Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Лилия СТАСЕВИЧ,
учитель начальных классов,
г. Хабаровск

Рыбы Амура

Урок математики

Огромное количество городов, сел и деревень стоят на берегах каких-либо водоемов. Хорошо ли дети знают их обитателей? Как познакомить учеников с рыбами ближайшей реки? Можно это сделать так, как предлагает Лилия СТАСЕВИЧ, учитель начальных классов из г. Хабаровска.
Материал для урока математики полностью построен на данных по реке Амур. При желании любой педагог может изменить названия реки и рыб. Главное, чтобы используемые факты были достоверны.

2-й класс

Тема. "Сложение и вычитание в пределах 100 (без перехода через десяток). Закрепление".

Цели. Закрепить изученные приемы сложения и вычитания без перехода через десяток; развивать мыслительные операции (классификацию, обобщение, сравнение), воображение, память, фантазию; воспитывать в детях бережное отношение к природе, гордость за свой край.

Оборудование. Иллюстрации с изображениями рыб, обитающих в Амуре; карточки с текстом задачи; фотографии Амура; фишки из цветной бумаги в форме рыб.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель держит в руках "туристическую путевку" в виде открытки, сделанную из использованного настенного календаря с изображением реки. Внутри напечатано:

"Круиз по Амуру"

Особые условия:

1. Быть внимательным, активным, знающим учеником.
2. Хорошо знать реку Амур.

Учитель. Ребята, вы знаете, что это?

Нашему классу досталась туристическая путевка в круиз по Амуру. Но здесь есть особые условия, которые выдвигает фирма, предоставившая нам круиз.

1. В круиз отправятся только самые внимательные, активные, знающие ученики, которые будут определены по наличию у них особых фишек.

2. Разрешено брать с собой только тех учеников, которые хорошо знают Амур.

Мне очень хочется, чтобы в путешествие отправился весь класс, поэтому вы должны быть старательными, чтобы узнать много нового и вспомнить изученное ранее, а именно приемы сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через десяток.

III. Чистописание

У. Нам предстоит путешествие по одной из крупнейших рек земного шара. Запишите цифру 4. Что может означать это число?

Дети. Четыре времени года.
– Четыре ножки у стула.
– Четыре угла у четырехугольника.
– Четыре лапы у животных.

У. Еще оно означает, что река Амур занимает 4-е место в России по своей длине. Длиннее ее реки: Енисей, Обь, Лена.

 Охарактеризуйте это число.

Д. Число 4 стоит на 4 месте в натуральном ряду чисел, предыдущее 3, последующее 5. Число 4 четное.

У. Запишите через клетку цифру 9. Что может означать данное число?

Д. Учебный год длится 9 месяцев.

– Вокруг солнца вращается 9 планет.

У. Река Амур занимает среди рек земного шара 9-е место. Дайте характеристику числу 9.

Д. Число 9 стоит на 9-м месте в натуральном ряду чисел, предыдущее – 8, следующее 10. Число 9 нечетное.

У. Используя эти цифры, запишите двузначные числа.

Дети записывают числа 49 и 94.

– Чем похожи эти числа?

Д. Для их записи использовались одинаковые цифры.

У. Чем различны эти числа?

Д. Единичным составом. В числе 49 – 4 десятка и 9 единиц, а в числе 94 – 9 десятков и 4 единицы.

– Еще число 49 меньше числа 94.

У. Запишите еще одно число.

Учитель показывает карточку 108.

– Кто, ребята, может назвать его?

Д. Это число 108.

У. Чем оно отличается от предыдущих?

Д. Это число трехзначное, так как для его записи потребовалось 3 цифры.

– Оно больше всех записанных.

У. Что же обозначает это число? Например, то, что в нашей реке водится 108 видов рыб, начиная от малюсенького пескарика* и заканчивая гигантской калугой.
Запомните эти числа. Что они обозначают? Новыми знаниями поделитесь дома с родными.
Итак, еще одна цель нашего урока – мы будем заниматься математикой и говорить о рыбах Амура, выполнять условие туристической фирмы: хорошо знать Амур.

IV. Индивидуальная работа

У. Каждое путешествие должно быть тщательно подготовлено. Нам помогут ребята. Они будут работать на закрытой части доски.

Ученик 1.

Карточка 1

По берегам Амура расположено 40 деревень и 4 города. Сколько населенных пунктов расположено на Амуре в Хабаровском крае?

Ученик 2.

Карточка 2

Глубина Амура у Хабаровска 8 метров, у Николаевска-на-Амуре на 42 метра глубже. Чему равна глубина реки у Николаевска-на-Амуре?

Дети записывают решение, ответ и составляют схемы обратных задач, не решая их.

V. Устный счет

У. В Амуре рыбы больше, чем в Москве-реке. Сколько рыбы в Москве-реке?

Д. В Москве-реке рыбы меньше, чем в Амуре, потому что в Амуре больше.

У. У ротана на 14 зубов больше, чем у всех остальных амурских рыб. Сколько зубов у остальных амурских рыб?

Д. На 14 зубов меньше, потому что у ротана их больше на 14.

У. Молодцы. Оказывается эти 14 зубов у ротана расположены в глотке. И образуется как бы второй ряд. Ротан – хищник.

У. Толстолоб питается исключительно травой, за месяц он съедает 40 кг травы, а это на 30 кг больше, чем он весит сам. Чему равна масса толстолоба?

Д. 10 кг.

У. Как вы узнали? Докажите.

Д. 40 – 30 = 10 (кг), потому что он съедает больше, значит, весит меньше, надо вычитать.

У. Всем вам знаком сом, а кто знает, что в Амуре водится касатка – колючая родственница сома? Но кто из них крупнее, если длина сома достигает 10 дм, а касатки – 10 см?

Д. Сом длиннее касатки, потому что 10 дм – это 100 см, а 100 см больше 10 см.

У. Попробуйте узнать на сколько, записав в тетради решение и ответ.

Дети записывают: 100 – 10 = 90 см.

Ответ: на 90 см.

– Объясните прием вычитания.

VI. Проверка индивидуальной работы

У. Посмотрите, как выполнили задание ваши товарищи у доски.

Дети, работавшие у доски, объясняют решение задачи и способ выбора действий. Класс по схемам обратных задач составляет текст задач и доказывает способ их решения. Подводится итог по устному счету и индивидуальной работе.
Отвечавшие дети получают фишки в виде рыбок.
Обращается внимание на новые дополнительные знания (факты).

VII. Самостоятельная работа

У. Ребята, обратите внимание на выражения, записанные на доске.

На доске:

80 – 36 =80 –– 6 =

64 – 30 = 60 – 30 +=

56 + 20 = 50 ++=

33 + 5=++=

– Вставьте в клетки недостающие числа, решите и приготовьтесь объяснить приемы сложения и вычитания.

Дети выполняют задание.

– Чем похожи первые два выражения?

Д. Это разности. В них из десятков вычитают десятки.

У. Чем различны эти выражения?

Д. В первом выражении единицы вычитают, а во втором надо прибавлять.
– В первом выражении круглым числом выражено уменьшаемое, а во втором – вычитаемое.

У. Молодцы. Какие из данных выражений будут решаться этими приемами?

На доске:

30 + 20
36 + 2
60 – 20
26 + 4

16 +40
50 – 8
46 – 2

53 – 20
46 + 4

90 – 13

Работа ведется устно, учитель показывает первое выражение: 80 – 36. Дети находят пример к данному приему 90 – 13 и т.д. Учитель сразу стирает использованные выражения.

– Найдите значение оставшихся выражений, работая в парах, шепотом объясняя друг другу приемы сложения и вычитания, записывая в строчку только ответы. Проверяются только ответы с упрощенным объяснением приема.

VIII. Физкультминутка

IХ. Решение задач

У. Вернемся опять к рыбам. Мы уже знаем, что в Амуре водится более 100 видов рыб. Среди них промысловые (ценные породы) – осетр, калуга, кета, горбуша, минога, корюшка – и сорные (не имеющие ценности) – ротаны, чебаки, пескари, гольяны, вьюны. Нам предстоит решить экологическую задачу. Прочитайте ее текст.

На доске:

В Амуре обитает 50 видов сорных рыб. Промысловых на 30 видов меньше. Сколько промысловых и сорных видов рыб обитает в Амуре?

– Прочитайте задачу, выбрав главные слова для составления краткой записи. Что у вас получилось?

На доске:

Сорные – 50 в.
Промысл. – ? на 30 в. м. }?

– Повторите условие задачи по краткой записи.

Какие два числа мы должны знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?

Д. Сколько сорных видов и сколько промысловых.

У. Сколько было сорных видов?

Д. 50 видов.

У. А промысловых?

Д. Неизвестно.

У. Что сказано про промысловые?

Д. Их на 30 видов меньше, чем сорных.

У. Можем это узнать? Как?

Д. 50 – 30.

В результате анализа задачи на доске появилась схема-план.

На доске:

У. Запишите решение задачи самостоятельно.

Дети выполняют задание.

За полные правильные ответы дети получают фишки в виде рыбы.

– Я говорю, что эта задача экологическая. Вспомните, сколько видов рыбы всего обитает в Амуре?

Д. 108 видов.

У. А мы ведем речь о 70. Что же остальные?

Дети высказывают свои предложения, учитель выслушивает, пока кто-то не скажет, что они исчезающие.

– Умницы. Это много или мало?

Д. Много видов рыб может исчезнуть.

У. Что необходимо делать?

Дети высказывают свои мнения о бережном отношении к природе.

– Много лет назад наш дальневосточный поэт Петр Комаров писал: "Вода кишит рыбой: куда ни забрось свой черпак, что-нибудь да поймаешь".
А как обстоят дела сейчас?

Выслушиваются высказывания ребят.

– Амур-батюшка просит помощи. И будет ли он жить, зависит от вас. Прочитайте текст следующей задачи у вас на карточках.

Карточка

В Амуре живут карась, верхогляд, сазан, щука. Верхогляд не самая крупная рыба, но она крупнее щуки и карася. А карась не крупнее щуки. Расположи рыб в порядке уменьшения их веса. Ответы запиши.

1. _________________________________________
2. _________________________________________
3. _________________________________________
4. _________________________________________

 

Дети работают в группах по четыре человека, ответ обосновывают, и один ученик из группы защищает свое решение.

– Действительно, сазан достигает массы до 20 кг, верхогляд – до 10 кг, щука – до 8 кг, карась – до 500–800 г.

Х. Итог урока

У. Ребята, как вы думаете, мы выполнили условия фирмы, которые были поставлены перед нами?

Д. Да.

У. Мы теперь хорошо знаем Амур?

Выслушиваются высказывания детей.

– Действительно, мы узнали самую малость, и нам еще предстоит изучить Амур. Поделитесь дома со своими родными тем новым, что вы узнали сегодня.

ХI. Домашнее задание


* По ходу урока учитель показывает рисунки с изображениями рыб, обитающих в Амуре.