Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2004

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Н.В. НЕЧАЕВА,
директор ФНМЦ им. Л.В. Занкова

Перспективы развития системы Л.В. Занкова в свете модернизации образования

15–16 апреля в Москве прошла Всероссийская научно-практическая конференция "Перспективы развития системы Л.В. Занкова в свете модернизации российского образования". Конференция была организована по инициативе Минобразования России, Национального фонда подготовки кадров, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Федерального научно-методического центра (ФНМЦ) им. Л.В. Занкова и Объединения профессионалов, содействующих развитию системы Л.В. Занкова при поддержке Издательства "Учебная литература" Корпорации "Федоров".

В работе конференции приняли участие представители Минобразования России, ученые, руководители и специалисты органов управления образованием, педагогических вузов, средних учебных заведений, учреждений системы повышения квалификации, филиалов ФНМЦ им. Л.В. Занкова, всего 247 специалистов из более чем 70 регионов РФ и ближнего зарубежья.

Работа была организована в форме пленарных заседаний и секций. Одновременно с работой конференции проходила презентация учебно-методического обеспечения системы Л.В. Занкова.

Открыл конференцию ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Э.М. Никитин. В его гостеприимном доме сейчас работает ФНМЦ им. Л.В. Занкова и функционирует Объединение занковцев, здесь проводятся курсы для разных категорий работников образования, здесь проходила и эта конференция. Эдуард Михайлович подчеркнул особую роль целостных, испытанных временем систем обучения, в модернизации школы.

На пленарном заседании выступила начальник Отдела образовательных программ и стандартов начального образования Минобразования России И.А. Петрова. В ее докладе было раскрыто одно из ключевых понятий конференции "модернизация образования".

В последующих выступлениях раскрывались дидактические, психологические проблемы дальнейше-
го развития и реализации системы Л.В. Занкова, ее воспитательный потенциал, практика подготовки и переподготовки специалистов в ВУЗах, СУЗах и Институтах повышения квалификации работников образования.

Теоретические исследования, проведенные в последние годы сотрудниками ФНМЦ им. Занкова, реализованы в четвертом поколении учебно-методических комплектов, разработанных для четырехлетней начальной школы и для 5-6-х классов основного звена. Выступающие положительно оценили интегрированный характер содержания учебных курсов, так как именно такие курсы дают возможность организовать познавательную деятельность ребенка, опираясь на закон системной дифференциации, предполагающий расчленение целого на многообразные формы и ступени. При этом каждый элемент знаний усваивается в связи с другими внутри определенного целого. Это теоретическое положение позволило не только отобрать и структурировать учебные курсы на единых основаниях, но и процессуально выстроить систему заданий.

На этапе построения в России личностно-ориентированной развивающей модели школы будущее системы ученики Л.В. Занкова связывают, с одной стороны, со все более глубоким познанием особенностей обучающихся педагогами, психологами, физиологами, дефектологами и с решением дидактических и методических проблем современного образования, – с другой. Поэтому в работе конференции участвовали специалисты разных областей знаний о ребенке.

На второй день конференции работали секции по следующим направлениям:

  • реализация основных направлений модернизации начального и общего образования в системе Л.В. Занкова;

  • подготовка будущих учителей к практической реализации системы Л.В. Занкова;

  • организация подготовки и переподготовки педагогических кадров в системе дополнительного образования к реализации системы общего развития школьников.

Между их участниками проходил заинтересованный и активный обмен мнениями и информацией. На вопросы участников конференции в течение двух дней отвечали: директор Центра Н.В. Нечаева, директор Объединения занковцев С.Г. Яковлева и Генеральный директор Издательства "Учебная литература" Корпорации "Федоров" А.В. Власов.

Все материалы конференции будут опубликованы в сборнике докладов и тезисов докладов конференции и на сайтах:

На конференции были одобрены основные направления развития системы Л.В. Занкова в условиях непрерывного образования: начального общего образования, общего основного образования, высшего педагогического образования, системы повышения квалификации различных категорий работников образования.

Участники конференции отметили: высокую значимость реализации целостной системы Л.В. Занкова для модернизации российского образования; необходимость формирования личности выпускника школы, подготовки учителей и студентов ВУЗов и СУЗов в русле идей системы Л.В. Занкова; инициативу ФНМЦ им. Л.В. Занкова и Объединения профессионалов, содействующих развитию системы Л.В. Занкова в обобщении педагогического опыта учителей, школ, регионов по системе Л.В. Занкова; большой вклад сотрудников ФНМЦ им. Л.В. Занкова в развитие теории и практики системы общего развития, в подготовке учебно-методического комплекта для начальной и основной школы, научно-методического сопровождения системы.

Настоящее и будущее системы Л.В. Занкова

Апрель – особый месяц для занковцев: 23 апреля 1901 года родился Л.В. Занков, 18 апреля 2003 года не стало М.В. Зверевой. Памяти Леонида Владимировича и Марии Васильевны мы и посвящаем конференцию "Перспективы развития системы Л.В. Занкова в свете модернизации образования".

Мы с вами стали не только свидетелями, но и активными участниками процесса модернизации российского образования. Впервые изменения, которые описаны в Концепции модернизации, связаны не с отдельными аспектами образования, а с тем, что формирует всю образовательную систему, – с ее целью.

Соотносимость современной цели образования и цели системы, созданной под руководством Л. В. Занкова, очевидна. Сравните: "построение личностно-ориентированной развивающей модели школы" и "общее развитие каждого школьника". Смысл один, различно только словесное выражение. В 1957 году Леонид Владимирович предвидел, в каком направлении будет развиваться в третьем тысячелетии российская школа.

Сегодня для реализации идей модернизации образования мы можем предложить целостную дидактическую систему, проверенную временем в разных условиях обучения. Система Л.В. Занкова сформировалась в ходе психолого-педагогического исследования соотношения особенностей обучения и развития школьников. Но так как с самого начала она была ориентирована на реализацию тех идей, которые сейчас обозначены в концепции модернизации в практике школы, то построена и охарактеризована система в логике педагогических категорий и понятий: – цель обучения – оптимальное общее развитие каждого ребенка;

  • задача обучения – представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы и искусства;

  • дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого;

  • содержание образования – типические свойства методической системы: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность; формы организации обучения; система изучения успешности обучения и развития школьников; характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса, понятный, близкий каждому педагогу язык. Однако постепенно содержательное наполнение этих понятий принципиально менялось, то есть менялись дидактические условия. Каждое из этих условий и все они в целостности несут в себе возможность соединения двух противоположных начал: руководство учением школьников и предоставление им свободы для проявления их индивидуальности.

Основная особенность системы и основная трудность ее разработки и заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является ведущей движущей силой развития системы, цель которой – целостное развитие ребенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы.

Леонид Владимирович Занков считал, что направляющую и регулирующую роль в организации образовательной системы выполняют дидактические принципы. Но уровень действенности дидактических принципов достаточно абстрактен, он отвлечен от реальной повседневной деятельности учителя. И только благодаря методике обучения цель системы и ее дидактические принципы реализуются в каждодневной деятельности учителя и учении школьников. "Вся дидактика, – писал Леонид Владимирович, – без методики повисает в воздухе". Но целостность реального учебного процесса обеспечивается не суммированием частных предметных методик, а благодаря тому, что обучение осуществляется на основании единой методической системы, обладающей типическими методическими свойствами, охватывающими все учебные предметы. Это – многогранность, процессуальный характер, коллизии, вариантность. Понятия "единая методическая система" и ее типические свойства открыл для педагогической науки Л.В. Занков.

Методическая система является реальным механизмом для достижения таких приоритетов современного начального общего образования, как организация поисковой самостоятельной деятельности, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, формирование общеучебных умений и навыков и реализация межпредметных связей, выделенных в стандарте. Разработка учебно-методических комплектов на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы, создает единую педагогическую среду, в которой живет и развивается ребенок.

Следующий уровень относится к частной предметной методике. Однако в плане педагогической науки особое значение приобретает то, что методика каждой отдельной дисциплины несет в себе типические свойства методической системы и, следовательно, является подсистемой.

Изложенные отношения между целью обучения, дидактическим и методическим уровнями системы, новые знания о личности обучаемого и переосмысление уже известных стали той научной базой, на основе которой было создано четвертое поколение полного учебно-методического комплекта для четырехлетней начальной школы и экспериментальные учебники по русскому языку, литературе, математике и природоведению для 5–6-х классов основного звена.

Отметим основные отличия нового комплекта от предыдущего, разработанного для системы 1–3.

1. Вариативность комплектов по учебным предметам внутри системы. Личностно-ориентированной наша школа станет только в том случае, если она будет учитывать не только индивидуальные особенности учеников, но и индивидуальные особенности учителей. Результативность начального обучения во многом зависит от того, совпадает ли "голос" автора учебника с ожиданием учителя, близки ли ему идеи автора. Поэтому в сборнике программ вы увидите два варианта почти по всем учебным предметам. В наибольшей степени различия между этими вариантами проявляются в учебниках и методических рекомендациях.

2. Особенность отбора и структурирования содержания.

Мотивы учебной деятельности шестилеток прямо связаны с характером их эмоций, с их душевным состоянием на уроке. Поэтому исходное требование системы общего развития – создание в классе атмосферы доброжелательности и взаимопонимания – приобретает еще большее значение при обучении детей младшего возраста.

Новый комплект учебников резко отличается от комплекта по системе 1–3 своим содержанием и оформлением. Все первые учебники для шестилеток изданы в виде учебников-тетрадей. Внешне они напоминают детские книжки. Своим видом и содержанием они привлекают детей, вызывают желание их рассматривать, работать с ними. Это хорошо иллюстрированные издания, в которых можно рисовать, раскрашивать, дети, таким образом, становятся соавторами книг, они завершают их создание. Но в то же время книги обладают всеми признаками учебников: теоретический характер обозначенных тем, последовательность и повторяемость заданий, методический аппарат.

Большая часть учебников разработана на основе межпредметной и (или) широкой внутрипредметной интеграции.

Таковыми являются два варианта курса "Окружающий мир" (авторы первого курса Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков, руководителем второго авторского коллектива является И.П. Товпинец). Курс Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова активизирует связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизни человека в их историческом развитии. Названия курсов по трудовому обучению сами за себя говорят: "Твори, выдумывай, пробуй" (авторы Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова) и "Художественный труд" (автор Т.Н. Проснякова). "Литературное чтение" (авторы В.Ю. Свиридова и Н.А. Чуракова) органично сочетает работу с литературой и изобразительным искусством. На основе широкой внутрипредметной интеграции (системы языка, речевой деятельности, истории языка) построен курс русского языка (автор Н.В. Нечаева). На такой же интеграции построен курс математики (автор И.И. Аргинская), в котором органично сочетается содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории математики.

Именно интегрированный курс, у которого есть возможность представить детям разные стороны действительности, создает условия для включения в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Условием для этого является разноуровневое содержание, позволяющее подходить к его анализу многоаспектно.

В основе структурирования программ интегрированных курсов лежит дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний. Его реализация в содержании учебных предметов создает условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их существенной внутренней связи. Но наряду с этим с первых же дней учебы начинается работа по постепенному разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений, по четкому выделению сходных объектов. Л.В. Занков писал, что если охарактеризовать в самой общей форме построение учебных программ, то "можно определить его как дифференциацию, то есть расчленение целого на многообразные формы и ступени". При этом разграничение всегда идет в рамках системности и целостности. Это значит, что каждый элемент знаний должен усваиваться только в связи с другими и обязательно внутри определенного целого. При таком построении курсов школьник осознает не только содержание учебного предмета, но и сам процесс "добывания" знания (принцип осознания процесса учения).

Так обеспечивается действенность дидактического принципа "быстрый темп прохождения учебного материала", который требует постоянного движения вперед. Л.В. Занков решительно отказался от практики, когда каждый отрезок учебного курса рассматривается как самостоятельная и законченная единица, когда можно переходить к новому отрезку лишь после того, как будет "основательно" усвоен предыдущий. "Подлинное познание каждого элемента, – писал Л.В. Занков, – все время прогрессирует по мере овладения другими, последующими элементами предмета и осознания соответствующего целого вплоть до всего учебного курса и его продолжения в следующих классах". Непрерывное обогащение учебного предмета разносторонним содержанием создает благоприятные условия для все более глубокого осмысления школьником научных понятий, поскольку они включаются в логически развернутую систему.

3. Совершенствование технологии обучения, нацеленного на целостное развитие школьников, связано с дальнейшим осмыслением типических свойств методической системы. При отборе содержания книг, при составлении текстов и заданий авторы исходили из того, что импульсом к началу познания служит удивление. Именно такую эмоцию вызывают коллизии. Они возникают, когда:

– ребенок сталкивается с недостатком (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
– ребенок оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
– ребенок сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.

В таких учебных ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск к ее разрешению, в случае необходимости, с оказанием помощи – от общей, намекающей, до прямой.

Новизна содержания или учебной ситуации является обязательным условием организации развивающего процесса обучения. Поэтому ни в одном из учебников, как и в прежних изданиях, нет разделов "Повторение пройденного". Пройденное органично включается в изучение нового материала. По этой же причине впервые во многих программах в рубрике требований к уровню подготовки обучающихся выделено содержание, которое усваивается на уровне представления. Такое содержание необходимо как фон, позволяющий глубже и ярче представить основное программное содержание. В следующем учебном году это уже знакомое содержание становится основным, оно также осмысливается на фоне содержания, необязательного для данного года обучения, но необходимого в будущем. Так, создаются условия для многократного оперирования одним и тем же материалом в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях, и в результате приводит к прочности его усвоения (новый уровень реализации методического свойства процессуальности и вариантности).

4. Разработана новая (применительно к четырехлетней начальной школе) система изучения результативности обучения и развития в начальных классах (М.В. Зверева), а также новый сборник контрольных и проверочных работ. Впервые в рабочие тетради по русскому языку и окружающему миру включены задания, предполагающие самоконтроль, самоанализ обучающимся своих достижений.

Воспитание человека, соответствующего современным требованиям общества, возможно только в том случае, если, по известному высказыванию Л.С. Выготского, обучение будет забегать вперед развития ребенка, то есть оно будет осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом уровне развития. Это базовое для современной школы психологическое положение осмыслено Л.В.Занковым как дидактический принцип: "обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности". Обязательным условием его правильной реализации является знание особенностей воспитанников, знание актуального уровня их развития. Постоянное изучение ребенка, начиная с его поступления в школу, позволяет достаточно точно определить предельный для каждого ученика уровень трудности предлагаемого содержания и методов его усвоения. Следовательно, для организации обучения, нацеленного на общее развитие детей, необходимо знать особенности воспитанников и постоянно совершенствовать технологию изучения результативности их обучения и развития.

Дальнейшее развитие системы связано с тем, что мы уже реализовали в комплекте 1–4. Мы продолжаем последовательно искать оптимальное для каждого ребенка соотношение внешних и внутренних факторов.

Поэтому проблема номер один – установить варианты соотношения прямых и косвенных (работа над общим развитием каждого школьника) путей обучения, оптимальное для качественного овладения школьниками знаниями, умениями и навыками. Практика показывает, что это соотношение зависит от особенностей учебного курса (отдельных тем курса), от индивидуальных особенностей учеников при доминировании в любом случае косвенных путей.

Большие перспективы мы видим в изучении зависимости уровня общего развития ребенка от сочетания в учебном предмете разных уровней интеграции содержания:

– общепредметного, межпредметного и внутрипредметного;
– практического, образного и теоретического и другие линии интеграции.

С этой же проблемой связана и другая – изучение зависимости характера учебной деятельности школьника от уровня интеграции учебного курса.

В настоящее время мы готовы к выполнению чрезвычайно важной задачи в условиях безотметочного обучения – к разработке документации качественной оценки результативности обучения младших школьников. Планируется новый вид классного журнала и дневника. Разрабатывается новая форма самооценки учащихся, оценки влияния других участников образовательного процесса на достижения школьников, а также методическое пособие оценки результативности образовательного процесса.

Сейчас, когда разработаны учебно-методические комплекты по русскому языку, литературе, математике и природоведению для 5-го и 6-го классов, актуальным становится пособие, в котором бы раскрывались пути и средства адаптации выпускников начальной школы, закончивших обучение по системе Л.В. Занкова, к обучению в основном звене общеобразовательной школы. На этом этапе акцент будет сделан на роли косвенных путей обучения для достижения высоких образовательных результатов.

Постоянное обновление системы общего развития, раскрытие новых резервов продуктивного образовательного процесса заставляет нас существенно расширять курсы подготовки и переподготовки учителей в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования и во время выездов (23 территории за первые полгода 2004 года). В Академии в каникулярное время (ближайшие курсы с 1 по 10 июня) сохраняются курсы по подготовке методистов, учителей начальных классов, но осуществляться они будут по обновленной программе с ориентацией на государственный стандарт. Расширяется подготовка преподавателей основной школы: мы приглашаем специалистов по русскому языку, литературе, математике, природоведению. Осенью открываем новый набор в группу по подготовке лекторского состава.

Однако наряду с подготовкой и переподготовкой работников образования, необходимо разработать программно-методическое обеспечение курсов по системе Л.В. Занкова для педагогических образовательных учреждений ВУЗов и СУЗов. В 2004 году планируется выпустить учебное пособие "Основы системы общего развития Л.В. Занкова".

Перечень наших ближайших задач отражен в программе конференции. Первый день посвящен теоретическим проблемам: дидактика – психология – воспитание – подготовка учителя. Второй день – работа по секциям: речь пойдет о реализации теоретических идей в начальной и основной школе, а также о подготовке и переподготовке учителей.