Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2004

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Галина ПАНИНА,
психолог

Продолжение. См. № 14/2004

Психологическая поддержка учителя

Психологическая помощь учителю в решении личных проблем

В первой части статьи мы говорили с вами, уважаемые учителя, о том, что в последнее время к психологам все чаще обращаются женщины-педагоги с вопросами, касающимися не только проблем их учеников. Вопросы эти связаны с необходимостью психологической поддержки и помощи учителям в решении их личных и семейных проблем. Продолжая эту тему в нашей статье, мы надеемся, что она вызовет у вас ответный отклик, и вы напишите к нам, в редакцию “Начальной школы”, о тех проблемах, которые волнуют вас. А мы, в свою очередь, будем рады диалогу с вами на страницах нашей газеты.

Ребенок идет в первый класс – это, как правило, вызывает почти у всех родителей чувство тревоги. Как сложится его школьная жизнь? Будет ли он успешен, и что может помешать ему в этом? Психологическая практика показывает, что также неравнодушно, если не более озадаченно, относятся к поступлению своих детей в школу и сами учителя, особенно если их ребенок поступает учиться в ту же школу, где работает и его мама-учительница. Их чувство тревоги зачастую связано с неуверенностью в том, будет ли их ребенок учиться хорошо. Так, говоря о сыне-первокласснике, моя знакомая учительница как-то сказала, что ей некомфортно от того, что ребенок учится в ее школе: “Не подведет ли он меня, ведь мои коллеги считают меня сильным педагогом, и будет просто стыдно, если он станет получать двойки...”.

Учительница среднего звена на психологической консультации задала следующий вопрос.

Меня волнует проблема школьного образования в начальном звене, особенно сейчас, когда младший ребенок пошел в школу. Я считаю, что основная задача начальной школы — не задавить в ребенке желания учиться. А я очень часто в средней школе сталкиваюсь с ребятами, вполне умненькими, даже способными, но с полностью «отбитым» желанием учиться. Как учитель я точно знаю, что это не только “школьный грех”, во многом виноваты мы, сами родители. Но как сделать так, чтобы ребенок ходил в школу с радостью, учился всегда с удовольствием, даже если не все педагоги будут блистать знанием предмета, неравнодушием к работе, любовью к детям.

А что делать с безумной нагрузкой, которая ложится на плечи ребят уже в первом и втором классах? Я до сих пор не могу смириться с тем, что со всеми детьми родители делают уроки или проверяют их по два часа каждый вечер. Лично у меня из-за хронической занятости просто нет на это временя, да и в наше время такого не было. А еще угнетает то, что из-за нагрузки ребята бросают спортивные секции или занятия танцами и рисованием.

Конечно же, начальная школа не должна задавить в ребенке желания учиться, но вот получение радости в процессе занятий, действительно, зависит не только от школы и учителей, а в большей степени от нас, родителей. Думая о школе и готовя к ней ребенка, мы просто обязаны очень четко себе представлять: какой он, наш будущий первоклассник, каковы его психофизиологические и личностные особенности, каков его ведущий стиль обучения, какой уровень учебной нагрузки будет для него по силам, насколько его календарный возраст соответствует его биологическому возрасту, как развито его мышление... и многое, многое другое, что вам , без сомнения, поможет понять квалифицированный психолог, работающий в области образования.

Вы сами и ваша семья должны “подготовиться” к началу нового этапа в жизни вашего ребенка. Не столь страшна учебная нагрузка для достаточно гибкого и хорошо адаптируемого мозга ребенка, сколько опасны неверно подобранные формы и методы обучения. Скажу, может быть, для многих крамольное – учить постигать младшего школьника предметы в первом и во втором классах надо в игре! Да, играйте с окружающим ребенка пространством (начиная со схемы тела), играйте с числовой осью, и ваш ребенок без труда усвоит таблицу умножения. Играйте со звуками, буквами, слогами, целыми словами (а начинать лучше именно с них), и ваш ребенок придет в школу бегло читающим. А навык беглого чтения просто необходим и первичен для овладения письменной речью и всеми остальными школьными предметами.

Вспомните, что ответил в сказке гениального Евгения Шварца на вопрос короля “Что же делать?” его придворный танцмейстер: “Танцевать!” Вот так же и мы, практические психологи в образовании, совершенно не оригинально, повторим: “Играйте больше с вашими детьми!” А вот про то, как можно играть для того, чтобы сделать жизнь ребенка и в школе во всех смыслах радостной и полноценной, вы можете узнать у нас на страницах газеты “Начальная школа”.

А вот еще одна очень непростая тема, с которой довольно часто в последнее время обращаются женщины-учителя к нам, психологам.

Сыну 8 лет, он второклассник. Я воспитываю его одна. Помогает бабушка, моя мама. Сын растет добрым, отзывчивым, ответственным. Я никогда не наказываю его физически, только через объяснения. Иногда сын приходит из школы в слезах, его обижают старшие мальчики, а он не может себя защитить. Я ему объясняю, что нужно отбиваться, сопротивляться. Он не может. Боится или не умеет. У меня всегда много работы, прихожу часто домой поздно, а он остается дома с бабушкой. Стараюсь звонить в день и не один раз. Бабушка его только жалеет, но это не помогает ему решать проблемы с одноклассниками. Как быть?

Да, это действительно сложная как для мамы, так и для мальчика ситуация. Для женщины она сложна тем, что в неполной семье без мужа ей приходится быть и за папу и за маму в буквальном смысле. Ведь одна из причин, по которой мальчик “...не может и не умеет...” защищать себя, связана с отсутствием отца или эмоционально значимого мужчины, в образе которого он мог бы познать суть мужской природы – логику мышления, манеру поведения и т.д. Мужской образ закладывается в копилку памяти ребенка с раннего возраста. Мужчина-отец – и есть та матрица, которая формирует в вашем ребенке “мужественные инстинкты”.

Я далека от позиции советчицы, но, с точки зрения психолога, мне хочется сказать, что, во-первых, мама очень нужна сыну, и потому “ее должно быть для мальчика много”, во-вторых, огромное значение имеет то, как мама строит отношения с мальчиком, так как постоянно надо помнить, что вы воспитываете будущего мужчину. И, наконец, было бы здорово, если бы в его воспитании принимал участие мужчина (дядя, дедушка, ваши друзья). Знаю по себе, как тяжела бывает ситуация выбора, особенно когда это связано с любимой работой, но в этом случае, это выбор жизненных ценностей, от которого зависит дальнейшая судьба сына. И этот выбор за нами, женщинами, воспитывающими сыновей без отцов.

А вот еще один вопрос к психологу, в котором отражены трудности достаточно большого количества школьников.

Мой сын активный, подвижный мальчик. Он очень хотел пойти в школу, уже умел читать, считать, всегда с удовольствием помогал по дому. Сейчас он второклассник, но о школе ничего и слышать не хочет. Мои коллеги, учителя, постоянно жалуются на его поведение. Учится он на отлично, а вот вести себя не может, может встать на уроке, пойти куда-нибудь. На замечания, если и услышит, он обижается. Начинает дерзить, даже замахивается на меня или учителя. Дома тоже стало невыносимо: пишет плакаты “Я ничего не буду делать”. Просьб не слышит, приходится по десять раз одно и тоже повторять. Часто психует и делает все назло. Я думаю, что он устает, поскольку учится в гимназии и находится там целый день до вечера, даже во второй половине дня они не расслабляются. Учитель советует относиться к нему терпимее, но я боюсь, что если он ничего не будет делать, то окончательно разленится. А вот в бассейн ходит с удовольствием, ни одного занятия не пропустил... Как нужно вести себя с ребенком, как отвечать на детскую агрессивность, как относиться к жалобам учителей?”

Первый профессиональный импульс, возникший у психолога при рассказе мамы о сыне, – желание сказать “СТОП” всем взрослым, которые в данный момент сопровождают развитие, обучение и воспитание этого мальчика. Картина, нарисованная мамой, настолько яркая, что, честно говоря, просто не понятно, отчего еще в первом классе не был задан главный вопрос: “Почему у мальчика, явно интеллектуально сохранного, так сложно складываются отношения со школой?”

Первое, что необходимо сделать в этом случае, это понять первопричину трудностей ребенка. Родителям следует обратиться к психоневрологу, нейропсихологу или дефектологу, и, наверное, все же следует провести дополнительное нейрофизиологическое обследование мальчика с целью определения уровня зрелости центральной нервной системы и характеристик функционирования структур головного мозга.

Поведение ребенка, его немотивированная агрессивность, раздражительность, протестные реакции – это его способ сказать нам, взрослым, что ему трудно, что он явно не справляется со школьной нагрузкой. При этом мальчик, явно способный и в принципе хорошо обучаемый, получает в школе опыт неуспешности (жалобы учителей, может быть, непонимание одноклассников), что приводит к сильному эмоциональному дискомфорту, снижает желание учиться и тормозит усвоение знаний.

Явно не соответствующий психофизиологическим особенностям этого ребенка уровень повышенной нагрузки действительно может привести к тому, что школьная деятельность в целом окажется для него непосильной. Накапливаемое утомление, отсутствие своевременного и правильно организованного отдыха приводят к формированию хронической усталости, а в конечном итоге к серьезным сдвигам в общем состоянии организма и, в частности, в психической сфере ребенка.

Но своевременная помощь специалистов, организация правильного режима обучения, любовь и эмоциональная поддержка взрослых безусловно помогут мальчику избавиться от возникших трудностей.

А нам, родителям, и особенно учителям, наверное, следует не забывать – “Чтобы ребенок учился хорошо, он должен учиться с радостью”!

От редакции

Задать свой вопрос психологу Галине ПАНИНОЙ вы можете по адресу: 121165, Москва, ул. Киевская, д. 24, газета “Начальная школа”, психологу.