Галина ПАНИНА,
психолог
Психологическая поддержка учителя
Психологическая помощь учителям в
решении личных проблем
В последнее время все чаще за
психологической поддержкой к психологам
обращаются женщины-учителя. Причем они приходят
не только со своими профессиональными
проблемами, но и, что для меня, практического
психолога, оказалось очень значимым проявлением
доверия к психологической службе в целом,
учителя запрашивают помощи в решении своих
личных и семейных проблем. А ведь семейное
благополучие женщины-учителя напрямую
отражается на ее профессиональных успехах.
Счастливый в личной жизни человек
коммуникабелен, внутренне устойчив и во
взаимоотношениях стабилен. Как показывает
психолого-педагогическая практика, такой
учитель внимательнее относится к детям,
налаживает устойчиво хорошие отношения как с
родителями учеников, так и в педагогическом
коллективе. И наоборот, проблемные, конфликтные
отношения в семье с мужем или детьми, как правило,
делают учительницу эмоционально подавленной, во
многих случаях безразличной к своей работе,
ученикам, коллегам.
Именно поэтому в данной статье мне,
уважаемые учителя, хотелось бы коснуться этой
важной и очень непростой темы – темы
психологической помощи в решении личных проблем.
Как пишет в своей книге
"Практический психолог в школе" моя коллега
Наталья Самоукина, наиболее типичной является
просьба помочь разрешить конфликтные отношения
с мужем и детьми. Опыт консультативной работы
показывает, что можно выделить несколько
типичных ошибок, которые допускают
женщины-учительницы в своей семейной жизни.
Давайте рассмотрим несколько ситуаций, и, может
быть, кому-то удастся избежать ошибок или вовремя
"поправить" свое поведение, с тем чтобы
нейтрализовать возможную предразводную
ситуацию.
Во взаимоотношениях с мужем многие
женщины-учителя часто реализуют обучающую,
воздействующую позицию, проявляя такие черты
характера, как директивность, нетерпимость,
неумение понять и простить. Они относятся к
своему супругу как к одному из учеников, и
постоянно его воспитывают, считая свою позицию
единственно правильной.
В общении с собственными детьми
учителя, как правило, допускают две основные
педагогические ошибки. В одном случае у
перегруженной и утомленной преподавательницы
"не доходят руки" до собственных детей, и они
растут, часто недополучая материнского внимания,
заботы и любви. В другом случае дети, наоборот,
излишне "завоспитываны": дома –
мамой-учительницей, в школе – требованиями
педагогов. От них часто требуется безусловное
соответствие некому шаблону "ребенка
учителя".
Но как же избежать подобных ошибок,
спросите вы? Вот как на ваш вопрос отвечает
психолог Наталья Самоукина: "Прежде всего,
необходимо хорошо владеть своим внутренним
психологическим состоянием и вовремя его
сменить после прихода из школы домой. Если дома
вы перестанете быть "учительницей", а будете
мягкой, теплой, любящей "просто мамой",
любовь которой направлена на близких, а не на
реализацию воспитательных принципов, то все
необходимые слова и действия придут к вам сами
собой – следует только прислушаться к своему
сердцу".
На консультацию к психологу часто
приходят молодые женщины-учительницы с
вопросами, которые напрямую касаются конкретных
жизненных ситуаций, как правило, связанных с
детьми. Вот, например, типичный вопрос молодой
мамы, вышедшей на работу в начальную школу и
отдавшей ребенка в детский садик.
"Моей дочери 4 года, в садик отдала
ее в 3,5 года, до этого она болела всего пару раз и в
садик собиралась с удовольствием. Первый день
без мамы оказался для нее огромным стрессом, она
плакала несколько часов... Она у нас единственный
ребенок, и у дедушек и бабушек тоже единственная
внучка, но всегда была общительной, некапризной.
А тут начала болеть. Стоит сходить в садик на пару
недель, и все начинается сначала – болеем
месяцами... Садик до сих пор для нее сплошной
стресс. Каждое утро начинается со слез. Основная
проблема – тихий час, боится, что станут ругать,
если захочет встать даже если в туалет...
Уговариваю ее, объясняю. Она со мной соглашается,
но тут же начинает болеть, так как знает, что я не
смогу вести ее в садик в таком состоянии. Если бы
не бабушки, пришлось бы уходить с работы...
Пожалуйста, посоветуйте что-нибудь".
Мне кажется, ответ на этот вопрос будет
интересен многим из вас. Проблема, с которой
столкнулись молодая учительница и ее девочка,
может быть определена как проблема страха
разлуки. Психологи, как правило, советуют
родителям вводить ребенка в режим детского сада
постепенно, для того чтобы помочь смягчить
возможные сильные его переживания, связанные с
тем, что "...я должен каждое утро уходить из дома
и идти в детский садик" (из психологической
работы с детьми). Начинать, конечно же, следовало,
может быть, даже за месяц до момента первого
посещения детского сада с некоторых перемен
привычного уклада жизни ребенка. Затем уже в
детском саду следует сначала оставаться вместе с
ребенком всего на несколько часов в день для
знакомства с ребятами, воспитателями, режимными
моментами (особенно когда ребенок тревожный).
После этого можно начать оставлять ребенка в
группе на несколько часов, но только после того,
как вы убедились, что он вовлечен детьми в игру
или воспитателями в выполнение интересного для
него задания. При этом дома вам следует проводить
с ребенком больше времени и ввести в семейную
жизнь несколько новых ритуалов – ну, например,
ритуал того, как ребенка ведут в садик, забирают
из садика, или встреча с ним уже дома, или особо
организованный отход ко сну и т.д. При этом было
бы здорово, если бы эти ситуации проигрывались
вами вместе с ребенком с использованием его
любимых игрушек. Придумайте, например, игру
"Зайчик пошел в детский сад".
Многие психологи рекомендуют давать
ребенку с собой в детский сад мамину фотографию и
обращаться "к вам", когда будет трудно или
что-то вызовет беспокойство.
Вообще же проблема детского сада стоит
сейчас довольно остро – ну хотя бы потому, что
психологи до сих пор не могут дать однозначного
ответа на вопрос: "Как может повлиять детский
сад, на эмоциональное здоровье ребенка?"
Однако более важным и даже решающим фактором,
влияющим на психологическое здоровье каждого
ребенка, являются его отношения с вами, уважаемые
взрослые, независимо от того, посещает ребенок
детский сад или нет!
А вот другой вопрос, заданный
психологу в процессе консультации другой
молодой учительницей начальной школы.
"Скажите, что действительно
происходит с внутренним миром и психикой
маленького ребенка, когда мама выходит на работу,
а им начинают заниматься чужие люди (няни,
воспитатели)? Я говорю о малыше от года до
полутора. Насколько это для него травматично?"
Безусловно, это очень травматично для
маленького ребенка, даже если с ним остается
родная бабушка.
Маленький ребенок приходит в этот мир,
и первое и наиважнейшее, что запечатлевается в
его памяти на уровне подсознания, – склонившееся
над ним лицо матери. Для ребенка его мама
становится некой данностью, одним из важнейших
условий его существования. Ранний уход мамы из
поля взаимодействия с ребенком – это крушение
безопасности его мира. В этом для него заложено
начало страшного хаоса, когда он перестает
понимать, что происходит и кого теперь надо
любить. Ведь только маму ребенок и любит
БЕЗУСЛОВНОЙ любовью. А тут появляется другое
лицо, и как к нему относиться, как к маме или
как-то по-другому, но как?! Ребенку в этом возрасте
практически ничего словами объяснить нельзя.
Невозможно уверить его, что вы продолжаете
любить его так же нежно, как и прежде, но при этом
не подтверждаете этого касанием, поцелуем,
сменой мокрых штанишек и т.д. Вы ему нужны здесь и
сейчас "во плоти", и никакие доводы по поводу
каких-то обстоятельств и необходимости вашего
раннего выхода на работу ему не понятны.
Ранний и резкий обрыв
психофизиологической "пуповины",
связывающей малыша и маму, – огромный стресс для
ребенка, последствия которого могут быть для
обоих очень тяжелыми. Чем же может грозить малышу
ранний выход мамы на работу? Это может привести к
возникновению у ребенка немотивированных
страхов, тревожности, непонятных вам фобий,
неуверенности в себе. Оборотной стороной этого
может стать агрессивность, грубость ребенка,
нежелание подчинять свое поведение определенным
нормам и правилам, что особенно ярко проявляется
в подростковом возрасте. Ясно одно – это
приведет к нарушению взаимоотношений между
мамой и ребенком на очень глубоком уровне и, к
сожалению, на долгое время.
Мы продолжим обсуждение темы психологической
поддержки учителей в решении личных проблем в
последующих публикациях. Если вы хотите задать
свой вопрос, пишите по адресу: 121165, г. Москва, ул.
Киевская, д. 24, редакция "Начальная школа",
психологу Паниной Г.А., или по e-mail:nsc@1september.ru.
|