Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2004

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Галина ПАНИНА,
психолог

Психологическая поддержка учителя

Психологическая помощь учителям в решении личных проблем

В последнее время все чаще за психологической поддержкой к психологам обращаются женщины-учителя. Причем они приходят не только со своими профессиональными проблемами, но и, что для меня, практического психолога, оказалось очень значимым проявлением доверия к психологической службе в целом, учителя запрашивают помощи в решении своих личных и семейных проблем. А ведь семейное благополучие женщины-учителя напрямую отражается на ее профессиональных успехах. Счастливый в личной жизни человек коммуникабелен, внутренне устойчив и во взаимоотношениях стабилен. Как показывает психолого-педагогическая практика, такой учитель внимательнее относится к детям, налаживает устойчиво хорошие отношения как с родителями учеников, так и в педагогическом коллективе. И наоборот, проблемные, конфликтные отношения в семье с мужем или детьми, как правило, делают учительницу эмоционально подавленной, во многих случаях безразличной к своей работе, ученикам, коллегам.

Именно поэтому в данной статье мне, уважаемые учителя, хотелось бы коснуться этой важной и очень непростой темы – темы психологической помощи в решении личных проблем.

Как пишет в своей книге "Практический психолог в школе" моя коллега Наталья Самоукина, наиболее типичной является просьба помочь разрешить конфликтные отношения с мужем и детьми. Опыт консультативной работы показывает, что можно выделить несколько типичных ошибок, которые допускают женщины-учительницы в своей семейной жизни. Давайте рассмотрим несколько ситуаций, и, может быть, кому-то удастся избежать ошибок или вовремя "поправить" свое поведение, с тем чтобы нейтрализовать возможную предразводную ситуацию.

Во взаимоотношениях с мужем многие женщины-учителя часто реализуют обучающую, воздействующую позицию, проявляя такие черты характера, как директивность, нетерпимость, неумение понять и простить. Они относятся к своему супругу как к одному из учеников, и постоянно его воспитывают, считая свою позицию единственно правильной.

В общении с собственными детьми учителя, как правило, допускают две основные педагогические ошибки. В одном случае у перегруженной и утомленной преподавательницы "не доходят руки" до собственных детей, и они растут, часто недополучая материнского внимания, заботы и любви. В другом случае дети, наоборот, излишне "завоспитываны": дома – мамой-учительницей, в школе – требованиями педагогов. От них часто требуется безусловное соответствие некому шаблону "ребенка учителя".

Но как же избежать подобных ошибок, спросите вы? Вот как на ваш вопрос отвечает психолог Наталья Самоукина: "Прежде всего, необходимо хорошо владеть своим внутренним психологическим состоянием и вовремя его сменить после прихода из школы домой. Если дома вы перестанете быть "учительницей", а будете мягкой, теплой, любящей "просто мамой", любовь которой направлена на близких, а не на реализацию воспитательных принципов, то все необходимые слова и действия придут к вам сами собой – следует только прислушаться к своему сердцу".

На консультацию к психологу часто приходят молодые женщины-учительницы с вопросами, которые напрямую касаются конкретных жизненных ситуаций, как правило, связанных с детьми. Вот, например, типичный вопрос молодой мамы, вышедшей на работу в начальную школу и отдавшей ребенка в детский садик.

"Моей дочери 4 года, в садик отдала ее в 3,5 года, до этого она болела всего пару раз и в садик собиралась с удовольствием. Первый день без мамы оказался для нее огромным стрессом, она плакала несколько часов... Она у нас единственный ребенок, и у дедушек и бабушек тоже единственная внучка, но всегда была общительной, некапризной. А тут начала болеть. Стоит сходить в садик на пару недель, и все начинается сначала – болеем месяцами... Садик до сих пор для нее сплошной стресс. Каждое утро начинается со слез. Основная проблема – тихий час, боится, что станут ругать, если захочет встать даже если в туалет... Уговариваю ее, объясняю. Она со мной соглашается, но тут же начинает болеть, так как знает, что я не смогу вести ее в садик в таком состоянии. Если бы не бабушки, пришлось бы уходить с работы... Пожалуйста, посоветуйте что-нибудь".

Мне кажется, ответ на этот вопрос будет интересен многим из вас. Проблема, с которой столкнулись молодая учительница и ее девочка, может быть определена как проблема страха разлуки. Психологи, как правило, советуют родителям вводить ребенка в режим детского сада постепенно, для того чтобы помочь смягчить возможные сильные его переживания, связанные с тем, что "...я должен каждое утро уходить из дома и идти в детский садик" (из психологической работы с детьми). Начинать, конечно же, следовало, может быть, даже за месяц до момента первого посещения детского сада с некоторых перемен привычного уклада жизни ребенка. Затем уже в детском саду следует сначала оставаться вместе с ребенком всего на несколько часов в день для знакомства с ребятами, воспитателями, режимными моментами (особенно когда ребенок тревожный). После этого можно начать оставлять ребенка в группе на несколько часов, но только после того, как вы убедились, что он вовлечен детьми в игру или воспитателями в выполнение интересного для него задания. При этом дома вам следует проводить с ребенком больше времени и ввести в семейную жизнь несколько новых ритуалов – ну, например, ритуал того, как ребенка ведут в садик, забирают из садика, или встреча с ним уже дома, или особо организованный отход ко сну и т.д. При этом было бы здорово, если бы эти ситуации проигрывались вами вместе с ребенком с использованием его любимых игрушек. Придумайте, например, игру "Зайчик пошел в детский сад".

Многие психологи рекомендуют давать ребенку с собой в детский сад мамину фотографию и обращаться "к вам", когда будет трудно или что-то вызовет беспокойство.

Вообще же проблема детского сада стоит сейчас довольно остро – ну хотя бы потому, что психологи до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос: "Как может повлиять детский сад, на эмоциональное здоровье ребенка?" Однако более важным и даже решающим фактором, влияющим на психологическое здоровье каждого ребенка, являются его отношения с вами, уважаемые взрослые, независимо от того, посещает ребенок детский сад или нет!

А вот другой вопрос, заданный психологу в процессе консультации другой молодой учительницей начальной школы.

"Скажите, что действительно происходит с внутренним миром и психикой маленького ребенка, когда мама выходит на работу, а им начинают заниматься чужие люди (няни, воспитатели)? Я говорю о малыше от года до полутора. Насколько это для него травматично?"

Безусловно, это очень травматично для маленького ребенка, даже если с ним остается родная бабушка.

Маленький ребенок приходит в этот мир, и первое и наиважнейшее, что запечатлевается в его памяти на уровне подсознания, – склонившееся над ним лицо матери. Для ребенка его мама становится некой данностью, одним из важнейших условий его существования. Ранний уход мамы из поля взаимодействия с ребенком – это крушение безопасности его мира. В этом для него заложено начало страшного хаоса, когда он перестает понимать, что происходит и кого теперь надо любить. Ведь только маму ребенок и любит БЕЗУСЛОВНОЙ любовью. А тут появляется другое лицо, и как к нему относиться, как к маме или как-то по-другому, но как?! Ребенку в этом возрасте практически ничего словами объяснить нельзя. Невозможно уверить его, что вы продолжаете любить его так же нежно, как и прежде, но при этом не подтверждаете этого касанием, поцелуем, сменой мокрых штанишек и т.д. Вы ему нужны здесь и сейчас "во плоти", и никакие доводы по поводу каких-то обстоятельств и необходимости вашего раннего выхода на работу ему не понятны.

Ранний и резкий обрыв психофизиологической "пуповины", связывающей малыша и маму, – огромный стресс для ребенка, последствия которого могут быть для обоих очень тяжелыми. Чем же может грозить малышу ранний выход мамы на работу? Это может привести к возникновению у ребенка немотивированных страхов, тревожности, непонятных вам фобий, неуверенности в себе. Оборотной стороной этого может стать агрессивность, грубость ребенка, нежелание подчинять свое поведение определенным нормам и правилам, что особенно ярко проявляется в подростковом возрасте. Ясно одно – это приведет к нарушению взаимоотношений между мамой и ребенком на очень глубоком уровне и, к сожалению, на долгое время.

Мы продолжим обсуждение темы психологической поддержки учителей в решении личных проблем в последующих публикациях. Если вы хотите задать свой вопрос, пишите по адресу: 121165, г. Москва, ул. Киевская, д. 24, редакция "Начальная школа", психологу Паниной Г.А., или по e-mail:nsc@1september.ru.