Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Поздравляем победителей Второго Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев!

29–31 марта в Москве в школе № 641 им. С.Есенина Юго-Восточного административного округа (директор – А.А. Кононова) прошел финальный тур Второго Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев. Это стало доброй традицией, заложенной год назад, – собирать в Москве учеников, которые успешно прошли два региональных отборочных тура. Идея проведения марафона родилась два года назад у педагогов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Организаторами этого мероприятия уже второй год являются Федеральный Научный методический центр им. Л.В. Занкова и Объединение учителей-занковцев. Важно отметить, что в этом году идею проведения марафона поддержало Министерство образования РФ. Информационную поддержку оказали газета "Начальная школа" Издательского дома "Первое сентября" – в № 43/2003 (декабрь) были опубликованы условия проведения марафона и задания первого тура – и сетевое объединение методистов Федерации интернет образования. Как и в прошлом году, спонсорами третьего тура выступили Издательство "Учебная литература" «Корпорации "Федоров"» и детский развлекательный клуб "Солнечный Арлекино".

На заключительный тур марафона были приглашены 50 участников из самых разных уголков России – Красноярский край, Якутия, Белгородская, Липецкая, Калужская, Тульская области, г. Саратов, г. Калининград, г. Великий Новгород, г. Муравленко, г. Гай, г. Ноябрьск, г. Волгоград, г. Нальчик, г. Архангельск и г. Москва.

В финальном туре, как и в заочных турах, ребятам предлагали задания по четырем предметным областям. Ровно 100 минут было отведено участникам марафона для того, чтобы показать максимум знаний, продемонстрировать свое умение решать новые учебные задачи, обосновывать свою точку зрения.

Помимо интеллектуальных баталий, у ребят была и интересная культурная программа – посещение Музея меда в усадьбе Кузьминки, экскурсии по Москве.

Закрытие Марафона состоялось, как и в прошлом году, в детском развлекательном клубе "Солнечный Арлекино", где в дружелюбной неформальной обстановке можно было вдоволь порезвиться и пошуметь, выплеснув все эмоции, накопившиеся за прошедшие дни.

Ни один участник не проиграл на марафоне.

Все конкурсанты успешно преодолели испытания и с гордостью стали победителями и финалистами.

Мы поздравляем всех финалистов и победителей!

Список участников II Всероссийского интеллектуального марафона

Калужская обл. – Кащеева Лена, Никонова Ирина, Меньшова Екатерина (руководитель – Дорохина Ольга Александровна);

Тульская обл. – Измайлов Андрей, Чирьев Александр, Скрипунов Антон (руководитель – Задкова Оксана Витальевна);

Саратов – Пахомова Настя, Шестернева Лиза, Митин Евгений (руководитель – Мартюкова Оксана Анатольевна);

Калининград – Новикова Полина, Мазур Алиса, Алексеева Полина (руководитель – Марченко Светлана Николаевна);

Намский Улус – Сивцев Коля, Нератов Толя, Сидорова Даша (руководитель – Сивцева Варвара Васильевна);

Великий Новгород – Илюхина Ксения, Афанасьева Надежда, Абрасцова Анастасия (руководитель – Ахапкина Лариса Владимировна);

Муравленко – Мухтаруллин Артур, Самоделко Андрей, Лынник Валерия (руководитель – Хлебникова Людмила Васильевна);

Гай – Пихин Илья, Печкина Ксения, Иргалина Айгуль (руководитель – Храмова Нина Ивановна);

Ноябрьск – Суслова Ксения, Вязовик Петр, Силуянова Анастасия (руководитель – Головачева Оксана Владимировна);

Белгородская обл. – Лурье Роман, Нажмуддинова Эвелина, Канин Виталий (руководитель – Воронова Альбина Ивановна);

Липецкая обл. – Кузьмина Ксения, Мячина Галина, Мячина Анастасия (руководитель – Мишина Анна Николаевна);

Волгоград – Есикова Даша, Светличная Софья, Аракелян Элен (руководитель – Юдина Ирина Геннадьевна);

Красноярск – Ермакова Вероника, Локтева Ольга, Горелов Роман (руководитель – Шахматова Светлана Анатольевна);

Нальчик – Жабелова Гюльнара, Исаенко Алиса, Джабраилова Дарина (руководитель – Керженцева Анна Владимировна);

Архангельск – Вальков Виталий (руководитель – Капустина Светлана Андреевна);

Москва – Шведова Алиса, Казаков Петр, Коваленко Павел (руководитель – Скворцова Анна Вячеславовна), школа № 641 – Герасимова Лена, Комаров Максим.

Командное первенство

1-е командное место

Великий Новгород: Афанасьева Надежда, ИЛЮХИНА Ксения, Абрасцова Анастасия, МОУ "Гимназия № 2", – учитель Ахапкина Лариса Владимировна.

2-е командное место

г. Москва: Казаков Петр, СОШ № 1119, учитель Горновская Раиса Михайловна; Коваленко Павел, СОШ № 462, – учитель Скворцова Анна Вячеславовна; Шведова Алиса, СОШ № 1257, – учитель Масолова Светлана Владимировна.

3-е командное место

г. Саратов: Пахомова Анастасия, ОУ «Прогимназия "Кристаллик"», – учитель Мартюкова Оксана Анатольевна; Шестернева Елизавета, ОУ «Прогимназия "Кристаллик"», – учитель Мартюкова Оксана Анатольевна; Митин Евгений, СОШ № 31, – учитель Петрова Вера Григорьевна.

Личное первенство

1-е место

Меньшова Екатерина, СОШ № 12, г. Калуга, – учитель Фрольцова Елена Николаевна;

2-е место

Лурье Роман, гимназия № 38, г. Белгород, – учитель Маркова Надежда Ивановна;

3-е место

Нажмуддинова Эвелина, СОШ № 2, г. Губкин, – учитель Степаненко Анна Ивановна.

Первенство по номинациям

Окружающий мир

Горелов Роман, г. Ачинск СОШ №17, – учитель Самарцева Ирина Юрьевна.

Математика

Нератов Анатолий, Намский Улус, СОШ № 2, – учитель Сивцева Варвара Васильевна.

Русский язык

Исаенко Алиса, школа № 9, г. Нальчик, – учитель Ковалёва Вера Васильевна.

Литературное чтение

Суслова Ксения, г. Ноябрьск, МОУ СОШ № 11, – учитель Головачёва Оксана Викторовна.

Победители получили призы: мультимедийные энциклопедии ведущих российских разработчиков, предоставленные ФИО, книги и модели самолетов, предоставленные Издательством "Учебная литература" Корпорации "Федоров", и игрушки, предоставленные газетой "Начальная школа". Всем участникам были вручены памятные призы, а учителя получили комплект методической литературы.
Вероятно у многих учителей и родителей возникнет желание оценить способности своих учеников. Ниже мы публикуем задания интеллектуального марафона и ответы на них. Предоставьте вашим детям возможность попробовать себя в решении этих заданий, и, может быть, кто-то из ваших учеников окажется победителем Второго Всероссийского интеллектуального марафона заочно.

Задания третьего тура

Литературное чтение

Задание. Ты уже знаешь жанр басни, басни разных писателей и поэтов и, в частности, басни современного писателя Феликса Кривина. Твоему вниманию предлагается пять произведений Феликса Кривина.
Задача – определить, каждое ли из них можно назвать басней. Какие произведения напоминают вам жанр сказки или лирической зарисовки? Докажи свое мнение.
Говоря о баснях, укажи, какая мораль может следовать из них?
Объясни тему и идею каждого произведения, не являющегося, по твоему мнению, басней.

Муравей

 Почему вы не носите очки? – спросили у Муравья.
– Как вам сказать... – замялся он. – Мне нужно видеть солнце, и небо, и эту дорогу, которая неизвестно куда ведет. Мне нужно видеть улыбки моих друзей... Мелочи меня не интересуют.

Пень

Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него. – Не все сразу, не все сразу, – недовольно скрипел Пень. – Приму сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ – шагу без меня ступить не могут!

Парус

 Опять этот ветер! – сердито надувается Парус. – Ну разве можно работать в таких условиях?
Но пропадает ветер – и Парус повисает, расслабляется. Ему уже и вовсе не хочется работать.
А когда ветер появляется снова. Парус опять надувается:
– Ну и работенка! Бегай целый день, как окаянный... Добро бы еще хоть ветра не было...

Любовь

Былинка полюбила Солнце...
Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить маленькую неказистую Былинку! Да и хороша пара: Былинка – и Солнце!
Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию.
Красивая Акация, чудесная Акация – кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку! Вот что делает с нами любовь, даже неразделенная...

Ночь

Было тихо.
Было темно.
В темноте сквозь окно светились желтые зрачки звезд.
В тишине за окном притаились какие-то шорохи.
Мышка сказала:
– Когда я вырасту большой, я обязательно стану кошкой...

Русский язык

Задание 1. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Сколько вариантов у тебя получилось?

Мы ед_м и ед_м.

Задание 2. Составь предложения со следующими словами – синонимами так, чтобы стали понятны оттенки их значения. Формы заданных слов можно изменять.

Смешной, забавный, уморительный.

Задание 3. Напиши слова, соответствующие данным схемам. Укажи части речи.

Математика

Задание 1. Как расставить 10 стульев в прямоугольной комнате так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула? (сделай чертеж).

Задание 2. Хозяин нанял работника на таких условиях: за каждый отработанный день он платит ему 48 монет, а за каждый прогул штрафует на 12 монет. Через 30 дней оказалось, что работнику не причитается ни одной монеты. Сколько дней работник работал в течение этих 30 дней?

Задание 3. Путешествуя в Изумрудный город по дороге, выложенной жёлтым кирпичом, друзья загадали по одному двузначному числу. Число Элли оказалось на 10 больше числа Страшилы, но на 6 меньше числа Железного Дровосека, а число Тотошки в два раза меньше числа Страшилы и в четыре раза больше числа Трусливого Льва. Какое число задумал каждый?

Окружающий мир

Задание 1. В пустынях нет сплошного растительного покрова, потому что в этих районах:

1) жаркое и продолжительное лето;
2) рельеф местности имеет много неровностей;
3) небольшое количество годовых осадков;
4) почвы сильно засолены;
5) растения съедают животные.

Подчеркни правильные ответы и дай им объяснение. Объясни, почему другие ответы неверны.

Задание 2. В приведенном списке слов названы объекты окружающего мира. Выпиши из этих слов такие, которые составляют группы. Каждую группу назови:

тайфун, холм, смерч, суховей, телебашня, буран, дом, бриз, равнина, скала, трактор, плоскогорье, тротуар.

Ответы к заданиям и Оценка выполненных заданий

Литературное чтение

Правильно обозначен жанр миниатюр – 3 балла.
Доказательно выраженное мнение – 4 балла.
Выведена мораль басни – 4 балла.
Правильно определена тема произведений – 3 балла.
Правильно определена идея произведений – 4 балла.
Всего – 18 баллов.

При одинаковом количестве баллов, набранных детьми, работы проверяются по их орфографической и пунктуационной грамотности. При оценке учитываются ошибки в правописании только на изученные правила. Если ребенок допускает более 3 ошибок, показатели снижаются на 2 балла.

При оценке выполнения задания важно учитывать, как выражен смысл в словах, насколько оригинальны рассуждения о миниатюрах. Чисто басенную природу имеет миниатюра "Пень": ей свойствен аллегорический характер; высмеиваются (сатирически представляются) черты характера, присущие людям; легко выводится мораль. В отношении других произведений школьники 4-го класса имеют право высказать иное суждение, при этом оценивается попытка сделать это суждение доказательным. Необходимо учитывать логику рассуждения ребенка и умение выразить мысли в письменной речи.

Русский язык

Задание 1

Найдено 4 варианта предложений – 4 балла.
Найдено 2 варианта предложений – 2 балла.

Задание 2

Показатели оценки составления предложений:

1) правильность лексической сочетаемости слов (1 балл);
2) насколько ясно в них проявляются значения данных; синонимов (3 балла),
3) оригинальность предложений (2 балла);
4) правописание (2 балла).

Всего – 8 баллов.

Задание 3

Показатели оценки выполнения задания:

1) количество слов, соответствующих представленным схемам (3 балла);
2) правильность определения частей речи (2 балла);
3) правописание (1 балл).

Всего – 6 баллов

Математика

Задание 1

Первое решение: два стула поставить в противоположных углах комнаты, остальные восемь расставить по два вдоль всех стен комнаты.

Второе решение: два стула поставить в углы, прилежащие к одной стороне и между ними еще один стул. У противоположной стороны стены поставить три стула, но не в углах. Оставшиеся четыре стула поставить по два у другой пары стен.

Возможное рассуждение к первому решению:

Поставим по два стула возле каждой стены. Осталось еще два стула. Если их поставить в противоположные углы комнаты, число стульев у каждой стены увеличится на один. Получается по три стула у каждой стены. (Возможны и другие варианты рассуждений.)

Возможное рассуждение ко второму решению:

Если бы стульев было 12, задача решалась бы легко, так как 12 : 3 = 4. Но стульев на два меньше, значит, два стула должны стоять в углах комнаты. Поставим их в углы у одной стены, тогда у нее нужно поставить еще один стул. У двух прилегающих стен стоит по одному стулу. Поставим вдоль них по два стула. Осталось три стула, которые нужно поставить у четвертой стены, но не в углах.

Оценивание:

а) Правильно найдены оба решения – 3 балла;

б) Правильно найдено одно решение и дано полное словесное пояснение хода рассуждения, приведшего к решению, – 3 балла.

Правильно выполнен чертеж к одному решению и дано неполное словесное пояснение хода рассуждения, приведшего к решению, – 2 балла.

Правильно выполнен чертеж к одному решению, но нет словесного пояснения хода рассуждения, приведшего к решению, – 1 балл.

Чертеж выполнен неверно – 0 баллов.

Задание 2. Шесть дней.

Возможные решения

Арифметическое

1) 48 : 12 = 4 (раза) – во столько раз плата за работу больше штрафа за прогул;
2) 4 + 1 = 5 (дн.) – такое наименьшее число дней должен прогулять и отработать работник, чтобы ничего не получить;
3) 30 : 5 = 6 (раз) – столько раз повторяется цикл, дающий нулевой заработок.

Ответ: Так как в каждом цикле работник работал только 1 день, в течение месяца он работал 6 дней.

Алгебраическое

Пусть работник работал в течение месяца х дней;
тогда не работал он (30 – х) дней;
за рабочие дни он заработал 48 · х (р.);
за прогулы он заплатил 12 · (30 – х) (р.);
по условию задачи заработок и штрафы равны.
Получаем уравнение: 48 · х = 12 · (30 – х)

Оценивание: полностью верно изложена логика решения задачи (словесно, арифметическое решение с пояснениями к каждому действию, алгебраическое решение) – 6 баллов.

Допущены незначительные пропуски или погрешности в решении – 4 балла.

Найден верный ответ, но ход решения не раскрыт – 2 балла.

Получен неверный ответ – 0 баллов.

Задание 3. Трусливый Лев задумал число 10, Тотошка – 40, Страшила – 80, Элли – 90, Железный Дровосек – 96.

Возможное рассуждение: так как число Тотошки в 2 раза меньше числа Страшилы, а число Трусливого Льва в 4 раза меньше числа Тотошки, то число Трусливого Льва в 8 раз меньше числа Страшилы. Значит, число Страшилы должно делиться на 8, Раз все друзья задумали двузначные числа, то Страшила мог задумать одно из чисел – 80, 88, 96. Если бы он задумал 88 или 96, то у Железного Дровосека получилось трехзначное число, ведь он задумал число на 16 больше числа Страшилы. Значит, Страшила задумал число 80. Так как число Элли на 10 больше числа Страшилы, она задумала число 90. Число Железного Дровосека на 6 больше числа Элли, значит, он задумал число 96. Число Тотошки в 2 раза меньше числа Страшилы, значит, он задумал число 40. Число Трусливого Льва в 4 раза меньше числа Тотошки, значит, он задумал число 10. (Возможны и другие варианты рассуждений.)

Оценивание: полностью верно и без пропусков построена цепочка логических рассуждений – 9 баллов.

В приведенных рассуждениях есть пропуски и недочеты, но числа найдены верно – 6 баллов.

Числа найдены верно, но не приведены рассуждения – 3 балла.

Числа найдены неверно – 0 баллов.

Окружающий мир

Задание 1

1) правильно подчеркнуты номера ответов: 1, 3, 4 (3 балла);

2) дано правильное объяснение выбора такой совокупности ответов (3 балла);

3) дано правильное объяснение другим вариантам: рельеф местности не влияет на плотность растительного покрова; в пустыне живет небольшое количество животных, они не могут существенно влиять на плотность растительного покрова (3 балла).

Задание 2

Оценивается:

1) правильность классификации, исключение из групп названий объектов окружающего мира: коала, роса, тайга (5 баллов);

2) правильность названия каждой группы (4 балла).

1-я группа – ветры: – тайфун, смерч, суховей, буран, бриз.
2-я группа – виды рельефа: – равнина, холм, скала, плоскогорье.
3-я группа – сделанное человеком: – трактор, телебашня, тротуар, дом.

При одинаковом количестве баллов, набранных детьми, работы проверяются по их орфографической и пунктуационной грамотности. При оценке учитываются ошибки в правописании только на изученные правила. Если ребенок допускает более трех ошибок, показатели снижаются на 2 балла.