Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила Ивановна ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования МО РФ

Русский язык

Контрольные работы

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец III четверти.

1-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы: проверить умение писать текст под диктовку с изученными за год орфограммами: гласные после шипящих, обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я и мягким знаком, большая буква в именах людей, кличках животных, правописание предлогов (если тема по курсу пройдена).
Объем работы: 15–20 слов.

Пес и кот

Пес Шарик спрятался под крыльцо. Он испугался удара грома. А кот Мурзик спал в кресле и жмурился.

Ручей проснулся

Ручей прыгал с бугра. У края воды искрились льдинки. Ручей разбивал их. А лучи солнышка плавили следы зимы. Лес просыпался.

Слова для справок: просыпался, следы.

Художники

Аленушка и Яша зашли в рощу. У них краски и кисти. У куста росли ландыши. Хороши душистые ландыши. Мальчики стали их рисовать.

Слова для справок: рисовать, росли.

Щавель

Бабушка Алена любит щи из щавеля. Он рос на лугу. Щавель был сочный с острой кислинкой. Хороши щи со сметаной.

Слова для справок: щавель, сметаной.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить умение списывать текст с доски.
Объем: 20–25 слов.

* * *

Пошла Катя утром за грибами. Она взяла сестру Машу. Маша была мала.
На пути была речка. Катя взяла сестру на руки и перешла речку.

Два товарища

Витя Шишкин решал задачу. Задача была сложная. Пришел Борис Чайкин. Он помог товарищу понять задачу. Витя был рад.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы: проверить умение закончить предложение так, чтобы получился связный текст, по вопросам составить текст.

1. Допиши предложение так, чтобы вышел текст.

Выдался ... ... . С крыши падала ... ... . Ребята пришли в ... . Вот старая ... . Слава заметил ... .

Озаглавь текст.

2. Подготовь ответы на вопросы.

Книга

У кого летом живет Коля? (В деревне, у бабушки, у тети в Крыму, на даче у деда.)
Кто купил мальчику книги?
Что делает Коля?

3. Запиши текст, как запомнил.

За домом была ива. На иве было гнездо зяблика. В гнезде сидели птенцы.

2-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы: проверить, как усвоен материал по основным темам программы: парные звонкие и глухие согласные на конце слова, безударные гласные в двусложных словах, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком.
При диктовке четко проговариваются неизученные орфограммы.
Объем диктанта: 35–45 слов.

Весной на реке

Отшумели вьюги. Рано пришла весна. На реке треснул лед. Льдины с грохотом плыли по воде. Деревня Бобры стоит на высоком холме. Жителям деревни не грозит беда. А лодки гибли. Льдины срывали их с цепей. Наша семья помогала рыбакам спасать их.

Слова для справок: пришла, стоит, не грозит, помогала.

Жалко березу

Нас разбудил сильный гром и шум ветра. На дворе скулила собака, кудахтали куры. У дома росла береза. Ее посадил наш дед. Тень от березы закрывала окно. Сейчас ветки березы лежали на земле. Ствол уткнулся в столб. На земле лежало гнездо птицы.

Слово для справки: сейчас.

Тайны леса

Стоял ясный день. Я устал и сел на старый пень. Шесть ног быстро бегали по траве. Трава двигалась словно живая. Там прыгали маленькие жучки. В лесу всюду тайны.
Замри, стань кустиком или пнем. Лес откроет свои тайны. Будь только терпелив.

Слова для справок: стоял, словно, откроет, терпелив.

Вороны

Вот и наступила весна. Всюду слышны голоса птиц. Вот важно по мокрой дороге шагает ворона. У вороны сильные ноги и крепкий клюв. Перья у нее серые или черные. Вороны живут в лесах, горах, пустынях. Много ворон живет в селах и городах.

Слова для справок: голоса, черные.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить сформированность навыка самоконтроля.

Черепаха

Около дороги ребята нашли черепаху. Теплые лучи солнца разбудили ее от спячки. Она с трудом двигалась по дороге. Где она пробыла зиму? Андрейка и Яша решили взять беднягу домой. Они отвели для нее уголок, положили соломки. А черепаха привыкла к новому жилью. Любила черепашка листья от капусты.

Адреса

Адрес черники узнай у лохматых и хмурых елей. Земляника любит расти на лесных опушках, пригорках. У грибов свой адрес. Рыжики растут под соснами, елями, пихтами. Среди молодых елочек всегда заметишь маслят. Опята растут на пнях, на живых деревьях. А где прячется белый гриб?

(По Н.Надеждиной)

Примечание. Обратить внимание детей на написание слов: заметишь, прячется.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы: проверить умение воспроизводить готовый текст в логической последовательности, определять границы предложений, самостоятельно составлять текст.

1. Изложение.

Родное гнездо

Вернулись домой птицы. Обновили свои гнезда.
Случилось это утром. Я вышел из леса. Солнышко ласковыми лучами согревало землю. Из-под ног моих вылетел жаворонок. Я нагнулся. В маленькой ямке было гнездо. Там лежали четыре серых яичка.
Другая птичка свила гнездо около сосенки. Гнездо было в сухой траве. Сидит птичка в своем домике. Там тепло и уютно.

Слова для справок:

I часть – вернулись, обновили.
II часть – случилось, вышел, согревало.
III часть – свила.

2. Спиши текст. Определи границы предложений.

Весна пришла

Долго стояли хмурые дни но вот выплыло из-за туч солнышко вышел во двор Никита всюду бежали ручейки текла снеговая пахучая вода мальчик отправился к пруду вода покрыла весь лед на пруду на дне оврага лежал снег сюда весна еще не заходила

3. Составь из словосочетаний текст. Озаглавь его.

Согрело землю, под корнями нора, спал всю зиму, разбудил зверька, вылез на полянку, лег на спину, солнышко согрело, бродить по лесу.

3-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы: проверить умение писать под диктовку текст, включающий орфограммы третьего года обучения.
При диктовке четко проговаривать окончания.
Объем работы: 55–60 слов.

Птицы

Прошли ненастные дни. Отшумели вьюги и метели. Показалось солнце. Ожила от зимнего плена земля. Радует слух чудное пение птиц. Быстро кружат в воздухе ласточки. На лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо птицы. Она ловко лепит его из земли и глины. У иволги гнездо сделано из травки, гибких стебельков. Я люблю смотреть на птиц. Грустно жить без них.

Слова для справок: на лету, сделано, без них.

Отъезд в деревню

Стоял теплый день. Вдруг набежала тучка. Заморосил дождь. Дождевые капли тяжело ударяли по земле. В каждой дождинке играл луч солнца.
Отец объявил нам об отъезде. Машина подкатила к подъезду. Мы отъехали от города и подъехали и речке. Дождь кончился. Кругом тишь. Вот и село. Нас встретила тетя Наталья. Мы бросились в ее объятия. Мы любим летом жить в деревне.

Последние дни весны

Я еду по лесу на лыжах. Поляну пересекли следы зайца. Это беляки пробежали к реке. Там они лакомились веточками ив. Тихо шуршал сухой камыш. Промелькнула мышь. Вдруг неожиданно взлетел глухарь. Он поднял крыльями столб снежной пыли. В сильные морозы глухари зарывались в сугроб. Там они и ночевали. Тепло птицам под снегом.
Выплыло из-за леса солнце. Вся окрестность заблестела. Природа ждет весну.

Слово для справки: лакомились.

Март

Мы подъехали к опушке леса. Кругом тишь. Стоит месяц март. Голубое небо, снега голубые. Днем на солнце частая капель. Ночью – звонкий морозец. А вот и первые вестники весны – ручьи. Весенние ручьи говорят, говорят. У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. Все спешат к реке. Она давно ждет их. Хочешь узнать тайну ручья – сядь у речки, послушай.
Слова для справок: шепчет, хочет.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить, как сформированы орфографическая зоркость и навык самопроверки.

Лето

Стояло жаркое лето. Мы шли лесом. Пахло сосновой корой и земляникой. На сухих полянах стрекотали кузнечики. Над верхушками сосен вился ястреб. Лес был накален от зноя. Мы отдыхали в тенистой чаще осин и берез. Там дышали запахом трав и корней. К вечеру вышли на берег озера. На небе блеснули первые звездочки. Утки со свистом летели на ночлег.

Цветы

Пришла ранняя весна. Солнце разбудило лес и растопило снежинки на верхушке сосны. Упали первые капли на снег. Они пробили сугроб и сухую листву. Появились проталинки. То там, то здесь стали показываться зеленые стрелки. А вот и первые подснежники.
Наступает поздняя весна. В тиши леса проснулся ландыш. Он издает тонкий нежный запах. А как красивы его белые колокольчики! Сохрани их!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы: проверить сформированность умения излагать текст в логической последовательности, записать по памяти описание птицы, изложение по самостоятельно составленному плану.

1. Текст изложения по коллективно составленному плану.

Медвежонок

В лесу везде еще лежал снег. У медведицы родился медвежонок. Он был очень маленьким. Шел день за днем. Побежали по полянам ручьи. Сходил снег.
Медвежонок уже подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Малыш стал ходить.
Раз мать с сыном пошли бродить по редкому лесу. На крутом склоне лежал обломок дерева. Малыш схватился за него лапами. Со страшным грохотом обломок полетел вниз, вместе с медвежонком. Затрещали кусты. Малыш от страха и боли завыл.
Медведица быстро бросилась к нему. Мишка тянулся к матери. Он тихо скулил.

(По С.Устинову)

Слова для справок:

I часть – медвежонок, снег.
II часть – обломок, за нею, вниз.
III часть – к нему.

2. Текст-описание.

Прочитай текст, запомни по памяти описание птицы.

Ронжа

Алиска шла через поляну. Лесная трава стояла по пояс. Вдруг закачалась еловая ветка. Алиска подняла глаза.
На дереве сидела чудная птичка. Птица была как яркий цветок. Она сидела и глядела на маленькую девочку. Головка у птицы черная, а грудка зеленая. Крылья и хвост красные, как огонь.
Птица тихо скользнула над поляной и скрылась в листве деревьев.

(По Л.Воронковой)

3. Выборочное изложение по самостоятельно составленному плану.

Настоящий друг

Однажды случилась беда. Овца попала под машину. Остался маленький пушистый ягненок.
За сироткой стала ухаживать Настя. Она назвала его Шустриком. Девочка кормила его молоком, угощала хлебцем. Особенно ягненок любил капусту.
Пришло лето. Шустрик подрос. Теперь это был уже взрослый баран. А какие рога! Они были похожи на два огромных скрученных бублика.
Баран все время ходил за девочкой, как собачка. Он защищал ее от мальчишек. Раз Настя пошла в кино, и баран за ней. Девочка вошла в зал.
А баран уселся у двери и ждал ее. Настоящий друг!

ПЛАН

1. Случилась беда.
2. За сироткой ухаживает девочка.
3. …
4. …

Запиши последние части плана (3–4 части).
К этим частям плана напиши текст изложения.

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы: проверить сформированность умения писать текст под диктовку, включающий изученные орфограммы за курс начальной школы.
Объем диктанта: 75–80 слов.

Путешественники

В весенние каникулы ребята отправились путешествовать по окрестности. Удивительно красива ранняя весна в тундре. Мелькнул зверек. На мягком снегу он оставил следы острых коготков. Перелетела с ветки на ветку стайка куропаток. Кругом тишь. Ребята добрались до уютного местечка. Это замерзшее озеро.
Неожиданно появились облака. Закружила снежная мгла. Вьюга обрушила на ребят колючие снежные осколки. Вот крутой подъем. Замелькали огоньки родного поселка. Все тревоги закончились. Ребята надолго запомнили поход по зимней тундре.

Слова для справок: путешественники, неожиданно, надолго.

Упорство

Ранней весной четверо мальчиков плыли вниз по Днепру. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро бросили лодки и поплыли к берегу. Только один не покинул лодку. Он налег на весла и поплыл. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки. Темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он не доберется до пристани. Он напряг все силы. Добравшись до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.

Слова для справок: вниз, неожиданно, доберется.

Летний день

Был ясный летний день. Палило солнце. На длинных хрупких стеблях качались из стороны в сторону синие колокольчики. К земле наклонились рябенькие кукушкины слезы. Возле муравейника лежали цветы. Вокруг них жужжали пчелы. Блестели березовые листья. Молодой осинник притих от жары. Над Енисеем чуть мерцало. Темные леса на скалах стояли неподвижно. Тонким кружевом висела паутина. Вода в реке была еще холодная. Ребята выбежали из воды и грелись на солнце.

(По В.Астафьеву)

Добрый великан

Пойдем со мной на опушку леса, нагнемся и раздвинем руками траву. Вот тонкий стебелек с двумя листочками. Это березка. Она очень маленькая, ей всего один год. А вот из травы выглядывают крохотные иголочки. Это сосна. Рядом с этими деревьями ты стал великаном. Ты можешь сломать сосенку или березку одним пальцем. Но ты встанешь и осторожно перешагнешь через дерево.
Быстро пролетят годы. На этом месте будет шуметь лес. Ты станешь взрослым. Но никогда не забывай быть добрым великаном.

(По Э.Шиму)

Слова для справок: никогда не забывай.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык самоконтроля.

Знаешь ли ты?

Знаешь ли ты, что некоторые птицы получили свое название по цвету оперения или крику? Например, кукушку назвали так, потому что она кричит "ку-ку, ку-ку".
Название птицы "ворон" родственное слову "вороной" – черный. Ворону назвали так потому, что у нее черное оперение. В слове "соловей" выделяют корень "солов", что значит "соловый" – серый, желтоватый. Соловья назвали так по цвету оперения.
У рябчика пестрые, рябые перышки, а вот снегиря назвали так потому, что эта птица прилетает к нам с первым снегом и заморозками.

У колодца

До колодца надо было идти по скользкой тропинке. Дуняша любила ходить за водой. Она бежала легко и напевала песенку о березке. Ведра позванивали в такт ее шагов. На бревнах колодца висели белые сосульки льда. Они напоминали длинную бороду Деда Мороза. Инеем были покрыты кусты и деревья. В колодце сверкала вода. Дуняша набрала полные ведра и пошла. На снежной скатерти были видны следы. Стайка птиц полетела к деревне. Там всегда есть пища. Около домов развешаны кормушки.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы: проверить умение излагать текст по самостоятельно составленному плану, умение писать тексты-рассуждения.

1. Изложение.

Радость

Жил на свете чудесный певец. Он пел задушевно, искренне, от всего сердца. Его песни были так хороши, что вскоре он стал самым любимым певцом.
Между тем певец не был счастлив. Одни его песни радовали только молодежь, другие – только стариков. Веселые весенние песни нравились детям. Певец хотел спеть одну песню, которая радовала бы всех. Такой песни не было. Он загрустил, даже петь перестал.
Однажды заглянуло к нему солнце. Оно сказало, что у каждого человека должна быть своя любимая песня, иначе все станет тусклым и однообразным.
Певцу понравились слова солнца. Он стал петь самые разные песни. Люди слушали его и радовались. Всем было хорошо.

(По Е.Пермяку)

Слова для справок:

I часть – искренне, вскоре.
II часть – между тем, радовала бы, даже.
III часть – оно сказало, иначе, однообразным.
IV часть – понравились.

Составь план и напиши изложение по плану.

2. Запиши текст-рассуждение.

Почему плачут березы

Все в лесу веселятся, а березы плачут. Под горячими лучами солнца сок быстро течет по всему белому стволу. Через поры коры он выступает наружу.
Люди считают березовый сок полезным и вкусным напитком. Они подрезают кору и собирают сок в бутылку.
Деревья, у которых выпустили много сока, засыхают и гибнут, потому что сок у них – все равно что у нас кровь.

3. Запиши текст-рассуждение.

Умная книга

Почему хорошую книгу называют верным, добрым другом и советчиком? Она раскрывает перед тобой дверь и впускает тебя в новый мир.