Галина ПАНИНА,
психолог
Продолжение. См. № 14/2004
Психологическая поддержка учителя
Психологическая помощь учителю в
решении личных проблем
В первой части статьи мы говорили с
вами, уважаемые учителя, о том, что в последнее
время к психологам все чаще обращаются
женщины-педагоги с вопросами, касающимися не
только проблем их учеников. Вопросы эти связаны с
необходимостью психологической поддержки и
помощи учителям в решении их личных и семейных
проблем. Продолжая эту тему в нашей статье, мы
надеемся, что она вызовет у вас ответный отклик, и
вы напишите к нам, в редакцию “Начальной школы”,
о тех проблемах, которые волнуют вас. А мы, в свою
очередь, будем рады диалогу с вами на страницах
нашей газеты.
Ребенок идет в первый класс – это, как
правило, вызывает почти у всех родителей чувство
тревоги. Как сложится его школьная жизнь? Будет
ли он успешен, и что может помешать ему в этом?
Психологическая практика показывает, что также
неравнодушно, если не более озадаченно,
относятся к поступлению своих детей в школу и
сами учителя, особенно если их ребенок поступает
учиться в ту же школу, где работает и его
мама-учительница. Их чувство тревоги зачастую
связано с неуверенностью в том, будет ли их
ребенок учиться хорошо. Так, говоря о
сыне-первокласснике, моя знакомая учительница
как-то сказала, что ей некомфортно от того, что
ребенок учится в ее школе: “Не подведет ли он
меня, ведь мои коллеги считают меня сильным
педагогом, и будет просто стыдно, если он станет
получать двойки...”.
Учительница среднего звена на
психологической консультации задала следующий
вопрос.
Меня волнует проблема школьного
образования в начальном звене, особенно сейчас,
когда младший ребенок пошел в школу. Я считаю, что
основная задача начальной школы — не задавить в
ребенке желания учиться. А я очень часто в
средней школе сталкиваюсь с ребятами, вполне
умненькими, даже способными, но с полностью
«отбитым» желанием учиться. Как учитель я точно
знаю, что это не только “школьный грех”, во
многом виноваты мы, сами родители. Но как сделать
так, чтобы ребенок ходил в школу с радостью,
учился всегда с удовольствием, даже если не все
педагоги будут блистать знанием предмета,
неравнодушием к работе, любовью к детям.
А что делать с безумной нагрузкой,
которая ложится на плечи ребят уже в первом и
втором классах? Я до сих пор не могу смириться с
тем, что со всеми детьми родители делают уроки
или проверяют их по два часа каждый вечер. Лично у
меня из-за хронической занятости просто нет на
это временя, да и в наше время такого не было. А
еще угнетает то, что из-за нагрузки ребята
бросают спортивные секции или занятия танцами и
рисованием.
Конечно же, начальная школа не должна
задавить в ребенке желания учиться, но вот
получение радости в процессе занятий,
действительно, зависит не только от школы и
учителей, а в большей степени от нас, родителей.
Думая о школе и готовя к ней ребенка, мы просто
обязаны очень четко себе представлять: какой он,
наш будущий первоклассник, каковы его
психофизиологические и личностные особенности,
каков его ведущий стиль обучения, какой уровень
учебной нагрузки будет для него по силам,
насколько его календарный возраст соответствует
его биологическому возрасту, как развито его
мышление... и многое, многое другое, что вам , без
сомнения, поможет понять квалифицированный
психолог, работающий в области образования.
Вы сами и ваша семья должны
“подготовиться” к началу нового этапа в жизни
вашего ребенка. Не столь страшна учебная
нагрузка для достаточно гибкого и хорошо
адаптируемого мозга ребенка, сколько опасны
неверно подобранные формы и методы обучения.
Скажу, может быть, для многих крамольное – учить
постигать младшего школьника предметы в первом и
во втором классах надо в игре! Да, играйте с
окружающим ребенка пространством (начиная со
схемы тела), играйте с числовой осью, и ваш
ребенок без труда усвоит таблицу умножения.
Играйте со звуками, буквами, слогами, целыми
словами (а начинать лучше именно с них), и ваш
ребенок придет в школу бегло читающим. А навык
беглого чтения просто необходим и первичен для
овладения письменной речью и всеми остальными
школьными предметами.
Вспомните, что ответил в сказке
гениального Евгения Шварца на вопрос короля
“Что же делать?” его придворный танцмейстер:
“Танцевать!” Вот так же и мы, практические
психологи в образовании, совершенно не
оригинально, повторим: “Играйте больше с вашими
детьми!” А вот про то, как можно играть
для того, чтобы сделать жизнь ребенка и в школе во
всех смыслах радостной и полноценной, вы можете
узнать у нас на страницах газеты “Начальная
школа”.
А вот еще одна очень непростая тема, с
которой довольно часто в последнее время
обращаются женщины-учителя к нам, психологам.
Сыну 8 лет, он второклассник. Я
воспитываю его одна. Помогает бабушка, моя мама.
Сын растет добрым, отзывчивым, ответственным. Я
никогда не наказываю его физически, только через
объяснения. Иногда сын приходит из школы в
слезах, его обижают старшие мальчики, а он не
может себя защитить. Я ему объясняю, что нужно
отбиваться, сопротивляться. Он не может. Боится
или не умеет. У меня всегда много работы, прихожу
часто домой поздно, а он остается дома с бабушкой.
Стараюсь звонить в день и не один раз. Бабушка его
только жалеет, но это не помогает ему решать
проблемы с одноклассниками. Как быть?
Да, это действительно сложная как для
мамы, так и для мальчика ситуация. Для женщины она
сложна тем, что в неполной семье без мужа ей
приходится быть и за папу и за маму в буквальном
смысле. Ведь одна из причин, по которой мальчик
“...не может и не умеет...” защищать себя, связана
с отсутствием отца или эмоционально значимого
мужчины, в образе которого он мог бы познать суть
мужской природы – логику мышления, манеру
поведения и т.д. Мужской образ закладывается в
копилку памяти ребенка с раннего возраста.
Мужчина-отец – и есть та матрица, которая
формирует в вашем ребенке “мужественные
инстинкты”.
Я далека от позиции советчицы, но, с
точки зрения психолога, мне хочется сказать, что,
во-первых, мама очень нужна сыну, и потому “ее
должно быть для мальчика много”, во-вторых,
огромное значение имеет то, как мама строит
отношения с мальчиком, так как постоянно надо
помнить, что вы воспитываете будущего мужчину. И,
наконец, было бы здорово, если бы в его воспитании
принимал участие мужчина (дядя, дедушка, ваши
друзья). Знаю по себе, как тяжела бывает ситуация
выбора, особенно когда это связано с любимой
работой, но в этом случае, это выбор жизненных
ценностей, от которого зависит дальнейшая судьба
сына. И этот выбор за нами, женщинами,
воспитывающими сыновей без отцов.
А вот еще один вопрос к психологу, в
котором отражены трудности достаточно большого
количества школьников.
Мой сын активный, подвижный мальчик.
Он очень хотел пойти в школу, уже умел читать,
считать, всегда с удовольствием помогал по дому.
Сейчас он второклассник, но о школе ничего и
слышать не хочет. Мои коллеги, учителя, постоянно
жалуются на его поведение. Учится он на отлично, а
вот вести себя не может, может встать на уроке,
пойти куда-нибудь. На замечания, если и услышит,
он обижается. Начинает дерзить, даже
замахивается на меня или учителя. Дома тоже стало
невыносимо: пишет плакаты “Я ничего не буду
делать”. Просьб не слышит, приходится по десять
раз одно и тоже повторять. Часто психует и делает
все назло. Я думаю, что он устает, поскольку
учится в гимназии и находится там целый день до
вечера, даже во второй половине дня они не
расслабляются. Учитель советует относиться к
нему терпимее, но я боюсь, что если он ничего не
будет делать, то окончательно разленится. А вот в
бассейн ходит с удовольствием, ни одного занятия
не пропустил... Как нужно вести себя с ребенком,
как отвечать на детскую агрессивность, как
относиться к жалобам учителей?”
Первый профессиональный импульс,
возникший у психолога при рассказе мамы о сыне, –
желание сказать “СТОП” всем взрослым, которые в
данный момент сопровождают развитие, обучение и
воспитание этого мальчика. Картина, нарисованная
мамой, настолько яркая, что, честно говоря, просто
не понятно, отчего еще в первом классе не был
задан главный вопрос: “Почему у мальчика, явно
интеллектуально сохранного, так сложно
складываются отношения со школой?”
Первое, что необходимо сделать в этом
случае, это понять первопричину трудностей
ребенка. Родителям следует обратиться к
психоневрологу, нейропсихологу или дефектологу,
и, наверное, все же следует провести
дополнительное нейрофизиологическое
обследование мальчика с целью определения
уровня зрелости центральной нервной системы и
характеристик функционирования структур
головного мозга.
Поведение ребенка, его
немотивированная агрессивность,
раздражительность, протестные реакции – это его
способ сказать нам, взрослым, что ему трудно, что
он явно не справляется со школьной нагрузкой. При
этом мальчик, явно способный и в принципе хорошо
обучаемый, получает в школе опыт неуспешности
(жалобы учителей, может быть, непонимание
одноклассников), что приводит к сильному
эмоциональному дискомфорту, снижает желание
учиться и тормозит усвоение знаний.
Явно не соответствующий
психофизиологическим особенностям этого
ребенка уровень повышенной нагрузки
действительно может привести к тому, что
школьная деятельность в целом окажется для него
непосильной. Накапливаемое утомление,
отсутствие своевременного и правильно
организованного отдыха приводят к формированию
хронической усталости, а в конечном итоге к
серьезным сдвигам в общем состоянии организма и,
в частности, в психической сфере ребенка.
Но своевременная помощь специалистов,
организация правильного режима обучения, любовь
и эмоциональная поддержка взрослых безусловно
помогут мальчику избавиться от возникших
трудностей.
А нам, родителям, и особенно учителям,
наверное, следует не забывать – “Чтобы ребенок
учился хорошо, он должен учиться с радостью”!
От редакции
Задать свой вопрос психологу Галине
ПАНИНОЙ вы можете по адресу: 121165, Москва, ул.
Киевская, д. 24, газета “Начальная школа”,
психологу.
|