 148 км. Младшая вышла замуж за трубадура и получила от королевства площадь в 850 км2 и 999 965 м2.

Какая площадь досталась всем троим дочкам и что осталось королю?

Один ученик решает у доски.

На доске:

1) 74 х 60 = 4440 (км2) – площадь королевства.

2) 4440 : 2 = 2220 (км2) – площадь, занимаемая старшей дочерью.

3) 148 : 4 = 37 (км) – сторона квадрата.

4) 37 х 37 = 1369 (км2) – площадь, занимаемая средней дочерью.

5) 2220 – 1369 = 851 (км2) – площадь, оставшаяся после двух свадеб.

6) 851 км2 = 851 000 000 м2;

7) 850 км2 999 965 м2 = 850 999 965 м2.

8) – площадь, оставшаяся королю.

– У крокодила Гены был день рождения. Чебурашка показывал фокусы, развлекал гостей. И вот какому фокусу он меня научил. Сейчас я угадаю число вашего дня рождения, если вы правильно сделаете вычисления.

Загадайте число, умножьте его на 3 и разделите на 9.

Далее: частное умножьте на 3, остаток разделите на 3.

Назовите оба полученных числа.

Ваш День рождения ... Угадано?! Как?

На доске:

х х 3 : 9 = а (r)
а х 3 + r : 3

IV. Итог занятия

У. Ребята, как вы думаете, Незнайке понравилось, как мы решили эти задания?

Д. Да.

У. Почему?

Д. Задания были сказочные, интересные, нетрудные, всегда находился ключик – подсказка для ума.

У. А помогала нам наша смекалка и желание преодолевать трудности. А это очень важно! Ведь легкий путь не всегда ведет к победе!


* Во время "посещения" очередной сказки открывается картинка с изображением героя этой сказки.